Наверх
18 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "КИНО В РОССИИ: ХЕППИ-ЭНД"

После долгого перерыва зрители снова штурмуют кассы кинотеатровРОССИЯ
Американец Пол Хет (Paul Heth) приехал в Москву в апреле 1993 года с $600 в кармане и тягой к приключениям. Калифорнийский киноман сразу заметил интересную деталь в жизни российской столицы: при всех признаках западной цивилизации Москва была гиблым местом для киноманов — сплошь однозальные, тесные кинотеатры советской поры. Где, задавался вопросом он, звук Dolby Surround? Где большие пакеты с поп-корном? Где роскошные, удобные кресла? Это натолкнуло Хета на интересную идею: если никто больше не намерен строить приличные кинотеатры, то он займется этим сам.
Переходим сразу к октябрю того же года. Именно тогда в Москве открылся первый кинотеатр с прокатом на английском языке American House of Cinema, который создал Хет, собравший несколько тысяч долларов на преображение конференц-зала московской гостиницы «Рэдиссон-Славянская». Через 10 лет и после 2 новых кинотеатров Хет мечтает о большем. «Я представляю себе сеть кинотеатров на западный манер с множеством площадок», — говорит 40-летний военный, ставший предпринимателем. И это становится реальностью с открытием «КиноМир ДеЛюкс», крупнейшего кинотеатра в России с 11 залами на 3250 мест.
Отметим сразу, что Хет — не единственный желающий заманить россиян в кино. В следующие два-три года в Москве откроется примерно 20 многозальных кинотеатров, немалое число их будет расположено в роскошных торговых центрах, разбросанных по всей столице. Потенциал представляется безграничным: 8% россиян ходят в кино хотя бы раз в год. В стране всего 0,16 киноэкрана на 100 000 жителей против 5 — в Европе и 14 — в США. «Театрально-выставочный бизнес — сектор экономики, страдающий от недофинансирования», — говорит Станислав Прибылов, гендиректор Cinema Park, новой сети, финансируемой издательским домом «Профмедиа», подразделения российского холдинга «Интеррос», чьи интересы простираются от металлургии до сельского хозяйства. «Профмедиа» вкладывает в Cinema Park около $100 млн.
Это неожиданный поворот сюжета: всего несколько лет назад большинство инвесторов предпочли бы вложить свои средства в казино или ночные клубы для новой элиты, а не в кинотеатры для рядового зрителя. И неудивительно: хотя в Советском Союзе была высокая культура кино, экономические катаклизмы 1990-х превратили поход в кино в слишком дорогое удовольствие. К 1999 году объемы продаж билетов сократились до $10 млн. в год. Многие кинотеатры закрылись, а оставшиеся не могли найти денег на ремонт или расширение. Сейчас, в эпоху экономической стабильности и роста благосостояния, россияне решили возобновить роман с большим экраном. Обороты кинотеатров по сравнению с 1999 годом выросли в 10 раз и, по прогнозам «Профмедиа», к 2010 году вполне могут достичь $1 млрд. в год.
Иностранные компании уже выстраиваются в очередь. National Amusements Inc., владелец шестой по величине сети кинотеатров в США и контрольного пакета акций американского гиганта индустрии развлечений Viacom Inc., решила за $60 млн. построить вместе с Хетом 4—5 многозальных киноцентров в Москве и Санкт-Петербурге. Первый «КиноМир ДеЛюкс» расположился в торговом комплексе шведской мебельной сети IKEA на южной окраине Москвы. Впервые Хет обращался в National Amusements с идеей строительства кинотеатров в России еще в 1994 году, но тогда американская компания предложение отвергла. Однако, побывав в России в прошлом году, президент фирмы Шари Редстоун (Shari M. Redstone) изменила свое мнение. «Я была очень удивлена, — рассказывает она. — Совершенно ясно, что россияне любят отдыхать и развлекаться. Они обожают ходить в кино — на американские фильмы — и всегда рады сходить куда-нибудь вечером».
Кинотеатры спешно подстраиваются под вкусы нового поколения киноманов. Сеть «Каро Фильм» модернизирует некоторые из 15 своих кинотеатров и строит новые, например 9-зальный «Формула Кино», дебютировавший в прошлом году благодаря сотрудничеству с другой местной сетью — «Империя Кино». А Cinema Park «Профмедиа» готовится к презентации своего первого московского киноцентра в декабре. «Каждый год сборы в кинотеатрах удваиваются, поэтому более динамичного сектора в экономике не найти», — заявляет Вадим Горяинов, гендиректор «Профмедиа». Кому поп-корн?

КИНОМАНЫ

ГодОбъемы продаж билетов в России (миллионы долларов)
199910
200025
200150
200290
2003140

Источник: Cinema Park, Kinobusiness, Business Week. — Business Week

ДЖЕЙСОН БУШ (JASON BUSH) В МОСКВЕ. — BUSINESS WEEK

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK