25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2006 года: "Катастрофа без спецэффектов"

Архивная публикация 2006 года: "Катастрофа без спецэффектов"

Фильм о событиях 11 сентября 2001 года — «Всемирный торговый центр» знаменитого Оливера Стоуна, автора «Взвода», «Прирожденных убийц» и «Александра» — выходит на российские экраны 21 сентября под названием «Башни-близнецы». Когда стало известно, что Оливер Стоун снимает кино о башнях Всемирного торгового центра, в воображении зрителей возникли картины трагедии, воспроизведенные с голливудским размахом. И как объятые ужасом люди смотрят на самолет, летящий прямо на них. И как мы увидим ужасы, каких не видел никто, — техника позволяет.

Ничего этого в фильме нет. Его минимализм изумляет: даже самолет, врезающийся в башню, дан мелькнувшей в ущелье улиц тенью. Фильм напоминает скупую на зрелища хронику: вот нью-йоркские полицейские готовятся к обычному дежурству, вот им сообщают — что-то случилось в Торговом центре, никто ничего еще толком не знает. Вот они, еще не подозревая о масштабах беды, входят в сверкающие стеклом двери того, что через несколько минут станет адом. Вот старший группы Джон МакЛафлин отдает приказ — и здесь все оборвется. Дальше в кадре будут только трое заваленных бетоном людей, неспособных шевельнуться и все еще не понимающих, что произошло. Скоро один умрет, двое будут до последнего бороться за жизнь.

Из тысяч судеб, оборвавшихся в эти минуты на Манхэттене, авторы фильма выбрали эти две — полицейских Джона МакЛафлина и Уилла Химено, к которым в последний миг все же удалось пробиться спасателям. Фильм складывается, как из минут часы: из надежды, которая то уходит, то возвращается, и из того, о чем думают обреченные люди, прощаясь с жизнью. Иногда мы видим происходящее в их семьях. Все основано на свидетельствах этих реальных людей, которые согласились сотрудничать с авторами фильма: МакЛафлина, Химено и их семей.

Сам Стоун считает свою картину love story. Не фильмом-катастрофой, где главную партию ведет леденящее кровь зрелище, а любовной историей о семейных ценностях — том главном достоянии цивилизованного общества, которое делает его жизнеспособным. «Это кино — о вкусе смерти, ее запахе, когда она уже рядом и кажется неотвратимой, — рассказал он. — И, конечно, о секретах выживания. Это семейные узы, которые дают людям силу. Это религия. Это узы, которые всех нас соединяют в жизни. Я пережил подобное: был дважды ранен во Вьетнаме, был морским пехотинцем и однажды точно так же оказался на 24 часа замурован в опрокинувшемся катере — и это тоже был настоящий ад. В истории, которую рассказывает фильм, в этой громадной трагедии меня более всего потрясает то, что эти люди выжили. Выжили двадцать человек из армии полицейских, которые там работали!»

На мой вопрос, почему он выбрал столь лаконичный стиль фильма, режиссер ответил: «Это не фильм-катастрофа. Это — история, увиденная через микроскоп, трагедия с точки зрения конкретных людей. Все, чего они не видели, не могли видеть, — в кадре отсутствует. Эти люди не могли знать о втором самолете — и его нет в фильме. Вокруг темно, и все, с чем могут взаимодействовать актеры, — это бетонные и каменные обломки. Я хотел, чтобы наш фильм совершенно буквально вводил зрителя в темноту и дал ему время сполна все прочувствовать и о многом подумать. С исторической точки зрения должно пройти еще много времени, прежде чем мир поймет, что произошло 11 сентября. И в какой степени эта трагедия изменила движение маятника Восток—Запад».

На европейскую премьеру фильма в Венецию Оливер Стоун привез с собой не его звезд — Николаса Кейджа (он играет МакЛафлина) и Майкла Пенью (Химено), а его реальных героев. Они производят сильное впечатление внутренней организованностью и достоинством людей, которые при всех обстоятельствах привыкли оставаться людьми и делать свое дело.

Фильм о событиях 11 сентября 2001 года — «Всемирный торговый центр» знаменитого Оливера Стоуна, автора «Взвода», «Прирожденных убийц» и «Александра» — выходит на российские экраны 21 сентября под названием «Башни-близнецы». Когда стало известно, что Оливер Стоун снимает кино о башнях Всемирного торгового центра, в воображении зрителей возникли картины трагедии, воспроизведенные с голливудским размахом. И как объятые ужасом люди смотрят на самолет, летящий прямо на них. И как мы увидим ужасы, каких не видел никто, — техника позволяет.

Ничего этого в фильме нет. Его минимализм изумляет: даже самолет, врезающийся в башню, дан мелькнувшей в ущелье улиц тенью. Фильм напоминает скупую на зрелища хронику: вот нью-йоркские полицейские готовятся к обычному дежурству, вот им сообщают — что-то случилось в Торговом центре, никто ничего еще толком не знает. Вот они, еще не подозревая о масштабах беды, входят в сверкающие стеклом двери того, что через несколько минут станет адом. Вот старший группы Джон МакЛафлин отдает приказ — и здесь все оборвется. Дальше в кадре будут только трое заваленных бетоном людей, неспособных шевельнуться и все еще не понимающих, что произошло. Скоро один умрет, двое будут до последнего бороться за жизнь.

Из тысяч судеб, оборвавшихся в эти минуты на Манхэттене, авторы фильма выбрали эти две — полицейских Джона МакЛафлина и Уилла Химено, к которым в последний миг все же удалось пробиться спасателям. Фильм складывается, как из минут часы: из надежды, которая то уходит, то возвращается, и из того, о чем думают обреченные люди, прощаясь с жизнью. Иногда мы видим происходящее в их семьях. Все основано на свидетельствах этих реальных людей, которые согласились сотрудничать с авторами фильма: МакЛафлина, Химено и их семей.

Сам Стоун считает свою картину love story. Не фильмом-катастрофой, где главную партию ведет леденящее кровь зрелище, а любовной историей о семейных ценностях — том главном достоянии цивилизованного общества, которое делает его жизнеспособным. «Это кино — о вкусе смерти, ее запахе, когда она уже рядом и кажется неотвратимой, — рассказал он. — И, конечно, о секретах выживания. Это семейные узы, которые дают людям силу. Это религия. Это узы, которые всех нас соединяют в жизни. Я пережил подобное: был дважды ранен во Вьетнаме, был морским пехотинцем и однажды точно так же оказался на 24 часа замурован в опрокинувшемся катере — и это тоже был настоящий ад. В истории, которую рассказывает фильм, в этой громадной трагедии меня более всего потрясает то, что эти люди выжили. Выжили двадцать человек из армии полицейских, которые там работали!»

На мой вопрос, почему он выбрал столь лаконичный стиль фильма, режиссер ответил: «Это не фильм-катастрофа. Это — история, увиденная через микроскоп, трагедия с точки зрения конкретных людей. Все, чего они не видели, не могли видеть, — в кадре отсутствует. Эти люди не могли знать о втором самолете — и его нет в фильме. Вокруг темно, и все, с чем могут взаимодействовать актеры, — это бетонные и каменные обломки. Я хотел, чтобы наш фильм совершенно буквально вводил зрителя в темноту и дал ему время сполна все прочувствовать и о многом подумать. С исторической точки зрения должно пройти еще много времени, прежде чем мир поймет, что произошло 11 сентября. И в какой степени эта трагедия изменила движение маятника Восток—Запад».

На европейскую премьеру фильма в Венецию Оливер Стоун привез с собой не его звезд — Николаса Кейджа (он играет МакЛафлина) и Майкла Пенью (Химено), а его реальных героев. Они производят сильное впечатление внутренней организованностью и достоинством людей, которые при всех обстоятельствах привыкли оставаться людьми и делать свое дело.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».