26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2005 года: "Мужская работа – джип тащить из болота"

Архивная публикация 2005 года: "Мужская работа – джип тащить из болота"

Владельцы внедорожников нашли в нынешней, снежной зиме свою прелесть: они лазают на джипах по оврагам и сугробам, пока не застрянут, а потом вытягивают себя или друг друга с помощью тросов и лебедок. Чем не экстремальный отдых в духе «Кэмел трофи» прямо у дома и бани? Испытать новый Ford Maverick соседа по даче мы решили в колхозном поле. Машина, взрывая снег и «гребя», как ледокол, дошла почти до середины и там села на брюхо. На помощь по пробитой колее вышел Nissan Patrol со штатным «винчем» (так джиперы называют лебедку). Но не помог. Трос натянулся тетивой, рискуя в любой момент оборваться и выстрелить по лобовому стеклу, из мотора повалил дым. Пришлось откапываться, отвоевывая пространство по сантиметрам. Завидев нас, через поле потянулись другие джиперы, прихватив из леса лаги. Это была серьезная мужская работа. Потом, в бане, мы с удовольствием вспоминали ее во всех подробностях.

©
Владельцы внедорожников нашли в нынешней, снежной зиме свою прелесть: они лазают на джипах по оврагам и сугробам, пока не застрянут, а потом вытягивают себя или друг друга с помощью тросов и лебедок. Чем не экстремальный отдых в духе «Кэмел трофи» прямо у дома и бани?
©
Испытать новый Ford Maverick соседа по даче мы решили в колхозном поле. Машина, взрывая снег и «гребя», как ледокол, дошла почти до середины и там села на брюхо. На помощь по пробитой колее вышел Nissan Patrol со штатным «винчем» (так джиперы называют лебедку). Но не помог. Трос натянулся тетивой, рискуя в любой момент оборваться и выстрелить по лобовому стеклу, из мотора повалил дым. Пришлось откапываться, отвоевывая пространство по сантиметрам. Завидев нас, через поле потянулись другие джиперы, прихватив из леса лаги. Это была серьезная мужская работа. Потом, в бане, мы с удовольствием вспоминали ее во всех подробностях.

Тащить увязший по пояс тяжеленный «лэнд-крузер», «ниссан-патрол» или даже верткий «киа-спортидж» — занятие более чем увлекательное и достойное мужчин, считают те, кто уже испытал новую забаву на себе.

На джипах стало модно покорять не только снежные поля и овраги, но и «вершины».

Для этого спускаются к реке, выбирают склон покруче и карабкаются вверх на лебедке, рискуя сорваться или опрокинуться. Джиперов, висящих на «веревке», можно видеть по выходным и на крутых берегах канала имени Москвы, и в оврагах по Ярославскому шоссе. А штурмующих луга и поля — чуть ли не в каждом дачном поселке.

Для многих забава давно уже переросла в серьезное увлечение. Пособий по военному автоделу, раскрывающих секреты экстремального вождения, которые раньше без толку пылились на полках магазинов, теперь днем с огнем не сыщешь.

Машина без лебедки — не внедорожник

Если лебедка установлена на машину в заводских условиях, она рассчитана и смонтирована как надо. Но чаще «подтягивающие устройства» покупают как опцию, и тут важно не ошибиться в выборе и установке. Легкосъемные лебедки удобны, если джип постоянно эксплуатируется в городе и только изредка встречается с природой, считает Сергей Ломоносов, джипер со стажем и руководитель одного из клубов владельцев внедорожников. Лишние 50 кг на носу каждый день машине вредны. Как и постоянное воздействие на лебедку городской соли и грязи. Да и со съемным устройством меньше вероятность, что механизм скрутят злоумышленники.

Но в целом без лебедки внедорожнику не обойтись. Она годится и для погрузки катера или яхты на прицеп, а также тяжелого груза в нутро машины, и при строительстве на даче. Лебедки устанавливают даже на снегоходах и квадроциклах.

Наиболее распространены электрические «винчи», их можно ставить на любой внедорожник, говорит Сергей Ломоносов. Недостаток — немалое потребление бортовой или штатной электроэнергии автомобиля, как и само наличие электричества, плохо совместимого с водой и снегом. К тому же электродвигатель у таких устройств зачастую не выдерживает долгой работы под большой нагрузкой и требует частого отдыха.

«Если позволяют средства, лучше покупать изделие от «грандов» винчестроения, таких как Warn, Ramsey Winch, Superwinch, — уверен мастер спорта по автокроссу Борис Варенин. — Но и отечественные производители сейчас выглядят не бледно. А конкуренцию им по качеству и цене составляют появившиеся недавно тайваньские и китайские лебедки». Их установка на машину действительно занимает меньше минуты. При этом они имеют восьмимиллиметровый авиационный трос длиной 38м, чего нет на российских лебедках, и тягу в 4,5 тонны, достаточную для подавляющего большинства внедорожников. Тайваньскую ComeUp DV 9000, например, можно купить за $800—900, китайскую Т-Мах EW 9500 — за $700. «Винчи» прославленных марок будут вдвое-втрое дороже.

«Из отечественных главные на рынке — саратовские, ульяновские и питерские лебедки», — считает Леонид Гладкий, заместитель директора одного из магазинов атрибутики для джипов. Лучшая лебедка у саратовцев — «Бизон». Она самая мощная и безопасная для автомобильной электросети и способна работать даже под водой. Но у «Бизона» малая скорость сматывания троса.

Ульяновская лебедка «Спрут» удобна в обращении, ее главное достоинство — возможность снять и поставить за считанные секунды. Лебедка из Питера «АР-9000» быстрее всех в работе. Но ее недостаток — отсутствие тормозного механизма, способного удержать машину на склоне, и большое потребление тока. «Спрут» стоит около $460, «АР-9000» — $620, «Бизон» — $800.

Как выбирать и ставить

Разъясняет Вячеслав Деминцев, начальник бюро испытательного комплекса Ульяновского автозавода:

«Тяговое усилие электромеханической лебедки должно на 12% превышать полную массу автомобиля. При этом очень важна скорость холостого сматывания троса: укладывать лебедку 15—20 минут на пронизывающем ветру или в мороз — удовольствие не из приятных. Наконец, установленный на автомобиль механизм не должен ухудшать обдув радиатора машины».

Борис Варенин советует особенно тщательно подходить к установке лебедки, если она не штатная. «В неправильно установленный блок управления, — говорит он, — может попасть снег, который выведет из строя контакты, отключающие лебедку, и механизм в считанные минуты «намотает» ваш автомобиль на дерево или вырвет из него все, что возможно».

Бывалые джиперы советуют также обзавестись специальными перчатками, капроновой лентой-шлеей (если обмотать вокруг ствола сам трос, его прочность значительно снижается и к тому же он повреждает дерево), вспомогательной серьгой и блоками. Последние в несколько раз увеличивают мощность лебедки. И никогда не использовать трос на полную длину, оставляя на барабане не менее 3—5 витков троса, в противном случае его может вырвать из крепления. Следует также учитывать, что тросы лебедок не рассчитаны на резкие рывки и в момент разрыва действуют подобно хлысту, поэтому стоит держаться от них подальше. Джипы с автоматическими коробками без положения «нейтраль» не приспособлены для «винчевания»: в положении «паркинг» можно вывести из строя всю коробку.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».