29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2009 года: "Крест на педагогике?"

Архивная публикация 2009 года: "Крест на педагогике?"

Экхард Климе, координатор проекта PISA в Германии, ученый, исследующий систему образования, о смысле и бессмысленности школьных отметок. Экхард Климе (род. в 1954 г.) с начала 2009 года является координатором Международной программы оценки знаний школьников (PISA) в Германии. Входил в группу составителей национального образовательного отчета за 2008 год. Дипломированный математик и психолог, профессор педагогики в Университете имени Гете (Франкфурт-на-Майне), также преподает в Немецком институте международных педагогических исследований.

Экхард Климе, координатор проекта PISA в Германии, ученый, исследующий систему образования, о смысле и бессмысленности школьных отметок. Экхард Климе (род. в 1954 г.) с начала 2009 года является координатором Международной программы оценки знаний школьников (PISA) в Германии. Входил в группу составителей национального образовательного отчета за 2008 год. Дипломированный математик и психолог, профессор педагогики в Университете имени Гете (Франкфурт-на-Майне), также преподает в Немецком институте международных педагогических исследований.

"Шпигель": Господин профессор, в большинстве федеральных земель новый учебный год уже наступил. Многие школьники снова дрожат от страха перед плохими отметками. Не лучше ли отказаться от отметок и табелей успеваемости, чтобы избавить их от лишнего стресса?
Климе: Нет. Система образования должна не только прививать навыки, но и фиксировать результаты обучения, обеспечивая их сопоставимость. Это легитимирует распределение шансов - на прием в вузы, зачисление в гимназии и реальные училища, возможность получить место ученика на производстве. Отметки - основа для сколько-либо справедливых решений.
"Шпигель": Вам не кажется, что такая относительная справедливость системы образования не может быть признана вполне удовлетворительной?
Климе: Систем, справедливых на все 100%, нет ни в нашем обществе, ни в сфере образования. Стандартизованное тестирование способствует большей справедливости и сопоставимости результатов, но одного этого недостаточно. Поэтому система образования, в которой все решения принимаются только на основе тестирования, как это отчасти практикуется в США, мне альтернативой не кажется.
"Шпигель": Однако утверждение, будто учителя выносят объективное суждение об учениках, вы сами назвали "контрафактуальным предположением".
Климе: Отметки действительно несут в себе нечто субъективное. Учителя оценивают не только результат, но и прилежание, мотивированность, потенциал, который видят в ученике. С педагогической точки зрения это не лишено смысла…
"Шпигель": ...однако отрицательно сказывается на сопоставимости отметок.
Климе: Да, в этом отношении полной сопоставимости не существует. Но, как я уже говорил, стандартизованное, централизованное тестирование создает ориентиры для преподавателей, не заменяя собой их собственного суждения. Иначе тесты поставили бы на педагогике крест.
"Шпигель": Насколько справедливо суждение учителей?
Климе: Большинство учителей вполне успешно справляются с составлением своего рода рейтинга: кто в классе лучший, кто тянется за лидером. Причем это обходится без слишком уж явных искажений. Отметки не так плохи, как их репутация. Чаще всего они обеспечивают справедливую аттестацию...
"Шпигель": ...но только в пределах одного класса.
Климе: Совершенно верно. Как только начинается сравнение отметок учащихся из разных классов, школ и тем более федеральных земель, система рушится. Еще несколько десятилетий назад мы осознали, что в разных федеральных землях стандарты неодинаковы, особенно это касается старших классов. Централизованные выпускные экзамены, введенные в большинстве федеральных земель, могут улучшить сопоставимость отметок хотя бы в пределах одной федеральной земли.
"Шпигель": Вы действительно считаете, что школьникам просто необходимо отравлять жизнь отметками уже в младших классах?
Климе: Я не говорю, что отметки нужны с самого начала. В педагогическом отношении важно сразу же обеспечить обратную связь с каждым отдельным учеником. А вот сравнение учащихся друг с другом и подведение общего итога, для чего, собственно, и служат отметки, большее значение обретает где-то к концу обучения, когда доходит до распределения шансов. В этот момент отметки необходимы, но даже тогда нельзя ориентироваться исключительно на них. При приеме в вузы нужно учитывать и другие критерии.
"Шпигель": Другими словами, в ключевые моменты отметки играют важную роль, которую, однако, нельзя переоценивать?
Климе: Нужно, чтобы отметки дополнялись чем-то еще. Какое-то время я участвовал в составлении тестов для зачисления на медицинские факультеты. Так вот, тестирование вкупе со средним баллом по аттестату дает достаточно точную картину. Сочетание таких локальных критериев, как средний балл по аттестату, и критериев стандартизованных, например результатов тестирования по медицине, мне представляется оптимальным.
Шпигель: Все больше вузов проводят вступительное тестирование самостоятельно.
Климе: В условиях, когда учебных мест в вузах не хватает, я предпочел бы разные варианты - лишь бы это был не один балл по аттестату, не говоря уже о выборе абитуриента по жребию. Нужно, однако, чтобы вступительные испытания оправдывали возлагаемые на них ожидания. Я бы не советовал своим детям проходить тест, между делом составленный профессорами какого-нибудь университета. Это задача для профессионалов, искусство, которым нужно владеть.
"Шпигель": Говоря об образовании, сегодня нередко вспоминают аттестацию, измерение результатов. В этой связи в Германии нередко употребляют термины, заимствованные из менеджмента, - top down approach, output или outcome. Тестирование PISA, за проведение которого в Германии отвечаете вы, немало способствовало этому. Вы понимаете, почему некоторых это раздражает?
Климе: Такой язык с его англицизмами мне лично не импонирует. Кроме того, термин "гарантия качества" не слишком подходит к педагогике. Я убежден: нужно интересоваться, как дают те или иные знания ученикам. Знать, какие при этом достигаются результаты. Проведенное нами тестирование DESI, первое национальное исследование результатов обучения (по немецкому и английскому языкам), показало, что только треть учащихся в школах, дающих основное общее образование, достигают цели, которую учебный план называет обязательной. Прежде никто не мог себе такого представить - мы попросту полагали, что в большинстве случаев поставленная цель достигается.
"Шпигель": Никому не было дела, удается ли школьникам чему-либо научиться?
Климе: До сих пор широко распространена установка, согласно которой следует радоваться, если на уроке царит рабочая атмосфера: школьники хотят учиться, обладают мотивацией и проявляют высокую активность. Заинтересованность и социальные компетенции учеников противопоставляются когнитивной деятельности. К сожалению, такой принцип красной нитью проходит через всю дискуссию о немецкой системе образования. Мне же представляется, что и то, и другое важно в одинаковой степени!
"Шпигель": Сегодня в школах Германии проводится целый ряд "замеров" уровня знаний под красивыми названиями: DESI, TIMMS, PISA, IGLU. Кроме того, практикуется написание сравнительных работ, централизованный прием школьных выпускных экзаменов. Возможно, теперь мы перегибаем палку в обратную сторону: раньше контролю за результатами уделялось недостаточно внимания, теперь же им заинтересовались излишне?
Климе: Мы еще очень сильно отстаем в этом вопросе от других западноевропейских стран и от Америки, причем не только от США.
"Шпигель": Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в Германии?
Климе: В науке мы сделали рывок вперед, в частности благодаря PISA. Но вот использовать полученные знания на практике мы еще как следует не научились. Педагогическая диагностика, то есть учет, интерпретация и оценка результатов учебной деятельности и связанных с ней трудностей, у нас пока в зачаточном состоянии. До сих пор стажеры сетуют, что ничего в этом не понимают, что их этому не учили. Понятно, что они плохо ориентируются в том, как узнать, нуждаются ли учащиеся в помощи, как оценивать успеваемость.
"Шпигель": То есть мы все фиксируем, но не делаем никаких выводов?
Климе: Должен признать, что я сам 10 лет назад считал: если обеспечить школьному руководству или конкретным учителям некую обратную связь, это будет уже кое-что. Диалог со школами стал намного живее. Но результаты наших исследований используются мало - в особенности школами, где действительно есть проблемы. Им нужна адекватная обратная связь и более действенная поддержка.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама