Наверх
21 октября 2021
Без рубрики

Архивная публикация 1999 года: "Когда бумага краснеет"

На сегодня больше всех преуспел в этом Юрий Лужков. Ведь если премьер Евгений Примаков станет единственным кандидатом от "партии власти", дружественные сегодня мэру олигархи могут переметнуться в лагерь нынешнего премьера. Вместе со своими медиа-холдингами.Московская правда


На сегодняшний день комплекс масс-медиа, контролируемых московским мэром Юрием Лужковым, строится по принципу "не уменьем, а числом". Империя столичных СМИ крайне разношерстна. В нее, помимо стержня -- канала "ТВ-Центр", входят самые разные издания. От официальной газеты московского правительства "Тверская, 13" до рекламного издательского дома "Центр плюс".

К "официально" лужковским масс-медиа примыкают и ряд других СМИ, влияние на которые столичный градоначальник оказывает либо через принадлежащую московскому правительству долю собственности, либо благодаря "дружеским" отношениям.

Первый среди них -- это "Медиа-центр СММ", подразделение одной из самых крупных бизнес-структур, контролируемых мэром Москвы,-- АФК "Система". Во главе "Медиа-центра СММ" стоит вице-президент АФК "Система" Вячеслав Копьев. В его ведении находится издательский дом "Метрополис" Льва Гущина, который выпускает газеты "Культура", "Россия", "Литературная газета", "Метро".

Очевидно, что ни одно из вышеперечисленных изданий быть проводником политического влияния не может: ни большим тиражом, ни серьезным политическим влиянием они не отличаются. По словам самого г-на Копьева, он такие цели и не преследует: для АФК "Система" развитие медиа-холдинга является чисто "бизнесовым" проектом.

Зато издательский дом "Пушкинская площадь", в котором московское правительство является главным учредителем, вполне может пригодиться Юрию Лужкову на предстоящих выборах. Во главе этой "группировки" СМИ стоит Олег Попцов, бывший председатель ВГТРК (2-й канал). Издательский дом был сколочен в пожарном порядке летом--осенью прошлого года и имеет на своем вооружении несколько еще совершенно не раскрученных изданий, призванных стать "органами влияния".

Пилотные номера всех изданий вышли в конце сентября прошлого года. Это ежедневная газета "для всех" "Версты", ориентированная на региональные новости, еженедельный журнал "Ять", декларируемый редакцией как "русский экономический журнал для семейного чтения". А также политико-просветительский еженедельник "Алфавит", представляющий собой "энциклопедию текущего времени" и "свод неизвестного об очевидном". Издательский дом запустил и свой ежемесячный "женский журнал для мужчин и женщин" "Ах!". Офис ИД находится в высотке на Новом Арбате, 21.

Кстати, в издательском доме "Коммерсантъ", логотипом которого является "Ъ", к появлению попцовского журнала "Ять" отнеслись с некоторой иронией. Дело в том, что "ять", буква старого русского алфавита, по написанию очень похожа на коммерсантовский твердый знак. По этому поводу один из топ-менеджеров "Ъ" в разговоре с корреспондентом "Профиля" заметил, что в русском алфавите целых 33 буквы, так что у новых издателей пока есть из чего выбирать.

Один из наиболее влиятельных членов команды Юрия Лужкова, певец, депутат и предприниматель Иосиф Кобзон, также располагает собственным издательским домом "Московит-медиа". Однако информационную поддержку московскому мэру кобзоновские издания вряд ли способны оказать. Они либо выходят в Израиле, либо сугубо аполитичны (журнал "Детка", "Радио-1"). Традиционно близок Юрию Лужкову издательский дом "Совершенно секретно" Артема Боровика. А также газета "Московский комсомолец".

Последняя является на сегодняшний день единственным популярным и массовым общественно-политическим изданием среди пролужковских масс-медиа. При этом влияние "МК" не ограничивается кольцевой автодорогой. У газеты выходит большое количество приложений в регионах (общим тиражом 1,2 млн. экземпляров), где наряду с подборкой публикаций московского "МК" за неделю присутствуют и местные новости. Среди этих приложений -- "МК--Санкт-Петербург", "МК--Красноярск", "МК--Нижний Новгород", "МК--Саратов" и др.

Однако империя пролужковских СМИ, помимо уже существующих или готовящихся к запуску изданий, имеет и другую существенную опору: издательские мощности. Которыми пользуются самые разнообразные, в том числе и не симпатизирующие Лужкову издания.

В сентябре нынешнего года по личному распоряжению Евгения Примакова в собственность московского правительства отошел издательский комплекс "Московская правда" -- один из самых современных в России. В этом комплексе печатаются "Вечерняя Москва", "Московская правда", "Московский комсомолец", "Подмосковье", "Подмосковная правда" и др.

Еще один мощнейший типографский комплекс -- издательство "Пресса" (бывшая "Правда"), хотя и является государственным унитарным предприятием, тем не менее находится на балансе управления делами президента, во главе которого стоит давний друг московского мэра Павел Бородин.

В комплексе зданий, принадлежащих издательству, расположена мощная типография и целый ряд довольно влиятельных газет, в том числе правительственная "Российская газета", а также "Сельская жизнь", "Комсомольская правда", "Рабочая трибуна", "Век", "Федерация", "Парламентская газета", "Капитал", "Москоу таймс" и др.

Договоры на аренду помещений каждое из этих изданий регулярно обновляет. А потому, наверное, излишне объяснять, какие возможности влияния имеются у хозяина комплекса на перечисленные СМИ.

%???%?????????

Терпение и "Труд"


Еще один "официальный" кандидат в президенты -- Виктор Черномырдин -- в силу своих политических и деловых связей может найти опору в сформированном под руководством Сергея Зверева холдинге "Газпром-медиа" (телерадиокомпания "Прометей", вещающая в регионах, газеты "Рабочая трибуна", "Деловой мир", "Труд" и 30-процентный пакет акций НТВ). Собственно говоря, именно "под Черномырдина" этот холдинг и создавался. Однако на безоговорочную и "эксклюзивную" поддержку со стороны газпромовских изданий бывший премьер вряд ли может рассчитывать. Ведь его шансы стать президентом -- по крайней мере на сегодняшний день -- очень невелики. А потому "Газпром-медиа" наверняка будет одновременно делать ставку и на более "избираемого" кандидата.

Окончательно еще не определились в своих симпатиях информационные орудия группы "Интеррос" (газеты "Известия", "Комсомольская правда", "Финансовые известия", "Неделя", журналы "Эксперт" и "Закон"), но они, возможно, окажут определенную поддержку московскому мэру Юрию Лужкову. В пользу подобного предположения говорит то, что Владимир Потанин в прошлом году являлся одним из главных кредиторов проектов столичного правительства.

Стоит, однако, отметить, что первые попытки включения потанинских изданий в стройный ряд промосковских масс-медиа оказались неудачными.

По некоторым сведениям, контролируемая Лужковым АФК "Система" прошедшим летом, еще до кризиса, вела переговоры о покупке доли "Известий" у ОНЭКСИМ-банка. Однако при этом якобы были выставлены условия, не устроившие Потанина. Как утверждают, переговоры застопорились после того, как ОНЭКСИМ-банку было предложено сначала купить "Новые известия", контролируемые Борисом Березовским. Затем закрыть их, и только после этого сделка между столичным руководством и потанинским масс-медийным холдингом должна была вступить в заключительную фазу. Такие условия, что вполне естественно, Потанина не устроили.

Между Лужковым и любым другим кандидатом в президенты от центристов будут выбирать и СМИ, находящиеся под влиянием "Роспрома"-- МЕНАТЕПа Михаила Ходорковского. Это прежде всего газеты и журналы западного издательского дома "Индепендент медиа", 12,5% которого приобрел "Роспром",-- прежде всего газеты "Капитал" и "Москоу таймс", а также газета "Настоящее время".

К московскому мэру Ходорковский тянется давно. Достаточно вспомнить, что генеральным спонсором празднования 850-летия Москвы и детских Олимпийских игр в Москве стал именно МЕНАТЕП. Однако сейчас, когда возможности группы Ходорковского сильно сузились, проблема политической ориентации принадлежащих ей СМИ может решиться иначе. А именно: издания "Роспрома"--МЕНАТЕПа будут ориентироваться в предвыборной гонке на того кандидата, который даст более твердые гарантии бизнесу Михаила Ходорковского в целом.

Сходная картина складывается и в отношении издательского дома "Коммерсантъ", который еще за два месяца до кризиса, 23 июня, официально объявил о продаже контрольного пакета своих акций. Однако, по словам генерального директора ЗАО "Издательство "Коммерсантъ" Леонида Милославского, соответствующая сделка до настоящего времени не состоялась. Тем не менее имеются некоторые сведения, что в течение всего лета и осени шли переговоры о покупке издательского дома "Системой".

На перепутье находится и холдинг Владимира Гусинского "Медиа-Мост" (телеканалы НТВ, НТВ+, ТНТ, газета "Сегодня", журналы "Итоги", "7 дней", "Караван истории", радио "Эхо Москвы").

С одной стороны, Гусинский уже публично заявил о своих предвыборных симпатиях: его заместитель по "Медиа-Мосту" Игорь Малашенко недавно предпринял специальную поездку в США с целью укрепления международных связей лидера "Яблока" Григория Явлинского.

С другой стороны, ориентация на Явлинского вовсе не исключает другого предвыборного союза: "Мост" -- Лужков. Известно, что после четырехлетней паузы в отношениях Владимира Гусинского и московского мэра наступил период ренессанса. Достаточно сказать, что часть счетов правительства столицы снова переведена в Мост-банк. А глава Центробанка Виктор Геращенко на одной из пресс-конференций в конце прошлого года прямо заявил, что ЦБ предоставил стабилизационный кредит более чем на $1 млрд. Мост-банку по просьбе московского мэра.

%???%????????????

%???%Завтра не умрет никогда

Светлое "Завтра"


Отдельно стоит сказать о медиа-империи, подконтрольной Геннадию Зюганову. Правда, империя эта очень раздроблена и не имеет несущей опоры в виде собственного центрального телеканала (ведь нельзя же считать таковой программу "Парламентский час" на РТР).

Главные газетно-журнальные силы коммунистов расположены в регионах. Множество областных, городских и районных изданий -- а именно их и читают в провинции -- контролируются КПРФ либо напрямую, через главного редактора, либо через органы власти, которым эти издания принадлежат.

К тому же в распоряжении Геннадия Зюганова находятся и некоторые общероссийские издания (которые, правда, не способны похвастать солидным тиражом): "Советская Россия", "Правда России", "Слово" (бывшая "Правда" Ильина) и "Завтра" Александра Проханова. Последнее издание является, скорее, общей для всех радикальных оппозиционеров трибуной, а не сугубо прокоммунистической газетой.

Губернские ведомости


Однако нынешний расклад сил на газетно-журнальном фронте нельзя признать окончательным. Дело в том, что многие издания, после кризиса оказавшиеся в тяжелом финансовом положении, усиленно ищут новых спонсоров и кредиторов.

К тому же некоторые вполне проходные и весомые политические фигуры еще не объявили о своем желании участвовать в предстоящих президентских выборах -- достаточно вспомнить Евгения Примакова.

Наконец, некоторые влиятельные СМИ, например издательский дом "Аргументы и факты" Виталия Старкова (газеты "АиФ", "Интерфакс--АиФ", "АиФ-фонарь", "АиФ-здоровье", "АиФ-разборка", "АиФ-любовь", журнал "Кот и пес", а также огромное количество региональных приложений к газете "АиФ"), еще не определились в своих новых политических пристрастиях.

Поэтому на масс-медийном рынке не исключены "перебежки".

Мало кто знает, что свой медиа-холдинг в Москве сейчас пытается сколотить губернатор Самарской области Константин Титов. С этой миссией в Москву прибыл президент самарского издательского дома "Корпорация Федоров" Сергей Федоров (не путать с известным хоккеистом).

Г-ну Федорову удалось создать в Самаре весьма преуспевающее даже по московским меркам предприятие. В 1996--1997 годах его издательских дом, включающий в себя ряд местных СМИ и типографию, заработал 9 млрд. рублей чистой прибыли. (Во многом такому успеху ставленнику Титова Федорову способствовало получение федерального заказа на печатание школьных учебников.)

В Москве глава "Корпорации Федоров" взял в аренду помещения в здании РИА "Новости" на Зубовском бульваре, 4. Его кабинет находится напротив апартаментов председателя Союза журналистов России Всеволода Богданова.

По имеющимся сведениям, Сергею Федорову (читай: Константину Титову) удалось приобрести контроль пока только над одним изданием -- журналом "За рубежом". Как утверждают, Федоров сейчас ведет переговоры на предмет приобретения журналов "Вокруг света", "Журналист" и еженедельника "Экономика и жизнь".

Финансируется проект, по неофициальной информации, через президента группы "Саянский алюминий", гендиректора Саянского алюминиевого завода и Самарской металлургической компании САМЕКО Олега Дерипаски. С ним у самарского губернатора Константина Титова сложились очень тесные отношения.

Московский проект Титова--Федорова--Дерипаски не первый в области масс-медиа. В самой Самаре г-н Дерипаска уже купил 20% местного телеканала РИА. И ведет переговоры о приобретении газеты "Самарские известия".

Начинает обзаводиться собственным медиа-холдингом и другой губернатор -- Александр Лебедь. Правда, "холдинг" этот красноярский генерал только начинает создавать. В настоящий момент в него входят местная телекомпания ТВК-6, КГТРК и "Сибирская газета".

На федеральном же уровне Александр Лебедь может рассчитывать пока только на СМИ, контролируемые Борисом Березовским (ОРТ, ТВ-6, "Огонек", "Новые Известия", "Независимая газета"), газета "Российские вести", "Общая газета", радио НСН). Ведь известно, что именно Березовский был одним из главных спонсоров красноярской компании Лебедя. Однако сейчас, когда позиции самого Бориса Абрамовича стали уязвимыми, говорить о незыблемости тесных связей генерала и исполнительного секретаря СНГ, по меньшей мере, легкомысленно.

Ведь в раскладе кандидатов в президенты пока отсутствует "туз" -- кандидат от партии власти. А одним из наиболее реальных претендентов на это звание является нынешний премьер Евгений Примаков.

Как бы то ни было, но Примаков -- хотя бы как премьер -- обречен иметь "хорошую картинку" на Российском телевидении. Он вполне может рассчитывать и на лояльность СМИ, принадлежащих Владимиру Гусинскому: последний никогда не складывает яйца в одну корзину. Под Примакова, стань он единым кандидатом от партии власти, пойдут и издания других олигархов. Они, заметим, имеют куда большее влияние, нежели новоявленные издания Юрия Лужкова, вещающие в стилистике советско-партийной пропаганды.

Так что главным в данном случае является обнародование президентских планов нынешнего премьера.

А остальное... Остальное мы прочитаем в газетах и журналах.

ОЛЕГ БЕРЦ

Оперативные и важные новости в нашем telegram-канале Профиль-News
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое
21.10.2021