Наверх
15 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2001 года: "Место подсолнечника"

Плохая новость для поклонников здорового и низкокалорийного питания: подсолнечное масло, поднявшееся в цене за последние три месяца на 20%, будет дорожать и дальше.Несмотря на рекордный урожай зерновых в нынешнем году, валовые сборы подсолнечника оказались существенно ниже, чем в прошлом, что явилось следствием снижения посевных площадей более чем на 800 тыс. га. Таким образом, в России вполне может повториться ситуация конца 90-х годов, когда собственное производство «семечки» и масла неуклонно сокращается, производственные мощности простаивают, а на внутреннем рынке появляется все больше аргентинского и украинского масла (так, в 1998—1999 годах импорт растительного масла составлял около 25% от внутреннего потребления).
Такие тенденции уже проявляются: за последние 3 месяца розничные цены на растительное масло выросли почти на 20%, а на полках стало существенно больше импортного масла (по данным ГТК, за 9 месяцев нынешнего года было ввезено в Россию на 23% больше постного масла, чем за аналогичный период года прошлого).
Все это — результат предпринятой правительством в прошлом году попытки «правильно отрегулировать» баланс между экспортом и внутренним потреблением подсолнечника.
Дело в том, что подсолнечник — одна из самых экспортно-привлекательных сельскохозяйственных культур. Если об экспорте зерновых наши аграрии только начинают робко говорить, то вывоз подсолнечника — факт свершившийся и приносящий довольно высокие доходы. Так, в 1998 году Россия вывозила более 1 млн. тонн «семечки», что составляло на тот момент 25% от внутреннего производства, в менее урожайном 2000-м — более 900 тыс. тонн.
Однако экспорт подсолнечника, который, понятно, является еще и сырьем для российских производителей масла, не устраивал ряд предприятий отрасли. В основном это относилось к не самым продвинутым заводам, которые не могли позволить себе покупать «семечки» по мировым ценам, так как производили не самую качественную, зато дешевую продукцию.
Именно эти предприятия пролоббировали в феврале 2001 года введение 20-процентной экспортной пошлины на семена подсолнечника. Таким образом они пытались решить проблему насыщения внутреннего рынка. Посыл был очень прост: поскольку экспорт станет менее выгодным, сельхозпроизводитель будет вынужден продавать подсолнечник на внутреннем рынке по более низким ценам.
Получилось совсем по-черномырдински: производители, ориентированные на экспорт, просто не посеяли подсолнечник и сделали акцент на производство, например, пшеницы. Результатом этой меры стало падение экспорта семян подсолнечника почти вдвое.
Кроме того, увеличились внутренние цены как на подсолнечник, так и на подсолнечное масло. Возрос и импорт.
Таким образом, ни одна цель, поставленная при введении экспортной пошлины, выполнена не была. Сырья на рынке больше не стало, наоборот, ощущается его серьезный дефицит, что приводит к повышению потребительских цен на масло.
В наибольшем же выигрыше оказались не те, кто лоббировал ограничение экспорта (средние и мелкие производители), а крупные агрохолдинги (такие как «Юг Руси», «Эфко» и т.п.), производящие в том числе и подсолнечное масло высокого, не уступающего импортному качества.
В принципе, снижение экспорта — не всегда плохо. По мнению главы компании «Русагро» Вадима Мошковича, неэффективность вывоза семян может послужить стимулом для экспорта уже готовой продукции — то есть собственно масла.
«Семечко» и плевела

Однако перспективы экспорта готовой продукции и даже сырья из России на мировой рынок вызывают некоторые вопросы.
Западные потребители постепенно переходят на соевое масло (см. график). На долю сои в этом году придется 57% всего объема мирового потребления растительных масел. Главная причина — низкие цены (соевое масло на 13% дешевле подсолнечного). Есть и другая причина: производство сои существенно выгоднее производства подсолнечника просто потому, что из нее делают не только масло, но и ряд ценных белковых пищевых и кормовых добавок.
Кроме того, соя, в отличие от подсолнечника, меньше истощает почву.
Проблема, однако, заключается в том, что в России соя практически не растет. Основными производителями сои являются США, Бразилия и Аргентина. На их долю приходится более 80% мирового производства. Увеличение спроса на эту культуру в последние два года стало стимулом для увеличения ее производства в этих странах. Например, в Аргентине начинается переориентация с производства подсолнечника на производство соевых бобов. США, несмотря на неблагоприятные погодные условия последних лет, значительно расширили посевы сои и получили в этом году достаточно высокий урожай.
Растущий мировой спрос на сою и соевые продукты и изменение структуры потребления масличных в сторону увеличения доли сои и уменьшения доли подсолнечника привели к ухудшению всех показателей состояния мирового рынка подсолнечника. В 2001—2002 годах ожидается падение мирового производства подсолнечника на 16,4%, потребление сократится на 12,2%, объемы торговли — на 6%.
Так что триумфального выхода российских производителей на мировой рынок подсолнечного масла по объективным причинам не ожидается.
Рафинированные вкусы

Между тем непростая для наших «подсолнечных баронов» ситуация складывается и на рынке внутреннем, хотя, как показывают социологические опросы, подавляющее большинство россиян (до 96%) регулярно употребляют в пищу подсолнечное масло.
Дело, однако, в том, что жители крупных городов предпочитают покупать рафинированное масло, которое не имеет ни вкуса, ни запаха. А среди этого масла особенно велика доля импортного.
Такое масло регулярно употребляют около 60% российских семей в крупных городах.
Показателен опрос, проведенный исследовательским центром РОМИР среди москвичей.
При этом реальные предпочтения существенно отличаются от данных опросов, тем более когда речь идет о регионах. Там на первом месте по потреблению находятся отечественные региональные бренды. Однако совершенно очевидно, что международные компании имеют большие рекламные бюджеты и делают ставку на российский рынок в связи со снижением потребления подсолнечного масла на международных рынках.
К тому же в течение последнего года в крупных городах наблюдается тенденция к увеличению спроса на соевое масло. Его сейчас употребляют около 40% россиян. Остальные виды — кукурузное, рапсовое, арахисовое, оливковое — зачастую вообще отсутствуют в рационе российских семей. Так, например, многие знают о полезных свойствах оливкового масла, но купить его просто не в состоянии (оно в среднем в 7—10 раз дороже подсолнечного).
Серьезной проблемой российских производителей масла является и практическое отсутствие на рынке российских «масленых» брендов. Так, собственные общероссийские торговые марки имеют лишь компания «Эфко» (торговая марка «Слобода»), «Юг Руси» (торговая марка «Золотая семечка») и другие.
Несколько оптимистичнее с точки зрения отечественных производителей дело обстоит в провинции (в Татарии, Башкирии, на Урале, в Сибири), где большей популярностью пользуется нерафинированное, т.е. неочищенное, масло из семян подсолнечника, производимое на местных предприятиях. Предпочтение, которое в провинции отдают нерафинированному маслу, легко объяснить: оно дешевле.
Постная мина

Таким образом, конкурентная борьба между российскими и западными производителями подсолнечного масла обостряется. В связи с этим на прошлой неделе были приняты решения об изменении таможенно-тарифного регулирования этого рынка. Цели, как и в начале года, благие — повышение конкурентоспособности на мировом рынке, поддержка отечественного производителя.
Как заявляет начальник департамента регулирования продовольственных рынков и качества продукции Минсельхоза РФ Аркадий Злочевский, есть два способа регулирования рынка. Первый — опускать цену на «семечку», что и пытались сделать путем введения ограничительной экспортной пошлины. Как показал опыт, сбивать цены на «семечку» не имеет смысла.
Второй способ — поднимать цены на растительное масло (для чего с 1 января 2002 года будет введена ввозная пошлина) и стимулировать производителей «семечки увеличивать посевные площади не только для удовлетворения потребностей внутреннего рынка, но и для экспортных целей. Для этого была снижена экспортная пошлина.
«Все эти меры, — считает директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина, — скорее всего, действительно приведут к увеличению посевных площадей и объемов производства подсолнечника. Ведь для того, чтобы обеспечить внутренние потребности страны и продолжать отправлять «семечку» на экспорт, нужно собрать как минимум 4,5—5 млн. тонн урожая (против 3 млн. т в нынешнем году)».
Пока же, как минимум до урожая будущего года, когда начнут сказываться результаты введения новых таможенных пошлин, подсолнечное масло будет дорожать. Ну а его любители — сидеть с постной миной.

Структура потребления растительных масел в России

Масломлн.тонн%
подсолнечное1258,769
соевое283,416
пальмовое157,98,8
рапсовое81,94
кокосовое41,352
оливковое4,30,2
прочие2,70,14
Итого1830100

Структура мирового потребления растительных масел

Масломлн.тонн%
подсолнечное7,88,6
соевое28,030,9
пальмовое24,927,5
рапсовое12,613,9
хлопковое3,84,2
кокосовое3,23,5
оливковое2,52,8
арахисовое4,54,9
прочие2,93,2
Итого90,6100

Динамика производства, экспорта и импорта подсолнечного масла в России (тыс.тонн)

ГодПроизводствоИмпортЭкспорт
1998735,8230,434,3
1999817,9299,530,8
20001297,7127,6166,6
2001*1100135120

* Прогноз

Динамика производства, внутреннего использования и экспорта подсолнечника в России (млн.тонн)

ГодВаловый сборВнутреннее использованиеЭкспорт
19983,01,61,0
19994,11,80,3
20003,92,91,1
2001*3,02,50,4

* Прогноз

* Прогноз

ИРИНА ШАБАНОВА

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK