4 мая 2024
USD 91.69 -0.36 EUR 98.56 -0.08
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 1999 года: "Лечение без увеличения"

Архивная публикация 1999 года: "Лечение без увеличения"

Впрочем, мало кто знает, что все это время за качество лечения в государственных медучреждениях отвечали в том числе обслуживающие нас страховые компании.Избирательная плата

Каждый россиянин имеет право на "бесплатную" медицинскую страховку по системе ОМС. Страховой взнос в фонд ОМС за него платит предприятие или организация, отчисляя 3,6% от фонда оплаты труда в качестве этакого социального налога. За неработающих -- детей, пенсионеров, домохозяек -- взносы делает администрация региона из местного бюджета.
За счет этих средств оплачивается масса медицинских услуг, которые мы с вами можем получить в районной поликлинике, городской больнице, диагностическом центре или любом другом медицинском учреждении, работающем в системе ОМС. К таковым относятся практически все местные государственные лечебно-профилактические учреждения. Ведомственные поликлиники и больницы, а также медицинские центры общефедерального значения работают в системе ОМС частично, по отдельным видам заболеваний или по определенной территории. Так, МНТК "Микрохирургия глаза" "бесплатно" обслуживает только жителей Северного округа столицы и, естественно, только по глазным заболеваниям.
Впрочем, не нужно обольщаться. Лечение наиболее серьезных заболеваний по программе ОМС не осуществляется. Это СПИД, туберкулез, инфекционные заболевания, кожно-венерологические. Не проводятся дорогостоящие и сложные нейрохирургические и кардиологические операции, пересадка органов и суставов, лечение онкологических заболеваний. Если пациенту крайне необходимы подобные формы лечения и такие операции, они в принципе могут быть оплачены за счет бюджетных средств, то есть предоставлены бесплатно. Но при этом, как правило, приходится ждать очереди. И не один месяц. Иногда и год, а то и больше. Другой вариант для больного -- забыть о бесплатной медицине и искать спонсоров или оплачивать лечение из собственного кармана.
Пропуск в поликлинику

С тех пор как в 1993 году в России заработала система ОМС как средство латания дыр в куцем бюджетном финансировании медицины, для посетителей обычных районных поликлиник и городских больниц мало что изменилось. Невысокое качество обслуживания пациентов, низкие зарплаты медицинских работников, очереди у кабинетов участковых врачей-терапевтов и запись на томографию за несколько недель, а то и месяцев вперед -- все осталось как прежде. Зато у пациентов появился страховой полис, этакий ключик к нашему ненавязчивому медицинскому сервису. Теперь это первое слово, которое мы слышим у окошечка регистратуры. Без этого листка бумаги (или пластиковой карточки) с вами не станут разговаривать практически ни в одном государственном лечебном учреждении.
Но полис ОМС -- это не просто пропуск в районную поликлинику. Его выдает вполне конкретная страховая компания, участвующая в системе обязательного страхования. Кстати, большинство из нас вряд ли обращали внимание, на то, клиентами какой фирмы мы стали. И напрасно. Даже если вы лечитесь бесплатно, телефон, адрес и прочие реквизиты страховщика могут пригодиться. Дело в том, что страховая компания не только оплачивает медицинские счета в рамках системы ОМС. Помимо этого, она должна следить за качеством оказываемой вам медицинской помощи. Поэтому пациент в любое время может обращаться к страховщику с жалобами на врачей. При желании гражданина страховая компания поможет сменить лечащего или участкового врача. Даже если администрация лечебного учреждения будет против.
Довольно часто люди живут и работают не там, где прописаны. Но лечиться хотели бы по месту жительства. И эту проблему легко решит страховая компания, выдавшая вам полис. Вас прикрепят к новому лечебному учреждению, даже если его обслуживает другая компания. Для этого необходимо написать письменное заявление о желании воспользоваться услугами ближайшей к вам поликлиники и передать его страховщику.
Вообще говоря, по закону (тот, который про ОМС) каждый застрахованный человек имеет право обратиться в любое лечебное учреждение, работающее в системе ОМС, независимо от его месторасположения. К примеру, в центре Москвы, где плотность населения мала по сравнению со "спальными" районами, поликлиники готовы принимать новых пациентов. Приходите, записывайтесь на прием, на вас заведут карточку. Но если в учреждении очереди из местных пациентов, вам могут предложить прийти в другой раз. Поскольку врачи должны в первую очередь обслужить пациентов, проживающих на территории того или иного муниципального округа. Другими словами, на практике бесплатное обслуживание вам гарантированно предоставляется только по месту жительства. Во всех остальных случаях -- что называется, "в порядке живой очереди", как и в прежние времена.
Другое дело, если срочно требуется сложная диагностика, а необходимого оборудования в районной поликлинике нет. В этом случае страховая компания направит клиента в другое место. Она организует консультацию у врача-диетолога или эндокринолога, если такие специалисты в вашей поликлинике отсутствуют. Для этого в большинстве страховых компаний существуют справочные службы. Но там обязательно попросят направление лечащего врача. Без него вас не пустят даже на массаж.
Медицинская география

Если вы часто разъезжаете по стране по служебным делам, перед выходом из дома не забудьте положить в сумку полис ОМС. Это гарантия того, что вам в случае заболевания окажут первую медицинскую помощь. Экстренная помощь (Боже упаси, сломали ногу) предоставляется медиками всем гражданам независимо от прописки и наличия страховки.
Однако если вы захотите провести плановую операцию где-нибудь вдалеке от родных мест, сначала поинтересуйтесь, оплатит ли ваша страховая компания "хирургическое вмешательство". Дело в том, что в различных регионах тарифы на услуги по обязательному медицинскому страхованию могут различаться, а страховщик должен возмещать стоимость лечения по ценам, действующим в месте оказания помощи. К примеру, хирургическая операция в Москве может стоить дороже, чем в Новосибирске. Так что если у клиента не экстренный случай (скажем, не аппендицит, а удаление миндалин), то страховая компания может попросту отказаться платить по счетам иногородних эскулапов.
Если клиента по этой или какой-то другим причине не устраивает работа страховой компании, он имеет право получить полис другого страховщика -- участника системы ОМС. Для этого достаточно уведомить бывшего партнера о разрыве отношений и переходе под опеку другого страховщика. При этом необходимо знать перечень компаний, работающих по системе ОМС в данном регионе. Все они отбираются местной администрацией и регистрируются в региональном Фонде ОМС. С компанией "из списка" нужно связаться по телефону и, договорившись обо всем, получить новый полис.
Еще одна важная функция страховщика -- защищать права пациентов на качественное лечение в учреждениях (опять оговоримся) системы ОМС. Если в поликлинике или больнице вы столкнетесь с врачебными ошибками и решите обратиться в судебные органы, не забудьте о страховой компании. Она поможет правильно составить исковое заявление и, если потребуется, будет представлять ваши интересы в суде.
Иногда пациентам городских больниц врачи предлагают самим побеспокоиться о необходимых лекарствах (бывает, что и бинты просят приносить с собой). Знайте: это незаконно, поскольку при лечении в стационаре по системе ОМС страховая компания оплачивает и питание, и обеспечение постельным бельем, и медикаменты. Если же вы используете свои препараты, лечебное учреждение должно возместить вам их стоимость. А если этого не произошло -- жалуйтесь. Для этого достаточно направить в выдавшую вам полис страховую компанию заявление о том, что назначенных вам лекарств в больнице не было и вы их покупали сами.
***

Конечно, у нынешней системы обязательного медицинского страхования есть недостатки. Она не позволяет удовлетворить все потребности граждан в своевременном и качественном лечении. Между тем именно благодаря ОМС в нашей стране нет граждан, которым отказали бы в предоставлении бесплатных медицинских услуг.

Впрочем, мало кто знает, что все это время за качество лечения в государственных медучреждениях отвечали в том числе обслуживающие нас страховые компании.Избирательная плата


Каждый россиянин имеет право на "бесплатную" медицинскую страховку по системе ОМС. Страховой взнос в фонд ОМС за него платит предприятие или организация, отчисляя 3,6% от фонда оплаты труда в качестве этакого социального налога. За неработающих -- детей, пенсионеров, домохозяек -- взносы делает администрация региона из местного бюджета.

За счет этих средств оплачивается масса медицинских услуг, которые мы с вами можем получить в районной поликлинике, городской больнице, диагностическом центре или любом другом медицинском учреждении, работающем в системе ОМС. К таковым относятся практически все местные государственные лечебно-профилактические учреждения. Ведомственные поликлиники и больницы, а также медицинские центры общефедерального значения работают в системе ОМС частично, по отдельным видам заболеваний или по определенной территории. Так, МНТК "Микрохирургия глаза" "бесплатно" обслуживает только жителей Северного округа столицы и, естественно, только по глазным заболеваниям.

Впрочем, не нужно обольщаться. Лечение наиболее серьезных заболеваний по программе ОМС не осуществляется. Это СПИД, туберкулез, инфекционные заболевания, кожно-венерологические. Не проводятся дорогостоящие и сложные нейрохирургические и кардиологические операции, пересадка органов и суставов, лечение онкологических заболеваний. Если пациенту крайне необходимы подобные формы лечения и такие операции, они в принципе могут быть оплачены за счет бюджетных средств, то есть предоставлены бесплатно. Но при этом, как правило, приходится ждать очереди. И не один месяц. Иногда и год, а то и больше. Другой вариант для больного -- забыть о бесплатной медицине и искать спонсоров или оплачивать лечение из собственного кармана.

Пропуск в поликлинику


С тех пор как в 1993 году в России заработала система ОМС как средство латания дыр в куцем бюджетном финансировании медицины, для посетителей обычных районных поликлиник и городских больниц мало что изменилось. Невысокое качество обслуживания пациентов, низкие зарплаты медицинских работников, очереди у кабинетов участковых врачей-терапевтов и запись на томографию за несколько недель, а то и месяцев вперед -- все осталось как прежде. Зато у пациентов появился страховой полис, этакий ключик к нашему ненавязчивому медицинскому сервису. Теперь это первое слово, которое мы слышим у окошечка регистратуры. Без этого листка бумаги (или пластиковой карточки) с вами не станут разговаривать практически ни в одном государственном лечебном учреждении.

Но полис ОМС -- это не просто пропуск в районную поликлинику. Его выдает вполне конкретная страховая компания, участвующая в системе обязательного страхования. Кстати, большинство из нас вряд ли обращали внимание, на то, клиентами какой фирмы мы стали. И напрасно. Даже если вы лечитесь бесплатно, телефон, адрес и прочие реквизиты страховщика могут пригодиться. Дело в том, что страховая компания не только оплачивает медицинские счета в рамках системы ОМС. Помимо этого, она должна следить за качеством оказываемой вам медицинской помощи. Поэтому пациент в любое время может обращаться к страховщику с жалобами на врачей. При желании гражданина страховая компания поможет сменить лечащего или участкового врача. Даже если администрация лечебного учреждения будет против.

Довольно часто люди живут и работают не там, где прописаны. Но лечиться хотели бы по месту жительства. И эту проблему легко решит страховая компания, выдавшая вам полис. Вас прикрепят к новому лечебному учреждению, даже если его обслуживает другая компания. Для этого необходимо написать письменное заявление о желании воспользоваться услугами ближайшей к вам поликлиники и передать его страховщику.

Вообще говоря, по закону (тот, который про ОМС) каждый застрахованный человек имеет право обратиться в любое лечебное учреждение, работающее в системе ОМС, независимо от его месторасположения. К примеру, в центре Москвы, где плотность населения мала по сравнению со "спальными" районами, поликлиники готовы принимать новых пациентов. Приходите, записывайтесь на прием, на вас заведут карточку. Но если в учреждении очереди из местных пациентов, вам могут предложить прийти в другой раз. Поскольку врачи должны в первую очередь обслужить пациентов, проживающих на территории того или иного муниципального округа. Другими словами, на практике бесплатное обслуживание вам гарантированно предоставляется только по месту жительства. Во всех остальных случаях -- что называется, "в порядке живой очереди", как и в прежние времена.

Другое дело, если срочно требуется сложная диагностика, а необходимого оборудования в районной поликлинике нет. В этом случае страховая компания направит клиента в другое место. Она организует консультацию у врача-диетолога или эндокринолога, если такие специалисты в вашей поликлинике отсутствуют. Для этого в большинстве страховых компаний существуют справочные службы. Но там обязательно попросят направление лечащего врача. Без него вас не пустят даже на массаж.

Медицинская география


Если вы часто разъезжаете по стране по служебным делам, перед выходом из дома не забудьте положить в сумку полис ОМС. Это гарантия того, что вам в случае заболевания окажут первую медицинскую помощь. Экстренная помощь (Боже упаси, сломали ногу) предоставляется медиками всем гражданам независимо от прописки и наличия страховки.

Однако если вы захотите провести плановую операцию где-нибудь вдалеке от родных мест, сначала поинтересуйтесь, оплатит ли ваша страховая компания "хирургическое вмешательство". Дело в том, что в различных регионах тарифы на услуги по обязательному медицинскому страхованию могут различаться, а страховщик должен возмещать стоимость лечения по ценам, действующим в месте оказания помощи. К примеру, хирургическая операция в Москве может стоить дороже, чем в Новосибирске. Так что если у клиента не экстренный случай (скажем, не аппендицит, а удаление миндалин), то страховая компания может попросту отказаться платить по счетам иногородних эскулапов.

Если клиента по этой или какой-то другим причине не устраивает работа страховой компании, он имеет право получить полис другого страховщика -- участника системы ОМС. Для этого достаточно уведомить бывшего партнера о разрыве отношений и переходе под опеку другого страховщика. При этом необходимо знать перечень компаний, работающих по системе ОМС в данном регионе. Все они отбираются местной администрацией и регистрируются в региональном Фонде ОМС. С компанией "из списка" нужно связаться по телефону и, договорившись обо всем, получить новый полис.

Еще одна важная функция страховщика -- защищать права пациентов на качественное лечение в учреждениях (опять оговоримся) системы ОМС. Если в поликлинике или больнице вы столкнетесь с врачебными ошибками и решите обратиться в судебные органы, не забудьте о страховой компании. Она поможет правильно составить исковое заявление и, если потребуется, будет представлять ваши интересы в суде.

Иногда пациентам городских больниц врачи предлагают самим побеспокоиться о необходимых лекарствах (бывает, что и бинты просят приносить с собой). Знайте: это незаконно, поскольку при лечении в стационаре по системе ОМС страховая компания оплачивает и питание, и обеспечение постельным бельем, и медикаменты. Если же вы используете свои препараты, лечебное учреждение должно возместить вам их стоимость. А если этого не произошло -- жалуйтесь. Для этого достаточно направить в выдавшую вам полис страховую компанию заявление о том, что назначенных вам лекарств в больнице не было и вы их покупали сами.

***


Конечно, у нынешней системы обязательного медицинского страхования есть недостатки. Она не позволяет удовлетворить все потребности граждан в своевременном и качественном лечении. Между тем именно благодаря ОМС в нашей стране нет граждан, которым отказали бы в предоставлении бесплатных медицинских услуг.

ВСЕВОЛОД ИВАНОВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».