27 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2002 года: "Машины времени"

Архивная публикация 2002 года: "Машины времени"

Жизнь старинного автомобиля, в отличие от человеческой, может иметь продолжение: в умелых руках реставратора груда металла превращается в бесценный раритет -- мечту автомобильного коллекционера.Еще с 60-х годов прошлого века в Советском Союзе существовали клубы владельцев и любителей старинных автомобилей. Эти клубы состояли в основном из фанатиков-энтузиастов, годами корпевших в гаражах над дедушкиной "победой" или вычурным "бьюиком", списанным из гаража НКВД и проданным "в народ" по бросовой цене. Качество реставрации (за редким исключением) не выдерживало никакой критики, и главной задачей упрямых одиночек было любыми способами заставить машину ездить. Наградой за титанический труд служил восторг публики при появлении "автодинозавра" на очередном параде или выставке плюс, если повезет, съемки в военных фильмах за символическую плату. И только несколько лет назад реставрация антикварных автомобилей превратилась в нашей стране в настоящий бизнес.
Сейчас в Москве работает около десятка реставрационных мастерских, среди которых лидируют такие, как "Егоров и компания", "Молотов Гараж" (специализируются на реставрации отечественных автомобилей), "Каретный дворъ", "Эль Моторс", "Мастерская Владимира Кваши" (занимается "мерседесами"), "Мастерская на Варшавке" и пр.
Другая важная составляющая рынка старинных авто -- так называемые поисковики, продающие либо исходный материал (ржавые "останки"), либо информацию об их местонахождении. В основном ретро-автомобили принадлежат пожилым людям, не знающим цену своему сокровищу. Перекупщики ищут их, скупают раритеты по символическим ценам и сдают добро в мастерские.
Появился и спрос на восстановленные раритетные авто. Сегодня покупатели "старины" -- это не пара чудаков-миллионеров (хотя в России существует несколько очень серьезных и дорогих закрытых коллекций), а представители среднего класса, способные заплатить за реставрацию любимой игрушки от $30 тыс. и выше.
В последнее время, по оценкам специалистов, только в автомастерских Москвы ежегодно реставрируется до 50 машин (в 1997 году их едва набиралось с десяток), не говоря уже об открывшемся притоке раритетов из-за границы. Любопытно, что многие покупатели приобретают отреставрированные авто не для личного музея, а для выезда (как правило, парадного -- на дачу на раритете даже в России никто не ездит). Основную причину подобной покупки можно сформулировать так: "хочется чего-нибудь оригинального, чего-нибудь для души". Спору нет, "шестисотый мерс" -- хорошая машина, но потребности коллекционера она явно не удовлетворяет.
Стоимость реставрации авто зависит от множества вещей. Например, от изначального состояния автомобиля, самодеятельности прежних владельцев (последствия которой ликвидировать сложнее, чем ржавчину и вмятины), технологии работы, года выпуска. О последнем критерии поговорим подробнее.
Итак, существует некий рубеж, за которым статус старинного авто начинает расти параллельно с его стоимостью. На Западе машина начинает набирать "возрастные очки", достигнув двадцатилетнего возраста: тогда она получает табличку Classic Car под лобовое стекло и кучу льгот -- от пониженных налогов до охраны ЮНЕСКО. Существует четкая классификация автостарины: antic (до 1910 г.), carosserie (1910--1930 гг.),(1930--1945 гг.), classic (1945--1960 гг.) и junior (1960--1982 гг.).
В России подобная типология также используется, но только для импортных "старичков". Среди наших автомобилей статус "антиквариата" среди коллекционеров получают модели, выпущенные до 60-х годов, в основном "победы" или "чайки".
В немалой степени на цену автомобиля (и на стоимость его реставрации) влияет его "личная" история. Особенно ценятся экземпляры, чьи владельцы были людьми известными и незаурядными. Таких машин -- единицы и их судьба -- предмет пристального внимания коллекционеров.
Среди машин, принадлежавших историческим личностям, на нашем ретроавторынке хорошо известен, например, "бьюик", принадлежавший маршалу Рыбалко (именно он в 1945 г. заменил командарму белого коня, когда тот победоносно въезжал в освобожденную Прагу). В "исторический список" попали "роллс-ройс" Молотова, "хорьх-853" 1935 года, некогда принадлежавший Герингу, а также "мерседес-бенц-W770" Гиммлера, сменивший уйму хозяев, одним из которых был Андрей Миронов.
А недавно сообщество автоколлекционеров было взбудоражено слухом о том, что некий российский поклонник "старины" намерен за астрономическую сумму приобрести так называемого "Голубого Гуся Геринга" -- уникальнейший "мерседес-бенц-540 К", находящийся в закрытой частной коллекции, куда он перекочевал прямиком из гаража главы Люфтваффе. Понятно, что ни сумма, ни имя коллекционера не разглашаются, однако сам факт подобной сделки говорит о большом потенциале российского ретрорынка.
Помимо реальных историй существуют и автомифы. Среди последних "сказок" -- сообщение о продаже очередной машины Элвиса Пресли. При том что розовый "олдсмобиль" 1958 года и впрямь очень хорош, к Элвису он не имеет никакого отношения.
Однако вернемся к расценкам. Жесткого прейскуранта на восстановленный антиквариат (хотя выбор такового пока невелик) не существует. Отечественные "старички" в среднем стоят от $900 (ГАЗ М20) до $3 тыс. (ЗИС-110), импортные -- от $2,5 тыс. ("мерседес-бенц") до $55 тыс. ("хорьх").
Суммы, конечно, немалые. Однако обладание старинным авто может впоследствии приносить владельцу прибыль. Вариантов много -- от сдачи в аренду в качестве свадебного лимузина (интерес к ретроэкипажам медленно, но уверенно растет, хотя большинство до сих пор предпочитают банальные "линкольны" и "шестисотые") до более серьезных заработков на киностудиях. Особенно если кинокомпания иностранная. Например, во время съемок фильма с рабочим названием "Подводная лодка К-19" с Харрисоном Фордом американцы обратились за "автомобилями-актерами" в Московский клуб коллекционеров старинных машин.
Наконец, настоящее состояние можно сколотить на продаже восстановленного раритетного авто. Так, в 1998 году "кадиллак-эльдорадо" 1959 года продавался на московском аукционе по стартовой цене в $200 тыс. Знаменитый "мерседес Штирлица" (или "мерседес-бенц 230", выражаясь официальным языком) даже в самом "убитом" состоянии не предлагается менее чем за $5 тыс., а любой "хорьх" -- от $10 до $100 тыс.

Жизнь старинного автомобиля, в отличие от человеческой, может иметь продолжение: в умелых руках реставратора груда металла превращается в бесценный раритет -- мечту автомобильного коллекционера.Еще с 60-х годов прошлого века в Советском Союзе существовали клубы владельцев и любителей старинных автомобилей. Эти клубы состояли в основном из фанатиков-энтузиастов, годами корпевших в гаражах над дедушкиной "победой" или вычурным "бьюиком", списанным из гаража НКВД и проданным "в народ" по бросовой цене. Качество реставрации (за редким исключением) не выдерживало никакой критики, и главной задачей упрямых одиночек было любыми способами заставить машину ездить. Наградой за титанический труд служил восторг публики при появлении "автодинозавра" на очередном параде или выставке плюс, если повезет, съемки в военных фильмах за символическую плату. И только несколько лет назад реставрация антикварных автомобилей превратилась в нашей стране в настоящий бизнес.

Сейчас в Москве работает около десятка реставрационных мастерских, среди которых лидируют такие, как "Егоров и компания", "Молотов Гараж" (специализируются на реставрации отечественных автомобилей), "Каретный дворъ", "Эль Моторс", "Мастерская Владимира Кваши" (занимается "мерседесами"), "Мастерская на Варшавке" и пр.

Другая важная составляющая рынка старинных авто -- так называемые поисковики, продающие либо исходный материал (ржавые "останки"), либо информацию об их местонахождении. В основном ретро-автомобили принадлежат пожилым людям, не знающим цену своему сокровищу. Перекупщики ищут их, скупают раритеты по символическим ценам и сдают добро в мастерские.

Появился и спрос на восстановленные раритетные авто. Сегодня покупатели "старины" -- это не пара чудаков-миллионеров (хотя в России существует несколько очень серьезных и дорогих закрытых коллекций), а представители среднего класса, способные заплатить за реставрацию любимой игрушки от $30 тыс. и выше.

В последнее время, по оценкам специалистов, только в автомастерских Москвы ежегодно реставрируется до 50 машин (в 1997 году их едва набиралось с десяток), не говоря уже об открывшемся притоке раритетов из-за границы. Любопытно, что многие покупатели приобретают отреставрированные авто не для личного музея, а для выезда (как правило, парадного -- на дачу на раритете даже в России никто не ездит). Основную причину подобной покупки можно сформулировать так: "хочется чего-нибудь оригинального, чего-нибудь для души". Спору нет, "шестисотый мерс" -- хорошая машина, но потребности коллекционера она явно не удовлетворяет.

Стоимость реставрации авто зависит от множества вещей. Например, от изначального состояния автомобиля, самодеятельности прежних владельцев (последствия которой ликвидировать сложнее, чем ржавчину и вмятины), технологии работы, года выпуска. О последнем критерии поговорим подробнее.

Итак, существует некий рубеж, за которым статус старинного авто начинает расти параллельно с его стоимостью. На Западе машина начинает набирать "возрастные очки", достигнув двадцатилетнего возраста: тогда она получает табличку Classic Car под лобовое стекло и кучу льгот -- от пониженных налогов до охраны ЮНЕСКО. Существует четкая классификация автостарины: antic (до 1910 г.), carosserie (1910--1930 гг.),(1930--1945 гг.), classic (1945--1960 гг.) и junior (1960--1982 гг.).

В России подобная типология также используется, но только для импортных "старичков". Среди наших автомобилей статус "антиквариата" среди коллекционеров получают модели, выпущенные до 60-х годов, в основном "победы" или "чайки".

В немалой степени на цену автомобиля (и на стоимость его реставрации) влияет его "личная" история. Особенно ценятся экземпляры, чьи владельцы были людьми известными и незаурядными. Таких машин -- единицы и их судьба -- предмет пристального внимания коллекционеров.

Среди машин, принадлежавших историческим личностям, на нашем ретроавторынке хорошо известен, например, "бьюик", принадлежавший маршалу Рыбалко (именно он в 1945 г. заменил командарму белого коня, когда тот победоносно въезжал в освобожденную Прагу). В "исторический список" попали "роллс-ройс" Молотова, "хорьх-853" 1935 года, некогда принадлежавший Герингу, а также "мерседес-бенц-W770" Гиммлера, сменивший уйму хозяев, одним из которых был Андрей Миронов.

А недавно сообщество автоколлекционеров было взбудоражено слухом о том, что некий российский поклонник "старины" намерен за астрономическую сумму приобрести так называемого "Голубого Гуся Геринга" -- уникальнейший "мерседес-бенц-540 К", находящийся в закрытой частной коллекции, куда он перекочевал прямиком из гаража главы Люфтваффе. Понятно, что ни сумма, ни имя коллекционера не разглашаются, однако сам факт подобной сделки говорит о большом потенциале российского ретрорынка.

Помимо реальных историй существуют и автомифы. Среди последних "сказок" -- сообщение о продаже очередной машины Элвиса Пресли. При том что розовый "олдсмобиль" 1958 года и впрямь очень хорош, к Элвису он не имеет никакого отношения.

Однако вернемся к расценкам. Жесткого прейскуранта на восстановленный антиквариат (хотя выбор такового пока невелик) не существует. Отечественные "старички" в среднем стоят от $900 (ГАЗ М20) до $3 тыс. (ЗИС-110), импортные -- от $2,5 тыс. ("мерседес-бенц") до $55 тыс. ("хорьх").

Суммы, конечно, немалые. Однако обладание старинным авто может впоследствии приносить владельцу прибыль. Вариантов много -- от сдачи в аренду в качестве свадебного лимузина (интерес к ретроэкипажам медленно, но уверенно растет, хотя большинство до сих пор предпочитают банальные "линкольны" и "шестисотые") до более серьезных заработков на киностудиях. Особенно если кинокомпания иностранная. Например, во время съемок фильма с рабочим названием "Подводная лодка К-19" с Харрисоном Фордом американцы обратились за "автомобилями-актерами" в Московский клуб коллекционеров старинных машин.

Наконец, настоящее состояние можно сколотить на продаже восстановленного раритетного авто. Так, в 1998 году "кадиллак-эльдорадо" 1959 года продавался на московском аукционе по стартовой цене в $200 тыс. Знаменитый "мерседес Штирлица" (или "мерседес-бенц 230", выражаясь официальным языком) даже в самом "убитом" состоянии не предлагается менее чем за $5 тыс., а любой "хорьх" -- от $10 до $100 тыс.

ПАВЕЛ ТЕТЕРСКИЙ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».