27 апреля 2024
USD 92.01 -0.12 EUR 98.72 +0.01
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2008 года: "Кризис и индустрия досуга"

Архивная публикация 2008 года: "Кризис и индустрия досуга"

Нынешний кризис принципиально отличается от дефолта 1998 года. Тогда восстановление экономики началось уже через месяц после двух ударов (собственно дефолта и девальвации) на базе импортозамещения и внешнего спроса. Сегодня Россия входит в депрессию, которая будет долго и мучительно душить экономику отсутствием спроса — как внешнего, так и внутреннего.
Рецепт индивидуального выживания (и людей, и фирм) в такой ситуации прост: экономия. Первой ее жертвой падет индустрия досуга — бизнес, по самой своей природе ориентированный на вторичные потребности и неуклонный рост доходов.
Конечно, сначала закрываются фирмы, которые богатые люди держали для души: бутики, где никто не покупал, рестораны, где никто не ел, медиа, которые никто не читал, общественные движения, в которых никто не состоял. Затем приходит черед бизнеса, ориентированного на сверхдоходы — от организации корпоративных пьянок (политкорректно именуемых тимбилдингом) до luxury-отдыха (самому пришлось выслушивать рыдания персонала одного из клубов о резком падении спроса на шампанское от 3 тыс. евро за бутылку).
Конечно, структуры, ориентированные на олигархов, останутся на плаву: те потеряли десятки миллиардов, но на привычный уровень личного потребления у них и их окружения денег хватит. Ко дну пойдут те, кто привык зарабатывать на стремлении среднего класса подражать жизни топ-менеджеров и на мечтах топ-менеджеров о жизни владельцев компаний. Совсем не случайно финансовой поддержки попросила у правительства даже Ассоциация игорного бизнеса. Все это понятно. Гораздо интересней вопрос, кто выживет.
Основная часть бизнеса будет опускаться вслед за спросом в жуткую ценовую конкуренцию с низкой рентабельностью и, соответственно, устойчивостью, при которой любой лишний визит любого проверяющего может стать фатальным. Здесь будут выигрывать те, кто сможет сочетать относительно низкие цены с относительно высоким качеством. Ведь уцелевший офисный планктон (и уволенные, не отказавшиеся от своей прежней жизни) не отвыкнет от посиделок в кафе. Он будет меньше есть и искать низкие цены, и того, кто сможет предложить ему прежний дизайн и сервис, ждет успех… хотя отнюдь не богатство.
То же относится и к туризму. Специализирующихся на развитых странах туроператоров ждет превращение в службу получения виз и (когда повезет) загранпаспортов, так как обычный турист уже хорошо понял, насколько дешевле самому покупать билет и бронировать по Интернету гостиницы. Однако в морском туризме ценовая конкуренция сработает в полной мере, и программа «то же море за половину старой цены» станет синонимом выживания. По этой же причине оживится внутренний туризм, включая поездки в Крым, Закарпатье, на белорусские курорты и в наконец-то признанную Абхазию. Разовьется самодеятельный и походный туризм, в котором в роли фирм будут выступать отдельные опытные туристы, набирающие себе группы за небольшие деньги.
Очищая общество (а с ним и индустрию досуга) от перепотребления, кризис создаст качественно новые деловые возможности. Грубо говоря, если люди станут покупать меньше автомобилей и одежды, они будут их больше ремонтировать, а издавший сегодня толковую «Поваренную книгу экономной хозяйки» уже больше не столкнется с потребностью пользоваться ею.
Активизируются все компании, связанные с переквалификацией, а также дешевый сектор психологических услуг. Это ведь тоже своего рода ремонт — только не одежды, а души и нервов, по которым кризис пройдется коваными сапогами.
Масштабы ремонта квартир, ставшего специфической формой досуга россиян, резко сократятся, а многочисленные фирмы (вроде ставшей притчей во языцех «Службы быта 788-88-88», обещающей квартирный ремонт любой сложности за три дня, берущей 70-процентную предоплату и не способной найти мастеров даже для квадратного метра плитки) постепенно останутся без клиентов.
Федеральные сети, сокращая свое присутствие в отдаленных и не приоритетных для них регионах, освободят место для местного мелкого бизнеса, закатанного было ими в асфальт. Это касается не только торговли, но и досугового бизнеса — того же кинопроката.
В целом, несмотря на административное давление, оживится безжалостно эксплуатирующий сам себя малый бизнес, так как более крупные конкуренты, отягощенные кредитами и избыточными работниками, в ряде рыночных ниш окажутся неконкурентоспособными.
Наконец, кризис создает возможность для удовлетворения новых потребностей (или снижения издержек при удовлетворении старых) за счет новых технологических некапиталоемких решений. Так, дефолт 1998 года стал крестным отцом «Росбизнесконсалтинга», предложившего массе людей необходимую биржевую информацию в наиболее удобном и компактном формате.
В целом, если досуг эры дорожающей нефти ориентировался на жиреющий от безделья и самолюбования офисный планктон, досуг эры кризиса переориентируется на заполнение свободного времени культурных безработных, сохранивших некоторые сбережения.

Нынешний кризис принципиально отличается от дефолта 1998 года. Тогда восстановление экономики началось уже через месяц после двух ударов (собственно дефолта и девальвации) на базе импортозамещения и внешнего спроса. Сегодня Россия входит в депрессию, которая будет долго и мучительно душить экономику отсутствием спроса — как внешнего, так и внутреннего.
Рецепт индивидуального выживания (и людей, и фирм) в такой ситуации прост: экономия. Первой ее жертвой падет индустрия досуга — бизнес, по самой своей природе ориентированный на вторичные потребности и неуклонный рост доходов.
Конечно, сначала закрываются фирмы, которые богатые люди держали для души: бутики, где никто не покупал, рестораны, где никто не ел, медиа, которые никто не читал, общественные движения, в которых никто не состоял. Затем приходит черед бизнеса, ориентированного на сверхдоходы — от организации корпоративных пьянок (политкорректно именуемых тимбилдингом) до luxury-отдыха (самому пришлось выслушивать рыдания персонала одного из клубов о резком падении спроса на шампанское от 3 тыс. евро за бутылку).
Конечно, структуры, ориентированные на олигархов, останутся на плаву: те потеряли десятки миллиардов, но на привычный уровень личного потребления у них и их окружения денег хватит. Ко дну пойдут те, кто привык зарабатывать на стремлении среднего класса подражать жизни топ-менеджеров и на мечтах топ-менеджеров о жизни владельцев компаний. Совсем не случайно финансовой поддержки попросила у правительства даже Ассоциация игорного бизнеса. Все это понятно. Гораздо интересней вопрос, кто выживет.
Основная часть бизнеса будет опускаться вслед за спросом в жуткую ценовую конкуренцию с низкой рентабельностью и, соответственно, устойчивостью, при которой любой лишний визит любого проверяющего может стать фатальным. Здесь будут выигрывать те, кто сможет сочетать относительно низкие цены с относительно высоким качеством. Ведь уцелевший офисный планктон (и уволенные, не отказавшиеся от своей прежней жизни) не отвыкнет от посиделок в кафе. Он будет меньше есть и искать низкие цены, и того, кто сможет предложить ему прежний дизайн и сервис, ждет успех… хотя отнюдь не богатство.
То же относится и к туризму. Специализирующихся на развитых странах туроператоров ждет превращение в службу получения виз и (когда повезет) загранпаспортов, так как обычный турист уже хорошо понял, насколько дешевле самому покупать билет и бронировать по Интернету гостиницы. Однако в морском туризме ценовая конкуренция сработает в полной мере, и программа «то же море за половину старой цены» станет синонимом выживания. По этой же причине оживится внутренний туризм, включая поездки в Крым, Закарпатье, на белорусские курорты и в наконец-то признанную Абхазию. Разовьется самодеятельный и походный туризм, в котором в роли фирм будут выступать отдельные опытные туристы, набирающие себе группы за небольшие деньги.
Очищая общество (а с ним и индустрию досуга) от перепотребления, кризис создаст качественно новые деловые возможности. Грубо говоря, если люди станут покупать меньше автомобилей и одежды, они будут их больше ремонтировать, а издавший сегодня толковую «Поваренную книгу экономной хозяйки» уже больше не столкнется с потребностью пользоваться ею.
Активизируются все компании, связанные с переквалификацией, а также дешевый сектор психологических услуг. Это ведь тоже своего рода ремонт — только не одежды, а души и нервов, по которым кризис пройдется коваными сапогами.
Масштабы ремонта квартир, ставшего специфической формой досуга россиян, резко сократятся, а многочисленные фирмы (вроде ставшей притчей во языцех «Службы быта 788-88-88», обещающей квартирный ремонт любой сложности за три дня, берущей 70-процентную предоплату и не способной найти мастеров даже для квадратного метра плитки) постепенно останутся без клиентов.
Федеральные сети, сокращая свое присутствие в отдаленных и не приоритетных для них регионах, освободят место для местного мелкого бизнеса, закатанного было ими в асфальт. Это касается не только торговли, но и досугового бизнеса — того же кинопроката.
В целом, несмотря на административное давление, оживится безжалостно эксплуатирующий сам себя малый бизнес, так как более крупные конкуренты, отягощенные кредитами и избыточными работниками, в ряде рыночных ниш окажутся неконкурентоспособными.
Наконец, кризис создает возможность для удовлетворения новых потребностей (или снижения издержек при удовлетворении старых) за счет новых технологических некапиталоемких решений. Так, дефолт 1998 года стал крестным отцом «Росбизнесконсалтинга», предложившего массе людей необходимую биржевую информацию в наиболее удобном и компактном формате.
В целом, если досуг эры дорожающей нефти ориентировался на жиреющий от безделья и самолюбования офисный планктон, досуг эры кризиса переориентируется на заполнение свободного времени культурных безработных, сохранивших некоторые сбережения.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».