25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2007 года: "КАК ПРОЙТИ В E-БИБЛИОТЕКУ"

Архивная публикация 2007 года: "КАК ПРОЙТИ В E-БИБЛИОТЕКУ"

Сегодня в России 1,5—2 тыс. сайтов, которые называют себя электронными библиотеками. Примерно 50 из них — действительно качественный по всем показателям сетевой ресурс. Но вскоре скачать или распечатать книгу с них можно будет только за деньги.Одна из первых и крупнейшая сегодня российская электронная библиотека Максима Мошкова (www.lib.ru) появилась в ноябре 1994 года. По-настоящему популярными электронные библиотеки (ЭБ) стали в последние 5 лет. Сегодня в России 5—6 млн. интернет-пользователей. Каждый второй ищет в Интернете книги, каждый четвертый их читает с монитора.

По закону, за просмотр или чтение литературного произведения в Интернете автор должен получать авторское вознаграждение. Большинство ЭБ в России выкладывают произведения в Сеть бесплатно — и без разрешения авторов.

В конце мая произошло событие, которое может изменить ситуацию. Шесть онлайн-библиотек — www.aldebaran.ru, www.bestlibrary.ru,www.fenzin.org,www.litportal.ru — объединились в группу интернет-библиотек «ЛитРес». К концу года общая база данных «ЛитРес» может составить около 100 тыс. текстов.

«Наша позиция такова: есть читатели и есть авторы — никто не должен страдать, поэтому мы ищем приемлемые бизнес-схемы, — говорит гендиректор «ЛитРес» Алексей Кузьмин. — Мы предлагаем выбор. Онлайн-чтение при защите контента от копирования (средства в этом случае зарабатываются по рекламной модели с обязательным отчислением авторам определенного вознаграждения). Скачивание текста одним файлом с последующим свободным использованием, чтением на КПК, распечатыванием».

С какими проблемами столкнется новая компания и как будет их решать?

Авторское право

Легализация контента ЭБ — одна из острейших проблем. В идеале работа ЭБ ничем не отличается от работы библиотеки обычной: свободное получение и распространение текстов. Но ЭБ чаще всего находятся в положении пиратов. Чтобы из него выйти, они должны отчислять авторское вознаграждение за использование текстов. А значит, и сами должны зарабатывать. Выкупать права на произведения не может себе позволить ни одна ЭБ. Кроме авторских, есть еще права переводчика (25% прав на произведение), права издательств (книга часто сопровождается комментариями, допматериалами). Поэтому возникают конфликтные ситуации. В суд против бесплатных ЭБ было подано около десятка исков на общую сумму $500 тыс. Самое крупное дело против ЭБ было в 2004 году. Компания «КМ Онлайн» больше года судилась с владельцами ЭБ, но проиграла, получив в награду лишь номинацию «Разочарование года» в интернет-конкурсе.

«Пиратские библиотеки — давно сформировавшаяся площадка, где есть свой потребитель и которую надо привести в порядок, — считает писатель-фантаст Олег Дивов. — Кто ими займется? Могут издательства-мейджоры, такие как «ЭКСМО» или «ОЛМА». Может государство, которое постоянно упрекают в том, что с авторским правом в стране плохо. В этом случае последствия будут ужасны, потому что все, за что берется государство, заканчивается ужасно».

Решение: «До появления «ЛитРес» типичная ЭБ представляла собой ресурс, который вели 1—2 человека. Такая ЭБ не могла решать вопросы с авторскими правами в нужном объеме, — рассказывает гендиректор Агентства авторских прав в Интернете Олег Колесников. — Мы создали наше агентство для решения именно этой задачи. Мы, с одной стороны, поможем библиотекам договориться с авторами об использовании их произведений, с другой — дадим авторам возможность получать от ЭБ дополнительный доход с опубликованных и неопубликованных произведений. Хотя речь не всегда идет о финансах. Часть авторов предоставляют свои произведения бесплатно. Агентство все равно это документально оформляет». По словам г-на Колесникова, агентство оформило отношения примерно с 50 авторами и еще с 350 ведет переговоры.

Какие тексты подпадают под действие закона об авторском праве? Есть понятие public domain, общественное достояние, — произведение, срок охраны авторских прав которого уже истек — это 70 лет после смерти автора. Такое можно использовать бесплатно. «Пока по закону классика принадлежит народу. Заметим, пока, — говорит Максим Мошков. — Ничто не помешает государству принять новый закон, по которому классиков отдадут их наследникам, что неоднократно проделывалось. Вообще срок действия авторских прав можно высчитать очень просто: зафиксируйте, когда умер Уолт Дисней. Именно из-за него и продлевают сроки — чтобы Микки-Мауса не отдавать в народ. Знаете, что всеми любимый Гумилев принадлежит не народу, а сводному сыну одной из жен кого-то там? Мимо авторского права проходит все, что было выпущено авторами, умершими до 1955 года. Соответственно, почти все произведения этих авторов находятся в группе общественного достояния, и пока их у вас не отобрали, они будут ваши. С ныне живущими авторами как-нибудь договоримся. Хуже с теми, кто недавно умер, потому что право наследования тут же разлетается веером, а договариваться надо абсолютно со всеми, иначе любой может создать проблемы».

Издатели

«Я отношусь к непримиримым врагам ЭБ, потому что работаю с издательствами через агента, — говорит писательница Мария Арбатова. — В сегменте книжного рынка, где я представлена, продажи сильно снижаются при публикации в Интернете. До тех пор, пока ЭБ не смогут платить авторам, иметь с ними дело будут только молодые авторы, нуждающиеся в пиаре». А писатель Олег Дивов считает, что соотношение между количеством скачиваний его произведений и продажами бумажных книг — примерно 10 к 1. «Человек, изначально ориентированный на электронный вариант, будет читать только его и желательно бесплатно, — говорит Олег Дивов. — Есть узкая прослойка людей, которые получают удовольствие от того, что платят непосредственно автору, ходят на www.publicant.ru, заморачиваются с WebMoney. Пока это капля в море и абсолютно несопоставимо с бумажными продажами. Но процессы идут очень быстро».

«Электронные библиотеки действительно причиняют материальный ущерб правообладателям. Но размер его пока незначителен. Полагаю, гораздо меньше, чем 10%», — считает генеральный директор издательства «ЭКСМО» Олег Новиков. «Прежде всего защищать свои интересы в электронной сфере должны сами издатели, а именно этим вплоть до последнего времени никто толком и не занимался, — объясняет генеральный директор «ОЛМА Медиа Групп» Дмитрий Иванов. — Считалось, что на электронной литературе денег не заработаешь. Но сегодня происходят серьезные перемены: появилась аудитория, способная и желающая платить за электронные книги. И издательствам нужно идти ей навстречу».

Решение: «ЛитРес» считает, что ЭБ предоставляют самую эффективную и одновременно дешевую схему дистрибуции, позволяя авторам напрямую обращаться к читателям. В издательствах авторские роялти редко превышают 10—15% — остальное приходится на долю посредников, поэтому, чтобы довести книгу до своего читателя, приходится тратить большие деньги на маркетинг. Становление ЭБ в цивилизованной форме может быть выгодно всем участникам процесса.

А что думают издательства? Олег Новиков считает: «Тексты, которые должны охраняться, размещаются в электронных библиотеках пиратски. Да и предлагаемое качество вызывает большие вопросы. Видимо, эту тему действительно в первую очередь должны взять на контроль крупные издательства». Г-н Новиков признался, что «ЭКСМО» уже думает над этим, но конкретной программы пока нет. В «ОЛМА Медиа Групп» давно оценили привлекательность электронного рынка, сейчас работают над созданием нового библиотечного портала совместно с компанией Google. «Там можно будет найти любую книгу нашего издательского дома, вышедшую с самого его основания, 16 лет назад», — гордятся в «ОЛМА».

Можно вспомнить и о масштабной программе оцифровки словарей, которую запустил в прошлом году «Яндекс». Сегодня на этом портале около 3 млн. статей из 62 словарей. На проект компания выделила около $1 млн. «Яндекс» помимо оцифровки словарей приобретает и права на их публикацию в Интернете.

Но даже крупный альянс ЭБ вряд ли составит серьезную бизнес-конкуренцию издательствам. «Библиотеки ведь сами не производят книги, а лишь продают или распространяют их, — считает Дмитрий Иванов. — И если они захотят работать в рамках закона, то без сотрудничества с издателями им не обойтись».

Деньги

Есть три основных варианта финансирования ЭБ: 1. Личные средства энтузиастов-разработчиков. 2. Перераспределение ресурсов внутри различных фондов (к примеру, РГБ финансирует создание базы в электронном виде). 3. Гранты (так, например, финансируется Фундаментальная электронная библиотека www.feb-web.ru). Но гранты в лучшем случае выдают на создание электронных коллекций, а не на их развитие.

Решение: «ЭБ придумали и обкатывают инновационную модель, чтобы решить две, казалось бы, взаимоисключающие задачи. С одной стороны, обеспечить всем доступ к произведениям; с другой — платить авторам, — рассказывает руководитель рекомендательного книжного сервиса www.IMHOclub.ru, где собраны отзывы тысяч читателей, профессор Высшей школы экономики Александр Долгин. — Это делается двумя способами. Первый — как на государственном телевидении: для пользователей информация бесплатна, за нее платит рекламодатель. Второй — как на телевидении платном: скачивание текстов и чтение за деньги. Это позволяет реализовать этический и экономически выверенный принцип: информация бесплатна, сервис вокруг нее платный. Установится баланс: приверженцы псевдобесплатного чтения получат такую возможность, но будут смотреть рекламу; кто устал от рекламы, заплатит в 10 раз меньше, чем за бумажное издание, и прочтет, что захочет, без помех».

По предварительным расчетам, средняя книжка в «ЛитРес» будет стоить примерно 18 рублей. Суммарный заработок всех авторов ЭБ в сутки составит около 60 тыс. рублей. Но в зависимости от количества просмотров подавляющее большинство авторов получат копейки, а мэтры — по 500—800 рублей в день.

Владельцы ЭБ настроены оптимистично: платят же люди за картинки на мобильный телефон по $2, хотя есть бесплатные? Платят и за скачивание mp3. Покупку книг в ЭБ можно будет оплачивать привычными способами — в электронной валюте (WebMoney), кредитной картой, SMS.

Бумага все стерпит

Выиграют ли от создания крупной платной ЭБ авторы? «Группа писателей, достигших успеха в рамках «блокбастерной» модели культуры, взобравшись на Олимп, уверяет, что более ни в чем и ни в ком не нуждается, — говорит Александр Долгин. — У начинающих авторов ситуация иная. Книготорговля доводит до людей только блокбастеры, и то не в каждый уголок. Книги, написанные для узких групп предпочтений, до своих потенциальных читателей не доходят». И потенциал интернет-аудитории расценивается ими как наиболее прибыльный. Авторы также смогут рассчитывать на заслуженный заработок, пусть и небольшой.

Выиграют ли читатели? «Купил недавно пару книг в магазине, — жалуется мой приятель Алексей. — Прочитал. Да, не шедевры. Выкинуть жалко, куда девать — неизвестно. С электронным вариантом таких вопросов бы не возникло». Но издатели, говоря о преимуществах и перспективах ЭБ, как им и положено, более консервативны. «Мне трудно представить, — признается Олег Новиков, — что печатные книги уйдут из нашей жизни. Тот, кто когда-либо держал в руках настоящую книгу, ставил ее на полку, возвращался к пометкам на полях, вряд ли откажется от этого удовольствия». n


Таблица 1. Лучшие электронные библиотеки России

Сегодня в России 1,5—2 тыс. сайтов, которые называют себя электронными библиотеками. Примерно 50 из них — действительно качественный по всем показателям сетевой ресурс. Но вскоре скачать или распечатать книгу с них можно будет только за деньги.Одна из первых и крупнейшая сегодня российская электронная библиотека Максима Мошкова (www.lib.ru) появилась в ноябре 1994 года. По-настоящему популярными электронные библиотеки (ЭБ) стали в последние 5 лет. Сегодня в России 5—6 млн. интернет-пользователей. Каждый второй ищет в Интернете книги, каждый четвертый их читает с монитора.

По закону, за просмотр или чтение литературного произведения в Интернете автор должен получать авторское вознаграждение. Большинство ЭБ в России выкладывают произведения в Сеть бесплатно — и без разрешения авторов.

В конце мая произошло событие, которое может изменить ситуацию. Шесть онлайн-библиотек — www.aldebaran.ru, www.bestlibrary.ru,www.fenzin.org,www.litportal.ru — объединились в группу интернет-библиотек «ЛитРес». К концу года общая база данных «ЛитРес» может составить около 100 тыс. текстов.

«Наша позиция такова: есть читатели и есть авторы — никто не должен страдать, поэтому мы ищем приемлемые бизнес-схемы, — говорит гендиректор «ЛитРес» Алексей Кузьмин. — Мы предлагаем выбор. Онлайн-чтение при защите контента от копирования (средства в этом случае зарабатываются по рекламной модели с обязательным отчислением авторам определенного вознаграждения). Скачивание текста одним файлом с последующим свободным использованием, чтением на КПК, распечатыванием».

С какими проблемами столкнется новая компания и как будет их решать?

Авторское право

Легализация контента ЭБ — одна из острейших проблем. В идеале работа ЭБ ничем не отличается от работы библиотеки обычной: свободное получение и распространение текстов. Но ЭБ чаще всего находятся в положении пиратов. Чтобы из него выйти, они должны отчислять авторское вознаграждение за использование текстов. А значит, и сами должны зарабатывать. Выкупать права на произведения не может себе позволить ни одна ЭБ. Кроме авторских, есть еще права переводчика (25% прав на произведение), права издательств (книга часто сопровождается комментариями, допматериалами). Поэтому возникают конфликтные ситуации. В суд против бесплатных ЭБ было подано около десятка исков на общую сумму $500 тыс. Самое крупное дело против ЭБ было в 2004 году. Компания «КМ Онлайн» больше года судилась с владельцами ЭБ, но проиграла, получив в награду лишь номинацию «Разочарование года» в интернет-конкурсе.

«Пиратские библиотеки — давно сформировавшаяся площадка, где есть свой потребитель и которую надо привести в порядок, — считает писатель-фантаст Олег Дивов. — Кто ими займется? Могут издательства-мейджоры, такие как «ЭКСМО» или «ОЛМА». Может государство, которое постоянно упрекают в том, что с авторским правом в стране плохо. В этом случае последствия будут ужасны, потому что все, за что берется государство, заканчивается ужасно».

Решение: «До появления «ЛитРес» типичная ЭБ представляла собой ресурс, который вели 1—2 человека. Такая ЭБ не могла решать вопросы с авторскими правами в нужном объеме, — рассказывает гендиректор Агентства авторских прав в Интернете Олег Колесников. — Мы создали наше агентство для решения именно этой задачи. Мы, с одной стороны, поможем библиотекам договориться с авторами об использовании их произведений, с другой — дадим авторам возможность получать от ЭБ дополнительный доход с опубликованных и неопубликованных произведений. Хотя речь не всегда идет о финансах. Часть авторов предоставляют свои произведения бесплатно. Агентство все равно это документально оформляет». По словам г-на Колесникова, агентство оформило отношения примерно с 50 авторами и еще с 350 ведет переговоры.

Какие тексты подпадают под действие закона об авторском праве? Есть понятие public domain, общественное достояние, — произведение, срок охраны авторских прав которого уже истек — это 70 лет после смерти автора. Такое можно использовать бесплатно. «Пока по закону классика принадлежит народу. Заметим, пока, — говорит Максим Мошков. — Ничто не помешает государству принять новый закон, по которому классиков отдадут их наследникам, что неоднократно проделывалось. Вообще срок действия авторских прав можно высчитать очень просто: зафиксируйте, когда умер Уолт Дисней. Именно из-за него и продлевают сроки — чтобы Микки-Мауса не отдавать в народ. Знаете, что всеми любимый Гумилев принадлежит не народу, а сводному сыну одной из жен кого-то там? Мимо авторского права проходит все, что было выпущено авторами, умершими до 1955 года. Соответственно, почти все произведения этих авторов находятся в группе общественного достояния, и пока их у вас не отобрали, они будут ваши. С ныне живущими авторами как-нибудь договоримся. Хуже с теми, кто недавно умер, потому что право наследования тут же разлетается веером, а договариваться надо абсолютно со всеми, иначе любой может создать проблемы».

Издатели

«Я отношусь к непримиримым врагам ЭБ, потому что работаю с издательствами через агента, — говорит писательница Мария Арбатова. — В сегменте книжного рынка, где я представлена, продажи сильно снижаются при публикации в Интернете. До тех пор, пока ЭБ не смогут платить авторам, иметь с ними дело будут только молодые авторы, нуждающиеся в пиаре». А писатель Олег Дивов считает, что соотношение между количеством скачиваний его произведений и продажами бумажных книг — примерно 10 к 1. «Человек, изначально ориентированный на электронный вариант, будет читать только его и желательно бесплатно, — говорит Олег Дивов. — Есть узкая прослойка людей, которые получают удовольствие от того, что платят непосредственно автору, ходят на www.publicant.ru, заморачиваются с WebMoney. Пока это капля в море и абсолютно несопоставимо с бумажными продажами. Но процессы идут очень быстро».

«Электронные библиотеки действительно причиняют материальный ущерб правообладателям. Но размер его пока незначителен. Полагаю, гораздо меньше, чем 10%», — считает генеральный директор издательства «ЭКСМО» Олег Новиков. «Прежде всего защищать свои интересы в электронной сфере должны сами издатели, а именно этим вплоть до последнего времени никто толком и не занимался, — объясняет генеральный директор «ОЛМА Медиа Групп» Дмитрий Иванов. — Считалось, что на электронной литературе денег не заработаешь. Но сегодня происходят серьезные перемены: появилась аудитория, способная и желающая платить за электронные книги. И издательствам нужно идти ей навстречу».

Решение: «ЛитРес» считает, что ЭБ предоставляют самую эффективную и одновременно дешевую схему дистрибуции, позволяя авторам напрямую обращаться к читателям. В издательствах авторские роялти редко превышают 10—15% — остальное приходится на долю посредников, поэтому, чтобы довести книгу до своего читателя, приходится тратить большие деньги на маркетинг. Становление ЭБ в цивилизованной форме может быть выгодно всем участникам процесса.

А что думают издательства? Олег Новиков считает: «Тексты, которые должны охраняться, размещаются в электронных библиотеках пиратски. Да и предлагаемое качество вызывает большие вопросы. Видимо, эту тему действительно в первую очередь должны взять на контроль крупные издательства». Г-н Новиков признался, что «ЭКСМО» уже думает над этим, но конкретной программы пока нет. В «ОЛМА Медиа Групп» давно оценили привлекательность электронного рынка, сейчас работают над созданием нового библиотечного портала совместно с компанией Google. «Там можно будет найти любую книгу нашего издательского дома, вышедшую с самого его основания, 16 лет назад», — гордятся в «ОЛМА».

Можно вспомнить и о масштабной программе оцифровки словарей, которую запустил в прошлом году «Яндекс». Сегодня на этом портале около 3 млн. статей из 62 словарей. На проект компания выделила около $1 млн. «Яндекс» помимо оцифровки словарей приобретает и права на их публикацию в Интернете.

Но даже крупный альянс ЭБ вряд ли составит серьезную бизнес-конкуренцию издательствам. «Библиотеки ведь сами не производят книги, а лишь продают или распространяют их, — считает Дмитрий Иванов. — И если они захотят работать в рамках закона, то без сотрудничества с издателями им не обойтись».

Деньги

Есть три основных варианта финансирования ЭБ: 1. Личные средства энтузиастов-разработчиков. 2. Перераспределение ресурсов внутри различных фондов (к примеру, РГБ финансирует создание базы в электронном виде). 3. Гранты (так, например, финансируется Фундаментальная электронная библиотека www.feb-web.ru). Но гранты в лучшем случае выдают на создание электронных коллекций, а не на их развитие.

Решение: «ЭБ придумали и обкатывают инновационную модель, чтобы решить две, казалось бы, взаимоисключающие задачи. С одной стороны, обеспечить всем доступ к произведениям; с другой — платить авторам, — рассказывает руководитель рекомендательного книжного сервиса www.IMHOclub.ru, где собраны отзывы тысяч читателей, профессор Высшей школы экономики Александр Долгин. — Это делается двумя способами. Первый — как на государственном телевидении: для пользователей информация бесплатна, за нее платит рекламодатель. Второй — как на телевидении платном: скачивание текстов и чтение за деньги. Это позволяет реализовать этический и экономически выверенный принцип: информация бесплатна, сервис вокруг нее платный. Установится баланс: приверженцы псевдобесплатного чтения получат такую возможность, но будут смотреть рекламу; кто устал от рекламы, заплатит в 10 раз меньше, чем за бумажное издание, и прочтет, что захочет, без помех».

По предварительным расчетам, средняя книжка в «ЛитРес» будет стоить примерно 18 рублей. Суммарный заработок всех авторов ЭБ в сутки составит около 60 тыс. рублей. Но в зависимости от количества просмотров подавляющее большинство авторов получат копейки, а мэтры — по 500—800 рублей в день.

Владельцы ЭБ настроены оптимистично: платят же люди за картинки на мобильный телефон по $2, хотя есть бесплатные? Платят и за скачивание mp3. Покупку книг в ЭБ можно будет оплачивать привычными способами — в электронной валюте (WebMoney), кредитной картой, SMS.

Бумага все стерпит

Выиграют ли от создания крупной платной ЭБ авторы? «Группа писателей, достигших успеха в рамках «блокбастерной» модели культуры, взобравшись на Олимп, уверяет, что более ни в чем и ни в ком не нуждается, — говорит Александр Долгин. — У начинающих авторов ситуация иная. Книготорговля доводит до людей только блокбастеры, и то не в каждый уголок. Книги, написанные для узких групп предпочтений, до своих потенциальных читателей не доходят». И потенциал интернет-аудитории расценивается ими как наиболее прибыльный. Авторы также смогут рассчитывать на заслуженный заработок, пусть и небольшой.

Выиграют ли читатели? «Купил недавно пару книг в магазине, — жалуется мой приятель Алексей. — Прочитал. Да, не шедевры. Выкинуть жалко, куда девать — неизвестно. С электронным вариантом таких вопросов бы не возникло». Но издатели, говоря о преимуществах и перспективах ЭБ, как им и положено, более консервативны. «Мне трудно представить, — признается Олег Новиков, — что печатные книги уйдут из нашей жизни. Тот, кто когда-либо держал в руках настоящую книгу, ставил ее на полку, возвращался к пометкам на полях, вряд ли откажется от этого удовольствия». n


Таблица 1. Лучшие электронные библиотеки России

НазваниеТематикаПосещаемость (тыс. человек в день)
www.lib.ru, Библиотека Максима МошковаУниверсальная библиотека30
www.feb-web.ru, Фундаментальная электронная библиотекаКлассическая литература, фольклор12
www.russ.ru/krug/biblio/magazines, Журнальный залТексты российских "толстых" журналов10
www.lib.mexmat.ru, Библиотека мехмата МГУ 5
http://zhurnal.lib.ru, СамиздатПроизведения начинающих авторов3
www.auditorium.ru, Электронная научная и учебная библиотекаНаучная периодика3
http://www.rsl.ru, Российская государственная библиотекаКоллекция диссертаций Ленинской библиотеки (в открытом доступе только названия материалов, доступных для абонентов библиотеки)2
Источник: журнал "Смысл".

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».