Наверх
8 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "ИДЕМ НА СНИЖЕНИЕ"

В ФАС уверены, что можно добиться снижения не только оптовых, но и розничных цен на моторное топливо.    Пока в России нет полноценной биржевой торговли нефтепродуктами, невозможно установить рыночный ориентир для цен на бензин. Поэтому в качестве временной меры Федеральная антимонопольная служба предлагает ввести особую формулу для расчета цен. О том, какие претензии есть у ФАС к лидерам рынка и как она намерена бороться с монопольными ценами, в интервью «Профилю» рассказал заместитель руководителя ФАС Анатолий ГОЛОМОЛЗИН.
   
   — Анатолий Николаевич, почему у нас такой дорогой бензин?
   — Существуют объективные причины высоких цен на моторное топливо — такие, как общие изменения ценовой конъюнктуры в мире. Кроме прочего, у нас высокий уровень налогов. Но есть и причины, которые не носят объективного характера. В частности, речь идет о недостаточно развитых условиях для конкуренции. На оптовом рынке нефти и нефтепродуктов коллективно доминируют вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК). Они преобладают во всех звеньях производственной цепочки и имеют возможность оказывать решающее влияние как на конкурентов, так и на контрагентов. На рынке в незначительной степени представлены независимые НПЗ, их доля за последние 15 лет сократилась с 15% до 5% (для сравнения: в США и Канаде доля малых и средних независимых нефтедобывающих компаний составляет 40-50%). А доля независимых АЗС снизилась с 65% до 50%. В более чем половине регионов на розничных рынках преобладают монопольные или доминирующие поставщики нефтепродуктов. Имеют место дискриминационные условия взаимодействия ВИНК и независимых участников рынка. В частности, крупные нефтяные компании в первую очередь удовлетворяют потребности своих дочерних предприятий и отправляют нефтепродукты на экспорт. И уже по остаточному принципу осуществляются поставки независимым компаниям. Недостаточно развита организованная, в том числе биржевая, торговля нефтепродуктами.
   — В чем состоит принцип формулы формирования цены?
   — Принцип формулы ценообразования не нов, он давно применяется в мировой практике с привязкой к общепринятым ценовым индикаторам. Например, к индикатору бирж в Роттердаме, на Средиземноморье или в Сингапуре. На них ориентируются производители нефтепродуктов всех стран, и существенных отклонений от этих ценовых индикаторов быть не может. Одни не могут продать дороже, другие не могут купить дешевле, чем по цене, установленной этими индикаторами. Было бы предпочтительнее использовать индекс цен внутреннего рынка, поскольку он отражает баланс спроса и предложения и учитывает при этом изменения на внешнем рынке. Но чтобы его сформировать, необходимы организованная торговля и недискриминационные условия для всех участников рынка. Формула нужна сейчас для того, чтобы оценить, насколько уровень цен внутреннего рынка, формируемых ВИНК, соответствует уровню цен, формируемых за рубежом.
   — Наши производители формируют цены по тому же принципу. В чем претензии?
   — Действительно, российские участники рынка также ориентируются на индексы цен внешнего рынка, на принцип равной эффективности поставок на внешний и внутренний рынок. Но в некоторых случаях все же от них отходят. Они считают почему-то, что нужно получить иной, более высокий доход с внутреннего рынка. В отношении нефтяных компаний было возбуждено две серии дел, решения по которым вынесены в 2008 и в 2009 годах. ФАС установлены случаи, когда цена была монопольно высокой, а также когда нефтяники завышали уровень внутренних цен относительно сопоставимых показателей внешнего рынка, и когда они задерживали снижение цен. В итоге, если цены росли на внешнем рынке, они росли и у нас, а вот если снижались, — у нас такого эффекта не наблюдалось. Когда за рубежом цены падали в три раза, в России — всего в два.
   — Ваш спор по формуле с нефтяниками идет из-за размера дифференциала?
   — Дифференциал существует во всех формулах ценообразования, он отражает или должен отражать конкретные особенности оборота нефтепродуктов. Когда возникло предложение рассчитывать его, исходя из возможного изменения какой-то составляющей в 40% — в диапазоне от -20 до +20, — без конкретизации, то получилось, что все остальные компоненты формулы лишены смысла. Другими словами, зачем считать, если можно все изменить произвольно?
   — Нефтяники говорят, что все в этот параметр включить невозможно. Есть ведь разница в качестве товара, географическом расположении НПЗ, в технологии и много в чем еще.
   — А все включать нет никакой необходимости. К примеру, если нефтяная компания продает продукцию на экспорт, скажем, на бирже в Роттердаме, то покупателю там все равно, какая глубина переработки у нефтяников, и учитывать этот параметр нет никакого смысла. Если нефтепродукты продаются на внутреннем рынке, то рынку важно знать данные референтного завода.
   — Предполагается, что применение вашей формулы позволит снизить оптовые цены на нефтепродукты на 15-20%. Будет ли такой же эффект в рознице?
   — На внешнем рынке оптовые и розничные цены связаны в значительной степени, поскольку там развита конкурентная среда. В России все намного сложнее. Получается так, что гарантированные поставки по заранее известным ценам имеют только сбытовые организации ВИНК. У независимых АЗС нет стабильных условий для деятельности. Тем не менее и независимые АЗС, и станции ВИНК снижают розничные цены вслед за оптовыми. Да, это происходит с запозданием и не в такой же пропорции. Если оптовые цены удастся снизить на 15-20%, то будет снижаться и стоимость розницы, чтобы обеспечить реализацию нефтепродуктов.
   — Бензин как покупали, так и будут покупать. Зачем независимым игрокам снижать свою рентабельность?
   — Ради привлечения клиентов. Прибыль ведь делается не только на цене, но и на объеме. Создавая стабильные ценовые условия на рынке нефтепродуктов, нефтяники могут удовлетворить не только текущий, но и перспективный спрос. Его потенциал весьма значительный, с учетом перспектив развития основных топливопотребляющих секторов экономики. Пока по количеству автомобилей на душу населения мы отстаем от развитых стран более чем в два раза, а по авиационным пассажирским перевозкам — более чем в четыре раза.
   — Чтобы принять решение, понадобятся месяцы. Когда потребителям ждать снижения розничной цены моторного топлива на 15-20%?
   — В мае 2009 года правительство поддержало предложенную ФАС совместно с авиакомпаниями формулу цены на авиатопливо. Одновременно были утверждены правила недискриминационного доступа к услугам в аэропортах. В результате в первом квартале 2010 года авиаперевозки начали выходить на докризисный уровень. Если взять за пример решение проблем на рынке авиатоплива, то эффект скажется уже в течение 2010 года.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK