28 марта 2024
USD 92.59 +0.02 EUR 100.27 -0.14
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2005 года: "И не друг, и не враг..."

Архивная публикация 2005 года: "И не друг, и не враг..."

В США прошли переговоры Владимира Путина и Джорджа Буша.Путин выступил в конгрессе, побеседовал с руководством его обеих палат. До этого президент России провел два дня в Нью-Йорке, где в рамках Генассамблеи ООН встретился с руководителями Ирака, Ирана, Пакистана, Великобритании, Китая и Израиля, принял участие в открытии художественной выставки «Россия!» в Музее Гугенхайма.

В США прошли переговоры Владимира Путина и Джорджа Буша.Путин выступил в конгрессе, побеседовал с руководством его обеих палат. До этого президент России провел два дня в Нью-Йорке, где в рамках Генассамблеи ООН встретился с руководителями Ирака, Ирана, Пакистана, Великобритании, Китая и Израиля, принял участие в открытии художественной выставки «Россия!» в Музее Гугенхайма.

Еще важнее была встреча с главами трех крупнейших американских нефтяных компаний Exxon, Chevron и ConocoPhillips, желающих участвовать в разработке Штокмановского месторождения на шельфе Баренцева моря (подробнее см. рубрику «Коридоры власти»). Кстати, в минувшую пятницу «Газпром» назвал основных претендентов на участие в проекте: Chevron, ConocoPhillips, французская Total, а также норвежские Hydro и Statoil. Из этого списка «Газпром» выберет только двух-трех «счастливчиков».

Вслед за визитом российского президента в США высадится мощный десант российских чиновников. Скоро туда прибудет министр финансов Алексей Кудрин, за ним — глава Минэкономразвития Герман Греф, еще через пару недель в поездку по Америке отправится губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. А завершит «русские недели» глава Минпромэнерго Виктор Христенко.

Темы обсуждения для Путина и Буша старые: Иран, Ирак, реформа ООН, Северная Корея, терроризм в Центральной Азии. При этом американцам не совсем понятно стремление РФ выдавить США из этого региона (по мнению Вашингтона, после этого туда сразу же придут китайцы), в то время как у России сегодня нет возможностей для своего полномасштабного присутствия в регионе.

Непонятно ни Америке, ни России, что делать с двусторонними экономическими отношениями. Товарооборот РФ и США хоть и растет, но медленно (в 2004 году — около $15 млрд., для сравнения: товарооборот США с Китаем — $128 млрд.). Деловые круги РФ и США практически не взаимодействуют, нет сотрудничества в сфере новых технологий.

Юрий Сигов, Вашингтон

Инвестиции

Свобода слов

Всю прошлую неделю представители правительства усердно посылали обнадеживающие сигналы бизнесменам и потенциальным инвесторам. Но вместо того, чтобы приободрить капиталистов, чиновники вновь укрепили их представления о непредсказуемой сущности российского государства.

13 сентября состоялось заседание комитета Консультативного совета по иностранным инвестициям. В тот же день открылся инвестиционный форум «Россия и СНГ 2005». А 14 сентября прошли парламентские слушания по экономической ситуации в стране. «Ньюсмейкерами» на всех этих мероприятиях выступали министр экономразвития Герман Греф, министр финансов Алексей Кудрин, зампред Центробанка Алексей Улюкаев и оживившийся после летнего затишья советник президента Андрей Илларионов.

Герман Греф опять опередил Росстат, сообщив, что за первые 10 дней сентября инфляция составила 0,1%. Алексею Улюкаеву, неделей ранее уверявшему общественность, что в сентябре грядет дефляция, оставалось только твердить, что годовой прогноз роста цен в 10% реалистичен.

Но зампреду ЦБ все же удалось отличиться: он пообещал, что если прогноз по инфляции сбудется, то ЦБ снизит ставку рефинансирования на 0,5%. Но советник президента Андрей Илларионов разбил его надежды, сообщив, что сейчас годовые темпы инфляции превышают 12%. Он же поведал, что деятельность правительства мешает экономическому росту. Среди главных угроз макроэкономической стабильности он назвал инвестиционный фонд, с помощью которого правительство собирается стимулировать инвестиции частного сектора. Несколько раз советник президента подчеркнул, что курс рубля достиг предкризисного уровня. О кризисе зачем-то вспомнил и Кудрин. В 1997 году в РФ был самый низкий уровень инфляции — 11%, и сейчас у правительства есть шанс побить этот рекорд, сообщил министр. Кудрин недавно придерживался точки зрения Илларионова по поводу инвестфонда. Сейчас же он не исключает, что размер инвестфонда будет увеличен.

Еще бизнес-сообщество узнало, что правительство пока не решило, будет ли снижено налогообложение нефтяников в связи с резким ростом цен на бензин. Им также сообщили, что кабинет отчаянно работает над приоритетными проектами президента, но так и не определился по крайне чувствительным для иностранных инвесторов вопросам: закону о недрах и правилам инвестиций в так называемые стратегические предприятия. А Герман Греф наконец раскрыл причину, по которой капиталы уходят из России. Оказывается, в стране отсутствует спрос на инвестиционные ресурсы.

Елена Короп

Транспорт

Без резерва нет чартера

С 10 октября 2005 года каждый чартерный авиарейс должен обеспечиваться резервным бортом. Это диктуется распоряжением «О мерах по устранению недостатков при выполнении международных нерегулярных (чартерных) полетов», которое и.о. руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (ФАВТ) Александр Юрчик подписал 14 сентября.

По словам Тимура Хикматова, начальника отдела общественных связей Минтранса, отсутствие резервного борта будет караться жестко — вплоть до отзыва лицензии у авиакомпании. Правда, пока в ФАВТ принято неофициальное решение не применять ни к кому санкций до конца октября. Это важно для рынка, поскольку никаких официальных документов на этот счет авиакомпании пока не получили.

Сейчас участники рынка нервничают и пытаются понять, что именно меняет ФАВТ в существующих правилах чартерных перевозок. По мнению Алексея Толстика, начальника чартерного отдела авиакомпании «Сибирь», многое будет зависеть от того, как именно распоряжение трактует понятие «резервный борт». «Если будет разрешен резерв переходящий, когда борт стоит в аэропорту 3—4 часа, автоматически резервируя другие рейсы, проблем возникнуть не должно. Но кто сможет себе позволить держать один самолет на приколе постоянно?» — недоумевает он.

Эксперты сходятся во мнении, что с финансовой точки зрения российские авиакомпании от нововведения как минимум не выиграют. Обязательное наличие резерва может привести к сокращению количества вылетов, выполняемых одним самолетом, поскольку придется делать большие интервалы между рейсами.

Инна Коломейская

Газ

«Газпром» в Венесуэле

Теплые отношения президента РФ Владимира Путина с венесуэльским коллегой Уго Чавесом приносят коммерческие плоды. Теперь наша страна будет не только поставлять оружие одному из главных недругов США, но и добывать газ на шельфе Венесуэлы. Как сообщили в «Газпроме», Минэнергетики Венесуэлы объявило победителей тендера на разведку и разработку трех из шести выставленных на торги блоков шельфовых газовых месторождений. Победителем по блокам Urumaco 1 и 2 в рамках фазы А проекта «Рафаэль Урданета» стал «Зарубежнефтегаз», 60,1% которого принадлежит «Газпрому» (еще 24,9% находится в собственности «Зарубежнефти», а 15% — «Стройтрансгаза»). «ЛУКОЙЛ» тоже продолжает переговоры с правительством Венесуэлы, и, как сообщили «Профилю» в компании, возможно, до конца года появятся какие-то конкретные результаты.

«Газпром» же уже 30 сентября может получить лицензии на блоки. Правда, до этого срока компании необходимо оплатить правительству Венесуэлы тендерный бонус в $40 млн. за блоки Urumaco 1 и 2 ($15,2 млн. и $24,8 млн. соответственно), а также предоставить по каждому из них гарантии выполнения лицензионных обязательств и первого этапа минимальной программы геологоразведочных работ. Кроме того, «Зарубежнефтегаз» должен учредить два акционерных общества в Венесуэле, которые станут операторами по реализации проектов. В «Газпроме» не говорят, сколько денег компания инвестирует в освоение полученных участков. В то же время «ЛУКОЙЛ», по сообщениям СМИ, собирается вложить в свои проекты в Венесуэле около $1 млрд. В компании, однако, говорят, что это приблизительная цифра. «Просто стоимость крупного нефтегазового проекта в крупной нефтегазовой стране начинается примерно с $1 млрд.», — пояснил «Профилю» пресс-секретарь «ЛУКОЙЛ Оверсиз» Григорий Волчек.

Скорее всего, «Газпром» найдет нужные средства, даже несмотря на затраты на предполагаемую покупку «Сибнефти», оцениваемые в $10—12 млрд. Для газового монополиста успехи в Венесуэле имеют принципиальное значение. Помимо доступа к сырьевой базе (доказанные запасы газа в стране — 4,1 трлн. куб. м) компания также получает возможность организации экспорта природного и сжиженного газа из Венесуэлы на рынки третьих стран, прежде всего Северной Америки.

Что касается «ЛУКОЙЛа», то с сентября в Каракасе работает офис компании. Как сообщили в «ЛУКОЙЛ Оверсиз», переговоры с властями Венесуэлы идут по четырем направлениям: проекты на шельфе, разведочные и добывающие проекты в так называемом поясе тяжелой нефти реки Ориноко и в заливе Венесуэлы (озеро Маракайбо), проекты по реабилитации сухопутных месторождений, а также проекты по переработке углеводородов.

Петр Орехин

Связь

Брендом единым

Швейцарский бизнесмен Мохаммед Амерси — член совета директоров ОАО «МегаФон» и совладелец швейцарского фонда Emergent Telecom Ventures — продолжает наступать на российский рынок фиксированной связи. Сразу три принадлежащих ETV оператора (в прошлом году швейцарский фонд приобрел 100% акций компаний «Комет» и «Телеком-Центр», а также 68% акций крупнейшего в РФ интернет-провайдера «РТКомм.ру». — «Профиль») будут продавать услуги фиксированной связи под единым брендом Synterra. Под эту новую объединяющую марку менеджмент рассчитывает привлечь и другие независимые компании связи. Например, г-н Амерси уже заявлял, что он рассматривает возможность вхождения в Synterra компании «Петерстар», где ETV вместе с First National Holdings контролируют 71% акций. Судя по всему, Мохаммед Амерси имеет амбициозные планы и попытается вывести Synterra в тройку лидеров рынка «альтернативных» (негосударственных) операторов фиксированной связи. По прогнозам аналитиков из iKS-Consulting, объем российского рынка фиксированной связи в 2005 году составит $3,5 млрд. Эксперты считают, что на первом этапе — пока под брендом работают три базовые компании — Synterra может «откусить» не более 15% этого рынка.

Аналитик ИК «Проспект» Ирина Ложкина полагает, что Synterra выбрала логичный сценарий развития бизнеса. «Покупка региональных операторов связи означала бы отвлечение больших средств из оборота. А просто привлечение других компаний для работы под единым брендом — сильный ход. Впрочем, Synterra может претендовать на серьезные позиции лишь в корпоративном сегменте, как и большинство даже очень сильных «альтернативщиков». На рынке частных абонентов им не потягаться с компаниями электросвязи, входящими в «Связьинвест» даже после приватизации госмонстра», — рассуждает Ложкина.

Заниматься продвижением Synterra будут Мохаммед Амерси и его коллега — бывший член совета директоров «МегаФона» и совладелец Emergent Telecom Ventures — Хуан Виллалонга. По информации «Профиля», оба менеджера — протеже консорциума «Альфа-Групп», проявляющего в последние годы повышенный интерес к телекоммуникационным активам. Кстати, по слухам, руководство Synterra сейчас ведет активные переговоры с топ-менеджерами ряда крупных российских телекоммуникационных компаний, предлагая им принять участие в реализации этого проекта. Подробности стратегии продвижения нового бренда пока неизвестны. Как и то, какие регионы будут выбраны менеджментом Synterra в качестве приоритетных для работы. Есть предположения, что с помощью Synterra «Альфа» попытается компенсировать слабое присутствие альтернативного оператора Golden Telekom (консорциум контролирует 30% акций этой компании) на телекоммуникационном рынке Северо-Запада России.

Денис Рябоконов

Правительство

Культур-созерцатель

Обсуждение проекта основных направлений госполитики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций на заседании правительства в очередной раз вылилось в критику работы профильного министерства. «Ситуация в этой сфере, образно говоря, на болото похожа», — заявил премьер Михаил Фрадков. Он попросил министра культуры Александра Соколова назвать оппонентов, которые мешают министерству работать. Глава ведомства не смог.

Одним из приоритетов госполитики в области культуры и массовых коммуникаций, согласно документу, должно стать «формирование в обществе позитивного миросозерцания». За что сравнил доклад министра с «докторской диссертацией».

По его словам, министерство не смогло представить план действий, который выходил бы за пределы 2007 года, содержал бы конкретные сроки и фамилии ответственных за выполнение конкретных мероприятий. Но проект все-таки приняли к сведению, после чего Фрадков приободрил Соколова: «Это была такая, пока еще товарищеская критика, способ поддержать ваши намерения, которые пока еще изложены в наукообразной форме. Вы стараетесь, мы видим».

Елена Зверева

Авиация

Небо на «гражданке»

Через три месяца у российского неба, которое сейчас находится в ведении гражданских и военных диспетчеров, появится один хозяин — Федеральная аэронавигационная служба (ФАНС), указ о создании которой подписал президент Владимир Путин. ФАНС будет подчиняться правительству страны. Управлять воздушным движением станут только гражданские диспетчеры. На работу в новую структуру могут перейти уволенные военные специалисты. Они всегда зарабатывали меньше коллег на «гражданке», которые не раз добивались повышения зарплаты с помощью акций протеста. «Новая служба создаст лучшие условия эксплуатации воздуха при едином системном подходе», — говорит главком ВВС Владимир Михайлов.

Видимо, устранить двоевластие в Единой системе управления воздушным движением президента заставил июльский инцидент с вьетнамским самолетом «Боинг-777». Он летел из Ханоя в Москву, но у военных никаких сведений о пролете лайнера над территорией РФ не было: произошел сбой в прохождении плана полета. Войска ПВО потребовали от пилотов покинуть воздушное пространство РФ и даже привели в готовность истребители. Избежать ЧП удалось благодаря усилиям гражданских диспетчеров.

ФАНС будет выдавать разрешения на транзитные полеты иностранных самолетов, а также займется организацией единой системы авиационно-космического поиска и спасения. Службе отойдет все имущество Вооруженных сил, задействованное в аэронавигационном обеспечении полетов. По сведениям «Профиля», возглавить ФАНС могут бывшие военачальники, которые уже начали лоббировать в правительстве различные кандидатуры.

«У нас это вызывает некоторое беспокойство, — говорит президент Федерального профсоюза авиадиспетчеров Сергей Ковалев. — Ведь их военное мышление не изменилось. Нам бы не хотелось, чтобы наших сотрудников, что называется, «строили». Если бы была такая возможность, то персонал выбрал бы начальником гражданского специалиста. Например, нынешнего главу Госкорпорации по организации воздушного движения Олега Алексеева».

Константин Гетманский

Нефть

Литовский треугольник

Премьер Литвы Альгирдас Бразаускас заявил, что судьба нефтяного концерна Mazeikiu nafta — актива опального ЮКОСа — должна решиться до конца года. В ЮКОСе сомневаются.

В Mazeikiu nafta входит крупнейший в странах Балтии Мажейкяйский НПЗ, способный переработать 12 млн. тонн в год, 27 АЗС в Литве, экспортный терминал «Бутинге» мощностью 10 млн. тонн, а также экспортный трубопровод из России. Основные акционеры предприятия -голландская «дочка» ЮКОСа Yukos Finance BV и правительство Литвы (53,7% и 40,7% акций соответственно).

Литва — одно из трех направлений северо-западного экспорта российской нефти (помимо Эстонии и российского порта Приморск). После получения в 2002 году контроля над Mazeikiu nafta ЮКОС фактически монополизировал поставки нефти в Литву. «Роснефть» и «ЛУКОЙЛ» поставляли сюда в последние годы только небольшие объемы — не более 1—1,5 млн. тонн нефти каждый.

С 2005-го ЮКОС утратил способность выполнять свои обязательства перед Mazeikiu nafta, предусмотренные договорами поставок. Теперь компания не сможет отправлять около 9 млн. тонн нефти на НПЗ и около 5—7 млн. тонн — на экспорт через «Бутинге». Ее обязательства уже взялись обеспечивать в основном «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Татнефть», «Русснефть» и голландский трейдер Vitol Group. Однако, по неофициальной информации, российские компании не подписали долгосрочных соглашений с Mazeikiu nafta о поставках. Vitol Group заключил этой весной с Mazeikiu nafta соглашение до конца 2009 года о ежегодных поставках 2 млн. тонн нефти на завод и до 7 млн. тонн — в порт. Но эти цифры будут уточняться каждый год.

История с нехваткой нефти — печальный фон для циркулирующей с весны 2005-го информации о том, что ЮКОС продаст свою долю в Mazeikiu nafta. Официальных объявлений о выставлении акций на продажу нефтяники пока не делали. Между тем на прошлой неделе Бразаускас заявил, что правительство внесет в парламент проекты законов, которые позволят занять средства на покупку пакета ЮКОСа в Mazeikiu nafta. Затем купленный пакет, к которому могут быть добавлены еще 11,5% акций, принадлежащих Литве, будут проданы новому инвестору. Заявление Бразаускаса совпало с появлением информации о том, что в конце сентября с предложениями по Mazeikiu nafta в Литву прибудет глава «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов.

По неофициальным данным, Литва консультировалась с ЮКОСом насчет подготовки законопроектов, но большого энтузиазма эта идея у компании не вызывает. В ЮКОСе полагают, что вопрос с Mazeikiu nafta в этом году не решить. Складывается впечатление, что цель ЮКОСа — сохранить за собой литовский концерн, покрыв нехватку нефти для обеспечения его работы за счет других российских компаний.

Екатерина Фокина

Конфликт

Уломали?

Миноритарные акционеры ОАО «ВымпелКом», кажется, поставили точку в споре двух крупных держателей акций компании — консорциума «Альфа-Групп», владеющего 32,9% акций оператора, и норвежского телекоммуникационного гиганта Telenor, которому принадлежит 26,6%. Собрание акционеров вопреки желанию норвежской компании разрешило «ВымпелКому» купить оператора «Украинские радиосистемы» (УРС, бренды Wellcom и Moбi, абонентская база — 51 тыс. чел.).

Конфликт между двумя главными акционерами компании разгорелся в конце 2004 года, после того как «Альфа-Групп» объявила о планах по выводу «ВымпелКома» на украинский рынок и объединении его с одним из крупнейших местных операторов, «Киевстаром» (число абонентов — 10,4 млн. чел.), в котором структуры Михаила Фридмана контролируют 43,5% акций. Telenor, владеющий 56,5% акций «Киевстара», выступил против объединения, опасаясь, что его доля в украинском операторе может быть размыта. Тогда «Альфа» попыталась использовать обходной вариант: купить УРС и таким образом все равно вывести «ВымпелКом» на рынок Украины. Однако и здесь Telenor заблокировал сделку: норвежцы не захотели допускать конкуренции между брендами «Билайн» и «Киевстар». Так как ни у «Альфы», ни у Telenor контрольного пакета в «ВымпелКоме» нет, точку в конфликте должны были поставить миноритарии, которые поддержали «Альфу».

Если акционеры продолжат споры, шансы «ВымпелКома» отвоевать значительную долю украинского рынка будут снижаться. Когда уровень проникновения сотовой связи на Украине приблизится к 50%, «ВымпелКом» сможет претендовать на 10—15% украинского рынка.

Артем Горбачев

Транспорт

Приказано укрупняться

Аэропорт Красноярска «Емельяново» не скоро станет хабом, несмотря на усилия властей Красноярского края и авиакомпании KrasAir. По словам министра транспорта Игоря Левитина, для превращения аэропорта в хаб нужно наличие крупной базовой авиакомпании. Четвертого в стране перевозчика, KrasAir (в 2004 году перевез 1,9 млн. пассажиров), который сейчас является базовой авиакомпанией «Емельяново», Левитин счел недостаточно крупным и порекомендовал ускорить процесс превращения альянса AirUnion (куда также входят «Домодедовские авиалинии», «Омскавиа» и «Самара») в одну авиакомпанию. Проект по объединению компаний уже направлен в правительство. Но, как заявил Игорь Левитин «Профилю», «вопрос согласования — достаточно сложный». До этого же, по словам министра, государство не станет выделять средства на строительство хаба (по оценкам KrasAir, оно обойдется в 4 млрд. рублей).

Алексей Ходырев

ТЕНДЕНЦИИ

В советское время объемы разведанных в течение года запасов нефти полностью покрывали объемы добычи за это же время. Вернуться к доброй традиции не удается: инвестиции в геологоразведку падают с 1992 года. При этом разведанность российских запасов нефти находится на низком уровне — всего лишь 41%. В регионах, которым предстоит стать новыми центрами добычи, этот показатель и того ниже: Восточная Сибирь разведана на 10%, Дальний Восток — на 15,5%, шельф — на 4,4%. И с каждым годом ухудшается качество уже разрабатываемых запасов — трудноизвлекаемой нефти становится все больше.

Расходы государства на геологоразведку снижаются — 4,3 млрд. рублей в 2004-м году против 4,8 млрд. рублей в 2003-м. Компании намного активнее чиновников: в 2004 году инвестиции нефтяников в разведку выросли на 35%, до 42,3 млрд. рублей. Однако этих темпов недостаточно, чтобы перечеркнуть прогнозы Минприроды, устрашающего тем, что если ход событий не удастся переломить, то к 2015 году рентабельные запасы нефти в стране будут исчерпаны.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама