Наверх
12 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Наше кино: эпоха великих географических открытий"

&nbspНовое русское кино вышло за пределы Садового кольца

Минувший кинематографический год не был скуп на эффектные события. Здесь, конечно, главная отечественная гордость — «Возвращение» Андрея Звягинцева, который вернулся из Венеции с двумя «Львами». А вот в самом кино произошла интересная история с географией: обозначились новые обстоятельства места, и оказалось, что приметы жизни можно и нужно искать совсем не там, где их еще вчера хором искали и не находили.

В зрачке нашей молодой режиссуры — зрачке золотого российского юношества с надежным советским тылом — страна съежилась до Москвы, а сама Москва — до элитных районов с застройкой «под ключ». Теперь же карту основательно перекроили.

Положим, обильное петербургское присутствие («Прогулка» А. Учителя, «Петербург» И. Евтеевой и др.) можно списать на юбилейный восторг. Однако никакими привходящими обстоятельствами не объяснишь массовый побег нашей режиссуры в провинцию, в глушь — на поиски новой крови и старых корней. И если пять-шесть лет назад Лидия Боброва с кособоким деревенским житьем-бытьем («В той стране») и Лариса Садилова с облезлым роддомом в глухомани («С днем рождения!») слыли отважными одиночками, то теперь они со своими новыми фильмами — драмой «Бабуся» (понятно про кого) и мелодрамой «С любовью. Лиля» про девушку с заштатной птицефабрики — окружены плотным кольцом единоверцев.

Наше кино интуитивно рвется из стального Садового кольца на воздух жизни, но жизни этой не знает, не чувствует — пока. Главное, однако, случилось: появилась потребность этот вкус распробовать и этот запах учуять. Пускай в массовых путешествиях режиссеров-горожан в народ и ощутим привкус экскурсионного тура, но этнографический налет — беда временная, не самая большая. Куда меньшая, чем пластиковые очки, через которые совсем недавно было модно разглядывать евростандартный мир.

Дмитрий Савельев

Главный киножанр

«Бумер» Петра Буслова, «Коктебель» Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского и уже помянутое «Возвращение» — именно эти фильмы, качественно сделанные в жанре road movie??, предъявляют симптоматичные результаты той проверки, что кино добровольно устроило себе на новых дорогах — провинциальных и проселочных. Особенно это касается «Бумера» и «Коктебеля».
В «Бумере» четверо друзей не самого миролюбивого рода занятий всю дорогу мчат из Москвы прочь — а вокруг пустота, вымершая жизнь. Если кто встретится им в пути, то либо бандиты, либо молодые отморозки, глядящие в бандиты, либо дальнобойщики, которые по своим прихватам от бандитов недалеко ушли. А если кто другой попадется — то такой фольклорный насквозь, что не веришь в него ни на грош. В Коктебель отправляются отец с маленьким сыном — совершают путешествие, давно обещанное старшим младшему во искупление вины перед ним. Пересекают страну — в товарняке, в грузовике, пешком. А страны нет — есть одинокие, наспех прикрепленные к почве встречные фигурки и гулкая нота, резонирующая в пустоте.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK