Наверх
27 января 2020
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2004 года: "Кандидат в Сети не зарегистрирован"

Российские избирательные кампании обходят Интернет стороной по двум причинам. Во-первых, перед мониторами, в отличие от телеэкранов, сидит слишком малочисленный электорат, чтобы им заниматься всерьез. А во-вторых, продвинутые пользователи Рунета вряд ли будут «голосовать сердцем».
Джордж Буш-мл. стал президентом из-за того, что его соперник неправильно высказался об Интернете*. Альберт Гор, который в составе администрации Клинтона многое делал для развития Интернета, вечером 9 марта 1999 года, будучи кандидатом в президенты, сказал в интервью CNN: «Во время моей службы в конгрессе США я предпринял инициативу по созданию Интернета».

В избирательном штабе Буша не могли не воспользоваться такой оговоркой. На следующее утро, кажется, не было в Америке СМИ, где комментаторы не закатывались бы от хохота: «Подумать только, Гор утверждает, что изобрел Интернет!» Прибаутка — «ты еще, как Гор, скажи, что изобрел Интернет» — немедленно стала элементом фольклора.

В отличие от Гора, кандидат в российские президенты Владимир Путин ничего подобного в 1999 году не говорил. Зато 28 декабря, за три с небольшим месяца до своего избрания, он встретился с известными в Рунете людьми, чье влияние на немногочисленную тогда «осетевшую» часть электората было весьма значительным. Та встреча, заметим, как минимум облегчила Фонду эффективной политики задачу сопровождения предвыборной кампании 2000 года с помощью своих многочисленных Интернет-проектов: делавшая их Рунет-тусовка была настроена к преемнику Ельцина в массе своей неотрицательно.

В 2004 году в Сети появились два путинских сайта — «взрослый» и детский, но поскольку на имидж президента уже давно работает все, что только включается в розетку, вычленить отдельно степень воздействия Интернет-ресурсов мы не беремся.

Страшно далекие от народа

Чтобы понять, что собой представляют те 8-10 млн. человек, которые числятся российскими пользователями Интернета, достаточно побывать на rambler.ru/duma. Здесь — итоги сетевой репетиции голосования на прошлых выборах в нижнюю палату нашего парламента (акция называлась «Накликай Думу»). В игрушечном голосовании с 50 тыс. участников уверенно (25,2%) победил Союз правых сил. Вторым финишировало «Яблоко» (16,1%), которое опередило пришедшего третьим кандидата «Против всех» (13,5%). «Единая Россия» прошла в виртуальную Думу с 10,8% голосов, «Родина» — с 8,8%. А теперь, чтобы представить степень влияния Интернет-аудитории на результат волеизъявления народа в целом, вспомним итоги настоящих думских выборов в декабре прошлого года. Если резюмировать, то нет его, этого влияния. Даже беспрецедентная акция СПС в последнюю пятницу перед выборами в Думу успеха не имела. Тогда самые посещаемые ресурсы Рунета — mail.ru и Яндекс — «вылиняли», их интерфейс стал черно-белым. Единственным цветным, но не радующим глаз пятном оказался черно-красный баннер, настоятельно рекомендующий принять участие в выборах депутатов Государственной думы. Примкнувший к Яндексу и mail.ru сайт РБК, тоже не последний генератор отечественного Интернет-трафика, «линять» не стал, однако встречал посетителя не привычной картинкой в бледно-зеленых тонах, а все тем же черно-красным, во весь экран, призывом. Ничего подобного ни до, ни после в Рунете не было: практически весь рекламный трафик трех крупнейших ресурсов российской Сети на целые сутки был продан одному и тому же покупателю.

Правда, без должного результата: целевая аудитория то ли проигнорировала призыв и все же не пошла голосовать, то ли пошла, но ее голоса растворились в массах сторонников «Единой России» и «Родины». Так или иначе, узок круг сетевого электората, не в состоянии он всерьез повлиять на результаты выборов.

Герои вчерашних дней

А ведь было время, когда использование Сети в политических целях не проходило бесследно. Хрестоматийная история связана с думскими выборами 1999 года, когда в день голосования силами г-на Павловского в Интернете появились сильно предварительные результаты этих выборов, которые прочили победу СПС. Вдохновленный электорат правых оторвал себя от диванов и проголосовал «по мотивам» опубликованных данных. Согласно одной из легенд, которыми обрастает публичная политика, именно этот фокус помог тогда СПС оказаться в Думе.

Подобная история произошла и с популярным когда-то инструментом под названием «компромат». Три-четыре года назад, публикуя скандальные данные, еще можно было бросить тень на политика. Сегодня попытки использовать Интернет в целях анонимной компрометации соперника вполне бесполезны.

«Единую Россию», например, в прошлом году пытались дискредитировать, рассылая в виде спама призывы вступать в партию и перечислять деньги на ее банковский счет. Результат, как можно видеть, нулевой.

В общем, страсти из Сети куда-то испарились. Затейливых политических PR-акций в Сети не наблюдается, владельцы «компромат»-ресурсов откровенно бедствуют. Похоже, «Интернет-киллеры», как, впрочем, и «ТВ-киллеры», оказались одноразовым оружием. А может, и палить-то больше не в кого…

По материалам еще не вышедшей из печати книги «От гиперкниги к гипермозгу: эссе, диалоги, очерки информационных технологий эпохи Интернет» (изд-во «Радио и связь»). Автор — живущий ныне в США профессор Григорий Громов.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK