27 апреля 2024
USD 92.01 -0.12 EUR 98.72 +0.01
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2000 года: "Госсоветское пространство"

Архивная публикация 2000 года: "Госсоветское пространство"

Выстроенная при Борисе Ельцине саморегулирующаяся система элит не хочет видеть промеж себя ни чекистов с чемоданами компромата на всех и вся, ни нахрапистых, невесть откуда взявшихся партийных функционеров из "Единства", ни молодых нахалов из президентской администрации. Поняв это, Владимир Путин может пойти на то, чтобы президиум Госсовета стал той самой лабораторией, в которой президент под личным приглядом станет выводить группу поддержки из числа авторитетных региональных лидеров.Очарованный, околдованный

Шеф "Медиа-МОСТа" Владимир Гусинский, представляя широкой публике шантажное соглашение "акции в обмен на свободу" за подписью министра печати Михаила Лесина, несомненно, рассчитывал не только на бурное возмущение общественности по поводу неопровержимого участия представителя государства в зачистке оппозиционного медиа-холдинга.
Осознав, что дело в общем и целом проиграно и переход МОСТа под контроль дружественных государству структур лишь вопрос времени, Гусинский хотел прихватить с собой на дно хотя бы министра Лесина. По замыслу Лесин, поставивший подпись на злополучной бумаге исключительно, по его словам, как частное лицо, должен был и в самом деле этим лицом стать -- после того как президенту Путину раскроет глаза на цинизм госчиновника бывший президент СССР, а ныне председатель общественного совета НТВ Михаил Горбачев (см. рубрику "Политинформация").
Кстати, на эту общественную должность Гусинский двинул Горбачева в мае, когда понял, что госпетля вокруг его шеи затягивается все туже, и решил заручиться какой-никакой общественной поддержкой.
Встреча двух президентов окончательно обрушила интригу, задуманную Владимиром Гусинским.
Рассказывая по ТВ о встрече с Путиным, посланец НТВ выглядел без малого очарованным-околдованным. Горбачев добросовестно цитировал президента РФ, как тот обещал ему, зачинателю гласности, и впредь повсеместно укреплять свободу слова и не вмешиваться в спор между двумя корпорациями -- МОСТом и "Газпромом". Неизвестно, по какой причине Горбачев забыл о цели своего визита к Путину -- защитить МОСТ и, в частности, НТВ от чересчур пристального внимания государства и в своих ответах журналистам все время упирал на понимание Путиным важности свободы прессы.
Президентская психотерапия

Что касается отставки министра Лесина, то здесь Горбачев с привычной витиеватостью сообщил, что президент Путин, как и он, Горбачев, считает участие госчиновника в подписании упомянутого скандального соглашения абсолютно недопустимым. Однако уклончиво дал понять, что головы незадачливого чиновника не требовал, мол, это исключительно прерогатива президента (а то все думали, что это прерогатива Горбачева). Для него же самого, улетающего читать лекции в Америку, важным было укрепиться во мнении, что затаптывать СМИ в планы Путина не входит.
Президент Чувашии Николай Федоров: "Михаил Горбачев, очевидно, подвержен чарам и воздействию психотерапии. Тем более что Владимир Путин хорошо владеет психотерапией. Вернее, он отлично владеет кратким курсом КГБ -- как нравиться собеседнику. Президент всегда очень дружелюбен, всегда поддерживает тебя, говорит то, что тебе нравится, отпускает массу комплиментов. Например: "Ну какой вы молодец!" И в этом смысле он обезоруживает. Во встрече Путина с Горбачевым победил Путин, он нейтрализовал интригу через Горбачева. Теперь Горбачев на стороне Путина, потому что Путин молодец, он сторонник свободы прессы. Михаил Сергеевич произнес лозунги, которые взял у Путина, и понес их дальше. Сама же проблема решена не будет, потому что типичная черта нынешней власти -- говорить одно, а делать другое".
Так или иначе, но в сухом остатке остается пока одно: Владимир Путин не собирается трогать Михаила Лесина. То ли из-за нежелания идти на поводу у Владимира Гусинского, то ли чтобы не осложнять отношения с ельцинской "семьей" (Лесин их человек). А может, потому, что Лесин еще не все "порешал", а "порешать" ему есть чего.
Собеседник "Профиля" в кремлевской администрации: "Во-первых, Лесин должен закончить затянувшуюся историю с отчуждением НТВ у Гусинского. Во-вторых, он должен выстроить управление на ОРТ -- отодвинуть людей Березовского и договориться с другими. В-третьих, он должен подмять под Кремль региональные СМИ, которыми пока рулят губернаторы. Кроме того, у него есть дела сугубо личного свойства: недавно он начал проявлять значительный интерес к полиграфическому бизнесу и крупным издательствам. Когда все эти задачи будут решены, он сам уйдет в отставку и возглавит новый полиграфическо-издательско-рекламный холдинг".
Трудно быть царем

Владимиру Путину, конечно, нужны свои люди, в том числе и на месте Лесина. Однако, похоже, президент полагает, что спешить ему особо некуда: и время у него есть, и рейтинг его из-за давления на "олигархов" никак не падает, а даже наоборот. Журналисты с "Эха Москвы" рассказывают, что люди, приносившие им во время политических кризисов 1991 и 1993 годов сигареты и еду, сейчас выступают за то, чтобы Гусинского посадили -- потому, дескать, что эти "олигархи" всех уже достали.
Николай Федоров: "Путин как раз руководствуется логикой наката -- все его советники и технологи только этому его и учат. Ведь у нынешнего главного кремлевского технолога Глеба Павловского макиавеллизм в самой крайней форме: для достижения цели абсолютно все средства хороши. А если возникают какие-то проблемы, то надо перевести стрелки с виноватого на того, кто потенциально может быть виноватым. Сейчас популярна схема перевода стрелок на "олигархов" -- на этой волне можно долго продержаться".
Сколь долго, на сей счет есть разные мнения. Депутат от ЛДПР Алексей Митрофанов, напротив, полагает, что Путину следует поторопиться: "Чтобы стать подлинным хозяином, Путину надо не интриговать, а сломать шею своим конкурентам, как это делал Ельцин. Тот в одночасье убрал Горбачева, разогнал партию и, прокричав на всю страну: "Кто на меня?!", стал реальным хозяином. Путин тоже должен кого-то порвать, а без этого авторитета в России у него не будет. У нас за сорок лет через места лишения свободы прошло 43 миллиона человек и 75 миллионов -- через суды. Сейчас от Путина ждут продолжения. Если же Путин затянет, то уже через год могут закричать, как в знаменитом фильме "Иван Васильевич меняет профессию", что царь ненастоящий".
Главный русский, главный мусульманин

Не исключено, что одна из причин путинского выжидания (независимо от того, будет он шеи ломать или ограничится надиранием ушей) -- это, как уже было сказано, отсутствие своей команды или хотя бы авторитетной группы поддержки: на сомнительного качества политтехнологиях и спецслужбистских методиках далеко не уедешь. Выстроенная при Ельцине саморегулирующаяся система элит не хочет видеть промеж себя ни чекистов с чемоданами компромата на всех и вся, ни нахрапистых, невесть откуда взявшихся партийных функционеров из "Единства", ни молодых нахалов из президентской администрации.
Собеседник в администрации президента уверяет: "Путин постепенно начинает понимать, что Россия -- это не Чили. Здесь, даже если стерильно зачистить все политическое пространство, не получится расставить на ключевые места сотню-другую честных генералов для жесткого, всеобъемлющего контроля -- не найдется столько. А экономику не получится отдать десятку молодых бессребреников, либералов-фанатиков -- нет таких. Обязательно будут обманывать, приписывать и воровать. А если политическое пространство стерильно не зачищать, то вообще чилийская схема неприменима. Так какая разница, на кого опереться -- у губернаторов хотя бы реальная власть в регионах".
Между прочим, 28 сентября Владимир Путин собрал семерых своих представителей в федеральных округах и строго-настрого запретил им вмешиваться в дела, находящиеся в компетенции глав регионов. Слов нет, неплохой подарок региональным баронам накануне первого заседания президиума Госсовета.
Президиум Госсовета (семь губернаторов, меняющихся на ротационной основе) -- это та самая лаборатория, в которой президент под личным приглядом станет выводить группу поддержки из числа региональных лидеров, готовых разделить его взгляды касательно построения эффективного государства.
Каковы в действительности эти взгляды, страна узнает только тогда, когда (и если) Владимир Путин избавится от чьего бы то ни было влияния и от ненужных людей в своем окружении. Причем это будут взгляды лично его, Путина, потому что Путин, по словам людей, работавших с ним еще в Питере, убежден, что только он знает, как надо.
Губернатор Тюменской области Леонид Рокецкий: "Как-то я спросил президента: "Как надо решать межнациональные проблемы в России, кто там старше у нас -- мусульмане или другие, чтобы решать с ними конфессиональные вопросы?" На что Путин ответил: "Я главный русский, я главный мусульманин. Со мной решайте".

Выстроенная при Борисе Ельцине саморегулирующаяся система элит не хочет видеть промеж себя ни чекистов с чемоданами компромата на всех и вся, ни нахрапистых, невесть откуда взявшихся партийных функционеров из "Единства", ни молодых нахалов из президентской администрации. Поняв это, Владимир Путин может пойти на то, чтобы президиум Госсовета стал той самой лабораторией, в которой президент под личным приглядом станет выводить группу поддержки из числа авторитетных региональных лидеров.Очарованный, околдованный


Шеф "Медиа-МОСТа" Владимир Гусинский, представляя широкой публике шантажное соглашение "акции в обмен на свободу" за подписью министра печати Михаила Лесина, несомненно, рассчитывал не только на бурное возмущение общественности по поводу неопровержимого участия представителя государства в зачистке оппозиционного медиа-холдинга.

Осознав, что дело в общем и целом проиграно и переход МОСТа под контроль дружественных государству структур лишь вопрос времени, Гусинский хотел прихватить с собой на дно хотя бы министра Лесина. По замыслу Лесин, поставивший подпись на злополучной бумаге исключительно, по его словам, как частное лицо, должен был и в самом деле этим лицом стать -- после того как президенту Путину раскроет глаза на цинизм госчиновника бывший президент СССР, а ныне председатель общественного совета НТВ Михаил Горбачев (см. рубрику "Политинформация").

Кстати, на эту общественную должность Гусинский двинул Горбачева в мае, когда понял, что госпетля вокруг его шеи затягивается все туже, и решил заручиться какой-никакой общественной поддержкой.

Встреча двух президентов окончательно обрушила интригу, задуманную Владимиром Гусинским.

Рассказывая по ТВ о встрече с Путиным, посланец НТВ выглядел без малого очарованным-околдованным. Горбачев добросовестно цитировал президента РФ, как тот обещал ему, зачинателю гласности, и впредь повсеместно укреплять свободу слова и не вмешиваться в спор между двумя корпорациями -- МОСТом и "Газпромом". Неизвестно, по какой причине Горбачев забыл о цели своего визита к Путину -- защитить МОСТ и, в частности, НТВ от чересчур пристального внимания государства и в своих ответах журналистам все время упирал на понимание Путиным важности свободы прессы.

Президентская психотерапия


Что касается отставки министра Лесина, то здесь Горбачев с привычной витиеватостью сообщил, что президент Путин, как и он, Горбачев, считает участие госчиновника в подписании упомянутого скандального соглашения абсолютно недопустимым. Однако уклончиво дал понять, что головы незадачливого чиновника не требовал, мол, это исключительно прерогатива президента (а то все думали, что это прерогатива Горбачева). Для него же самого, улетающего читать лекции в Америку, важным было укрепиться во мнении, что затаптывать СМИ в планы Путина не входит.

Президент Чувашии Николай Федоров: "Михаил Горбачев, очевидно, подвержен чарам и воздействию психотерапии. Тем более что Владимир Путин хорошо владеет психотерапией. Вернее, он отлично владеет кратким курсом КГБ -- как нравиться собеседнику. Президент всегда очень дружелюбен, всегда поддерживает тебя, говорит то, что тебе нравится, отпускает массу комплиментов. Например: "Ну какой вы молодец!" И в этом смысле он обезоруживает. Во встрече Путина с Горбачевым победил Путин, он нейтрализовал интригу через Горбачева. Теперь Горбачев на стороне Путина, потому что Путин молодец, он сторонник свободы прессы. Михаил Сергеевич произнес лозунги, которые взял у Путина, и понес их дальше. Сама же проблема решена не будет, потому что типичная черта нынешней власти -- говорить одно, а делать другое".

Так или иначе, но в сухом остатке остается пока одно: Владимир Путин не собирается трогать Михаила Лесина. То ли из-за нежелания идти на поводу у Владимира Гусинского, то ли чтобы не осложнять отношения с ельцинской "семьей" (Лесин их человек). А может, потому, что Лесин еще не все "порешал", а "порешать" ему есть чего.

Собеседник "Профиля" в кремлевской администрации: "Во-первых, Лесин должен закончить затянувшуюся историю с отчуждением НТВ у Гусинского. Во-вторых, он должен выстроить управление на ОРТ -- отодвинуть людей Березовского и договориться с другими. В-третьих, он должен подмять под Кремль региональные СМИ, которыми пока рулят губернаторы. Кроме того, у него есть дела сугубо личного свойства: недавно он начал проявлять значительный интерес к полиграфическому бизнесу и крупным издательствам. Когда все эти задачи будут решены, он сам уйдет в отставку и возглавит новый полиграфическо-издательско-рекламный холдинг".

Трудно быть царем


Владимиру Путину, конечно, нужны свои люди, в том числе и на месте Лесина. Однако, похоже, президент полагает, что спешить ему особо некуда: и время у него есть, и рейтинг его из-за давления на "олигархов" никак не падает, а даже наоборот. Журналисты с "Эха Москвы" рассказывают, что люди, приносившие им во время политических кризисов 1991 и 1993 годов сигареты и еду, сейчас выступают за то, чтобы Гусинского посадили -- потому, дескать, что эти "олигархи" всех уже достали.

Николай Федоров: "Путин как раз руководствуется логикой наката -- все его советники и технологи только этому его и учат. Ведь у нынешнего главного кремлевского технолога Глеба Павловского макиавеллизм в самой крайней форме: для достижения цели абсолютно все средства хороши. А если возникают какие-то проблемы, то надо перевести стрелки с виноватого на того, кто потенциально может быть виноватым. Сейчас популярна схема перевода стрелок на "олигархов" -- на этой волне можно долго продержаться".

Сколь долго, на сей счет есть разные мнения. Депутат от ЛДПР Алексей Митрофанов, напротив, полагает, что Путину следует поторопиться: "Чтобы стать подлинным хозяином, Путину надо не интриговать, а сломать шею своим конкурентам, как это делал Ельцин. Тот в одночасье убрал Горбачева, разогнал партию и, прокричав на всю страну: "Кто на меня?!", стал реальным хозяином. Путин тоже должен кого-то порвать, а без этого авторитета в России у него не будет. У нас за сорок лет через места лишения свободы прошло 43 миллиона человек и 75 миллионов -- через суды. Сейчас от Путина ждут продолжения. Если же Путин затянет, то уже через год могут закричать, как в знаменитом фильме "Иван Васильевич меняет профессию", что царь ненастоящий".

Главный русский, главный мусульманин


Не исключено, что одна из причин путинского выжидания (независимо от того, будет он шеи ломать или ограничится надиранием ушей) -- это, как уже было сказано, отсутствие своей команды или хотя бы авторитетной группы поддержки: на сомнительного качества политтехнологиях и спецслужбистских методиках далеко не уедешь. Выстроенная при Ельцине саморегулирующаяся система элит не хочет видеть промеж себя ни чекистов с чемоданами компромата на всех и вся, ни нахрапистых, невесть откуда взявшихся партийных функционеров из "Единства", ни молодых нахалов из президентской администрации.

Собеседник в администрации президента уверяет: "Путин постепенно начинает понимать, что Россия -- это не Чили. Здесь, даже если стерильно зачистить все политическое пространство, не получится расставить на ключевые места сотню-другую честных генералов для жесткого, всеобъемлющего контроля -- не найдется столько. А экономику не получится отдать десятку молодых бессребреников, либералов-фанатиков -- нет таких. Обязательно будут обманывать, приписывать и воровать. А если политическое пространство стерильно не зачищать, то вообще чилийская схема неприменима. Так какая разница, на кого опереться -- у губернаторов хотя бы реальная власть в регионах".

Между прочим, 28 сентября Владимир Путин собрал семерых своих представителей в федеральных округах и строго-настрого запретил им вмешиваться в дела, находящиеся в компетенции глав регионов. Слов нет, неплохой подарок региональным баронам накануне первого заседания президиума Госсовета.

Президиум Госсовета (семь губернаторов, меняющихся на ротационной основе) -- это та самая лаборатория, в которой президент под личным приглядом станет выводить группу поддержки из числа региональных лидеров, готовых разделить его взгляды касательно построения эффективного государства.

Каковы в действительности эти взгляды, страна узнает только тогда, когда (и если) Владимир Путин избавится от чьего бы то ни было влияния и от ненужных людей в своем окружении. Причем это будут взгляды лично его, Путина, потому что Путин, по словам людей, работавших с ним еще в Питере, убежден, что только он знает, как надо.

Губернатор Тюменской области Леонид Рокецкий: "Как-то я спросил президента: "Как надо решать межнациональные проблемы в России, кто там старше у нас -- мусульмане или другие, чтобы решать с ними конфессиональные вопросы?" На что Путин ответил: "Я главный русский, я главный мусульманин. Со мной решайте".

ИНЕССА СЛАВУТИНСКАЯ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».