Архивная публикация 2001 года: "Место подсолнечника"
Плохая новость для поклонников здорового и низкокалорийного питания: подсолнечное масло, поднявшееся в цене за последние три месяца на 20%, будет дорожать и дальше.Несмотря на рекордный урожай зерновых в нынешнем году, валовые сборы подсолнечника оказались существенно ниже, чем в прошлом, что явилось следствием снижения посевных площадей более чем на 800 тыс. га. Таким образом, в России вполне может повториться ситуация конца 90-х годов, когда собственное производство "семечки" и масла неуклонно сокращается, производственные мощности простаивают, а на внутреннем рынке появляется все больше аргентинского и украинского масла (так, в 1998--1999 годах импорт растительного масла составлял около 25% от внутреннего потребления).
Такие тенденции уже проявляются: за последние 3 месяца розничные цены на растительное масло выросли почти на 20%, а на полках стало существенно больше импортного масла (по данным ГТК, за 9 месяцев нынешнего года было ввезено в Россию на 23% больше постного масла, чем за аналогичный период года прошлого).
Все это -- результат предпринятой правительством в прошлом году попытки "правильно отрегулировать" баланс между экспортом и внутренним потреблением подсолнечника.
Дело в том, что подсолнечник -- одна из самых экспортно-привлекательных сельскохозяйственных культур. Если об экспорте зерновых наши аграрии только начинают робко говорить, то вывоз подсолнечника -- факт свершившийся и приносящий довольно высокие доходы. Так, в 1998 году Россия вывозила более 1 млн. тонн "семечки", что составляло на тот момент 25% от внутреннего производства, в менее урожайном 2000-м -- более 900 тыс. тонн.
Однако экспорт подсолнечника, который, понятно, является еще и сырьем для российских производителей масла, не устраивал ряд предприятий отрасли. В основном это относилось к не самым продвинутым заводам, которые не могли позволить себе покупать "семечки" по мировым ценам, так как производили не самую качественную, зато дешевую продукцию.
Именно эти предприятия пролоббировали в феврале 2001 года введение 20-процентной экспортной пошлины на семена подсолнечника. Таким образом они пытались решить проблему насыщения внутреннего рынка. Посыл был очень прост: поскольку экспорт станет менее выгодным, сельхозпроизводитель будет вынужден продавать подсолнечник на внутреннем рынке по более низким ценам.
Получилось совсем по-черномырдински: производители, ориентированные на экспорт, просто не посеяли подсолнечник и сделали акцент на производство, например, пшеницы. Результатом этой меры стало падение экспорта семян подсолнечника почти вдвое.
Кроме того, увеличились внутренние цены как на подсолнечник, так и на подсолнечное масло. Возрос и импорт.
Таким образом, ни одна цель, поставленная при введении экспортной пошлины, выполнена не была. Сырья на рынке больше не стало, наоборот, ощущается его серьезный дефицит, что приводит к повышению потребительских цен на масло.
В наибольшем же выигрыше оказались не те, кто лоббировал ограничение экспорта (средние и мелкие производители), а крупные агрохолдинги (такие как "Юг Руси", "Эфко" и т.п.), производящие в том числе и подсолнечное масло высокого, не уступающего импортному качества.
В принципе, снижение экспорта -- не всегда плохо. По мнению главы компании "Русагро" Вадима Мошковича, неэффективность вывоза семян может послужить стимулом для экспорта уже готовой продукции -- то есть собственно масла.
"Семечко" и плевела
Однако перспективы экспорта готовой продукции и даже сырья из России на мировой рынок вызывают некоторые вопросы.
Западные потребители постепенно переходят на соевое масло (см. график). На долю сои в этом году придется 57% всего объема мирового потребления растительных масел. Главная причина -- низкие цены (соевое масло на 13% дешевле подсолнечного). Есть и другая причина: производство сои существенно выгоднее производства подсолнечника просто потому, что из нее делают не только масло, но и ряд ценных белковых пищевых и кормовых добавок.
Кроме того, соя, в отличие от подсолнечника, меньше истощает почву.
Проблема, однако, заключается в том, что в России соя практически не растет. Основными производителями сои являются США, Бразилия и Аргентина. На их долю приходится более 80% мирового производства. Увеличение спроса на эту культуру в последние два года стало стимулом для увеличения ее производства в этих странах. Например, в Аргентине начинается переориентация с производства подсолнечника на производство соевых бобов. США, несмотря на неблагоприятные погодные условия последних лет, значительно расширили посевы сои и получили в этом году достаточно высокий урожай.
Растущий мировой спрос на сою и соевые продукты и изменение структуры потребления масличных в сторону увеличения доли сои и уменьшения доли подсолнечника привели к ухудшению всех показателей состояния мирового рынка подсолнечника. В 2001--2002 годах ожидается падение мирового производства подсолнечника на 16,4%, потребление сократится на 12,2%, объемы торговли -- на 6%.
Так что триумфального выхода российских производителей на мировой рынок подсолнечного масла по объективным причинам не ожидается.
Рафинированные вкусы
Между тем непростая для наших "подсолнечных баронов" ситуация складывается и на рынке внутреннем, хотя, как показывают социологические опросы, подавляющее большинство россиян (до 96%) регулярно употребляют в пищу подсолнечное масло.
Дело, однако, в том, что жители крупных городов предпочитают покупать рафинированное масло, которое не имеет ни вкуса, ни запаха. А среди этого масла особенно велика доля импортного.
Такое масло регулярно употребляют около 60% российских семей в крупных городах.
Показателен опрос, проведенный исследовательским центром РОМИР среди москвичей.
При этом реальные предпочтения существенно отличаются от данных опросов, тем более когда речь идет о регионах. Там на первом месте по потреблению находятся отечественные региональные бренды. Однако совершенно очевидно, что международные компании имеют большие рекламные бюджеты и делают ставку на российский рынок в связи со снижением потребления подсолнечного масла на международных рынках.
К тому же в течение последнего года в крупных городах наблюдается тенденция к увеличению спроса на соевое масло. Его сейчас употребляют около 40% россиян. Остальные виды -- кукурузное, рапсовое, арахисовое, оливковое -- зачастую вообще отсутствуют в рационе российских семей. Так, например, многие знают о полезных свойствах оливкового масла, но купить его просто не в состоянии (оно в среднем в 7--10 раз дороже подсолнечного).
Серьезной проблемой российских производителей масла является и практическое отсутствие на рынке российских "масленых" брендов. Так, собственные общероссийские торговые марки имеют лишь компания "Эфко" (торговая марка "Слобода"), "Юг Руси" (торговая марка "Золотая семечка") и другие.
Несколько оптимистичнее с точки зрения отечественных производителей дело обстоит в провинции (в Татарии, Башкирии, на Урале, в Сибири), где большей популярностью пользуется нерафинированное, т.е. неочищенное, масло из семян подсолнечника, производимое на местных предприятиях. Предпочтение, которое в провинции отдают нерафинированному маслу, легко объяснить: оно дешевле.
Постная мина
Таким образом, конкурентная борьба между российскими и западными производителями подсолнечного масла обостряется. В связи с этим на прошлой неделе были приняты решения об изменении таможенно-тарифного регулирования этого рынка. Цели, как и в начале года, благие -- повышение конкурентоспособности на мировом рынке, поддержка отечественного производителя.
Как заявляет начальник департамента регулирования продовольственных рынков и качества продукции Минсельхоза РФ Аркадий Злочевский, есть два способа регулирования рынка. Первый -- опускать цену на "семечку", что и пытались сделать путем введения ограничительной экспортной пошлины. Как показал опыт, сбивать цены на "семечку" не имеет смысла.
Второй способ -- поднимать цены на растительное масло (для чего с 1 января 2002 года будет введена ввозная пошлина) и стимулировать производителей "семечки увеличивать посевные площади не только для удовлетворения потребностей внутреннего рынка, но и для экспортных целей. Для этого была снижена экспортная пошлина.
"Все эти меры, -- считает директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина, -- скорее всего, действительно приведут к увеличению посевных площадей и объемов производства подсолнечника. Ведь для того, чтобы обеспечить внутренние потребности страны и продолжать отправлять "семечку" на экспорт, нужно собрать как минимум 4,5--5 млн. тонн урожая (против 3 млн. т в нынешнем году)".
Пока же, как минимум до урожая будущего года, когда начнут сказываться результаты введения новых таможенных пошлин, подсолнечное масло будет дорожать. Ну а его любители -- сидеть с постной миной.
Структура потребления растительных масел в России
Плохая новость для поклонников здорового и низкокалорийного питания: подсолнечное масло, поднявшееся в цене за последние три месяца на 20%, будет дорожать и дальше.Несмотря на рекордный урожай зерновых в нынешнем году, валовые сборы подсолнечника оказались существенно ниже, чем в прошлом, что явилось следствием снижения посевных площадей более чем на 800 тыс. га. Таким образом, в России вполне может повториться ситуация конца 90-х годов, когда собственное производство "семечки" и масла неуклонно сокращается, производственные мощности простаивают, а на внутреннем рынке появляется все больше аргентинского и украинского масла (так, в 1998--1999 годах импорт растительного масла составлял около 25% от внутреннего потребления).
Такие тенденции уже проявляются: за последние 3 месяца розничные цены на растительное масло выросли почти на 20%, а на полках стало существенно больше импортного масла (по данным ГТК, за 9 месяцев нынешнего года было ввезено в Россию на 23% больше постного масла, чем за аналогичный период года прошлого).
Все это -- результат предпринятой правительством в прошлом году попытки "правильно отрегулировать" баланс между экспортом и внутренним потреблением подсолнечника.
Дело в том, что подсолнечник -- одна из самых экспортно-привлекательных сельскохозяйственных культур. Если об экспорте зерновых наши аграрии только начинают робко говорить, то вывоз подсолнечника -- факт свершившийся и приносящий довольно высокие доходы. Так, в 1998 году Россия вывозила более 1 млн. тонн "семечки", что составляло на тот момент 25% от внутреннего производства, в менее урожайном 2000-м -- более 900 тыс. тонн.
Однако экспорт подсолнечника, который, понятно, является еще и сырьем для российских производителей масла, не устраивал ряд предприятий отрасли. В основном это относилось к не самым продвинутым заводам, которые не могли позволить себе покупать "семечки" по мировым ценам, так как производили не самую качественную, зато дешевую продукцию.
Именно эти предприятия пролоббировали в феврале 2001 года введение 20-процентной экспортной пошлины на семена подсолнечника. Таким образом они пытались решить проблему насыщения внутреннего рынка. Посыл был очень прост: поскольку экспорт станет менее выгодным, сельхозпроизводитель будет вынужден продавать подсолнечник на внутреннем рынке по более низким ценам.
Получилось совсем по-черномырдински: производители, ориентированные на экспорт, просто не посеяли подсолнечник и сделали акцент на производство, например, пшеницы. Результатом этой меры стало падение экспорта семян подсолнечника почти вдвое.
Кроме того, увеличились внутренние цены как на подсолнечник, так и на подсолнечное масло. Возрос и импорт.
Таким образом, ни одна цель, поставленная при введении экспортной пошлины, выполнена не была. Сырья на рынке больше не стало, наоборот, ощущается его серьезный дефицит, что приводит к повышению потребительских цен на масло.
В наибольшем же выигрыше оказались не те, кто лоббировал ограничение экспорта (средние и мелкие производители), а крупные агрохолдинги (такие как "Юг Руси", "Эфко" и т.п.), производящие в том числе и подсолнечное масло высокого, не уступающего импортному качества.
В принципе, снижение экспорта -- не всегда плохо. По мнению главы компании "Русагро" Вадима Мошковича, неэффективность вывоза семян может послужить стимулом для экспорта уже готовой продукции -- то есть собственно масла.
"Семечко" и плевела
Однако перспективы экспорта готовой продукции и даже сырья из России на мировой рынок вызывают некоторые вопросы.
Западные потребители постепенно переходят на соевое масло (см. график). На долю сои в этом году придется 57% всего объема мирового потребления растительных масел. Главная причина -- низкие цены (соевое масло на 13% дешевле подсолнечного). Есть и другая причина: производство сои существенно выгоднее производства подсолнечника просто потому, что из нее делают не только масло, но и ряд ценных белковых пищевых и кормовых добавок.
Кроме того, соя, в отличие от подсолнечника, меньше истощает почву.
Проблема, однако, заключается в том, что в России соя практически не растет. Основными производителями сои являются США, Бразилия и Аргентина. На их долю приходится более 80% мирового производства. Увеличение спроса на эту культуру в последние два года стало стимулом для увеличения ее производства в этих странах. Например, в Аргентине начинается переориентация с производства подсолнечника на производство соевых бобов. США, несмотря на неблагоприятные погодные условия последних лет, значительно расширили посевы сои и получили в этом году достаточно высокий урожай.
Растущий мировой спрос на сою и соевые продукты и изменение структуры потребления масличных в сторону увеличения доли сои и уменьшения доли подсолнечника привели к ухудшению всех показателей состояния мирового рынка подсолнечника. В 2001--2002 годах ожидается падение мирового производства подсолнечника на 16,4%, потребление сократится на 12,2%, объемы торговли -- на 6%.
Так что триумфального выхода российских производителей на мировой рынок подсолнечного масла по объективным причинам не ожидается.
Рафинированные вкусы
Между тем непростая для наших "подсолнечных баронов" ситуация складывается и на рынке внутреннем, хотя, как показывают социологические опросы, подавляющее большинство россиян (до 96%) регулярно употребляют в пищу подсолнечное масло.
Дело, однако, в том, что жители крупных городов предпочитают покупать рафинированное масло, которое не имеет ни вкуса, ни запаха. А среди этого масла особенно велика доля импортного.
Такое масло регулярно употребляют около 60% российских семей в крупных городах.
Показателен опрос, проведенный исследовательским центром РОМИР среди москвичей.
При этом реальные предпочтения существенно отличаются от данных опросов, тем более когда речь идет о регионах. Там на первом месте по потреблению находятся отечественные региональные бренды. Однако совершенно очевидно, что международные компании имеют большие рекламные бюджеты и делают ставку на российский рынок в связи со снижением потребления подсолнечного масла на международных рынках.
К тому же в течение последнего года в крупных городах наблюдается тенденция к увеличению спроса на соевое масло. Его сейчас употребляют около 40% россиян. Остальные виды -- кукурузное, рапсовое, арахисовое, оливковое -- зачастую вообще отсутствуют в рационе российских семей. Так, например, многие знают о полезных свойствах оливкового масла, но купить его просто не в состоянии (оно в среднем в 7--10 раз дороже подсолнечного).
Серьезной проблемой российских производителей масла является и практическое отсутствие на рынке российских "масленых" брендов. Так, собственные общероссийские торговые марки имеют лишь компания "Эфко" (торговая марка "Слобода"), "Юг Руси" (торговая марка "Золотая семечка") и другие.
Несколько оптимистичнее с точки зрения отечественных производителей дело обстоит в провинции (в Татарии, Башкирии, на Урале, в Сибири), где большей популярностью пользуется нерафинированное, т.е. неочищенное, масло из семян подсолнечника, производимое на местных предприятиях. Предпочтение, которое в провинции отдают нерафинированному маслу, легко объяснить: оно дешевле.
Постная мина
Таким образом, конкурентная борьба между российскими и западными производителями подсолнечного масла обостряется. В связи с этим на прошлой неделе были приняты решения об изменении таможенно-тарифного регулирования этого рынка. Цели, как и в начале года, благие -- повышение конкурентоспособности на мировом рынке, поддержка отечественного производителя.
Как заявляет начальник департамента регулирования продовольственных рынков и качества продукции Минсельхоза РФ Аркадий Злочевский, есть два способа регулирования рынка. Первый -- опускать цену на "семечку", что и пытались сделать путем введения ограничительной экспортной пошлины. Как показал опыт, сбивать цены на "семечку" не имеет смысла.
Второй способ -- поднимать цены на растительное масло (для чего с 1 января 2002 года будет введена ввозная пошлина) и стимулировать производителей "семечки увеличивать посевные площади не только для удовлетворения потребностей внутреннего рынка, но и для экспортных целей. Для этого была снижена экспортная пошлина.
"Все эти меры, -- считает директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина, -- скорее всего, действительно приведут к увеличению посевных площадей и объемов производства подсолнечника. Ведь для того, чтобы обеспечить внутренние потребности страны и продолжать отправлять "семечку" на экспорт, нужно собрать как минимум 4,5--5 млн. тонн урожая (против 3 млн. т в нынешнем году)".
Пока же, как минимум до урожая будущего года, когда начнут сказываться результаты введения новых таможенных пошлин, подсолнечное масло будет дорожать. Ну а его любители -- сидеть с постной миной.
Структура потребления растительных масел в России
Масло | млн.тонн | % |
---|---|---|
подсолнечное | 1258,7 | 69 |
соевое | 283,4 | 16 |
пальмовое | 157,9 | 8,8 |
рапсовое | 81,9 | 4 |
кокосовое | 41,35 | 2 |
оливковое | 4,3 | 0,2 |
прочие | 2,7 | 0,14 |
Итого | 1830 | 100 |
Структура мирового потребления растительных масел
Масло | млн.тонн | % |
---|---|---|
подсолнечное | 7,8 | 8,6 |
соевое | 28,0 | 30,9 |
пальмовое | 24,9 | 27,5 |
рапсовое | 12,6 | 13,9 |
хлопковое | 3,8 | 4,2 |
кокосовое | 3,2 | 3,5 |
оливковое | 2,5 | 2,8 |
арахисовое | 4,5 | 4,9 |
прочие | 2,9 | 3,2 |
Итого | 90,6 | 100 |
Динамика производства, экспорта и импорта подсолнечного масла в России (тыс.тонн)
Год | Производство | Импорт | Экспорт |
---|---|---|---|
1998 | 735,8 | 230,4 | 34,3 |
1999 | 817,9 | 299,5 | 30,8 |
2000 | 1297,7 | 127,6 | 166,6 |
2001* | 1100 | 135 | 120 |
* Прогноз
Динамика производства, внутреннего использования и экспорта подсолнечника в России (млн.тонн)
Год | Валовый сбор | Внутреннее использование | Экспорт |
---|---|---|---|
1998 | 3,0 | 1,6 | 1,0 |
1999 | 4,1 | 1,8 | 0,3 |
2000 | 3,9 | 2,9 | 1,1 |
2001* | 3,0 | 2,5 | 0,4 |
* Прогноз
* Прогноз
ИРИНА ШАБАНОВА
Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».