29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2007 года: "Как открывали Арктику"

Архивная публикация 2007 года: "Как открывали Арктику"

В 2000 году к Северному полюсу шли норвежские лыжники. Лица их были угрюмы, но в глазах под темными очками светилось предвкушение триумфа — очередной флаг Норвегии будет установлен на «макушке» Земли. Но «макушка» оказалась занята: вспотевшие мужики гоняли по льду футбольный мяч. «Опять эти чертовы русские!» — бормотали замерзшие норвежцы, пока футболисты отпаивали их водкой.Пионерами плавания по Северному Ледовитому океану были русские поморы. На небольших парусных судах — кочах — они плавали к Шпицбергену и Новой Земле, продвигались на восток вдоль северных берегов Евразии, приближая открытие Северного морского пути из Атлантического океана в Тихий. В 1648 году служилый человек Семен Дежнев открыл пролив между Евразией и Северной Америкой, доказав, что это два отдельных континента.

Огромный вклад в изучение Арктики и развитие арктического мореплавания внесли Великая Северная экспедиция Витуса Беринга (1733—1745), первая русская морская высокоширотная экспедиция под командованием капитана 1-го ранга В. Чичагова (1766—1767), экспедиции на Новую Землю (1821—1824) и северо-восток Азии (1820—1824) под руководством Федора Литке и Фердинанда Врангеля, шведско-русская экспедиция на судне «Вега», возглавляемая Адольфом Норденшельдом (1878—1879), русская полярная экспедиция на шхуне «Заря» под руководством Эдуарда Толля (1900—1902), Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана на судах «Таймыр» и «Вайгач» под командованием полковника Ивана Сергеева и капитана 2-го ранга Бориса Вилькицкого (1910—1915), экспедиции под руководством Георгия Седова, Владимира Русанова, Георгия Брусилова (1911—1914).

В 1894 году министр финансов России Сергей Витте представил императору Александру III план незамедлительного освоения русского Крайнего Севера, который нашел горячих сторонников: адмирала Степана Макарова и начальника Главного гидрографического управления Андрея Вилькицкого. 5 августа 1898 года в Екатерининской гавани Кольской губы заложили военный порт Александровский (ныне Полярный). По мысли Витте — главную базу всего флота страны.

В 1915 году пришлось строить второй порт, торговый Романов (ныне Мурманск): мировая война показала, что Баренцево море — единственное связующее Россию и ее союзников звено. Для скорейшего заселения этой территории переселенцам предоставляли льготы: освобождали от уплаты налогов, а мужчин — от обязательного прохождения воинской службы. Для защиты морских коммуникаций начали формировать и флотилию Северного Ледовитого океана (с 1933-го — Северная военная флотилия, с 1937-го — Северный флот). Одновременно для обеспечения регулярных торговых рейсов из Европы к Архангельску и устьям Оби стали строить первые в русской Арктике радиометеостанции.

Еще в 1877 году царское правительство начало колонизировать Новую Землю, заселяя ее ненцами-оленеводами. Традицию подхватила советская власть. В 1926 году была создана колония зверобоев — эскимосов и чукчей — на острове Врангеля. Вдвое увеличилось количество становищ ненцев-оленеводов на Новой Земле. И повсюду, где жили люди, открывались фельдшерские пункты, фактории, школы.

Начало комплексному изучению и освоению Арктики в 1920—1930-е годы положили Карские товарообменные экспедиции, исследования Северной научно-промысловой экспедиции и Плавучего морского института.

1932 год
Первое сквозное плавание русского ледокольного парохода «Сибиряков» по Северному морскому пути (СМП).
Уже к началу 30-х годов стало ясно, что можно использовать СМП для регулярной связи Европейского Севера и Дальнего Востока. На практике это доказал в 1932 году ледокольный пароход «Сибиряков», пройдя в одну навигацию (за 65 дней) от Архангельска до японского порта Иокогама путь протяженностью более 2500 миль. Этот подвиг совершили советские моряки-полярники под руководством начальника экспедиции О.Ю. Шмидта и капитана В.И. Воронина.

1937 год
Первая дрейфующая станция «СП-1».

Настоящее завоевание Арктики началось после проведения высокоширотной советской воздушной экспедиции 1937 года, завершившейся высадкой ученых на дрейфующие льды Арктики. Впервые в околополюсном районе был выполнен широкий комплекс научных наблюдений. Итогом усилий СССР по освоению СМП стала первая дрейфующая научная станция «Северный полюс». Членами «СП-1» были: Иван Папанин, Эрнест Кренкель, Евгений Федоров, Петр Ширшов. Вплоть до 1991 года в Центральной Арктике на дрейфующих станциях планомерно работали целые поколения советских полярников. С 1991 года в Арктике дрейфующих станций нет. В 2001 году была временно открыта экспериментальная дрейфующая станция (начальник Павел Селезнев).

Перелет Чкалова через Северный полюс.

18 июня 1937 года одномоторный самолет АНТ-25 стартовал из Москвы и взял курс на Америку. 19 июня он прошел над Северным полюсом. Четверка папанинцев на льдине слышала гул моторов, но была сплошная облачность, и самолета они не видели.

Перелет Громова через Северный полюс.

12 июля 1937 года экипаж АНТ-25-1 в составе М. Громова, А. Юмашева, С. Данилина установил новый рекорд, перелетев из Москвы в Америку за 62 часа 17 минут и покрыв расстояние в 102 тыс. км.

Начало героического дрейфа ледокола «Георгий Седов».

«Седов» возвращался по СМП в Архангельск. Путь ему и еще двум ледоколам, «Садко» и «Малыгину», преградили многолетние льды. Начался ледовый дрейф. Три вмерзших в лед судна, палатки на льду образовали целый ледовый город. С наступлением весны часть людей вывезли на самолетах, к осени ледокол «Ермак» вывел всех к чистой воде, но у «Седова» оказались серьезные повреждения, и было принято решение остаться в дрейфе. 15 человек во главе с капитаном К.С. Бадигиным 812 дней дрейфовали в приполюсном районе Северного Ледовитого океана. Был собран уникальный научный материал. За мужество и героизм все участники дрейфа были удостоены звания Героев Советского Союза.

1962 год
Всплытие атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» в районе Северного полюса.

17 июля 1962 года советская подлодка подошла к полюсу и всплыла на поверхность. По очереди моряки сошли «в увольнение» на лед. Командир подлодки Героя Советского Союза Л. Жильцов передал по радиосвязи: «Мы чувствуем себя вполне уверенно».

1977 год
Достижение Северного полюса атомным ледоколом «Арктика».

17 августа 1977 года, в 04.00 по московскому времени, капитан ледокола «Арктика» Юрий Кучиев поставил древко от флага экспедиции Георгия Седова рядом со знаменем СССР. Минута молчания в память погибших исследователей Арктики и салют в честь успешного рейса атомохода, который осуществил мечту русских и советских исследователей высоких широт.

1987 год
Высокоширотная экспедиция на атомном ледоколе «Сибирь».

«Сибирь» стала вторым надводным кораблем, достигшим Северного полюса. Целью экспедиции 1987 года под руководством Героя Советского Союза Артура Чилингарова была эвакуация дрейфующей станции «СП-27» и высадка новой, «СП-29», в приполюсном районе. После успешного выполнения первой части задачи неожиданно представилась возможность по трансарктическому ледовому разлому пройти к географической точке Северного полюса. Чилингаров этой возможности не упустил. Затем состоялась высадка «СП-29». Все это происходило весной, когда льды имеют oсобую прочность, что убедительно доказало возможность атомного ледокольного флота работать в любое время года.

1992 год
Водружение флага России на Северном полюсе.

Гидролог, ледовый разведчик 1-го класса, почетный полярник СССР (ныне помощник зампредседателя Госдумы РФ) Константин Зайцев обвязал флаг вокруг тела и на парашюте приземлился на Северный полюс. Из лыжных палок был сооружен шест, и на нем на льду установлен флаг России.

В 2000 году к Северному полюсу шли норвежские лыжники. Лица их были угрюмы, но в глазах под темными очками светилось предвкушение триумфа — очередной флаг Норвегии будет установлен на «макушке» Земли. Но «макушка» оказалась занята: вспотевшие мужики гоняли по льду футбольный мяч. «Опять эти чертовы русские!» — бормотали замерзшие норвежцы, пока футболисты отпаивали их водкой.Пионерами плавания по Северному Ледовитому океану были русские поморы. На небольших парусных судах — кочах — они плавали к Шпицбергену и Новой Земле, продвигались на восток вдоль северных берегов Евразии, приближая открытие Северного морского пути из Атлантического океана в Тихий. В 1648 году служилый человек Семен Дежнев открыл пролив между Евразией и Северной Америкой, доказав, что это два отдельных континента.

Огромный вклад в изучение Арктики и развитие арктического мореплавания внесли Великая Северная экспедиция Витуса Беринга (1733—1745), первая русская морская высокоширотная экспедиция под командованием капитана 1-го ранга В. Чичагова (1766—1767), экспедиции на Новую Землю (1821—1824) и северо-восток Азии (1820—1824) под руководством Федора Литке и Фердинанда Врангеля, шведско-русская экспедиция на судне «Вега», возглавляемая Адольфом Норденшельдом (1878—1879), русская полярная экспедиция на шхуне «Заря» под руководством Эдуарда Толля (1900—1902), Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана на судах «Таймыр» и «Вайгач» под командованием полковника Ивана Сергеева и капитана 2-го ранга Бориса Вилькицкого (1910—1915), экспедиции под руководством Георгия Седова, Владимира Русанова, Георгия Брусилова (1911—1914).

В 1894 году министр финансов России Сергей Витте представил императору Александру III план незамедлительного освоения русского Крайнего Севера, который нашел горячих сторонников: адмирала Степана Макарова и начальника Главного гидрографического управления Андрея Вилькицкого. 5 августа 1898 года в Екатерининской гавани Кольской губы заложили военный порт Александровский (ныне Полярный). По мысли Витте — главную базу всего флота страны.

В 1915 году пришлось строить второй порт, торговый Романов (ныне Мурманск): мировая война показала, что Баренцево море — единственное связующее Россию и ее союзников звено. Для скорейшего заселения этой территории переселенцам предоставляли льготы: освобождали от уплаты налогов, а мужчин — от обязательного прохождения воинской службы. Для защиты морских коммуникаций начали формировать и флотилию Северного Ледовитого океана (с 1933-го — Северная военная флотилия, с 1937-го — Северный флот). Одновременно для обеспечения регулярных торговых рейсов из Европы к Архангельску и устьям Оби стали строить первые в русской Арктике радиометеостанции.

Еще в 1877 году царское правительство начало колонизировать Новую Землю, заселяя ее ненцами-оленеводами. Традицию подхватила советская власть. В 1926 году была создана колония зверобоев — эскимосов и чукчей — на острове Врангеля. Вдвое увеличилось количество становищ ненцев-оленеводов на Новой Земле. И повсюду, где жили люди, открывались фельдшерские пункты, фактории, школы.

Начало комплексному изучению и освоению Арктики в 1920—1930-е годы положили Карские товарообменные экспедиции, исследования Северной научно-промысловой экспедиции и Плавучего морского института.

1932 год
Первое сквозное плавание русского ледокольного парохода «Сибиряков» по Северному морскому пути (СМП).
Уже к началу 30-х годов стало ясно, что можно использовать СМП для регулярной связи Европейского Севера и Дальнего Востока. На практике это доказал в 1932 году ледокольный пароход «Сибиряков», пройдя в одну навигацию (за 65 дней) от Архангельска до японского порта Иокогама путь протяженностью более 2500 миль. Этот подвиг совершили советские моряки-полярники под руководством начальника экспедиции О.Ю. Шмидта и капитана В.И. Воронина.

1937 год
Первая дрейфующая станция «СП-1».

Настоящее завоевание Арктики началось после проведения высокоширотной советской воздушной экспедиции 1937 года, завершившейся высадкой ученых на дрейфующие льды Арктики. Впервые в околополюсном районе был выполнен широкий комплекс научных наблюдений. Итогом усилий СССР по освоению СМП стала первая дрейфующая научная станция «Северный полюс». Членами «СП-1» были: Иван Папанин, Эрнест Кренкель, Евгений Федоров, Петр Ширшов. Вплоть до 1991 года в Центральной Арктике на дрейфующих станциях планомерно работали целые поколения советских полярников. С 1991 года в Арктике дрейфующих станций нет. В 2001 году была временно открыта экспериментальная дрейфующая станция (начальник Павел Селезнев).

Перелет Чкалова через Северный полюс.

18 июня 1937 года одномоторный самолет АНТ-25 стартовал из Москвы и взял курс на Америку. 19 июня он прошел над Северным полюсом. Четверка папанинцев на льдине слышала гул моторов, но была сплошная облачность, и самолета они не видели.

Перелет Громова через Северный полюс.

12 июля 1937 года экипаж АНТ-25-1 в составе М. Громова, А. Юмашева, С. Данилина установил новый рекорд, перелетев из Москвы в Америку за 62 часа 17 минут и покрыв расстояние в 102 тыс. км.

Начало героического дрейфа ледокола «Георгий Седов».

«Седов» возвращался по СМП в Архангельск. Путь ему и еще двум ледоколам, «Садко» и «Малыгину», преградили многолетние льды. Начался ледовый дрейф. Три вмерзших в лед судна, палатки на льду образовали целый ледовый город. С наступлением весны часть людей вывезли на самолетах, к осени ледокол «Ермак» вывел всех к чистой воде, но у «Седова» оказались серьезные повреждения, и было принято решение остаться в дрейфе. 15 человек во главе с капитаном К.С. Бадигиным 812 дней дрейфовали в приполюсном районе Северного Ледовитого океана. Был собран уникальный научный материал. За мужество и героизм все участники дрейфа были удостоены звания Героев Советского Союза.

1962 год
Всплытие атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» в районе Северного полюса.

17 июля 1962 года советская подлодка подошла к полюсу и всплыла на поверхность. По очереди моряки сошли «в увольнение» на лед. Командир подлодки Героя Советского Союза Л. Жильцов передал по радиосвязи: «Мы чувствуем себя вполне уверенно».

1977 год
Достижение Северного полюса атомным ледоколом «Арктика».

17 августа 1977 года, в 04.00 по московскому времени, капитан ледокола «Арктика» Юрий Кучиев поставил древко от флага экспедиции Георгия Седова рядом со знаменем СССР. Минута молчания в память погибших исследователей Арктики и салют в честь успешного рейса атомохода, который осуществил мечту русских и советских исследователей высоких широт.

1987 год
Высокоширотная экспедиция на атомном ледоколе «Сибирь».

«Сибирь» стала вторым надводным кораблем, достигшим Северного полюса. Целью экспедиции 1987 года под руководством Героя Советского Союза Артура Чилингарова была эвакуация дрейфующей станции «СП-27» и высадка новой, «СП-29», в приполюсном районе. После успешного выполнения первой части задачи неожиданно представилась возможность по трансарктическому ледовому разлому пройти к географической точке Северного полюса. Чилингаров этой возможности не упустил. Затем состоялась высадка «СП-29». Все это происходило весной, когда льды имеют oсобую прочность, что убедительно доказало возможность атомного ледокольного флота работать в любое время года.

1992 год
Водружение флага России на Северном полюсе.

Гидролог, ледовый разведчик 1-го класса, почетный полярник СССР (ныне помощник зампредседателя Госдумы РФ) Константин Зайцев обвязал флаг вокруг тела и на парашюте приземлился на Северный полюс. Из лыжных палок был сооружен шест, и на нем на льду установлен флаг России.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама