27 апреля 2024
USD 92.01 -0.12 EUR 98.72 +0.01
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2003 года: "Наше кино: эпоха великих географических открытий"

Архивная публикация 2003 года: "Наше кино: эпоха великих географических открытий"

&nbspНовое русское кино вышло за пределы Садового кольца

&nbsp

©
Новое русское кино вышло за пределы Садового кольца

Минувший кинематографический год не был скуп на эффектные события. Здесь, конечно, главная отечественная гордость - "Возвращение" Андрея Звягинцева, который вернулся из Венеции с двумя "Львами". А вот в самом кино произошла интересная история с географией: обозначились новые обстоятельства места, и оказалось, что приметы жизни можно и нужно искать совсем не там, где их еще вчера хором искали и не находили.

В зрачке нашей молодой режиссуры - зрачке золотого российского юношества с надежным советским тылом - страна съежилась до Москвы, а сама Москва - до элитных районов с застройкой "под ключ". Теперь же карту основательно перекроили.

Положим, обильное петербургское присутствие ("Прогулка" А. Учителя, "Петербург" И. Евтеевой и др.) можно списать на юбилейный восторг. Однако никакими привходящими обстоятельствами не объяснишь массовый побег нашей режиссуры в провинцию, в глушь - на поиски новой крови и старых корней. И если пять-шесть лет назад Лидия Боброва с кособоким деревенским житьем-бытьем ("В той стране") и Лариса Садилова с облезлым роддомом в глухомани ("С днем рождения!") слыли отважными одиночками, то теперь они со своими новыми фильмами - драмой "Бабуся" (понятно про кого) и мелодрамой "С любовью. Лиля" про девушку с заштатной птицефабрики - окружены плотным кольцом единоверцев.

Наше кино интуитивно рвется из стального Садового кольца на воздух жизни, но жизни этой не знает, не чувствует - пока. Главное, однако, случилось: появилась потребность этот вкус распробовать и этот запах учуять. Пускай в массовых путешествиях режиссеров-горожан в народ и ощутим привкус экскурсионного тура, но этнографический налет - беда временная, не самая большая. Куда меньшая, чем пластиковые очки, через которые совсем недавно было модно разглядывать евростандартный мир.

Дмитрий Савельев

Главный киножанр

"Бумер" Петра Буслова, "Коктебель" Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского и уже помянутое "Возвращение" - именно эти фильмы, качественно сделанные в жанре road movie??, предъявляют симптоматичные результаты той проверки, что кино добровольно устроило себе на новых дорогах - провинциальных и проселочных. Особенно это касается "Бумера" и "Коктебеля".

В "Бумере" четверо друзей не самого миролюбивого рода занятий всю дорогу мчат из Москвы прочь - а вокруг пустота, вымершая жизнь. Если кто встретится им в пути, то либо бандиты, либо молодые отморозки, глядящие в бандиты, либо дальнобойщики, которые по своим прихватам от бандитов недалеко ушли. А если кто другой попадется - то такой фольклорный насквозь, что не веришь в него ни на грош. В Коктебель отправляются отец с маленьким сыном - совершают путешествие, давно обещанное старшим младшему во искупление вины перед ним. Пересекают страну - в товарняке, в грузовике, пешком. А страны нет - есть одинокие, наспех прикрепленные к почве встречные фигурки и гулкая нота, резонирующая в пустоте.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».