Наверх
20 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Кадры решают все"

Вслед за «Олигархом» Павла Лунгина российских кинозрителей решил порадовать олигарх Владимир Потанин со товарищи. Понятно, что не из бескорыстной любви к искусству группа «Интеррос» выделила сотню миллионов долларов на развитие кинобизнеса: динамика кинопроката последних лет свидетельствует, что и в России кино может стать не только важнейшим, но и самым прибыльным из искусств.Хлеба и зрелищ

Оценивая прошедший Московский кинофестиваль, один владелец столичной сети кинотеатров заметил, что фильмы — это все ерунда, в хорошем кинотеатре «пипл все схавает» — и шедевр, и бездарность. Как ни обидно, но доля истины в такой оценке есть — и современная история кинотеатров в России тому подтверждение.
На самом деле возрождение российского кино, о котором так часто говорят с трибун фестиваля, началось не с подъема российского кинопроизводства. В дело пошла тяжелая артиллерия — Dolby-digital. Первый кинотеатр с современным оборудованием — «Кодак Киномир» (1996) наглядно доказал, что художественный уровень фильмов — это далеко не главное. Массовый зритель покупает не высокое искусство, а качественное шоу. Причем — с хорошим «гарниром»
Стандартом современных кинотеатров, помимо широкого экрана и объемного звука, стало кресло с подстаканником, кафе, бары, игровые автоматы. Все вдруг согласились, что за развлечения надо платить. А возросшая цена билета (с советских 30—40 руб. до «кодаковских» 150 руб.) сделала свое дело — кино стали рассматривать как престижное, модное развлечение. В результате зритель пошел не на фильм как таковой, а в сам кинотеатр, воспринимая его как место проведения досуга.
Американский стандарт пришелся ко двору. В конце 90-х годов ситуация на московском кинопрокатном рынке круто изменилась. В игру вступили две крупные компании «Каро Фильм» (13 кинотеатров) и «Империя кино» (11), которые фактически монополизировали рынок. Сейчас они контролируют до 80% кинопроката. Около 10% рынка осталось в ведении города (это дотационные залы под кураторством ГУП «Москино»). Оставшиеся 10% принадлежат компаниям, имеющим 1—2 кинотеатра — «Парадиз» («Ролан» и «Пять звезд»), «Люксор» («Люксор»),»Студия Гран-фильм» (кинотеатр в МДМ).
Окончательно акцент с кино на кинотеатр сместился с приходом на российские широты мультиплексов или, говоря по-русски, многозальников. Первой ласточкой в 2000 году стал «Каро Фильм—1» (4 зала). Вслед за ним появились девятизальная «Формула кино» (совместный проект компаний «Каро Фильм» и «Империя кино»), пятизальный кинотеатр «Пять звезд» и пр.
На сегодняшний день в Москве более 20 многозальников. Причем обещают, что в ближайшие два-три года их количество будет увеличиваться в арифметической прогрессии. Сегодня же они занимают около 8% рынка. Для сравнения: в США около 80% кинозалов — именно мультиплексы. В Великобритании — 54%, в Испании — 35%.
Зри — в корень

Зритель — главный источник «киношных» денег. Правда, если сравнивать с заграницей, источник пока потенциальный. В прошлом году, например, российский прокат собрал $111 млн., в то время как в США и Канаде один-единственный фильм «Человек-паук» принес за то же время около $405 млн. Как говорится, почувствуйте разницу!
Утешает в такой ситуации, во-первых, динамика сборов, которые за последние три года увеличиваются аккурат в два раза ежегодно. А с 1996 года, с момента появления первого современного кинотеатра, сумма сборов выросла почти в десять раз — тогда она составляла всего $14 млн.
В будущем эта динамика сохранится. Тем более что заполняемость современных залов у нас приближается к европейскому уровню. Средний показатель сегодня составляет 25%. В США, например, хорошим считается показатель в 30%.
В целом, по оценкам экспертов, российский рынок — один из самых привлекательных в мире, его потенциальный объем оценивается приблизительно в $1 млрд., а в перспективе он может занять второе место после рынка Северной Америки (США и Канада), где совокупные кассовые сборы за последние годы составляют сегодня около $10 млрд. (Оговоримся, что все приведенные расчеты не учитывают данные по Китаю — просто потому, что достоверная статистика по этой стране отсутствует.)
Самое доходное из искусств

Немудрено, что инвесторы считают вложения в кинотеатры весьма рентабельными.
И не без оснований! Наименее затратный вариант — реконструкция бывшего советского однозальника. Здесь можно уложиться в $400 тыс. Окупаемость проекта наступает примерно через год, максимум — два. О размерах киноприбыли ходят легенды. Наиболее достоверная из них гласит, что минимальный доход от однозального кинотеатра составляет 50% от начальных вложений — то есть $200 тыс. ежегодно.
Расходы на оборудование многозального кинотеатра (отдельно стоящего или находящегося на территории торгового центра — не важно) зависят от количества залов, месторасположения и набора развлечений.
Известно, например, что стоимость проекта «Пять звезд» зашкаливала за $2 млн. Деньги, по сути, собирали в складчину — над проектом трудилась компания «Парадиз», представляющая собой тандем российских бизнесменов «средней руки» и общественного Фонда Ролана Быкова. Бизнесмены не остались внакладе: уже через год они вышли «в ноль», а далее доходы от эксплуатации кинотеатра составили, по разным оценкам, до 100% прибыли ежегодно.
Самый же дорогой (и самый многозальный) проект появится к концу нынешнего года: компания «Инвесткино» (автор проекта «Киноплекс на Ленинском») взяла кредит у Русь-банка в размере $9 млн. на строительство второго детища — на сей раз десятизального кинотеатра, который расположится на Профсоюзной улице.
Стенка на стенку?

Доходы от кинопроката делят две воинствующие группировки — кинотеатры и дистрибьютерские компании, владеющие правами показа на тот или иной фильм. Среди самых заметных кинодистрибьютерских компаний — «Каро Премьер», «Ист-Вест», «Каскад», «Гемини», «Пирамида», «Парадиз» (см. таблицу).
На Западе доходы от проката делятся в соотношении 50х50 между кинотеатром и прокатчиком. У нас формально — тоже, но в процессе дележа каждая из сторон считает себя ущемленной.
Владельцы кинотеатров, например, упрекают дистрибьютеров в навязывании своих правил проката.
Дмитрий Павлов, заместитель директора Киноцентра:
«Последнее время кинодистрибьютеры, владеющие правами на показ того или иного блокбастера, диктуют свои условия кинотеатрам — кому в первую очередь и на каких условиях отдать в прокат фильм. Очевидно, например, что дистрибьютерская компания «Каро Премьер», получив право на прокат «Матрицы», первые две недели показывала ее в своей сети — «Каро Фильм», и только потом отдала блокбастер остальным кинотеатрам — так называемым вторым экраном».
У владельцев кинотеатров — свои претензии к дистрибьютерам.
Игорь Лебедев, заместитель генерального директора кинокомпании «Кармен» по кинопрокату:
«Владельцы некоторых российских кинотеатров занижают количество проданных билетов на 20—30%. И отследить подобную арифметику невозможно — приходится верить на слово. Иной раз удивляешься, когда какой-нибудь кинотеатр публикует свои показатели — расчет с нами осуществлялся, исходя совсем из других цифр».
Кстати, именно невнятная отчетность отечественного кинобизнеса отпугивает от него иностранный капитал. Из рискнувших внедриться в российские кинопросторы можно отметить мировую сеть IMAX, которая в апреле этого года пополнилась первым российским кинотеатром (в «Рамсторе», что в конце Ленинградского шоссе). А также американскую сеть кинотеатров National Amusments, которая планирует открытие одиннадцатизального мультиплекса в торговом центре Мега в Москве. Больше желающих нет.
Дым отечества

То, что рынок кинопроката в Москве не насыщен даже наполовину, признается всеми экспертами. О провинции и говорить нечего. Сейчас один-два современных кинотеатра — это норма для города-«миллионника», в то время как требуется не меньше двадцати.
Антон Серенко, руководитель отдела кинопроката компании «Ист-Вест», считает, что «у региональных кинотеатров сейчас слишком много предложений от прокатных организаций. Хочется объять необъятное, поэтому часто принимается больше предложений, чем следовало бы, и блокбастер, помаячив на экране кинотеатра несколько дней, уходит, освобождая место новому. Сорвав кассу на премьерных показах, владельцы кинотеатров ставят новую картину. При этом доход от «старой» недополучают как они сами, так и кинопрокатные организации».
Выход один — строить новые кинотеатры, в которых смогли бы уместиться все новые фильмы. И это наконец-то начинает происходить.
Новые игроки все громче заявляют о себе в том числе и в регионах. Их не пугает, что срок окупаемости кинотеатров там увеличивается до 5—8 лет. Среди наиболее агрессивных новичков — компания «СинемаПарк», созданная холдингом «Интеррос» и студией Никиты Михалкова «Тритэ». Пару месяцев назад Владимир Потанин порадовал общественность, объявив, что намерен появиться на рынке кинопроката. Для этих целей планируется выделить $100 млн. Уже в этом году «СинемаПарк» откроет пятизальник в Казани и девятизальник в Москве. В переводе это означает, что в ближайшем будущем компания «СинемаПарк» намерена претендовать на лидерство на рынке проката не только в столице, но и в крупнейших городах-«миллионниках»: Красноярске, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Новосибирске. В этих городах планируется строительство многозальных кинотеатров (с числом залов от 6 до 12) в торгово-развлекательных комплексах.
Компания «Инвесткинопроект», которой принадлежит «Кинокомплекс на Ленинском», также намерена расширить свое присутствие на рынке. К началу 2004 года планируется построить мультиплексы в Москве, Воронеже, Ярославле, Курске и Туле.
Крупнейшая в России киносеть «Каро Фильм» не осталась в стороне от процесса и открыла трехзальный кинотеатр в Нижнем Новгороде и двухзальный — в Санкт-Петербурге.
Желающие заработать на «великой иллюзии» находятся и на местах. Так, «Банкирский дом Санкт-Петербург» решил заняться кино и запустил проект строительства в Петербурге сети современных многозальных (от шести до двенадцати экранов) кинотеатров. Первый из них — двухзальный Neo — был открыт в конце прошлого года. К августу 2004 года в городе появится 57 новых экранов в 9 кинотеатрах. К этому времени заработает двенадцатизальный (рекорд в России) мультиплекс в Александровском парке, рядом с киностудией «Ленфильм».
Однако строительство с нуля в регионах — это, скорее, исключение из правил. Инвесторы побаиваются рисков, да и советских кинотеатров для реконструкции пока хватает на всех желающих. В Новосибирске, например, старинный кинотеатр «Аврора» года два назад был приобретен местным производителем спиртных напитков г-ном Проничевым, который решил несколько разнообразить досуг своей традиционной клиентуры, привнеся в него элементы синемании (или просто обеспечив ее, клиентуру, местом поглощения продукции «основного» профиля).
В Омске же на базе культурно-досугового центра «Маяковский» собираются соорудить новый пятизальный мультиплекс. Что характерно, рискнуть $4 млн. решились не омские бизнесмены, а московская кинопрокатная фирма «Талирс».
Похоже, через два-три года рынок кинотеатров станет еще одним полем битвы для местного и московского бизнеса. И кто в этой битве победит — решается уже сейчас.

Структура московского рынка кинотеатров*

Тип кинотеатраДоля рынка (%)
Кинотеатры старого образца32%
Новые и реконструированные однозальные кинотеатры37%
Новые и реконструированные многозальные кинотеатры23%
Мультиплексы (от 5 залов)8%

* Источник: CRE.

Сборы российского кинопроката (млн. долл.)*

1997 6
1998 20
1999 18
2000 34,5
2001 65,1
2002 111,7

* Источник: CRE.

* По данным «Роскинопроекта».

Количество dolby-кинотеатров в России (ед.)*

ГодКинотеатры
19958
199612
199714
199817
199962
2000105
2001200
2002300

* Источник: CRE.

* По данным «Роскинопроекта».

* По данным «Роскинопроекта».

Где чаще всего ходят в кино? *

СтранаКоличество билетов, проданных в 2002 году (млн.)
Россия19
Польша22
Германия161
Япония162
Франция185
США542

* Источник: CRE.

* По данным «Роскинопроекта».

* По данным «Роскинопроекта».

* Источник: РИА «Новости».

Количество мультиплексов на 100 тыс. жителей*

СтранаКинотеатры
США2,5
Европа0,4
Россия0,04

* Источник: CRE.

* По данным «Роскинопроекта».

* По данным «Роскинопроекта».

* Источник: РИА «Новости».

* Источник: РИА «Новости».

Количество киноэкранов на 100 тыс. жителей (ед.)*

СтранаКиноэкраны, ед.
США14
Европа5
Россия0,16

* Источник: CRE.

* По данным «Роскинопроекта».

* По данным «Роскинопроекта».

* Источник: РИА «Новости».

* Источник: РИА «Новости».

*По данным «Роскинопроекта».

Сборы кинотеатров в разных странах ($)*

СтранаДоходы ($)
США6 млрд.
Канада5 млрд.
Франция1,3 млрд.
Россия111 млн.
Польша660 млн.

* Источник: CRE.

* По данным «Роскинопроекта».

* По данным «Роскинопроекта».

* Источник: РИА «Новости».

* Источник: РИА «Новости».

*По данным «Роскинопроекта».

* Источник: CRE.

Крупнейшие дистрибьютерские компании российского кинопроката в 2002 году

Название компанииКоличество закупленных фильмов за 2002 г.% от общего числа демонстрировавшихся в стране новых фильмов% от общих кассовых сборов в России
«Каро Премьер»166,125,2
«Каскад»2710,325,1
«Гемини»134,913,1
«Ист-Вест»176,510,2
«Централ Партнершип» и СР Classics31117,6
«Пирамида» и «Парадиз»32126,2
West186,84,9
«Интерсинема»1342,2
«Екатеринбург Арт»1031,6

Источник: журнал «Кинобизнес сегодня».

МИХАИЛ ВЬЮГИН, ЕКАТЕРИНА КОЛЕСНИКОВА.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK