29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2008 года: "Крейсер «Варяг» достиг «Острова»"

Архивная публикация 2008 года: "Крейсер «Варяг» достиг «Острова»"

Был ли ушедший год созидательным, пробудил ли что-то новое в нас? Безусловно, был, хотя процесс шел не всегда гладко, временами спотыкался и заходил в тупик.

Нет такой страны, которая могла бы хоть сколько-то просуществовать без идеологии: системы мифов, символов, исторических фигур и других ценностей, в положительной оценке которых все общество более или менее едино. Такая страна в один год треснет по всем швам. Россия, разумеется, исключение. Россия умудрилась протянуть в таком состоянии два десятка лет и каким-то непостижимым образом выжить. О том, что является нашей гордостью, а что, наоборот, горестью, до сих пор спорят не только люди, что было бы еще полбеды, — спорят школьные учебники. И все же перестроечные руины зарастают свежей травой. Живучая идеология не есть нечто, сконструированное наверху и спущенное в массы, напротив, это угаданное властью настроение народа. Но очертания новых идеологем должны сначала преломиться через призму искусства и выявиться в общественной жизни.


Что мы празднуем: подделки и подлинники
По-прежнему досадны несовпадения официально предлагаемых патриотических брендов с реальными настроениями в обществе. Виднее всего это на примере новых праздников, причина непопулярности которых отнюдь не кроется в их новизне, как нас пытаются иногда уверить. После почти официального признания, что «день примирения и согласия» 7 ноября с треском провалился, осенний праздник был передвинут на 4-е число, дату изгнания польских интервентов в Смутное время. Дело хорошее, но для того, чтобы события давних лет вдруг стали праздником, они должны быть созвучны чаяниям современности. А в современности Польша не опасна для нас решительно ничем, кроме поставок тухлого мяса. Не подстегнул празднование даже накал страстей вокруг ПРО, поскольку претензии к размещению неприятных нам предметов на польской территории обращены отнюдь не к полякам. Так что праздник и в этом году не прозвучал, не помог и фильм Хотиненко «1612». Второй сомнительный бренд — День России. 12 июня 1990 года Съезд народных депутатов РСФР провозгласил «государственный суверенитет Российской Федерации». Эпоха Ельцина вообще дает обильную пищу для психиатрической науки, но все равно трудно понять, как это ни один из депутатов не сообразил, что суверенитет объявляют только в двух случаях: когда свергают иностранное иго либо когда пытаются выйти из состава другой страны. От кого же в 1990 году стала независима Россия? Неужели от Золотой орды? Поздновато спохватились. Или, быть может, Российская Федерация сделалась с этого момента местом компактного проживания этнических русских? Оставить бы этот маразм в 90-х годах, но в него зачем-то пытаются вдохнуть новую жизнь. В 2007 году под 12 июня проходила акция с трехцветной ленточкой. Акция провалилась. А вот проходящая уже не первый год акция с георгиевской ленточкой опять прошла на ура. Еще долгие недели после Дня Победы черно-бронзовые ленточки плещутся на звездах «мерсов» и антеннах «Жигулей», соседствуют с плюшевыми игрушками на девичьих сумочках. Старый праздник пережил советскую власть, и больше того, его антифашистская составляющая осовременивается на глазах. В дни, когда в России раздавали ленточки, в Эстонии пытались пустить на лом Бронзового солдата. Мы пересматриваем итоги войны, в очередной раз нагло заявила Эстония, но вынуждена была отступить, напуганная мальчиками и девочками из организации с невзрослым названием «Ночной дозор», отчаянно готовыми на жертву. Посмертный шрам солдата — след сварки — показывает, что его вовсе не собирались переустанавливать на военном кладбище. Когда памятник просто перевозят, нет необходимости кромсать его пополам. 9 Мая становится днем солидарности с русскими, подвергаемыми дискриминации в республиках Прибалтики.


Памятники и память
Бронзовый солдат — не единственная монументальная тема ушедшего года. В Борисоглебском переулке открыт памятник Марине Цветаевой. Эскиз памятника был утвержден по результатам конкурса 1993 года, проще говоря, пролежал под сукном целых 15 лет. И вот наконец поэт Москвы Марина Цветаева стала Москве нужна. Открывать памятник, конечно, стоило не холодным декабрем, а солнечной осенью, когда на самом деле «зажигается красной кистью» рябина, на Иоанна Богослова, в день рождения Марины. Но к осени, видимо, не успели. Не страшно, главное — теперь будет куда прийти, когда рябина покраснеет вновь. Событием года сделалось и возведение памятного креста крейсеру «Варяг» на побережье Шотландии, в поселке Лендалфут. Событие это важнее его исторической подоплеки. Затопленный в 1904 году собственным экипажем, крейсер через год был поднят японцами, починен и переименован. Через 11 лет Россия выкупила своего посмертно плененного героя и отправила на капитальный ремонт в Великобританию, где судно так и прижилось из-за наших октябрьских событий. Коммунистам «Варяг» не просто оказался не нужен, он, несомненно, был им ненавистен, как всякий символ славы русского оружия, и они отказались его ремонт оплатить. В 1920 году «Варяг» был брошен штормом на мель под Лендалфутом. Но сто лет везде, где говорят по-русски, жила завораживающая, одновременно мажорная и трагическая песня.


Светский успех православного фильма
Своего рода идейным реваншем православия стал неожиданный триумф фильма Лунгина «Остров» на светском прокатном рынке. Один Бог знает, сколько превосходных проектов с православной подоплекой разбилось вдребезги о твердокаменное убеждение продюсеров, что тематика эта не коммерческая. Теперь такого уже никто не скажет. Множество опросов называет «Остров» одним из событий года. Зритель убедительно показал, что устал отдыхать в кинозалах, а желает думать и сопереживать. «Россия всегда жила идеями, борьбой идей, — сказал Лунгин в интервью «Российской газете». — Она никогда не станет супермаркетом, в который будут заходить люди только ради потребления».
В аспекте «борьбы идей», безусловно, будет интересен грядущий проект Лунгина: фильм о временах Иоанна Грозного, сценарий для которого написал в 2007-м известный пермский писатель А. Иванов. Фигура Иоанна Грозного, а точнее, наша оценка этой фигуры, кажется, еще никогда не вызывала такого накала страстей, как в ушедшем году. Причина внимания к давнему персонажу русской истории кроется в «конфликте ориентиров» патриотического лагеря. Сторонники особого пути России тянут сейчас общество в разные стороны — одни хотят в «красную» империю, другие в «белую», дореволюционную. Кто кого перетянет — таков и будет идеологический ориентир завтрашнего дня: как и следовало ожидать, попытки компромисса полностью провалились. Успешность, с которой сталинская пропаганда эксплуатировала образ «грозного царя», сознательно или бессознательно вдохновляет сегодня сторонников «красного Ренессанса». «Нам бы Ивана Грозного, чтобы всех выстроил!» — восклицает пантюркист А. Бушков, призывающий параллельно с прославлением Грозного «развенчать» Ивана Сусанина — зачем спасал ненавистных писателю Романовых? Положительный Грозный Иоанн сегодня возможен только в комплекте с положительным Грозным Иосифом. Весьма интересно, на какую чашу весов положит увесистую гирьку проект Лунгина—Иванова? Судя по тому, что главным конфликтом заявлено противостояние митрополита Филиппа и царя, едва ли на бушковскую.


Шаламов вернулся
Борение «красного» и «белого» в общественном сознании началось, конечно, не в 2007 году: на новый виток оно вышло года с 2002-го. Но в 2007-м что-то изменилось. Случись столетие автора «Колымских рассказов» Варлама Шаламова годами тремя раньше, быть бы юбилею в три раза менее заметным. Между тем в июне 2007-го в Москве прошла международная конференция, посвященная памяти писателя и философа, и в июне же увидел свет 12-серийный фильм «Завещание Ленина», снятый Н. Досталем по сценарию Ю. Арабова. Фильм стал много большим событием, нежели предшествовавшая ему экранизация «В круге первом» А. Солженицына. Фильм с его лихо закрученной ядерно-шпионской интригой не вынудит молодого зрителя срочно браться за роман или за «Архипелаг Гулаг». «Завещание Ленина» между тем художественно иллюстрирует то, о чем говорилось на Шаламовской конференции: писатель постиг новую природу Зла, явленного XX столетием, Зла абсолютного, Зла в виде раствора, в коем преступления против человечности уже не растворяются, а оседают чудовищными черными кристаллами. Шаламов — бытописатель ада на земле, и его юбилей во многом повлиял на нравственную окраску года. В День памяти жертв политических репрессий В.В. Путин официально посетил Воскресенский храм исповедников и новомучеников российских, возведенный на месте расстрельного полигона в Бутове. Это — тенденция, и тенденция отрадная — властям пора прекращать монополию Хельсинкской группы на Соловецкий камень. Ненавистники русской государственности приватизировали его под шумок, на фоне постперестроечного общественного разочарования в демократических ценностях. А строго говоря, какое отношение имеют к демократическим ценностям жертвы политических репрессий? Под Соловецким камнем лежат миллионы граждан российской империи, сотни тысяч священников, которых академик В.Л. Гинзбург, лауреат Сталинской премии, называет «церковными, мягко говоря, сволочами».


Год Саввы Сторожевского
Какой бы градус враждебности к православию ни демонстрировали некоторые академики, юбилей преподобного Саввы Сторожевского, 600-летие преставления которого отмечала православная церковь, из церковного празднования перерос в общегражданское. Савва — один из тех святых, на чьи плечи опиралось Московское государство во времена своего становления. К. Ковалев, автор вышедшей в 2007 году биографии Саввы Сторожевского в серии ЖЗЛ, упоминает о нем как об авторе концепции «благочестивого княжения»: это был в своем роде святой-государственник, собиратель Русской земли. В августе под стенами Саввино-Сторожевского монастыря был торжественно открыт памятник преподобному Савве. Так что новыми памятниками год будет незабываем: Савва Сторожевский, «Варяг», Цветаева — все это вехи реальной идеологии. Святость, военная доблесть, поэзия — разные, но неотделимые ценности. Можно сколько угодно объявлять Год русского языка на планете, но если в самой стране языка, скрепляющего огромную территорию в единое пространство, нет живых культурных течений, толку не будет. В минувшем году живая кровь по нашим жилам текла.

Был ли ушедший год созидательным, пробудил ли что-то новое в нас? Безусловно, был, хотя процесс шел не всегда гладко, временами спотыкался и заходил в тупик.

Нет такой страны, которая могла бы хоть сколько-то просуществовать без идеологии: системы мифов, символов, исторических фигур и других ценностей, в положительной оценке которых все общество более или менее едино. Такая страна в один год треснет по всем швам. Россия, разумеется, исключение. Россия умудрилась протянуть в таком состоянии два десятка лет и каким-то непостижимым образом выжить. О том, что является нашей гордостью, а что, наоборот, горестью, до сих пор спорят не только люди, что было бы еще полбеды, — спорят школьные учебники. И все же перестроечные руины зарастают свежей травой. Живучая идеология не есть нечто, сконструированное наверху и спущенное в массы, напротив, это угаданное властью настроение народа. Но очертания новых идеологем должны сначала преломиться через призму искусства и выявиться в общественной жизни.


Что мы празднуем: подделки и подлинники
По-прежнему досадны несовпадения официально предлагаемых патриотических брендов с реальными настроениями в обществе. Виднее всего это на примере новых праздников, причина непопулярности которых отнюдь не кроется в их новизне, как нас пытаются иногда уверить. После почти официального признания, что «день примирения и согласия» 7 ноября с треском провалился, осенний праздник был передвинут на 4-е число, дату изгнания польских интервентов в Смутное время. Дело хорошее, но для того, чтобы события давних лет вдруг стали праздником, они должны быть созвучны чаяниям современности. А в современности Польша не опасна для нас решительно ничем, кроме поставок тухлого мяса. Не подстегнул празднование даже накал страстей вокруг ПРО, поскольку претензии к размещению неприятных нам предметов на польской территории обращены отнюдь не к полякам. Так что праздник и в этом году не прозвучал, не помог и фильм Хотиненко «1612». Второй сомнительный бренд — День России. 12 июня 1990 года Съезд народных депутатов РСФР провозгласил «государственный суверенитет Российской Федерации». Эпоха Ельцина вообще дает обильную пищу для психиатрической науки, но все равно трудно понять, как это ни один из депутатов не сообразил, что суверенитет объявляют только в двух случаях: когда свергают иностранное иго либо когда пытаются выйти из состава другой страны. От кого же в 1990 году стала независима Россия? Неужели от Золотой орды? Поздновато спохватились. Или, быть может, Российская Федерация сделалась с этого момента местом компактного проживания этнических русских? Оставить бы этот маразм в 90-х годах, но в него зачем-то пытаются вдохнуть новую жизнь. В 2007 году под 12 июня проходила акция с трехцветной ленточкой. Акция провалилась. А вот проходящая уже не первый год акция с георгиевской ленточкой опять прошла на ура. Еще долгие недели после Дня Победы черно-бронзовые ленточки плещутся на звездах «мерсов» и антеннах «Жигулей», соседствуют с плюшевыми игрушками на девичьих сумочках. Старый праздник пережил советскую власть, и больше того, его антифашистская составляющая осовременивается на глазах. В дни, когда в России раздавали ленточки, в Эстонии пытались пустить на лом Бронзового солдата. Мы пересматриваем итоги войны, в очередной раз нагло заявила Эстония, но вынуждена была отступить, напуганная мальчиками и девочками из организации с невзрослым названием «Ночной дозор», отчаянно готовыми на жертву. Посмертный шрам солдата — след сварки — показывает, что его вовсе не собирались переустанавливать на военном кладбище. Когда памятник просто перевозят, нет необходимости кромсать его пополам. 9 Мая становится днем солидарности с русскими, подвергаемыми дискриминации в республиках Прибалтики.


Памятники и память
Бронзовый солдат — не единственная монументальная тема ушедшего года. В Борисоглебском переулке открыт памятник Марине Цветаевой. Эскиз памятника был утвержден по результатам конкурса 1993 года, проще говоря, пролежал под сукном целых 15 лет. И вот наконец поэт Москвы Марина Цветаева стала Москве нужна. Открывать памятник, конечно, стоило не холодным декабрем, а солнечной осенью, когда на самом деле «зажигается красной кистью» рябина, на Иоанна Богослова, в день рождения Марины. Но к осени, видимо, не успели. Не страшно, главное — теперь будет куда прийти, когда рябина покраснеет вновь. Событием года сделалось и возведение памятного креста крейсеру «Варяг» на побережье Шотландии, в поселке Лендалфут. Событие это важнее его исторической подоплеки. Затопленный в 1904 году собственным экипажем, крейсер через год был поднят японцами, починен и переименован. Через 11 лет Россия выкупила своего посмертно плененного героя и отправила на капитальный ремонт в Великобританию, где судно так и прижилось из-за наших октябрьских событий. Коммунистам «Варяг» не просто оказался не нужен, он, несомненно, был им ненавистен, как всякий символ славы русского оружия, и они отказались его ремонт оплатить. В 1920 году «Варяг» был брошен штормом на мель под Лендалфутом. Но сто лет везде, где говорят по-русски, жила завораживающая, одновременно мажорная и трагическая песня.


Светский успех православного фильма
Своего рода идейным реваншем православия стал неожиданный триумф фильма Лунгина «Остров» на светском прокатном рынке. Один Бог знает, сколько превосходных проектов с православной подоплекой разбилось вдребезги о твердокаменное убеждение продюсеров, что тематика эта не коммерческая. Теперь такого уже никто не скажет. Множество опросов называет «Остров» одним из событий года. Зритель убедительно показал, что устал отдыхать в кинозалах, а желает думать и сопереживать. «Россия всегда жила идеями, борьбой идей, — сказал Лунгин в интервью «Российской газете». — Она никогда не станет супермаркетом, в который будут заходить люди только ради потребления».
В аспекте «борьбы идей», безусловно, будет интересен грядущий проект Лунгина: фильм о временах Иоанна Грозного, сценарий для которого написал в 2007-м известный пермский писатель А. Иванов. Фигура Иоанна Грозного, а точнее, наша оценка этой фигуры, кажется, еще никогда не вызывала такого накала страстей, как в ушедшем году. Причина внимания к давнему персонажу русской истории кроется в «конфликте ориентиров» патриотического лагеря. Сторонники особого пути России тянут сейчас общество в разные стороны — одни хотят в «красную» империю, другие в «белую», дореволюционную. Кто кого перетянет — таков и будет идеологический ориентир завтрашнего дня: как и следовало ожидать, попытки компромисса полностью провалились. Успешность, с которой сталинская пропаганда эксплуатировала образ «грозного царя», сознательно или бессознательно вдохновляет сегодня сторонников «красного Ренессанса». «Нам бы Ивана Грозного, чтобы всех выстроил!» — восклицает пантюркист А. Бушков, призывающий параллельно с прославлением Грозного «развенчать» Ивана Сусанина — зачем спасал ненавистных писателю Романовых? Положительный Грозный Иоанн сегодня возможен только в комплекте с положительным Грозным Иосифом. Весьма интересно, на какую чашу весов положит увесистую гирьку проект Лунгина—Иванова? Судя по тому, что главным конфликтом заявлено противостояние митрополита Филиппа и царя, едва ли на бушковскую.


Шаламов вернулся
Борение «красного» и «белого» в общественном сознании началось, конечно, не в 2007 году: на новый виток оно вышло года с 2002-го. Но в 2007-м что-то изменилось. Случись столетие автора «Колымских рассказов» Варлама Шаламова годами тремя раньше, быть бы юбилею в три раза менее заметным. Между тем в июне 2007-го в Москве прошла международная конференция, посвященная памяти писателя и философа, и в июне же увидел свет 12-серийный фильм «Завещание Ленина», снятый Н. Досталем по сценарию Ю. Арабова. Фильм стал много большим событием, нежели предшествовавшая ему экранизация «В круге первом» А. Солженицына. Фильм с его лихо закрученной ядерно-шпионской интригой не вынудит молодого зрителя срочно браться за роман или за «Архипелаг Гулаг». «Завещание Ленина» между тем художественно иллюстрирует то, о чем говорилось на Шаламовской конференции: писатель постиг новую природу Зла, явленного XX столетием, Зла абсолютного, Зла в виде раствора, в коем преступления против человечности уже не растворяются, а оседают чудовищными черными кристаллами. Шаламов — бытописатель ада на земле, и его юбилей во многом повлиял на нравственную окраску года. В День памяти жертв политических репрессий В.В. Путин официально посетил Воскресенский храм исповедников и новомучеников российских, возведенный на месте расстрельного полигона в Бутове. Это — тенденция, и тенденция отрадная — властям пора прекращать монополию Хельсинкской группы на Соловецкий камень. Ненавистники русской государственности приватизировали его под шумок, на фоне постперестроечного общественного разочарования в демократических ценностях. А строго говоря, какое отношение имеют к демократическим ценностям жертвы политических репрессий? Под Соловецким камнем лежат миллионы граждан российской империи, сотни тысяч священников, которых академик В.Л. Гинзбург, лауреат Сталинской премии, называет «церковными, мягко говоря, сволочами».


Год Саввы Сторожевского
Какой бы градус враждебности к православию ни демонстрировали некоторые академики, юбилей преподобного Саввы Сторожевского, 600-летие преставления которого отмечала православная церковь, из церковного празднования перерос в общегражданское. Савва — один из тех святых, на чьи плечи опиралось Московское государство во времена своего становления. К. Ковалев, автор вышедшей в 2007 году биографии Саввы Сторожевского в серии ЖЗЛ, упоминает о нем как об авторе концепции «благочестивого княжения»: это был в своем роде святой-государственник, собиратель Русской земли. В августе под стенами Саввино-Сторожевского монастыря был торжественно открыт памятник преподобному Савве. Так что новыми памятниками год будет незабываем: Савва Сторожевский, «Варяг», Цветаева — все это вехи реальной идеологии. Святость, военная доблесть, поэзия — разные, но неотделимые ценности. Можно сколько угодно объявлять Год русского языка на планете, но если в самой стране языка, скрепляющего огромную территорию в единое пространство, нет живых культурных течений, толку не будет. В минувшем году живая кровь по нашим жилам текла.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама