Наверх
20 января 2020
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2007 года: "На том конце провода"

Компаний, желающих заработать на междугородной и международной связи, все больше. Правда, потребителям от этого легче не станет: звонки в другие города и за границу особо не подешевеют.В этом году позвонить бабушке в Кострому или деловому партнеру в Лондон можно будет, воспользовавшись услугами сразу нескольких традиционных операторов. Телекоммуникационные компании намерены всерьез заняться рынком междугородной и международной связи, на котором до недавнего времени монопольно господствовал лишь «Ростелеком».

Нашествие

В начале января компания Golden Telecom (GT, 29% акций принадлежит Altimo, 20% — норвежскому Telenor, 11% — у «Ростелекома») объявила о получении кодов выбора оператора международной и междугородной связи. Предоставлять услуги по звонкам в другие города и страны компания планирует начать уже в первом квартале 2007 года. По словам директора по внутрикорпоративным и общественным связям Golden Telecom Анны Чин Го Пин, GT уже к 2010 году планирует занять до 20% рынка дальней связи. 

В своих стремлениях Golden Telecom не одинока. Выйти на рынок дальней связи намерены многие крупные игроки. Так, о планах по выходу в 2007 году в этот сегмент «Профилю» рассказал и.о. гендиректора компании «Корбина Телеком» Александр Малис. По его словам, «Корбина» планирует в течение пяти лет занять от 10 до 20% этого рынка. Уже в 2007 году услуги по звонкам за границу и в другие города России начнет предоставлять и магистральный оператор ЗАО «Компания «ТрансТелеКом» (принадлежит ОАО РЖД). Кроме того, уже в скором времени на этот рынок выйдет и крупный альтернативный оператор «Эквант» (его контролирует France Telecom), работающий под брендом Orange Business Services. И это только начало. Всего, по данным Минсвязи, на текущий момент выдано уже 29 лицензий на дальнюю связь.

Не связалось

На первый взгляд, желание такого большого количества компаний предоставлять услуги дальней связи может показаться странным. Ведь пока успехи независимых игроков в этом сегменте скромные. Рынок дальней связи был либерализован в начале прошлого года. До этого официально на нем работала только входящая в государственный холдинг «Связьинвест» компания «Ростелеком», которая фактически и контролировала рынок традиционной дальней связи. 

Ожидания от либерализации были самые радужные: большинство экспертов полагали, что уже к концу 2006 года в России будет как минимум 3—4 оператора, а тарифы на звонки на большие расстояния из-за конкуренции и ценовых войн существенно снизятся. Реальность этих ожиданий не оправдала. 

В 2006 году на рынок вышел только один оператор — компания «Межрегиональный ТранзитТелеком» (МТТ), которой на паритетной основе владеют «Система Телеком» и «Гамма Капитал». Остальные операторы в прошлом году в этот сигмент прийти не успели, так как уже после демонополизации рынка правила работы на нем, по отзывам участников, были усложнены. 

В одиночку МТТ существенно потеснить «Ростелеком» не удалось. По собственным оценкам, альтернативный оператор сейчас контролирует около 5% рынка. Причин тому несколько. В большинстве регионов стать абонентом компании не так просто: чтобы воспользоваться услугами МТТ абоненту нужно идти на телефонный узел и писать специальное заявление. При этом расценки на услуги, видимо, различаются не столь существенно, чтобы потребители начали обивать пороги телефонных станций. Обычно разница составляет от 5% до 20% в пользу МТТ. Но может быть и наоборот. Иногда звонки через «Ростелеком» могут оказаться даже дешевле. Например, минута разговора с абонентом в Твери в льготное время (выходные и праздничные дни, вечер рабочего дня) у «Ростелекома» стоит 2 рубля 50 копеек против постоянного тарифа МТТ в 3 рубля за минуту. 

О том, что именно необходимость идти на телефонный узел и писать заявление сдерживает рост доли альтернативных операторов, говорят и в МТТ. «В ряде регионов местные операторы связи упростили доступ своим абонентам ко всем операторам междугородной и международной связи, тогда как другие этого не сделали, — объясняет директор по связям с общественностью компании Кирилл Ладыгин. — В итоге где-то переход к МТТ от другого оператора было сделать очень просто и быстро, а где-то необходимо было лично явиться в центры обслуживания клиентов местного оператора и подписывать договоры. Таким образом, в первых из вышеописанных регионов МТТ довел свою рыночную долю практически до 20%, тогда как во вторых она пока невелика». Всего же у компании, по собственным данным, сейчас 1,55 млн. абонентов. 

Относительно небольшую долю МТТ на рынке специалисты объясняют еще и маркетинговой политикой, которую в прошлом году вела компания. «Я как потребитель не вижу для себя разницы, — констатирует управляющий партнер iKS-Consulting Татьяна Толмачева. — Нет таких тарифных предложений, которые бы подвигли перейти от одного провайдера к другому». Сейчас, по ее словам, тарифы МТТ во многом копируют предложения «Ростелекома». Вариантом выхода для МТТ могли бы стать скидки на звонки в определенные города и регионы, резюмирует эксперт. 

Однако предложить тарифы ниже, чем у «Ростелекома», не так-то просто. Бывший монополист сейчас работает чуть ли не на пределе рентабельности. Аналитик ИГ «Атон» Надежда Голубева считает, что виной тому прежде всего высокие тарифы местных телефонных операторов на инициацию и «приземление» вызовов. «Ростелекому», по ее словам, достается только 11% того, что потребители платят за дальнюю связь. Остальное забирают региональные операторы, которые таким образом стараются компенсировать убытки от местной связи. 

Международная связь более рентабельна, но погоды она не делает. По данным iKS-Consulting, в 2006 году выручка операторов от звонков по России была примерно в 2,5 раза больше, чем от звонков в другие государства. В этой ситуации быстро снижать расценки можно, только работая себе в убыток. «При существующем сегодня порядке взаимодействия операторов связи в России тарифы на междугородные звонки в целом могут быть снижены лишь на 10—20%», — отмечает Кирилл Ладыгин.

Владельцы «последней мили»

Но, несмотря на все сложности, сектор дальней связи все равно привлекает альтернативных операторов. Сейчас он, по разным оценкам, растет на 8—15% в год. Если учесть, что уже в 2006 году его объем, по данным iKS-Consulting, составил $3,4 млрд., то, даже заняв 10% рынка, оператор может рассчитывать на выручку на уровне $300—350 млн. 

К тому же большинству новых игроков дальняя связь нужна не только как самостоятельное направление бизнеса, но и как дополнение к другим услугам. Не случайно основная масса компаний, которые в этом году выходят на рынок (прежде всего Golden Telecom и «Эквант»), имеет большую абонентскую базу. Им в любом случае приходится предоставлять еще и услуги дальней связи. Проще и дешевле делать это самим, чем искать стороннюю компанию. 

Шансы у новых игроков «откусить» долю рынка у «Ростелекома» есть. Среди основных преимуществ Golden Telecom и «Экванта» эксперты называют доступ к «последней миле»: у компаний уже сейчас большая абонентская база, которую можно будет целиком обслуживать самостоятельно. 

Кроме того, у многих компаний, которые в этом году выходят на рынок дальней связи, есть свои магистральные сети (их наличие помогает, по словам Надежды Голубевой, повысить маржу сразу на 10%). Наиболее сильные позиции здесь у «ТрансТелеКома». Это единственная, помимо «Ростелекома», компания, магистральные сети которой охватывают почти всю территорию России. Активно строит свои сети и Golden Telecom. 

GT, по мнению аналитика МДМ-Банка Елены Баженовой, уже в первый год сможет занять до 5% рынка. «Прибавить в весе» должен и МТТ: по мнению экспертов, компании в этом году удастся довести свою долю до 10%. В самом МТТ говорят, что к 2010 году планируют контролировать до 15—20% рынка. 

Правда, в «Ростелекоме» рассчитывают, что компании удастся сохранить свои позиции. «Очевидно, что с появлением на рынке дальней связи новых игроков конкуренция будет возрастать. Но «Ростелеком» не собирается сидеть сложа руки, ожидая, когда придут другие операторы и заберут у нас часть рынка, — заявил директор департамента по связям с общественностью и инвесторами компании Антон Клименко. — Мы вносим соответствующие изменения в работу наших коммерческих подразделений, активно развиваем свою сеть продаж и обслуживания абонентов в регионах, разрабатываем новые предложения для корпоративных клиентов. И, конечно, «Ростелеком» продолжает энергично развивать свое основное конкурентное преимущество — модернизирует собственную уникальную инфраструктуру связи». 

Тем не менее, считает Елена Баженова, уже в этом году рыночная доля «Ростелекома» может сократиться до 70—80%. Правда, потребитель выиграет немного от появления на рынке дальней связи новых игроков: заметного удешевления звонков ожидать не стоит.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK