26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2010 года: "НАСТУПЛЕНИЕ НА ГЕРМАНСКОЕ НАСЛЕДИЕ"

Архивная публикация 2010 года: "НАСТУПЛЕНИЕ НА ГЕРМАНСКОЕ НАСЛЕДИЕ"

Нечасто случается, чтобы в российском анклаве - Калининградской
области, части бывшей Восточной Пруссии, столицей которой был
Кенигсберг, - население возмущалось. Нечасто случается, чтобы в российском анклаве - Калининградс-кой области, части бывшей Восточной Пруссии, столи-цей которой был Кенигсберг, - население возмущалось. Но вот с конца октября тамошне ведомства накрыла волна недовольства: историки, деятели искусства и писатели, в том числе руко-водство ПЕН-центра, местного симфонического оркестра и Cоюза писателей в открытом письме сокру-шаются по поводу "агрессив-ной клерикализации" стра-ны. Дескать, Русская православная церковь (РПЦ), те-сно связанная с государством, все более бесцеремонно стремится завладеть имуществом и упрочить свою власть.
Переполох вызван ошело-мляющей передачей неког-да германских церквей, зам-ков и крепостей православным верующим. В частности, это касается бывшей кенигсбергской католической церкви Святого семейства, в которой расположилась Калининградская областная филармония, вос-становленной евангелической кирхи Королевы Луизы, ныне "приютившей" кукольный театр, а также руин замка в прежнем райцентре, Инстербурге, сего-дня известном как Черняховск: в настоящий момент там действует культурный центр некоего фонда. РПЦ вдохновил принятый Госдумой закон, вступающий в силу в январе 2011 года: религиозные организации вправе потребовать возвра-щения всего имущества, кон-фискованного у них после 1917 года, в ходе репрессий против церкви.
Правда, в северной части Восточной Пруссии никакого церковного имущества РПЦ не имела: эта территория отошла к Москве в 1945 году. И тем не менее калининградское церковное руководство сразу разглядело в новом законопроекте свой шанс: при поддержке регионального правительства через областной парламент был спешно проведен закон, передающий РПЦ в том числе и наиболее ценные объекты германского наследия. Немногочисленные местные протестантские и католические общины, которые первыми могли бы претендовать на них, при этом никто даже не захотел услышать: православная цер-ковь в России воспринимает обе конфессии как назойливую конкуренцию и давно и повсеместно пытается их "нейтрализовать".
Светлана Соколова, директор калининградского го-родского музея "Фридландские ворота", убеждена: ре-шение парламентариев - "это катастрофа для культуры и туризма". У православ-ной церкви, считает она, нет средств, чтобы сохранять или восстанавливать старинные постройки, в то время как немецких инвес-торов такой поворот событий лишь отпугнет. В слу-чае с церковью Святой великомученицы Екатерины в Арнау, городке к востоку от Калининграда, это уже произошло. Кирха, славив-шаяся своими фресками XIV века, после войны использовалась для нужд кол-хоза, в храме хранили зерно, пока здание не обветшало. Немецкий фонд в 1993 году начал ее восстановление, отстроил колокольню, обновил стропила и заключил с областным правительством договор об использовании церкви в качестве музея, германские инвестиции уже составили 385 тыс. евро.
Теперь, когда эта церковь в числе прочих отходит к православным и договор аннулируется, работы по восстановлению свернуты.
В особенности калининградцев возмущает желание православной церкви завладеть несколькими замками и крепостями Тевтонского ордена, которые религиозными сооружениями никогда не являлись. В калининградской епархии есть ответ и на это: по словам ее представителя, в любой немецкой крепости "ведь была и домовая церковь".

Нечасто случается, чтобы в российском анклаве - Калининградской

области, части бывшей Восточной Пруссии, столицей которой был

Кенигсберг, - население возмущалось. Нечасто случается, чтобы в российском анклаве - Калининградс-кой области, части бывшей Восточной Пруссии, столи-цей которой был Кенигсберг, - население возмущалось. Но вот с конца октября тамошне ведомства накрыла волна недовольства: историки, деятели искусства и писатели, в том числе руко-водство ПЕН-центра, местного симфонического оркестра и Cоюза писателей в открытом письме сокру-шаются по поводу "агрессив-ной клерикализации" стра-ны. Дескать, Русская православная церковь (РПЦ), те-сно связанная с государством, все более бесцеремонно стремится завладеть имуществом и упрочить свою власть.
Переполох вызван ошело-мляющей передачей неког-да германских церквей, зам-ков и крепостей православным верующим. В частности, это касается бывшей кенигсбергской католической церкви Святого семейства, в которой расположилась Калининградская областная филармония, вос-становленной евангелической кирхи Королевы Луизы, ныне "приютившей" кукольный театр, а также руин замка в прежнем райцентре, Инстербурге, сего-дня известном как Черняховск: в настоящий момент там действует культурный центр некоего фонда. РПЦ вдохновил принятый Госдумой закон, вступающий в силу в январе 2011 года: религиозные организации вправе потребовать возвра-щения всего имущества, кон-фискованного у них после 1917 года, в ходе репрессий против церкви.
Правда, в северной части Восточной Пруссии никакого церковного имущества РПЦ не имела: эта территория отошла к Москве в 1945 году. И тем не менее калининградское церковное руководство сразу разглядело в новом законопроекте свой шанс: при поддержке регионального правительства через областной парламент был спешно проведен закон, передающий РПЦ в том числе и наиболее ценные объекты германского наследия. Немногочисленные местные протестантские и католические общины, которые первыми могли бы претендовать на них, при этом никто даже не захотел услышать: православная цер-ковь в России воспринимает обе конфессии как назойливую конкуренцию и давно и повсеместно пытается их "нейтрализовать".
Светлана Соколова, директор калининградского го-родского музея "Фридландские ворота", убеждена: ре-шение парламентариев - "это катастрофа для культуры и туризма". У православ-ной церкви, считает она, нет средств, чтобы сохранять или восстанавливать старинные постройки, в то время как немецких инвес-торов такой поворот событий лишь отпугнет. В слу-чае с церковью Святой великомученицы Екатерины в Арнау, городке к востоку от Калининграда, это уже произошло. Кирха, славив-шаяся своими фресками XIV века, после войны использовалась для нужд кол-хоза, в храме хранили зерно, пока здание не обветшало. Немецкий фонд в 1993 году начал ее восстановление, отстроил колокольню, обновил стропила и заключил с областным правительством договор об использовании церкви в качестве музея, германские инвестиции уже составили 385 тыс. евро.
Теперь, когда эта церковь в числе прочих отходит к православным и договор аннулируется, работы по восстановлению свернуты.
В особенности калининградцев возмущает желание православной церкви завладеть несколькими замками и крепостями Тевтонского ордена, которые религиозными сооружениями никогда не являлись. В калининградской епархии есть ответ и на это: по словам ее представителя, в любой немецкой крепости "ведь была и домовая церковь".

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».