Наверх
12 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2008 года: "HOMOSTATISTICUS"

Социологи из фонда «Общественное мнение» (ФОМ) отмечают самое значительное за последние 20 лет изменение карьерных устремлений молодежи. Нынешние школьники и студенты разочаровались в бизнесе и хотят делать карьеру на государственной службе. Тенденция столь очевидна, что ученые заговорили о новом демографическом явлении — «поколении стабильности». Социологи из фонда «Общественное мнение» (ФОМ) отмечают самое значительное за последние 20 лет изменение карьерных устремлений молодежи. Нынешние школьники и студенты разочаровались в бизнесе и хотят делать карьеру на государственной службе. Тенденция столь очевидна, что ученые заговорили о новом демографическом явлении — «поколении стабильности».
    Пепси с горчинкой
   В 2008 году уровень интереса к предпринимательству упал на 8% (среди студентов — на 13%). В начале 2008-го о своем желании заниматься бизнесом заявляли 30% опрошенных. В конце года эта доля снизились до 22%. И если раньше приоритетными среди молодежи были коммерческие профессии — менеджера, банкира, юриста, экономиста — и сопутствующие им притягательные образы бизнесмена и бизнес-леди, то сегодня настрой меняется. Подросшие представители «поколения пепси» считают, что бизнес — это постоянный стресс, высокие риски и угроза разорения, давящие налоги и коррупция. Как считают социологи, намечающаяся тенденция связана не только со взрослением опрашиваемых, но и с объективными причинами: дают о себе знать финансовый кризис и пустые декларации государства о поддержке малого бизнеса, который душат коррупция чиновничества и растущие налоги.
   Свято место
   Молодые предпочитают искать работу в тех структурах, стараниями которых карьера в бизнесе перестала казаться привлекательной и перспективной. По данным ФОМа, 14—17% молодых людей выражают намерение работать в органах государственной и муниципальной власти. 3% опрошенных там уже работают. Молодежь стремится на госслужбу, потому что, по мнению опрошенных, та обеспечивает «стабильную зарплату» (31%), «гарантированную зарплату» (29%), «влияние» (25%) и «перспективу роста» (15%).
   Настораживает молодых в госслужбе «жесткая регламентация», «коррупция», «низкие зарплаты». Причем вслед за разочарованием в бизнесе, столь же низкие амбиции молодежь демонстрирует и в ожиданиях от власти. Примерно 3% хотят работать в «администрации города», «аппарате президента»; «в Министерстве образования»; «Министерстве обороны»; «Министерстве финансов»; «мэрии города»; «правительстве области». Столько же участников опроса (3%) называют в качестве самых интересных работодателей правоохранительные или силовые структуры (армия, РОВД, ГИБДД, ГУВД, МВД). При этом почти все опрошенные мечтают работать в госкорпорациях. Главный работодатель их мечты — разумеется, корпорация «Газпром».
   То есть нынешнее поколение оказалось гибче своих предшественников: на огосударствление бизнеса оно отвечает огосударствлением своих притязаний.
   Семья или карьера
   Среди ценностей, значимых для молодежи, преобладают две группы — семья и работа. Здесь тенденция тоже меняется. В 1990-е годы на первом месте однозначно была карьера. Как полагают ученые, рокировка произошла из-за затянувшихся реформ и финансового кризиса. Демонстрируя защитную реакцию на растущие проблемы, пространство молодых сужается до семьи и работы. А вследствие этого выбора возникает новая проблема — рост напряжения между этими сферами. Кстати, вместе с падением интереса к частному бизнесу незначительно (на 6—8%) вырос интерес к политике. Повышение уровня интереса молодежи к политике с 34% до 42% выражается в интересе к новостям и в доверии к власти. Как следствие, очевиден рост молодежного интереса к государственной службе.
   Экспертиза
   Лариса Паутова, эксперт ФОМ, директор проекта «Новое поколение»:
   «Итак, большинство участников опроса относят себя к людям, стремящимся сделать карьеру (72%). Сегодняшние молодые представляют свое будущее по-разному, но по большей части прагматично. Уже не только вне политики и необязательно только в бизнесе. В целом данные опросов фиксируют снижение уровня их притязаний по сравнению с 1990-ми годами. Нынешняя молодежь — «поколение стабильности» — ориентирована на материальное благополучие, но для нее важен не столько достаток, сколько востребованная профессия и хорошая работа. Новое поколение ценит деньги больше, чем молодежь советской эпохи, но уже не стремится к любым заработкам или легким деньгам».

   Общероссийский опрос 1500 молодых людей в возрасте 16—25 лет проведен в 203 населенных пунктах 63 субъектов РФ. Фокус-группы (ДФГ) также были организованы в Москве, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Самаре, Краснодаре, Калининграде, Магадане и Воронеже.

   Источник: фонд «Общественное мнение» (ФОМ).
   Рубрику ведет Владимир Емельяненко, ve@profilemedia.ru
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK