Архивная публикация 2008 года: "Кризис в квадрате"
Обновленная политическая коалиция в Верховной раде Украины не имеет никакого отношения к реальным проблемам страны и тем более к их решению. Между тем вызовы, стоящие перед соседним государством, становятся все более угрожающими. Когда два года назад старый знакомый — менеджер крупного металлургического завода в Днепропетровске — спросил меня, что будет происходить в украинской политике в ближайшие годы, ответ вырвался сам собой. Разумеется, кризис. Непрерывный. И не только в ближайшие годы.
Скорость ответа и его безусловная очевидность неприятно удивили моего доброго приятеля. Он, конечно, спросил почему, но особой аргументации не потребовалось. Мы поговорили об истории Италии, которую в 80-е лихорадило так, что правительства менялись каждые два года, а символом депутатской деятельности была широко известная куртизанка венгерского происхождения Чиччолина. В общем, мой друг и сам знал, что при всех надеждах на лучшее будет то, что будет. Что, как оказалось, и было, и есть.
Откуда же берется эта очевидность, она же обреченность? Почему не может помочь Украине швейцарская «магическая формула», согласно которой там уже полвека правительство создается из представителей всех партий в соответствии с процентом, набранным на выборах? Ответ неутешителен: ни одна из политических сил Украины не выражает и не защищает каких-либо общенациональных интересов. Исключение переменной общенационального интереса как таковой из уравнения политического баланса делает любое равновесие политических сил, то есть компромисс, принципиально неустойчивым.
Оставим в покое президентский фокус власти. Сомнений в том, что он представляет внешнее управление по отношению к Украине, уже ни у кого нет. В том, что Ющенко вряд ли изберут на следующий срок, — тоже. Настаивая же на третьих подряд выборах того же самого парламента в ситуации, когда никому в Верховной раде это совершенно неинтересно и притом при остром дефиците денег — как государственных, так и частных — можно и этого срока недосидеть. Тем более что оснований для импичмента благодаря американской украино-грузинской дружбе предостаточно. Так что, отнимая у депутатов снова хлеб насущный, можно и бунт вызвать на корабле. Лучше отступиться и досидеть хотя бы оставшийся год, за который еще многое можно сделать и для ухудшения отношений с Россией в исторической перспективе, и для подчинения Украины военно-стратегическим планам США и НАТО.
Две другие силы, возглавляемые Тимошенко и Януковичем соответственно, по сути, не совсем политические — или даже совсем не политические. Они, что называется, «одной крови». Тимошенко представляет деловой днепропетровский клан, созданный еще Павлом Лазаренко, а Партия регионов — деловых лидеров Донецкого региона. Вместе с примкнувшими деятелями помельче получится солидное бизнесовое представительство промышленного востока Украины, то есть основы украинской экономики. И занято это представительство давним и неразрешимым вопросом — кто в этой экономике главный и кому она должна принадлежать. Олигархические группы Украины, давно решившие у себя дома «задачу Ходорковского» — как сделать парламент приводным ремнем для реализации своих узкогрупповых интересов, — остались без арбитра и начальника в 2004 году. По существу, они освободили собственно политическое пространство страны для внешней интервенции, погрузившись в беспощадную борьбу за экономические блага для себя. Ющенко же была предоставлена полная свобода действий для организации церковного раскола, переписывания истории, американского военного ангажемента и идеологического воздействия на население в духе «мы тоже европейцы, потому что мы не русские».
Назначение «стрелочника» политических процессов Владимира Литвина на пост председателя Верховной рады символизирует и выражает незначимость Рады для исторической судьбы Украины, ее неспособность принять какие-либо решения, сугубо временный, даже сиюминутный характер достигнутых компромиссов. Вызовы, которые ожидают страну в самом ближайшем будущем, таким парламентом не обсуждаются и обсуждаться, видимо, не будут.
А вызовов не так уж мало. Это добавившийся к перманентному политическому мировой экономический кризис, который будет помножен для украинской экономики на долгожданные рыночные отношения с Россией по газовому вопросу. Это практически тотальная анархия внутри страны, сопровождающаяся правовым беспределом, в котором не работают даже принципы «административного рынка», поскольку решения «органов» не просто продаются, а многократно перепродаются. Это все большая авантюрность «хозяйской», то есть американской внешней политики, которая рассматривает как Грузию, так и Украину в качестве орудия ударного воздействия на Россию. Это уже наступившее практически полное отчуждение населения страны, избирателей от политики, общественной жизни, государства и власти. Люди не верят никому и ничему, ни знать, ни слышать о политике и политиках не хотят.
В принципе, с таким количеством болезней долго не живут. А дальше — известный грузинский сценарий. Чем глубже падение в экономическую яму, тем актуальнее сепаратизм регионов, которые считают, что самостоятельно они, по крайней мере, выживут. А в ответ — кровавые меры защитника «территориальной целостности» в опоре на внешнюю военную помощь.
Быть или не быть Украине как субъекту суверенитета — вопрос исторический. Время, как говорится, покажет. Но только не в Верховной раде. Там оно застыло на месте. Многолетний процесс в украинском парламенте, стандартное состояние которого мы наблюдаем сегодня, в очередной раз показывает: решение не найдено. Сегодня тот же день, что был вчера.
Обновленная политическая коалиция в Верховной раде Украины не имеет никакого отношения к реальным проблемам страны и тем более к их решению. Между тем вызовы, стоящие перед соседним государством, становятся все более угрожающими. Когда два года назад старый знакомый — менеджер крупного металлургического завода в Днепропетровске — спросил меня, что будет происходить в украинской политике в ближайшие годы, ответ вырвался сам собой. Разумеется, кризис. Непрерывный. И не только в ближайшие годы.
Скорость ответа и его безусловная очевидность неприятно удивили моего доброго приятеля. Он, конечно, спросил почему, но особой аргументации не потребовалось. Мы поговорили об истории Италии, которую в 80-е лихорадило так, что правительства менялись каждые два года, а символом депутатской деятельности была широко известная куртизанка венгерского происхождения Чиччолина. В общем, мой друг и сам знал, что при всех надеждах на лучшее будет то, что будет. Что, как оказалось, и было, и есть.
Откуда же берется эта очевидность, она же обреченность? Почему не может помочь Украине швейцарская «магическая формула», согласно которой там уже полвека правительство создается из представителей всех партий в соответствии с процентом, набранным на выборах? Ответ неутешителен: ни одна из политических сил Украины не выражает и не защищает каких-либо общенациональных интересов. Исключение переменной общенационального интереса как таковой из уравнения политического баланса делает любое равновесие политических сил, то есть компромисс, принципиально неустойчивым.
Оставим в покое президентский фокус власти. Сомнений в том, что он представляет внешнее управление по отношению к Украине, уже ни у кого нет. В том, что Ющенко вряд ли изберут на следующий срок, — тоже. Настаивая же на третьих подряд выборах того же самого парламента в ситуации, когда никому в Верховной раде это совершенно неинтересно и притом при остром дефиците денег — как государственных, так и частных — можно и этого срока недосидеть. Тем более что оснований для импичмента благодаря американской украино-грузинской дружбе предостаточно. Так что, отнимая у депутатов снова хлеб насущный, можно и бунт вызвать на корабле. Лучше отступиться и досидеть хотя бы оставшийся год, за который еще многое можно сделать и для ухудшения отношений с Россией в исторической перспективе, и для подчинения Украины военно-стратегическим планам США и НАТО.
Две другие силы, возглавляемые Тимошенко и Януковичем соответственно, по сути, не совсем политические — или даже совсем не политические. Они, что называется, «одной крови». Тимошенко представляет деловой днепропетровский клан, созданный еще Павлом Лазаренко, а Партия регионов — деловых лидеров Донецкого региона. Вместе с примкнувшими деятелями помельче получится солидное бизнесовое представительство промышленного востока Украины, то есть основы украинской экономики. И занято это представительство давним и неразрешимым вопросом — кто в этой экономике главный и кому она должна принадлежать. Олигархические группы Украины, давно решившие у себя дома «задачу Ходорковского» — как сделать парламент приводным ремнем для реализации своих узкогрупповых интересов, — остались без арбитра и начальника в 2004 году. По существу, они освободили собственно политическое пространство страны для внешней интервенции, погрузившись в беспощадную борьбу за экономические блага для себя. Ющенко же была предоставлена полная свобода действий для организации церковного раскола, переписывания истории, американского военного ангажемента и идеологического воздействия на население в духе «мы тоже европейцы, потому что мы не русские».
Назначение «стрелочника» политических процессов Владимира Литвина на пост председателя Верховной рады символизирует и выражает незначимость Рады для исторической судьбы Украины, ее неспособность принять какие-либо решения, сугубо временный, даже сиюминутный характер достигнутых компромиссов. Вызовы, которые ожидают страну в самом ближайшем будущем, таким парламентом не обсуждаются и обсуждаться, видимо, не будут.
А вызовов не так уж мало. Это добавившийся к перманентному политическому мировой экономический кризис, который будет помножен для украинской экономики на долгожданные рыночные отношения с Россией по газовому вопросу. Это практически тотальная анархия внутри страны, сопровождающаяся правовым беспределом, в котором не работают даже принципы «административного рынка», поскольку решения «органов» не просто продаются, а многократно перепродаются. Это все большая авантюрность «хозяйской», то есть американской внешней политики, которая рассматривает как Грузию, так и Украину в качестве орудия ударного воздействия на Россию. Это уже наступившее практически полное отчуждение населения страны, избирателей от политики, общественной жизни, государства и власти. Люди не верят никому и ничему, ни знать, ни слышать о политике и политиках не хотят.
В принципе, с таким количеством болезней долго не живут. А дальше — известный грузинский сценарий. Чем глубже падение в экономическую яму, тем актуальнее сепаратизм регионов, которые считают, что самостоятельно они, по крайней мере, выживут. А в ответ — кровавые меры защитника «территориальной целостности» в опоре на внешнюю военную помощь.
Быть или не быть Украине как субъекту суверенитета — вопрос исторический. Время, как говорится, покажет. Но только не в Верховной раде. Там оно застыло на месте. Многолетний процесс в украинском парламенте, стандартное состояние которого мы наблюдаем сегодня, в очередной раз показывает: решение не найдено. Сегодня тот же день, что был вчера.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".