23 апреля 2024
USD 93.25 -0.19 EUR 99.36 -0.21
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2000 года: "Компьютер, будь человеком"

Архивная публикация 2000 года: "Компьютер, будь человеком"

Пока что компьютер -- как собака: все понимает, только сказать ничего не может. Но скоро, судя по всему, электронные машины избавятся от этого недостатка: компьютер сможет вести с вами диалог, шутить и вообще реагировать почти по-человечески.Что бы ни говорили о тотальной компьютеризации человечества, а для многих компьютер остается предметом сложным и непонятным. Особенно для тех, кто только начинает с ним знакомиться. Эти люди часто относятся к загадочной коробочке, напичканной чипами и файлами, с опаской и даже с затаенной враждой.
Производители компьютеров и программного обеспечения понимают это. И изо всех сил стараются сделать так, чтобы общение новичка с малопонятной машиной было занятием занимательным и не требовало особых технических навыков. А как сделать общение с компьютером естественным и непринужденным? Конечно, надо "подарить" ему человеческое лицо, по возможности наделить способностью говорить и даже воспринимать чувства своего хозяина.
Девушка, а девушка, как вас зовут?

Первые неуклюжие попытки сделать компьютерный интерфейс (правила общения человека с компьютером) дружественным потерпели на рынке провал. Это была программа под названием Bob фирмы Microsoft. Bob пыталась вести диалог со своим пользователем, и ее планировали использовать в качестве оболочки для Windows. Пользователь не оценил столь дружественный жест со стороны программистов, и Bob безнадежно исчез с прилавков магазинов. Правда, след от него все-таки остался в мировой компьютерной индустрии. Частично концепция этой программы сохранилась в "интеллектуальном помощнике" (Intelligent Assistant) программного комплекса Microsoft Office. Подавляющее число пользователей Office наверняка вспомнят, как им на экран вдруг выскакивала жизнерадостная скрепка или дружелюбная собачонка, изо рта у нее появлялось облачко с предложением помочь и разъяснить тот или иной аспект работы с программой. Некоторые при виде "помощника" умилялись, другие чувствовали сильное раздражение и навсегда изгоняли его с экрана.
Но первый блин комом от Microsoft не смутил программистов и не поколебал их решимости сделать компьютер более человечным. Процесс, как говорится, пошел. Анимационные собачонки и зайчики, киберперсонажи с человеческим лицом все чаще выступают в роли виртуальных помощников пользователя компьютера.
Уже сейчас, например, в Интернете все чаще и чаще можно встретить виртуального героя, способного вести диалог с любым желающим. В Сети таких персонажей называют agent или vRep -- virtual representative, то есть "агент" и "виртуальный представитель".
Агент предстает в виде анимационной картинки или фотографии, рядом с которой находится диалоговое окно. Вы пишете в окне текст вопроса -- агент вам отвечает в своем текстовом окошке. Компьютерные агенты не живые люди, а программы, но они в состоянии почти полноценно общаться с вами -- не только отвечать на вопросы о деятельности их фирмы, но и спрашивать вас и даже шутить.
Например, на web-сайте компании Big Science (www.bigscience.com) вас встретит изображение улыбающейся девушки по имени Eve (Ева). Она поприветствует вас, спросит ваше имя и предложит экскурсию по сайту. Спросите ее, что за фирму она представляет, и Eve начнет пространные объяснения про последние достижения науки и техники и какую большую роль в этом процессе играет ее компания. Диалог можно прервать нагловатым вопросом, не замужем ли она. Появится фотография слегка насупившейся Eve, и девушка вам ответит, что виртуальный агент не может отвечать на подобные вопросы. Попытайтесь реабилитироваться и скажите, что Eve сегодня хорошо выглядит. Eve заулыбается и скажет, что вы очень милы и тут же предложит рассказать что-нибудь из истории ее компании.
А вот виртуальный персонаж по имени Red на сайте компании Neuromedia (www.neuromedia.com) на нахальные личные вопросы не обижается и на вопрос, замужем ли она, без обиняков заявляет, что быть женатым или замужем свойственно живым людям, но не виртуальным представителям. Вопрос: "Есть ли у тебя интеллект?" -- приведет Red в некоторое замешательство. "Не знаю,-- ответит она (он?).-- Раз я не могу ответить на этот вопрос, то, наверное, нет". И это уже почти человеческий ответ: ведь только человеку свойственна самоирония.
По признанию многих компаний, опыт использования виртуальных агентов на их web-сайтах превзошел все ожидания. Симпатичных кибердевушек и юношей в Сети появляется все больше и больше. Некоторые компании всерьез подумывают о сокращении своего штата живых телефонных операторов и поручают виртуальному сотруднику рассказывать клиентам о деятельности фирмы.
А поговорить?

Но настоящая революция в процессе очеловечивания компьютера произойдет, когда он научится распознавать человеческую речь. И эта революция уже началась.
Уже сейчас в свободной продаже есть несколько программных продуктов, обеспечивающих довольно успешное распознавание слитной английской речи. Например, Dragon Naturally Speaking и Via Voice от корпорации IBM. Правда, у них есть ряд неудобств. Скажем, прежде чем понимать своего обладателя, программа должна "привыкнуть" к его голосу, специфике и манере произношения отдельных слогов.
Свой вклад в дело "очеловечивания" компьютерного железа вносят и российские программисты. Не так давно российская компания Cognitive Technologies заявила, что создала программу, способную распознавать и воспроизводить слитную русскую речь.
Николай Никольский, директор по маркетингу компании Сognitive Technologies: "Мы действительно можем сейчас со всей ответственностью заявить, что научили компьютер понимать и говорить по-русски. Причем наша программа по отдельным характеристикам превосходит некоторые зарубежные аналоги. Ее не надо предварительно обучать и настраивать. Кроме того, мы очень гордимся тем, что компьютер, с одной стороны, может расшифровывать слитную русскую речь, а с другой -- может так же слитно говорить, сохраняя интонационные акценты и паузы".
Технологически работа компьютерной программы по распознаванию речи построена на распознавании фонем -- звуковых составляющих человеческой фразы. Микрофон преобразует аналоговые звуковые волны в цифровую информацию, и в компьютере звуки оказываются записанными в виде некоей эвристики -- значков определенной формы. Компьютер берет каждый значок, молниеносно сопоставляет его со своей базой данных значков-фонем и решает, какие буква или слог были ему только что сказаны. При произнесении компьютером человеческих фраз все происходит в обратном порядке.
По словам представителей Cognitive Technologies, программа по распознаванию русской речи уже активно начинает применяться.
Например, ее создателей чрезвычайно забавляет, как компьютер читает анекдоты из Интернета. Более серьезное применение программа находит, например, в ряде российских банков. Она очень помогает тем сотрудникам банковской сферы, которым раньше приходилось визуально следить за длинными цифровыми номерами платежных документов. Теперь эти сотрудники вовсе не смотрят на монитор. Компьютер сам им читает номера поступающих счетов, а операционист под диктовку следит за правильностью их учета.
В перспективе предполагается устанавливать программы распознания и воспроизведения речи на справочные телефонные узлы. За границей широкой публике, например, уже была представлена разработка, при помощи которой компьютер может общаться с человеком по телефону. Он может отвечать на вопросы позвонившего и рассказывать ему, например, о погоде или о свободных местах на ближайший авиарейс.
Разделенные чувства

Диалог человека с компьютером не предел развития информационных технологий. Сейчас ученые вплотную подошли к тому, чтобы электронная машина имела способность распознавать не только человеческую речь, но и его чувства и эмоции.
Александр Калинин, генеральный директор компании "Ландата", продвигающей на российском рынке новейшие компьютерные технологии: "А почему, собственно, компьютер не может воспринимать человеческие эмоции? Уже в семидесятых годах использовался так называемый детектор лжи, который мог считывать и обрабатывать информацию о человеческих эмоциях. Сейчас это можно делать гораздо эффективнее. Ведь появились более совершенные датчики, а современные компьютерные процессоры уже в состоянии производить несколько миллиардов операций в секунду".
Действительно, ряд крупных компаний уже достаточно успешно продвинулись в деле обучения компьютера "чувствовать" своего пользователя. К человеку подключают датчики, а машина считывает и обрабатывает информацию о том, как в настоящее время себя чувствует ее владелец: спокоен ли он, раздражен или ему хочется есть...
Зачем нужны такие "сентиментальные" компьютеры? Ученые считают, что "чувствующая" человека машина может найти самое широкое практическое применение. Например, специалисты американской компании Media Labs говорят о том, что один из вариантов применения "чувствующего компьютера" -- в обучающих программах. Разработчики уже продемонстрировали систему, когда компьютер "понимает" эмоции человека при помощи датчиков, закрепляемых на его теле, а также миниатюрных камер, записывающих выражение его лица. Затем программа настраивается таким образом, чтобы реагировать на эмоциональное состояние своего пользователя. И если, например, компьютер "почувствует", что вы не поняли какой-нибудь фрагмент обучающей программы, но стесняетесь сказать об этом прямо, он повторит его еще раз или несколько изменит сценарий обучения.
А уж если сердобольный компьютер поймет, что вы раздражены или просто в плохом настроении, он прервет занятие, включит расслабляющую музыку, попробует утешить, словом, поведет себя по-человечески. В отличие от многих из тех, кто считается людьми.

Пока что компьютер -- как собака: все понимает, только сказать ничего не может. Но скоро, судя по всему, электронные машины избавятся от этого недостатка: компьютер сможет вести с вами диалог, шутить и вообще реагировать почти по-человечески.Что бы ни говорили о тотальной компьютеризации человечества, а для многих компьютер остается предметом сложным и непонятным. Особенно для тех, кто только начинает с ним знакомиться. Эти люди часто относятся к загадочной коробочке, напичканной чипами и файлами, с опаской и даже с затаенной враждой.

Производители компьютеров и программного обеспечения понимают это. И изо всех сил стараются сделать так, чтобы общение новичка с малопонятной машиной было занятием занимательным и не требовало особых технических навыков. А как сделать общение с компьютером естественным и непринужденным? Конечно, надо "подарить" ему человеческое лицо, по возможности наделить способностью говорить и даже воспринимать чувства своего хозяина.

Девушка, а девушка, как вас зовут?


Первые неуклюжие попытки сделать компьютерный интерфейс (правила общения человека с компьютером) дружественным потерпели на рынке провал. Это была программа под названием Bob фирмы Microsoft. Bob пыталась вести диалог со своим пользователем, и ее планировали использовать в качестве оболочки для Windows. Пользователь не оценил столь дружественный жест со стороны программистов, и Bob безнадежно исчез с прилавков магазинов. Правда, след от него все-таки остался в мировой компьютерной индустрии. Частично концепция этой программы сохранилась в "интеллектуальном помощнике" (Intelligent Assistant) программного комплекса Microsoft Office. Подавляющее число пользователей Office наверняка вспомнят, как им на экран вдруг выскакивала жизнерадостная скрепка или дружелюбная собачонка, изо рта у нее появлялось облачко с предложением помочь и разъяснить тот или иной аспект работы с программой. Некоторые при виде "помощника" умилялись, другие чувствовали сильное раздражение и навсегда изгоняли его с экрана.

Но первый блин комом от Microsoft не смутил программистов и не поколебал их решимости сделать компьютер более человечным. Процесс, как говорится, пошел. Анимационные собачонки и зайчики, киберперсонажи с человеческим лицом все чаще выступают в роли виртуальных помощников пользователя компьютера.

Уже сейчас, например, в Интернете все чаще и чаще можно встретить виртуального героя, способного вести диалог с любым желающим. В Сети таких персонажей называют agent или vRep -- virtual representative, то есть "агент" и "виртуальный представитель".

Агент предстает в виде анимационной картинки или фотографии, рядом с которой находится диалоговое окно. Вы пишете в окне текст вопроса -- агент вам отвечает в своем текстовом окошке. Компьютерные агенты не живые люди, а программы, но они в состоянии почти полноценно общаться с вами -- не только отвечать на вопросы о деятельности их фирмы, но и спрашивать вас и даже шутить.

Например, на web-сайте компании Big Science (www.bigscience.com) вас встретит изображение улыбающейся девушки по имени Eve (Ева). Она поприветствует вас, спросит ваше имя и предложит экскурсию по сайту. Спросите ее, что за фирму она представляет, и Eve начнет пространные объяснения про последние достижения науки и техники и какую большую роль в этом процессе играет ее компания. Диалог можно прервать нагловатым вопросом, не замужем ли она. Появится фотография слегка насупившейся Eve, и девушка вам ответит, что виртуальный агент не может отвечать на подобные вопросы. Попытайтесь реабилитироваться и скажите, что Eve сегодня хорошо выглядит. Eve заулыбается и скажет, что вы очень милы и тут же предложит рассказать что-нибудь из истории ее компании.

А вот виртуальный персонаж по имени Red на сайте компании Neuromedia (www.neuromedia.com) на нахальные личные вопросы не обижается и на вопрос, замужем ли она, без обиняков заявляет, что быть женатым или замужем свойственно живым людям, но не виртуальным представителям. Вопрос: "Есть ли у тебя интеллект?" -- приведет Red в некоторое замешательство. "Не знаю,-- ответит она (он?).-- Раз я не могу ответить на этот вопрос, то, наверное, нет". И это уже почти человеческий ответ: ведь только человеку свойственна самоирония.

По признанию многих компаний, опыт использования виртуальных агентов на их web-сайтах превзошел все ожидания. Симпатичных кибердевушек и юношей в Сети появляется все больше и больше. Некоторые компании всерьез подумывают о сокращении своего штата живых телефонных операторов и поручают виртуальному сотруднику рассказывать клиентам о деятельности фирмы.

А поговорить?


Но настоящая революция в процессе очеловечивания компьютера произойдет, когда он научится распознавать человеческую речь. И эта революция уже началась.

Уже сейчас в свободной продаже есть несколько программных продуктов, обеспечивающих довольно успешное распознавание слитной английской речи. Например, Dragon Naturally Speaking и Via Voice от корпорации IBM. Правда, у них есть ряд неудобств. Скажем, прежде чем понимать своего обладателя, программа должна "привыкнуть" к его голосу, специфике и манере произношения отдельных слогов.

Свой вклад в дело "очеловечивания" компьютерного железа вносят и российские программисты. Не так давно российская компания Cognitive Technologies заявила, что создала программу, способную распознавать и воспроизводить слитную русскую речь.

Николай Никольский, директор по маркетингу компании Сognitive Technologies: "Мы действительно можем сейчас со всей ответственностью заявить, что научили компьютер понимать и говорить по-русски. Причем наша программа по отдельным характеристикам превосходит некоторые зарубежные аналоги. Ее не надо предварительно обучать и настраивать. Кроме того, мы очень гордимся тем, что компьютер, с одной стороны, может расшифровывать слитную русскую речь, а с другой -- может так же слитно говорить, сохраняя интонационные акценты и паузы".

Технологически работа компьютерной программы по распознаванию речи построена на распознавании фонем -- звуковых составляющих человеческой фразы. Микрофон преобразует аналоговые звуковые волны в цифровую информацию, и в компьютере звуки оказываются записанными в виде некоей эвристики -- значков определенной формы. Компьютер берет каждый значок, молниеносно сопоставляет его со своей базой данных значков-фонем и решает, какие буква или слог были ему только что сказаны. При произнесении компьютером человеческих фраз все происходит в обратном порядке.

По словам представителей Cognitive Technologies, программа по распознаванию русской речи уже активно начинает применяться.

Например, ее создателей чрезвычайно забавляет, как компьютер читает анекдоты из Интернета. Более серьезное применение программа находит, например, в ряде российских банков. Она очень помогает тем сотрудникам банковской сферы, которым раньше приходилось визуально следить за длинными цифровыми номерами платежных документов. Теперь эти сотрудники вовсе не смотрят на монитор. Компьютер сам им читает номера поступающих счетов, а операционист под диктовку следит за правильностью их учета.

В перспективе предполагается устанавливать программы распознания и воспроизведения речи на справочные телефонные узлы. За границей широкой публике, например, уже была представлена разработка, при помощи которой компьютер может общаться с человеком по телефону. Он может отвечать на вопросы позвонившего и рассказывать ему, например, о погоде или о свободных местах на ближайший авиарейс.

Разделенные чувства


Диалог человека с компьютером не предел развития информационных технологий. Сейчас ученые вплотную подошли к тому, чтобы электронная машина имела способность распознавать не только человеческую речь, но и его чувства и эмоции.

Александр Калинин, генеральный директор компании "Ландата", продвигающей на российском рынке новейшие компьютерные технологии: "А почему, собственно, компьютер не может воспринимать человеческие эмоции? Уже в семидесятых годах использовался так называемый детектор лжи, который мог считывать и обрабатывать информацию о человеческих эмоциях. Сейчас это можно делать гораздо эффективнее. Ведь появились более совершенные датчики, а современные компьютерные процессоры уже в состоянии производить несколько миллиардов операций в секунду".

Действительно, ряд крупных компаний уже достаточно успешно продвинулись в деле обучения компьютера "чувствовать" своего пользователя. К человеку подключают датчики, а машина считывает и обрабатывает информацию о том, как в настоящее время себя чувствует ее владелец: спокоен ли он, раздражен или ему хочется есть...

Зачем нужны такие "сентиментальные" компьютеры? Ученые считают, что "чувствующая" человека машина может найти самое широкое практическое применение. Например, специалисты американской компании Media Labs говорят о том, что один из вариантов применения "чувствующего компьютера" -- в обучающих программах. Разработчики уже продемонстрировали систему, когда компьютер "понимает" эмоции человека при помощи датчиков, закрепляемых на его теле, а также миниатюрных камер, записывающих выражение его лица. Затем программа настраивается таким образом, чтобы реагировать на эмоциональное состояние своего пользователя. И если, например, компьютер "почувствует", что вы не поняли какой-нибудь фрагмент обучающей программы, но стесняетесь сказать об этом прямо, он повторит его еще раз или несколько изменит сценарий обучения.

А уж если сердобольный компьютер поймет, что вы раздражены или просто в плохом настроении, он прервет занятие, включит расслабляющую музыку, попробует утешить, словом, поведет себя по-человечески. В отличие от многих из тех, кто считается людьми.

АЛЕКСЕЙ ГРАММАТЧИКОВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».