Наверх
18 октября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2012 года: "Место для дискуссий"

 На форуме в Давосе западные лидеры говорили про кризис мировой экономики, а россияне обсуждали свои проблемы.ФОРУМ
     Сорок второй Всемирный экономический форум завершил вчера свою работу в швейцарском Давосе. Мероприятие, традиционно проходящее в конце января — начале февраля, по традиции во многом обусловливает проблематику всего последующего экономического года. На этот раз основная тема форума была определена как "Большая трансформация: формирование новых моделей".

 На форуме в Давосе западные лидеры говорили про кризис мировой экономики, а россияне обсуждали свои проблемы.ФОРУМ
     Сорок второй Всемирный экономический форум завершил вчера свою работу в швейцарском Давосе. Мероприятие, традиционно проходящее в конце января — начале февраля, по традиции во многом обусловливает проблематику всего последующего экономического года. На этот раз основная тема форума была определена как "Большая трансформация: формирование новых моделей".
   В прошлом году первым в Давосе выступал президент России Дмитрий Медведев. В этот раз он, будучи "хромой уткой", на форум вообще не приехал, и его открыла канцлер ФРГ Ангела Меркель. Лидер Германии, ставшей своего рода главным двигателем и спасителем экономики ЕС, уделила особое внимание тем урокам, которые Европа извлекла из финансовых проблем. "Глобальный экономический кризис 2008 года оставил глубокие следы в Европе, над преодолением его последствий мы работаем до сих пор", — призналась она. И — упреждая все возможные последующие разговоры о кризисе европейской целостности — заявила: "Мы намерены развивать интеграционный проект "Европа". Главной темой выступления российских спикеров (специальная российская сессия состоялась во второй день форума) стали внутренние проблемы, хотя обсуждалось и место России в глобальных процессах. Внятного ответа эксперты не нашли, но еще раз констатировали, что наша страна полностью вписана в общемировой контекст. По словам главы Сбербанка Германа Грефа, в текущем году рост экономики в России, подчиняясь общемировым тенденциям, замедлится и составит максимум 4% (в 2011-м этот показатель равнялся 4,7%). А экс-министр финансов Алексей Кудрин уточнил, что бюджет останется бездефицитным только при ценах на нефть в $115 за баррель. Помимо зависимости от сырьевой конъюнктуры одной из серьезных проблем России является отток капитала, масштабы которого наглядно демонстрируют проблемы с инвестклиматом в стране. Как заявил помощник президента Аркадий Дворкович, недружественным его делают в первую очередь бюрократия, коррупция и несовершенные таможенные процедуры. Алексей Кудрин добавил в этот список еще и политические риски. Кроме того, по его словам, чтобы задобрить население, испытывающее недоверие к власти, правительство идет на увеличение социальных расходов, опасно наращивая дефицит Пенсионного фонда. А вот глава ВТБ Андрей Костин уверен, что эти проблемы будут решены после того, как президентом станет Владимир Путин. Победа даст ему мандат на проведение глубоких реформ, полагает банкир.

Хорошо, но мало
   ИНВЕСТИЦИИ
   Рост  инвестиций  в  основной  капитал  в  России по итогам 2011 года превысит  6%.  Такие  данные привел президент Дмитрий Медведев, выступая на  заседании комиссии по модернизации. По мнению аналитика "Инвесткафе" Никиты  Игнатенко,  рост  инвестиций в основной капитал России — хорошая новость,   поскольку   нехватка   инвестиционного  капитала  —  один  из сдерживающих  факторов  роста  российской экономики. Но "6 процентов для модернизации   экономики   явно   недостаточно",  подчеркивает  директор региональной   программы   Независимого  института  социальной  политики Наталья  Зубаревич. Чтобы обеспечивать интенсивное развитие, темпы роста инвестиций должны быть двузначными, подчеркивают эксперты.

В ЦИФРАХ
6%
в  год  может  составить  рост  российского ВВП, считает МВФ, если   правительство  пойдет  на  сокращение  расходов  бюджета, установит   жесткий   контроль   над   инфляцией  и  реформирует финансовую систему.

Back to РАО ЕЭС?
   ТЭК
   Намерение   государства   в   преддверии   выборов   ограничить  рост энерготарифов   может  обернуться  настоящей  катастрофой  для  отрасли. Эксперты    Фонда    стратегического   развития   энергетики   "Форсайт" утверждают,  что  введение  в действие мер по ограничению рентабельности сбытовых  компаний  сделает  более  50%  из  них убыточными и приведет к банкротству.  Для  остальных  рентабельность бизнеса станет минимальной. Бизнес  тех, кто не сможет выжить в новых условиях, будет передан новому монополисту,  а те, кто выживет, наверняка захотят продать свои сбытовые активы  госструктурам.  "Таким образом, к 2013-2014 годам в руках нового монополиста  будет  сконцентрировано не менее 70-80% сбытового рынка, то есть  произойдет  монополизация рынка в руках госкомпании", — отмечается в  докладе  фонда.  Иными  словами,  на рынок вернется некое подобие РАО ЕЭС,  а  частные  инвесторы,  вложившие  деньги  в  энергоактивы  в ходе реорганизации  отрасли,  свернут свою деятельность. По мнению экспертов, рост   тарифов   в   2008-2011  годах  происходил  в  основном  за  счет регулируемого  государством сектора, — роста цен на газ, сетевых тарифов и  увеличения рентабельности государственных энергокомпаний. Управляющий партнер   фонда   "Форсайт"  Андрей  Абрамов  прогнозирует,  что  "после монополизации    розничного    рынка    в    руках   госкомпании   после кратковременного  снижения  цены на 1-3% потребители получат рост цены и монополию  на  рынке".  По  мнению  аналитиков, цена монополизации может быть   выше,   чем   просто  кризис  в  энергетике.  Многие  сбытовые  и генерирующие  компании  уже  котируются  на  бирже,  поэтому неплатежи и банкротства  приведут  к  серьезному  ухудшению  и  без  того  непростой ситуации на фондовом рынке.

Время гамбургеров
   ОБЩЕПИТ
   Выручка  сети ресторанов быстрого питания McDonald's Corp., по итогам 2011  года,  выросла на 12% до $27 млрд, а чистая прибыль увеличилась на 11%  и  составила  $5,5 млрд. Кризис — золотое время для сетей фастфуда, который предлагает недорогое питание вне дома.
   McDonald's  остается  лидером отрасли благодаря введению в меню более "здоровых"  блюд  и расширению сети. По мнению исполнительного директора компании   RestCon   Андрея   Петракова,   компания   и   дальше  сможет демонстрировать  рост,  если  "будет держать руку на пульсе потребностей своих  клиентов  —  будь то запрос на экологичный продукт или расширение услуг типа wi-fi и прочих".

Премьер дал угля
   Премьер-министр   Владимир   Путин   на  минувшей  неделе  побывал  в Кузбассе,  где провел масштабное совещание по развитию угольной отрасли. В  рамках  этого  мероприятия  премьер  подписал  долгосрочную программу развития  угольной  промышленности  России  до 2030 года. "Это, конечно, очень  большая  работа. Добиться согласования такого большого количества позиций   с   таким   большим   количеством  участников  этого  процесса непросто",  — сказал глава правительства.  По его словам, общая динамика экономики,   рост  эффективности  угледобывающих  предприятий  позволяют верстать  масштабные  планы,  "намечать  задачи,  связанные с выходом на новые    рынки,    освоением   перспективных   месторождений,   глубокой переработкой  угля".  Объем финансирования в рамках программы — 3,7 трлн рублей,  но  на  государство  из  этой суммы приходится около 7% — 251,8 млрд  руб., остальное средства компаний. Так что Владимир Путин пообещал горнякам  развитие  отрасли на их собственные деньги. На тему конкретных действий,   которые   предпримет   правительство,   чтобы  стимулировать развитие отрасли, премьер предпочел не распространяться.

Им бы в небо
   АВИАЦИЯ
   Норвежский  бюджетный  авиаперевозчик  Norwegian  Air  Shuttle (бренд Norwegian),   замахнулся   на   место  крупнейшего  лоу-костера  Европы. Компания   разместила   крупнейший  в  истории  европейской  гражданской авиации  заказ  на  222  самолета  Boeing  и  Airbus (122 и 100 лайнеров соответственно).  Ранее  Norwegian  уже заключал контракт на поставку 64 "боингов".   Общая   стоимость   контрактов  составляет  $21,6  млрд.  В результате  этих  сделок  флот  компании  вырастет  с нынешних 62 до 300 бортов.   В   итоге   скандинавы  обгонят  нынешних  крупнейших  игроков лоукост-сегмента  —  Ryanair  (275  самолетов) и easyJet (183 самолета). Инвесторы  с  энтузиазмом  откликнулись  на  новость о поставках машин — котировки акций компании выросли за сутки на 6%.
 

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK