Архивная публикация 2008 года: "На войне как на войне"
«Профиль» подводит итоги рейтинга влиятельности российских финансистов — последнего в уходящем високосном году, который полностью подтвердил все свои традиционно недобрые приметы.
«Профиль» подводит итоги рейтинга влиятельности российских финансистов — последнего в уходящем високосном году, который полностью подтвердил все свои традиционно недобрые приметы.
Период неустойчивости отечественных финансов явно отразился и на обитателях банковского олимпа. Как и в прошлый раз (см. «Профиль» №36 от 29 сентября с.г.), рейтинг самых влиятельных из них демонстрирует радикальную смену позиций ведущих персонажей рынка.
Размер имеет значение
Впрочем, первая пара в Top-20 самых влиятельных финансистов России за минувшие три месяца не изменилась. На первом месте рейтинга остался президент Сбербанка Герман Греф. Греф, кстати, в последнее время менее всего высказывался на тему кризиса. Напротив, его последние выступления посвящены стратегии реформирования Сбербанка, обнародованной в этом году. Не так давно шеф «Сбера» заявил, что уже в будущем году банк запускает пилотные проекты, упрощающие выдачу пенсий в отделениях банка, и начнет свою интернет-экспансию. По словам Грефа, в перспективе Сбербанк намерен перенести в Сеть до 75% своих услуг. Одновременно он едва ли не первым из банкиров заявил, что в полном соответствии с пожеланиями Владимира Путина банк не исключает возможность отсрочить выплаты по кредитам для россиян, потерявших работу. Что же касается пресловутого оттока депозитов, случившегося этой осенью, то глава Сбербанка относится к нему спокойно, полагая, что в декабре приток вкладов компенсирует октябрьско-ноябрьские потери. Это мнение разделяют и многие эксперты, полагающие, что значительное число россиян, изъявших деньги из частных банков, переложат их в «Сбер» — как более надежный и непотопляемый. Таким образом, Греф продолжает формировать два лица первого банка страны — социальное и современно-технологичное. Единственное социальное облачко на этом горизонте — заявление Грефа о будущих сокращениях до четверти сотрудников Сбербанка.
На второй строчке остался президент—председатель правления ВТБ Андрей Костин. В последние три месяца Костин не без оснований демонстрировал, что размер имеет значение: несмотря на кризис, ВТБ нарастил свой кредитный портфель на 24%, имеет вполне непроблемную внешнюю задолженность и готов активно кредитовать споткнувшуюся российскую промышленность. Вкупе с казенными «антикризисными» деньгами, значительная часть которых попала именно на счета ВТБ, это дает банку возможность не только держаться, но и укреплять свои позиции. И именно ВТБ в нынешних условиях считается основным потенциальным «поглотителем» проблемных средних и малых банков. Если все пойдет по этому пути, то к лету следующего года Костин с полным правом сможет претендовать на роль некоронованного короля российского банкинга. К чему, впрочем, он и сегодня весьма близок.
На 3-е место в Top-20 самых влиятельных российских финансистов вновь вернулся глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев (в сентябрьском рейтинге — 6-е место). Наблюдатели связывают это опять же с кризисом. ВЭБ становится одним из основных каналов рефинансирования российской экономики, и, как заметил один из наших экспертов, «остается надеется, что эта функция будет осуществляться банком чуть расторопнее, нежели управление пенсионными деньгами или финансирование инвестиционных проектов». Укреплению позиций ВЭБа способствует и тот факт, что российское правительство предполагает увеличить его уставный капитал на несколько сотен миллиардов рублей.
На 4-м месте — президент—предправления «ВТБ 24» Михаил Задорнов (в предыдущем рейтинге — 3-е место). «ВТБ 24» сейчас также испытывает прилив депозитов, однако обвал кредитного рынка не мог не сказаться на позициях этого заточенного на ритейл банка. По словам Задорнова, в «ВТБ 24» не исключают сокращения персонала, однако положение банка вполне устойчиво. В целом шеф «ВТБ 24» выражает оптимизм, он уверен в том, что внешняя долговая нагрузка отечественной банковской системы находится «на комфортном уровне», а обязательства по внешним заимствованиям в 2009 году будут исполняться без эксцессов.
Президент Альфа-банка Петр Авен сохранил в Top-20 5-е место. Авен этой осенью неоднократно давал понять, что банк в условиях кризиса занимает не оборонительные, а наступательные позиции, намерен расширять бизнес и не исключает поглощения ряда средних и малых банков. Судя по всему, глава «Альфы» пользуется высокой степенью поддержки во властных кулуарах и отвечает им взаимностью. В частности, он не так давно заявил, что поддерживает усиление государственного вмешательства в финансовый сектор, заметив по этому поводу: «Я очень либеральный экономист, я верю в либеральные ценности, особенно в экономике, но в мирное время». Усилению имиджа «Альфы» явно способствовал и приход на позицию председателя совета директоров банка бывшего шефа «Райффайзена» Йоханна Йонаха. Став в сентябре дебютантом рейтинга самых влиятельных финансистов России, Йонах на этот раз занял в нем 16-ю строчку.
На 6-м месте рейтинга на этот раз оказался еще один видный «альфовец» — член совета директоров банка Михаил Фридман. Эксперты все же посчитали, что его уход с позиции председателя совета директоров и короткая «перепасовка» этого кресла (которое ныне и досталось Йонаху) ни в малейшей степени не означает ослабления влиятельности этого банкира-олигарха.
«Профсоюзов» меньше, дебютантов больше
На 7-й позиции — президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян (4-е место в сентябре). В последние месяцы активность банковских «профсоюзов» куда менее заметная, чем, пользуясь определением Авена, «в мирное время». Видимо, именно этим объясняется относительное снижение рейтинга Тосуняна и его коллеги-конкурента — президента Ассоциации региональных банков России Анатолия Аксакова, который на этот раз занял 13-е место (в сентябре — 7-е).
На 8-м месте — вернувшийся в кресло президента Бинбанка Михаил Шишханов. Эксперты отмечают в числе факторов усиления позиции банка недавнее удачное приобретение 76% Башинвестбанка — одного из ведущих кредитных учреждений Уфы. По словам Шишханова, не исключены покупки и других региональных банков, «поскольку расширение присутствия Бинбанка в регионах страны является важным этапом нашего регионального развития».
9-я строчка принадлежит председателю совета директоров корпорации «УралСиб» Николаю Цветкову (в сентябре — 15-е место), а на 10-м на этот раз оказался председатель правления Газпромбанка Андрей Акимов (в сентябре — 9-е место).
В «золотой середине» рейтинга изменения минимальны. Президент Банка Москвы Андрей Бородин поднялся на 11-е место (в сентябре — 12-е). Председатель совета директоров МДМ-Банка Олег Вьюгин, напротив, сдал две позиции, оказавшись на 12-м месте (в сентябре — 10-е).
Новая фигура появилась на 14-й строчке Top-20 самых влиятельных российских финансистов: Константин Корищенко, избранный президентом Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ). Эксперты отмечают, что на рейтинговой позиции отразилась не столько должность, сколько личность нового шефа ММВБ: покинувший кресло зампреда Центробанка Корищенко воспринимается многими участниками рынка как своего рода «антикризисный управляющий» российской биржи, который сумеет обеспечить нужную степень «смычки» биржевиков и государства. Первый явный прорыв на этом поприще — продекларированная осенью готовность ЦБ участвовать в решении проблем рефинансирования не только банкиров, но и биржевиков.
15-ю строчку заняла председатель совета директоров ТрансКредитБанка Татьяна Парамонова (в сентябре — 8-я позиция), которая не так давно одновременно стала председателем совета директоров еще одного детища ОАО «РЖД» — страховой компании «ЖАСО».
Председатель правления Росбанка Владимир Голубков, который в минувшем сентябре «маячил на подступах» к влиятельной «двадцатке», ныне дебютировал в рейтинге на 16-й позиции. А один из основных акционеров МДМбанка и член его совета директоров Сергей Попов, на некоторое время выпавший из первой «двадцатки», на этот раз обосновался на 20-м месте. На 19-й позиции — президент—председатель правления банка «Еврофинанс Моснарбанк» Владимир Столяренко.
И впервые в Top-20 самых влиятельных российских финансистов вошел один из региональных «тузов» — председатель совета директоров УРСА-банка Игорь Ким.
Напротив, в декабре «выпали» из Top-20 председатель совета директоров «Русского стандарта» Рустам Тарико, чья рейтинговая позиция неуклонно снижалась последние полтора года, и три дебютанта сентябрьского рейтинга — председатель правления «Ренессанс Групп» Стивен Дженнингс, один из основных акционеров банка «Возрождение» Дмитрий Орлов и председатель правления ЮниКредитБанка Михаил Алексеев. А среди тех, кто максимально близок к попаданию в Top-20, называют имена президента ММВА Алексея Мамонтова и нового предправления МДМ-Банка Игоря Кузина.
«Стрит» не сложился
В Top-10 наиболее влиятельных в финансовой сфере российских чиновников 1-е место вновь занял министр финансов России Алексей Кудрин, который в случае кризиса обещал нам три года полного довольства «на казенном коште» — за счет сбережений и т.п. Несбыточность обещаний не означает уменьшения влияния отечественных чиновников, которые, как король из анекдота, остаются хозяевами своего слова: сами дали, сами и взяли обратно. В условиях кризиса влияние Кудрина только возросло, поскольку именно он остается главным «стрелочником» в хитросплетениях распределения бюджетных ресурсов.
На 2-й позиции по-прежнему председатель Центробанка Сергей Игнатьев, который верен себе и весьма скуп на какие-либо эмоции по поводу происходящего на финансовых рынках.
Однако традиционный «стрит» Центробанка (председатель и три зампреда) на этот раз в рейтинге не сложился: из числа заместителей председателя ЦБ на этот раз в «десятку» самых влиятельных российских финансовых чиновников попали лишь Алексей Улюкаев (4-е место) и Геннадий Меликьян (5-е место). А 3-ю строчку заняла министр экономического развития России Эльвира Набиуллина (в сентябре — 4-е место).
Самый резкий рост влиятельности, по оценкам наших экспертов, продемонстрировал шеф Агентства по страхованию вкладов Алексей Турбанов, который в сентябре не попал в Top-10, а ныне поднялся на 6-ю позицию. Что вполне объяснимо особым значением АСВ в нынешней ситуации как главного гаранта возвратности депозитов. Осеннее повышение суммы покрываемых страховкой вкладов с 400 тыс. до 700 тыс. рублей стало одним из основных факторов, предотвративших возможную панику вкладчиков. К тому же начиная с октября АСВ получило новую функцию, став главным «санитаром» банковского рынка и, по сути, универсальным кризисным управляющим проблемных банков.
Потесненный Турбановым руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Владимир Миловидов спустился с 6-й на 7-ю позицию Top-10. А 8-ю строчку сохранил за собой председатель комитета по финансовым рынкам и денежному обращению Совета Федерации РФ Дмитрий Ананьев. На 9-е место оттеснен руководитель Федеральной службы по потребительскому надзору Геннадий Онищенко (в сентябре — 7-е место).
«Замыкающим» Top-10 самых влиятельных российских чиновников в сфере финансов стал руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу Юрий Чиханчин (в сентябре — 9-я позиция). На подступах к «десятке» оказались глава Экспертного управления президентской администрации Аркадий Дворкович и зампред банковского комитета Думы Павел Медведев.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".