Наверх
12 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "Машины времени"

Жизнь старинного автомобиля, в отличие от человеческой, может иметь продолжение: в умелых руках реставратора груда металла превращается в бесценный раритет — мечту автомобильного коллекционера.Еще с 60-х годов прошлого века в Советском Союзе существовали клубы владельцев и любителей старинных автомобилей. Эти клубы состояли в основном из фанатиков-энтузиастов, годами корпевших в гаражах над дедушкиной «победой» или вычурным «бьюиком», списанным из гаража НКВД и проданным «в народ» по бросовой цене. Качество реставрации (за редким исключением) не выдерживало никакой критики, и главной задачей упрямых одиночек было любыми способами заставить машину ездить. Наградой за титанический труд служил восторг публики при появлении «автодинозавра» на очередном параде или выставке плюс, если повезет, съемки в военных фильмах за символическую плату. И только несколько лет назад реставрация антикварных автомобилей превратилась в нашей стране в настоящий бизнес.
Сейчас в Москве работает около десятка реставрационных мастерских, среди которых лидируют такие, как «Егоров и компания», «Молотов Гараж» (специализируются на реставрации отечественных автомобилей), «Каретный дворъ», «Эль Моторс», «Мастерская Владимира Кваши» (занимается «мерседесами»), «Мастерская на Варшавке» и пр.
Другая важная составляющая рынка старинных авто — так называемые поисковики, продающие либо исходный материал (ржавые «останки»), либо информацию об их местонахождении. В основном ретро-автомобили принадлежат пожилым людям, не знающим цену своему сокровищу. Перекупщики ищут их, скупают раритеты по символическим ценам и сдают добро в мастерские.
Появился и спрос на восстановленные раритетные авто. Сегодня покупатели «старины» — это не пара чудаков-миллионеров (хотя в России существует несколько очень серьезных и дорогих закрытых коллекций), а представители среднего класса, способные заплатить за реставрацию любимой игрушки от $30 тыс. и выше.
В последнее время, по оценкам специалистов, только в автомастерских Москвы ежегодно реставрируется до 50 машин (в 1997 году их едва набиралось с десяток), не говоря уже об открывшемся притоке раритетов из-за границы. Любопытно, что многие покупатели приобретают отреставрированные авто не для личного музея, а для выезда (как правило, парадного — на дачу на раритете даже в России никто не ездит). Основную причину подобной покупки можно сформулировать так: «хочется чего-нибудь оригинального, чего-нибудь для души». Спору нет, «шестисотый мерс» — хорошая машина, но потребности коллекционера она явно не удовлетворяет.
Стоимость реставрации авто зависит от множества вещей. Например, от изначального состояния автомобиля, самодеятельности прежних владельцев (последствия которой ликвидировать сложнее, чем ржавчину и вмятины), технологии работы, года выпуска. О последнем критерии поговорим подробнее.
Итак, существует некий рубеж, за которым статус старинного авто начинает расти параллельно с его стоимостью. На Западе машина начинает набирать «возрастные очки», достигнув двадцатилетнего возраста: тогда она получает табличку Classic Car под лобовое стекло и кучу льгот — от пониженных налогов до охраны ЮНЕСКО. Существует четкая классификация автостарины: antic (до 1910 г.), carosserie (1910—1930 гг.), oldtimer (1930—1945 гг.), classic (1945—1960 гг.) и junior (1960—1982 гг.).
В России подобная типология также используется, но только для импортных «старичков». Среди наших автомобилей статус «антиквариата» среди коллекционеров получают модели, выпущенные до 60-х годов, в основном «победы» или «чайки».
В немалой степени на цену автомобиля (и на стоимость его реставрации) влияет его «личная» история. Особенно ценятся экземпляры, чьи владельцы были людьми известными и незаурядными. Таких машин — единицы и их судьба — предмет пристального внимания коллекционеров.
Среди машин, принадлежавших историческим личностям, на нашем ретроавторынке хорошо известен, например, «бьюик», принадлежавший маршалу Рыбалко (именно он в 1945 г. заменил командарму белого коня, когда тот победоносно въезжал в освобожденную Прагу). В «исторический список» попали «роллс-ройс» Молотова, «хорьх-853» 1935 года, некогда принадлежавший Герингу, а также «мерседес-бенц-W770» Гиммлера, сменивший уйму хозяев, одним из которых был Андрей Миронов.
А недавно сообщество автоколлекционеров было взбудоражено слухом о том, что некий российский поклонник «старины» намерен за астрономическую сумму приобрести так называемого «Голубого Гуся Геринга» — уникальнейший «мерседес-бенц-540 К», находящийся в закрытой частной коллекции, куда он перекочевал прямиком из гаража главы Люфтваффе. Понятно, что ни сумма, ни имя коллекционера не разглашаются, однако сам факт подобной сделки говорит о большом потенциале российского ретрорынка.
Помимо реальных историй существуют и автомифы. Среди последних «сказок» — сообщение о продаже очередной машины Элвиса Пресли. При том что розовый «олдсмобиль» 1958 года и впрямь очень хорош, к Элвису он не имеет никакого отношения.
Однако вернемся к расценкам. Жесткого прейскуранта на восстановленный антиквариат (хотя выбор такового пока невелик) не существует. Отечественные «старички» в среднем стоят от $900 (ГАЗ М20) до $3 тыс. (ЗИС-110), импортные — от $2,5 тыс. («мерседес-бенц») до $55 тыс. («хорьх»).
Суммы, конечно, немалые. Однако обладание старинным авто может впоследствии приносить владельцу прибыль. Вариантов много — от сдачи в аренду в качестве свадебного лимузина (интерес к ретроэкипажам медленно, но уверенно растет, хотя большинство до сих пор предпочитают банальные «линкольны» и «шестисотые») до более серьезных заработков на киностудиях. Особенно если кинокомпания иностранная. Например, во время съемок фильма с рабочим названием «Подводная лодка К-19» с Харрисоном Фордом американцы обратились за «автомобилями-актерами» в Московский клуб коллекционеров старинных машин.
Наконец, настоящее состояние можно сколотить на продаже восстановленного раритетного авто. Так, в 1998 году «кадиллак-эльдорадо» 1959 года продавался на московском аукционе по стартовой цене в $200 тыс. Знаменитый «мерседес Штирлица» (или «мерседес-бенц 230», выражаясь официальным языком) даже в самом «убитом» состоянии не предлагается менее чем за $5 тыс., а любой «хорьх» — от $10 до $100 тыс.

ПАВЕЛ ТЕТЕРСКИЙ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK