Архивная публикация 2003 года: "И Perrier за это получай"
Обладая четвертью мировых запасов пресной воды, Россия не в состоянии обеспечить большинство своих граждан качественной питьевой водой. Может быть, поэтому россияне в последние годы все больше пьют за деньги.Рынок питьевой и минеральной воды на сегодняшний день один из самых быстрорастущих среди потребительских в России. Его емкость составляет около $800 млн. в год. На долю минеральной и питьевой воды приходится около 40% всего рынка безалкогольных напитков.
Как считают в компании United Financial Group (UFG), пользующейся авторитетом на рынке, объем производства минеральной и питьевой воды в России в 2003 году может составить около 2, 266 млрд. литров (на 23% больше, чем в 2002 году). В результате потребление ее к концу нынешнего года увеличится с прошлогодних 12 литров до 16 литров на душу населения. Как считает аналитик UFG Алексей Кривошапко, по прогнозам, к 2010 году на каждого отдельно взятого россиянина будет приходиться уже около 28 литров "покупной" воды.
Тем не менее до Европы нам пока еще очень и очень далеко: там ежегодное потребление минеральной и питьевой воды превышает 100 литров. Самые большие водохлебы -- итальянцы, которые в среднем выпивают ежегодно около 190 литров минеральной и питьевой воды каждый. Следом идут французы (148 литров), бельгийцы (133 литра), испанцы (121 литр) и немцы (112 литров).
Аналитики объясняют рост "водопойного" рынка в первую очередь тем, что россияне все больше заботятся о собственном здоровье. Это с одной стороны. А с другой -- отвратительным (даже по местным стандартам) качеством того, что льется из-под крана. Согласно подготовленным к ближайшему заседанию президиума Госсовета данным, водопроводная вода более-менее удовлетворительного качества льется из кранов всего в четырех крупных российских городах -- Москве, Петербурге, Омске и Ростове-на-Дону.
Впрочем, именно в городах-"миллионниках" растет потребление обычной питьевой воды. Как заявляют в компании Nestle Waters, которой принадлежат бренды "Святой источник" и "Чистая вода", у рынка бутилированной воды в нашей стране многообещающее будущее -- ежегодно он растет на 30%.
Еще один быстро развивающийся сегмент рынка -- негазированная столовая вода. По оценкам аналитиков, потребление газированной воды растет в среднем на 20% ежегодно, тогда как негазированной -- на 63%.
Еще 3--4 года назад в России продавалось 80% газированной и лишь 20% негазированной воды. Сегодня пропорции практически диаметрально изменились -- 40% на 60% соответственно. Это вовсе не значит, что объем потребления газированной воды падает -- просто "негазированный" рынок растет быстрее.
Рост потребления минералки не может не привлекать и производителей "левой" продукции. Ведь подделать ее не составляет большого труда: в воду из-под крана добавляют соду, соль и йод, а затем газируют. По разным оценкам, на рынке минеральной воды доля фальсифицированной продукции составляет от 30% до 50%.
Больше всего, конечно, подделывают раскрученные бренды: "Кисловодский нарзан", "Ессентуки", "Славяновскую", "Боржоми", "Новотерскую" и т.д.
Широкое распространение подделок известных российских брендов приводит к постепенному росту потребления элитных западных брендов, которые подделывать -- из-за оригинальной формы бутылок и сравнительно узкого круга потребителей -- просто нет смысла.
В настоящее время импортная минеральная вода класса premium занимает около 1% от всего российского "водопойного" рынка. Тем не менее продажи дорогой минеральной воды растут не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в российских регионах.
Основным поставщиком элитной минералки на наш рынок выступает компания Nestle Waters (подразделение международной корпорации Nestle), которой принадлежат такие известные бренды, как Perrier, Vittel, San Pellegrino, а также недавно появившаяся на российском рынке итальянская негазированная вода "Аква Панна".
Популярность марок минеральной и питьевой воды (доля потребителей в %)*
Обладая четвертью мировых запасов пресной воды, Россия не в состоянии обеспечить большинство своих граждан качественной питьевой водой. Может быть, поэтому россияне в последние годы все больше пьют за деньги.Рынок питьевой и минеральной воды на сегодняшний день один из самых быстрорастущих среди потребительских в России. Его емкость составляет около $800 млн. в год. На долю минеральной и питьевой воды приходится около 40% всего рынка безалкогольных напитков.
Как считают в компании United Financial Group (UFG), пользующейся авторитетом на рынке, объем производства минеральной и питьевой воды в России в 2003 году может составить около 2, 266 млрд. литров (на 23% больше, чем в 2002 году). В результате потребление ее к концу нынешнего года увеличится с прошлогодних 12 литров до 16 литров на душу населения. Как считает аналитик UFG Алексей Кривошапко, по прогнозам, к 2010 году на каждого отдельно взятого россиянина будет приходиться уже около 28 литров "покупной" воды.
Тем не менее до Европы нам пока еще очень и очень далеко: там ежегодное потребление минеральной и питьевой воды превышает 100 литров. Самые большие водохлебы -- итальянцы, которые в среднем выпивают ежегодно около 190 литров минеральной и питьевой воды каждый. Следом идут французы (148 литров), бельгийцы (133 литра), испанцы (121 литр) и немцы (112 литров).
Аналитики объясняют рост "водопойного" рынка в первую очередь тем, что россияне все больше заботятся о собственном здоровье. Это с одной стороны. А с другой -- отвратительным (даже по местным стандартам) качеством того, что льется из-под крана. Согласно подготовленным к ближайшему заседанию президиума Госсовета данным, водопроводная вода более-менее удовлетворительного качества льется из кранов всего в четырех крупных российских городах -- Москве, Петербурге, Омске и Ростове-на-Дону.
Впрочем, именно в городах-"миллионниках" растет потребление обычной питьевой воды. Как заявляют в компании Nestle Waters, которой принадлежат бренды "Святой источник" и "Чистая вода", у рынка бутилированной воды в нашей стране многообещающее будущее -- ежегодно он растет на 30%.
Еще один быстро развивающийся сегмент рынка -- негазированная столовая вода. По оценкам аналитиков, потребление газированной воды растет в среднем на 20% ежегодно, тогда как негазированной -- на 63%.
Еще 3--4 года назад в России продавалось 80% газированной и лишь 20% негазированной воды. Сегодня пропорции практически диаметрально изменились -- 40% на 60% соответственно. Это вовсе не значит, что объем потребления газированной воды падает -- просто "негазированный" рынок растет быстрее.
Рост потребления минералки не может не привлекать и производителей "левой" продукции. Ведь подделать ее не составляет большого труда: в воду из-под крана добавляют соду, соль и йод, а затем газируют. По разным оценкам, на рынке минеральной воды доля фальсифицированной продукции составляет от 30% до 50%.
Больше всего, конечно, подделывают раскрученные бренды: "Кисловодский нарзан", "Ессентуки", "Славяновскую", "Боржоми", "Новотерскую" и т.д.
Широкое распространение подделок известных российских брендов приводит к постепенному росту потребления элитных западных брендов, которые подделывать -- из-за оригинальной формы бутылок и сравнительно узкого круга потребителей -- просто нет смысла.
В настоящее время импортная минеральная вода класса premium занимает около 1% от всего российского "водопойного" рынка. Тем не менее продажи дорогой минеральной воды растут не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в российских регионах.
Основным поставщиком элитной минералки на наш рынок выступает компания Nestle Waters (подразделение международной корпорации Nestle), которой принадлежат такие известные бренды, как Perrier, Vittel, San Pellegrino, а также недавно появившаяся на российском рынке итальянская негазированная вода "Аква Панна".
Популярность марок минеральной и питьевой воды (доля потребителей в %)*
Aqua Minerale | 52,7 |
"Боржоми" | 48,9 |
BonAqua | 48,7 |
"Нарзан" | 42,6 |
"Ессентуки" | 35,7 |
"Святой источник" | 24,8 |
"Меркурий" | 11,9 |
"Славяновская" | 11,4 |
"Новотерская" | 11,1 |
"Родники Боржоми" | 8,7 |
Water Blue | 6,3 |
"Полюстрово" | 5,2 |
"Росинка-2" | 5,2 |
"Черноголовская" | 4,6 |
"Сенежская" | 4,2 |
"Шишкин лес" | 3,6 |
"Кристалин" | 3,2 |
"Селивановская" | 2,8 |
* По данным маркетинговых исследований. Потребители могли выбирать несколько марок воды.
Розничные продажи минеральной и питьевой воды в РФ (млн. литров)*
июнь 2000 -– май 2001 | 390,9 |
июнь 2001 –- май 2002 | 487,8 |
июнь 2002 –- май 2003 | 634,3 |
* По данным маркетинговых исследований. Потребители могли выбирать несколько марок воды.
* По данным исследования ACNielsen в 25 городах РФ.
В России стали больше строить. По данным Госкомстата РФ, за январь--июль 2003 года выполненный объем работ по договорам строительного подряда (строительство жилых и торговых зданий, офисов, предприятий и т.д.) вырос на 14,4% по сравнению с аналогичным периодом 2002 года и составил 570,3 млрд. рублей.
За семь месяцев 2003 года в действие было введено 12,7 млн. кв. м жилой площади (на 15,1% больше, чем в январе--июле 2002 года). Это около 160 тыс. квартир.
Как считают в Госстрое, в будущем году строить у нас станут еще больше.
Такого рода прогнозы выглядят вполне обоснованными. Что касается жилья, то здесь "гормоном роста" должна стать ипотека -- в будущем году на рынок должно выйти финансируемое из бюджета федеральное ипотечное агентство. Причем ставки по кредитам обещают сделать вполне приемлемыми (до 15% в рублях), равно как и сроки погашения займов (до 15 лет).
Строительному буму должны поспособствовать и вложения в рамках муниципальных программ (среди них важнейшее место занимают питерские проекты -- дамба, программа ликвидации ветхого жилья), а также корпоративные программы по вводу производственных мощностей.
Объем строительства зданий и сооружений в РФ ($ млрд.)*
1999 | 19,7 |
2000 | 19,26 |
2001 | 25,28 |
2002 | 28,8 |
2003** | 34,4 |
* По данным маркетинговых исследований. Потребители могли выбирать несколько марок воды.
* По данным исследования ACNielsen в 25 городах РФ.
* По данным Госкомстата РФ (пересчитано по среднегодовому курсу доллара США).
** Прогноз.
Пыли у нас в стране становится все меньше -- в том смысле, что в России увеличивается производство пылесосов. По данным Госкомстата РФ, российские предприятия за семь месяцев 2003 года выпустили 486,9 тыс. пылесосов, что на 13,4% больше аналогичного показателя за прошлый год.
Отечественное производство в основном "отверточное": около 70% российских пылесосов практически полностью состоит из импортных комплектующих (как правило, корейских). По подобной схеме работают фирмы Rolsen, "ПОЛАР" и некоторые другие.
По мнению гендиректора компании "ПОЛАР" Эдуарда Полякова, "рост производства обусловлен потребностью населения в недорогой бытовой технике, поскольку уровень благосостояния не дает возможности всем приобретать продукцию под раскрученными зарубежными марками". Впрочем, российские производители пока не в состоянии удовлетворить потребности рынка -- до сих пор 60% продаж пылесосов в России (более 1 млн. в год) приходится на импортные модели.
По словам специалистов ОАО "Завод бытовой техники" (производитель знаменитого в прошлом пылесоса "Вихрь"), те российские предприятия, которые выпускают пылесосы из отечественных комплектующих, в большинстве своем находятся в кризисе, так как не в состоянии выдержать конкуренции с недорогими зарубежными аналогами. А теперь еще и с "отверточными" отечественными.
Производство пылесосов в РФ (тыс. штук)*
2000 | 744 |
2001 | 758 |
2002 | 777 |
2003** | 793 |
* По данным маркетинговых исследований. Потребители могли выбирать несколько марок воды.
* По данным исследования ACNielsen в 25 городах РФ.
* По данным Госкомстата РФ (пересчитано по среднегодовому курсу доллара США).
** Прогноз.
* По данным Госкомстата РФ.
** Прогноз.
РУБРИКУ ВЕДЕТ ЕВГЕНИЙ ДМИТРИЕВ, ИРИНА ВИНОКУРОВА, ИРИНА ШАБАНОВА, БОРИС ГАЛКИН.
Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль