26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2002 года: "Иностранцы сомневаются"

Архивная публикация 2002 года: "Иностранцы сомневаются"

Оценки Мирового банка текущего экономического положения России расстроили нашего президента. Президент, в свою очередь, расстроил премьера, а тот построил министров экономразвития и финансов.Конечно, в докладе МБРР, презентованного на прошлой неделе, есть неприятные для россиян констатации. Речь идет о замедлении темпов роста промышленного производства и динамики ВВП, снижении рентабельности промышленности и, соответственно, -- о замедлении роста инвестиций в экономику. На общемировом фоне такие оценки не обидны. Опубликованный почти одновременно с докладом МБРР, доклад ФРС США вообще констатирует отсутствие значимых симптомов выхода Америки из стагнации.
Более неприятны качественные оценки МБРР. Российский рост связан исключительно с ростом сырьевого экспорта, а источники внутреннего спроса исчерпаны. Нам неприкрыто указано на зависимую роль нашей экономики, а властям -- на нулевую эффективность российской структурной политики. Эти рассуждения однозначно интерпретируются как аргументы в пользу того, что риски России растут и, таким образом, ставится под сомнение вожделенное для россиян повышение странового инвест-рейтинга.
Владимир Путин, на наш взгляд -- совершенно справедливо, расценил желание МБРР ни с того, ни с сего начать резать правду-матку как наезд.
Конечно, можно предположить, что в условиях всемирного спада Россию как глобального лидера растущих рынков сознательно дискредитируют в борьбе за мировые деньги. Соблазнительно было бы ответить МБРР в духе "сам дурак", продолжать вести караван верным путем, игнорируя злопыхателей. Однако, похоже, что наезд МБРР -- это отражение сложной, но реальной обеспокоенности Запада российской экономполитикой. По разным сведениям, в эту реальную повестку дня Запада сегодня входит как минимум четыре позиции.
Первая -- уровень газовых тарифов. На прошлой неделе Минэкономразвития объявило, что в ходе очередного раунда консультаций Россия--ВТО удалось снять добрую половину проблем. Но проблема проблеме рознь. Главное требование ВТО -- повышение тарифов на газ до мирового уровня, и по этому поводу прогресса нет. Пока промышленность субсидируется -- нет рыночного статуса экономики, хотя бы потому, что невозможны реальные оценки ее эффективности и инвестиционной привлекательности. Так собирается ли российская сторона принять главное условие ВТО? Сколько тогда будут стоить фишки "Газпрома"?
Как обрабатывающая промышленность переживет такой удар инфляции издержек? (По оценкам, рост газовых цен в требуемые 8--10 раз приведет к общему повышению цен в экономике в 2,5--3 раза.)
Вторая -- конкретная схема реструктуризации РАО ЕЭС. Войдут ли в энерготарифы амортизация и инвестсоставляющая в размерах, позволяющих реально оценить условия воспроизводства капитала в этой сфере? Будет ли реструктуризация прозрачной и будет ли обращение с миноритарными инвесторами цивилизованным?
Третья -- Национальный банковский совет. Дело в том, что присутствие парламентариев в НБС -- органе, к компетенции которого отнесено определение основных направлений кредитно-денежной политики, -- противоречит базельским принципам по независимости нацбанка. Соответственно, повышается градус недоверия к российской монетарной политике и к прозрачности процедуры приватизации столпов российского финансового рынка.
Четвертая -- переход российских предприятий на международную систему финансовой отчетности. Ведь фискальные власти России вовсе не готовы менять под МФСО практику сбора налогов. В результате после перехода у инвестора предприятия наверняка будет двоиться в глазах: отчетность западная, а налоговая база все равно своеобычная.
Этим список актуальных тем, наверное, не исчерпывается. Но судя по тому, какие министры получили от Касьянова на орехи, власть не собирается игнорировать существование и актуальность, в том числе и упомянутых выше тем.

Оценки Мирового банка текущего экономического положения России расстроили нашего президента. Президент, в свою очередь, расстроил премьера, а тот построил министров экономразвития и финансов.Конечно, в докладе МБРР, презентованного на прошлой неделе, есть неприятные для россиян констатации. Речь идет о замедлении темпов роста промышленного производства и динамики ВВП, снижении рентабельности промышленности и, соответственно, -- о замедлении роста инвестиций в экономику. На общемировом фоне такие оценки не обидны. Опубликованный почти одновременно с докладом МБРР, доклад ФРС США вообще констатирует отсутствие значимых симптомов выхода Америки из стагнации.

Более неприятны качественные оценки МБРР. Российский рост связан исключительно с ростом сырьевого экспорта, а источники внутреннего спроса исчерпаны. Нам неприкрыто указано на зависимую роль нашей экономики, а властям -- на нулевую эффективность российской структурной политики. Эти рассуждения однозначно интерпретируются как аргументы в пользу того, что риски России растут и, таким образом, ставится под сомнение вожделенное для россиян повышение странового инвест-рейтинга.

Владимир Путин, на наш взгляд -- совершенно справедливо, расценил желание МБРР ни с того, ни с сего начать резать правду-матку как наезд.

Конечно, можно предположить, что в условиях всемирного спада Россию как глобального лидера растущих рынков сознательно дискредитируют в борьбе за мировые деньги. Соблазнительно было бы ответить МБРР в духе "сам дурак", продолжать вести караван верным путем, игнорируя злопыхателей. Однако, похоже, что наезд МБРР -- это отражение сложной, но реальной обеспокоенности Запада российской экономполитикой. По разным сведениям, в эту реальную повестку дня Запада сегодня входит как минимум четыре позиции.

Первая -- уровень газовых тарифов. На прошлой неделе Минэкономразвития объявило, что в ходе очередного раунда консультаций Россия--ВТО удалось снять добрую половину проблем. Но проблема проблеме рознь. Главное требование ВТО -- повышение тарифов на газ до мирового уровня, и по этому поводу прогресса нет. Пока промышленность субсидируется -- нет рыночного статуса экономики, хотя бы потому, что невозможны реальные оценки ее эффективности и инвестиционной привлекательности. Так собирается ли российская сторона принять главное условие ВТО? Сколько тогда будут стоить фишки "Газпрома"?

Как обрабатывающая промышленность переживет такой удар инфляции издержек? (По оценкам, рост газовых цен в требуемые 8--10 раз приведет к общему повышению цен в экономике в 2,5--3 раза.)

Вторая -- конкретная схема реструктуризации РАО ЕЭС. Войдут ли в энерготарифы амортизация и инвестсоставляющая в размерах, позволяющих реально оценить условия воспроизводства капитала в этой сфере? Будет ли реструктуризация прозрачной и будет ли обращение с миноритарными инвесторами цивилизованным?

Третья -- Национальный банковский совет. Дело в том, что присутствие парламентариев в НБС -- органе, к компетенции которого отнесено определение основных направлений кредитно-денежной политики, -- противоречит базельским принципам по независимости нацбанка. Соответственно, повышается градус недоверия к российской монетарной политике и к прозрачности процедуры приватизации столпов российского финансового рынка.

Четвертая -- переход российских предприятий на международную систему финансовой отчетности. Ведь фискальные власти России вовсе не готовы менять под МФСО практику сбора налогов. В результате после перехода у инвестора предприятия наверняка будет двоиться в глазах: отчетность западная, а налоговая база все равно своеобычная.

Этим список актуальных тем, наверное, не исчерпывается. Но судя по тому, какие министры получили от Касьянова на орехи, власть не собирается игнорировать существование и актуальность, в том числе и упомянутых выше тем.

НИКИТА КИРИЧЕНКО (журнал "Эксперт")

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».