27 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2011 года: "Не дождем, так керосином"

Архивная публикация 2011 года: "Не дождем, так керосином"

Столичные аэропорты сделали выводы из прошлогоднего новогоднего коллапса и готовы встретить ледяные дожди во всеоружии. Но зато велик риск возникновения дефицита авиатоплива. Считанные дни остались до начала новогоднего "исхода" российских туристов. И в этот раз людей, улетающих на каникулы, будет больше, чем в прошлом. Речь не идет о резком скачке, говорит пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина, но поток вырастет на 14-15%. По оценке Ассоциации туроператоров России, прирост будет несколько меньше - 5-10%. В новогодний пик - с 23 декабря по 10 января - через столичный авиаузел пройдет около 3 млн человек. "Мы планируем обслужить примерно 1 млн пассажиров", - говорит начальник пресс-службы аэропорта "Шереметьево" Роман Генис ("Внуково" обслужит меньше пассажиров, чем "Шереметьево", а "Домодедово" - чуть больше). Но чем ближе период новогодних отпусков, тем пристальнее россияне следят за новостями и прогнозом погоды - не дай бог снегопад, ледяной дождь или вулкан какой-нибудь проснется. Слишком уж свежи воспоминания о прошлогоднем транспортном коллапсе.
Тогда из-за ледяного дождя в "Шереметьево" и "Домодедово" надолго задержали вылет более 800 рейсов, а 408 рейсов отменили вообще. В аэропортах скопилось больше 20 тыс. пассажиров, и инфраструктура не справилась с таким множеством людей. В "Домодедово", оставшемся на три дня без света из-за обрыва электросети, вышли из строя туалеты, а запасов еды в точках питания не хватило, чтобы накормить застрявших в аэропорту людей. В итоге в "Домодедово" едва не произошло "народное восстание" пассажиров, запертых в зоне вылета.
В "Шереметьево" главной причиной коллапса стала непредусмотрительность руководства "Аэрофлота", упустившего из виду вопрос закупки в достаточном объеме противообледенительной жидкости (ПОЖ) для обработки самолетов перед вылетом. В итоге компании, которые обслуживались вторым оператором "Шереметьево" - ООО "Авиа Групп", - вылетали по расписанию, а те, кто обслуживался "Аэрофлотом", в том числе и сам национальный перевозчик, вынуждены были рейсы отменять или задерживать их на длительное время. Проблем в декабре прошлого года не возникло только у аэропорта "Внуково", который работал в штатном режиме. "Во время декабрьского коллапса мы даже помогали "Аэрофлоту" с противообледенительной жидкостью", - говорит начальник внуковского пресс-центра Елена Крылова.
Но представители всех столичных аэропортов рассказали "Профилю", что учли негативный опыт и готовы встретить погодные аномалии во всеоружии. "Мы разработали специальную инструкцию для персонала по действиям при чрезвычайной ситуации. Она предусматривает увеличение пропускной способности аэропорта и наращивание ресурсов, задействованных в обслуживании воздушного судна и пассажиров, - дополнительных автобусов, персонала и т. д.", - рассказывает руководитель пресс-службы "Домодедово" Елена Селянченкова. Также аэропорт озаботился и пополнением резервов ПОЖ, хотя в прошлом сезоне не испытывал с жидкостью никаких перебоев. "Ну и на всякий случай мы закупили пять новых противообледенительных машин (теперь их 24), чтобы увеличить количество одновременно обслуживаемых воздушных судов и уменьшить время ожидания противообледенительной обработки в часы пик, говорит эксперт.

В "Шереметьево" после зимнего коллапса-2010 был создан кризисный центр управления, куда стекается информация как по штатным, так и по нештатным ситуациям и где принимаются решения с участием как менеджмента аэропорта, так и представителей базирующихся там компаний. "Несмотря на то, что за пассажиров задержанных рейсов несут ответственность перевозчики, мы их подстраховали и на всякий случай заключили дополнительные соглашения с транспортными компаниями и гостиницами, для того чтобы в случае сбоев распределить пассажирские потоки", - добавил Роман Генис.
Руководитель отдела по связям с общественностью ОАО "Терминал" (управляет терминалом D "Шереметьево") Елена Обухова сообщила, что на днях руководство подписало приказ, в котором прописаны все зоны ответственности в случае ЧС, а также график дежурства в новогодние праздники: "У нас весь топ-менеджмент, который имеет право подписи и принятия решений, будет работать в период пассажирского пика, чтобы не допустить нештатных ситуаций", - заявила она.
На всякий случай перестраховались аэропорты и с резервным питанием. Шереметьевский терминал D отчитался о подключении к резервной подстанции "Планерная". "Кроме того, мы выполнили и распоряжение министра транспорта Игоря Левитина, установив дизель-генератор. В случае чего он обеспечит первую и вторую категории питания, когда вся инфраструктура аэропорта работает в полноценном режиме, кроме торговых точек", - говорит Елена Обухова.
"Домодедово", которое в прошлом году особенно пострадало именно из-за проблем с энергоснабжением, также перестраховалось, вдвое увеличив мощность автономных источников. "Сейчас мощность дизельных генераторных установок доведена до 8,92 МВт. Это означает, что даже в случае одновременного выхода из строя двух независимых источников энергоснабжения, которые обеспечивают аэропорт "Домодедово" энергией и находятся в хозяйственном ведении "Московской объединенной электросетевой компании", аэропорт сможет самостоятельно поддерживать бесперебойную работу", - уверяет Елена Селянченкова.
Как сработает весь этот комплекс мер, мы сможем узнать только в случае наступления нештатной ситуации. Но даже если не случится ледяного дождя или мокрого снега, пассажирам не стоит расслабляться. Транспортный коллапс может произойти совсем по другой причине. "Меня лично беспокоит другой фактор, который может создать хоть и не такой масштабный, но все-таки коллапс. Это вопрос обеспеченности авиационным керосином. Пока о дефиците керосина не трубят, его хватает, но ведь сейчас еще низкий сезон. А вот хватит ли его, когда в конце декабря - начале января будет взрыв объемов перевозок, это уже вопрос", - беспокоится главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
Кстати, эпопея с дефицитом авиатоплива тянется с сентября этого года. Именно тогда заговорили, что на новогоднюю летную программу запасов керосина может не хватить, а его цена на открытом рынке начала довольно быстро расти. По данным группы компаний "Аэрофьюэлз", максимальная цена тонны керосина для перевозчиков (включает в себя в том числе услугу заправки и НДС) выросла с декабря 2010 года с 25-28 тыс. рублей и сейчас составляет 37-40 тыс. рублей.
По словам экспертов, дефицит авиатоплива в России вызван рядом факторов: закрытием нескольких НПЗ на профилактический ремонт, решением правительства сделать резерв дизельного топлива, на производство которого идет в том числе керосин, выполнением предприятиями крупного заказа Минобороны по поставке керосина, а также продажами на внешнем рынке. Все эти факторы сложились практически в одно время, что вызвало дефицит. В начале октября замминистра транспорта Валерий Окулов даже посоветовал распечатать запасы керосина в Росрезерве.
Поставщики авиатоплива и Росавиация пока уверяют, что коллапса случиться не должно. "Никакого топливного коллапса в новогодний пик не будет, - уверяет советник руководителя Росавиации Андрей Прянишников. - Мы ведем ежедневный мониторинг наличия топлива в московском авиаузле, и отрицательных прогнозов нет. В крайнем случае, если запаса керосина останется меньше чем на трое суток, Минтранс будет принимать меры на уровне правительства РФ, и тогда уже возможно распечатывание Росрезерва".
Не склонны драматизировать ситуацию и поставщики топлива: директор по связям с общественностью группы компаний "Аэрофьюэлз" Анастасия Матюшина и директор по продажам и логистике "ТЗК "Шереметьево" Виктор Туровцев уверяют, что внезапного дефицита керосина не случится. "Никаких оснований для этого нет - топливо есть и на бирже, и у поставщиков. Кроме того, не стоит преувеличивать активность новогоднего периода: частота рейсов увеличивается незначительно, просто самолеты летят с большей загрузкой, ну и добавляются чартерные перевозчики", - успокаивает Виктор Туровцев. По его словам, уже с 15 декабря ТЗК даже снижает цены на топливо.
Еще одна "новогодняя засада" может поджидать туристов, которые решили отправиться на каникулы в Европу. Росавиация "зарезала" чартерную программу в Европу (Болгарию, Испанию, Францию и Эстонию) компаниям "ВИМ-Авиа", "Татарстан" и "Якутия". "Трансаэро" лишилось Рима, Венеции и Милана, где назначенным перевозчиком является "Аэрофлот".
Ряд отмененных направлений частично удалось закрыть мощностями других перевозчиков. Так, в направлении Болгарии добавился один перевозчик - "дочка" "Аэрофлота" "Донавиа". Разрешение на полеты из Москвы в Барселону и на Тенерифе получил Nord Wind. Также в Барселону полетят самолеты "Уральских авиалиний". А на Тенерифе вместо "запрещенной" "ВИМ-Авиа" полетит дочерняя компания этого перевозчика - "Башкортостан".
В "Трансаэро", которой Росавиация сначала дала добро на чартерные рейсы в Италию, а потом вдруг пересмотрела свое решение ("Профиль" писал об этом ранее), все еще рассчитывают на положительный для себя итог переговоров, заявил начальник отдела по работе со СМИ "Трансаэро" Константин Тюркин. Но в Росавиации "Профилю" заявили, что решение по "Трансаэро" остается без изменений.
Ледяные дожди, отмены рейсов, запреты на полеты чартерников, нехватка топлива - все это бьет не только по авиационному бизнесу, но и непосредственно по нам, пассажирам. Ведь можно рапортовать о 100-процентной готовности к любым коллапсам и катаклизмам, но в реальности никто и никогда не может полностью гарантировать пассажиров от форс-мажора. Пассажир довольно неплохо защищен законами о защите прав потребителей, Воздушным кодексом РФ и другими законами и директивами. Но свои права надо знать и уметь их отстаивать.
Итак, если рейс задержан на два часа и более, то авиакомпания должна раздать безалкогольные прохладительные напитки всем пассажирам, пассажиров с детьми до 7 лет сотрудники авиакомпании должны проводить в комнату матери и ребенка. Всем пассажирам должно быть предоставлено право совершить два телефонных звонка в любую точку мира/послать два факса/отправить два электронных сообщения. Расходы на связь оплачиваются либо постфактум (при предъявлении посадочного талона в офисе авиакомпании), либо сразу предоставляется бесплатная телефонная линия и компьютер с Интернетом. Каждый пассажир может сдать билет и вернуть 100% его стоимости. Правда, для специальных скидочных тарифов это может не работать, так что проверяйте условия своего тарифа, прежде чем сдавать билет на задержанный рейс.
Если вылет задержан на четыре часа и более, то представители авиакомпании должны обеспечить всех пассажиров горячим питанием. При задержке рейса на восемь часов перевозчик предоставляет пассажирам гостиницу и организует трансфер.
Главное - не забыть получить официальное подтверждение того, что рейс был задержан: на случай, если предстоит судебное разбирательство. Для этого достаточно поставить специальный штамп в офисе представительства компании в аэропорту вылета. Хотя очень, конечно, хочется обойтись без таких ситуаций. Особенно в канун долгожданных новогодних каникул и отпусков.

Столичные аэропорты сделали выводы из прошлогоднего новогоднего коллапса и готовы встретить ледяные дожди во всеоружии. Но зато велик риск возникновения дефицита авиатоплива. Считанные дни остались до начала новогоднего "исхода" российских туристов. И в этот раз людей, улетающих на каникулы, будет больше, чем в прошлом. Речь не идет о резком скачке, говорит пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина, но поток вырастет на 14-15%. По оценке Ассоциации туроператоров России, прирост будет несколько меньше - 5-10%. В новогодний пик - с 23 декабря по 10 января - через столичный авиаузел пройдет около 3 млн человек. "Мы планируем обслужить примерно 1 млн пассажиров", - говорит начальник пресс-службы аэропорта "Шереметьево" Роман Генис ("Внуково" обслужит меньше пассажиров, чем "Шереметьево", а "Домодедово" - чуть больше). Но чем ближе период новогодних отпусков, тем пристальнее россияне следят за новостями и прогнозом погоды - не дай бог снегопад, ледяной дождь или вулкан какой-нибудь проснется. Слишком уж свежи воспоминания о прошлогоднем транспортном коллапсе.
Тогда из-за ледяного дождя в "Шереметьево" и "Домодедово" надолго задержали вылет более 800 рейсов, а 408 рейсов отменили вообще. В аэропортах скопилось больше 20 тыс. пассажиров, и инфраструктура не справилась с таким множеством людей. В "Домодедово", оставшемся на три дня без света из-за обрыва электросети, вышли из строя туалеты, а запасов еды в точках питания не хватило, чтобы накормить застрявших в аэропорту людей. В итоге в "Домодедово" едва не произошло "народное восстание" пассажиров, запертых в зоне вылета.
В "Шереметьево" главной причиной коллапса стала непредусмотрительность руководства "Аэрофлота", упустившего из виду вопрос закупки в достаточном объеме противообледенительной жидкости (ПОЖ) для обработки самолетов перед вылетом. В итоге компании, которые обслуживались вторым оператором "Шереметьево" - ООО "Авиа Групп", - вылетали по расписанию, а те, кто обслуживался "Аэрофлотом", в том числе и сам национальный перевозчик, вынуждены были рейсы отменять или задерживать их на длительное время. Проблем в декабре прошлого года не возникло только у аэропорта "Внуково", который работал в штатном режиме. "Во время декабрьского коллапса мы даже помогали "Аэрофлоту" с противообледенительной жидкостью", - говорит начальник внуковского пресс-центра Елена Крылова.
Но представители всех столичных аэропортов рассказали "Профилю", что учли негативный опыт и готовы встретить погодные аномалии во всеоружии. "Мы разработали специальную инструкцию для персонала по действиям при чрезвычайной ситуации. Она предусматривает увеличение пропускной способности аэропорта и наращивание ресурсов, задействованных в обслуживании воздушного судна и пассажиров, - дополнительных автобусов, персонала и т. д.", - рассказывает руководитель пресс-службы "Домодедово" Елена Селянченкова. Также аэропорт озаботился и пополнением резервов ПОЖ, хотя в прошлом сезоне не испытывал с жидкостью никаких перебоев. "Ну и на всякий случай мы закупили пять новых противообледенительных машин (теперь их 24), чтобы увеличить количество одновременно обслуживаемых воздушных судов и уменьшить время ожидания противообледенительной обработки в часы пик, говорит эксперт.

©

В "Шереметьево" после зимнего коллапса-2010 был создан кризисный центр управления, куда стекается информация как по штатным, так и по нештатным ситуациям и где принимаются решения с участием как менеджмента аэропорта, так и представителей базирующихся там компаний. "Несмотря на то, что за пассажиров задержанных рейсов несут ответственность перевозчики, мы их подстраховали и на всякий случай заключили дополнительные соглашения с транспортными компаниями и гостиницами, для того чтобы в случае сбоев распределить пассажирские потоки", - добавил Роман Генис.
Руководитель отдела по связям с общественностью ОАО "Терминал" (управляет терминалом D "Шереметьево") Елена Обухова сообщила, что на днях руководство подписало приказ, в котором прописаны все зоны ответственности в случае ЧС, а также график дежурства в новогодние праздники: "У нас весь топ-менеджмент, который имеет право подписи и принятия решений, будет работать в период пассажирского пика, чтобы не допустить нештатных ситуаций", - заявила она.
На всякий случай перестраховались аэропорты и с резервным питанием. Шереметьевский терминал D отчитался о подключении к резервной подстанции "Планерная". "Кроме того, мы выполнили и распоряжение министра транспорта Игоря Левитина, установив дизель-генератор. В случае чего он обеспечит первую и вторую категории питания, когда вся инфраструктура аэропорта работает в полноценном режиме, кроме торговых точек", - говорит Елена Обухова.
"Домодедово", которое в прошлом году особенно пострадало именно из-за проблем с энергоснабжением, также перестраховалось, вдвое увеличив мощность автономных источников. "Сейчас мощность дизельных генераторных установок доведена до 8,92 МВт. Это означает, что даже в случае одновременного выхода из строя двух независимых источников энергоснабжения, которые обеспечивают аэропорт "Домодедово" энергией и находятся в хозяйственном ведении "Московской объединенной электросетевой компании", аэропорт сможет самостоятельно поддерживать бесперебойную работу", - уверяет Елена Селянченкова.
Как сработает весь этот комплекс мер, мы сможем узнать только в случае наступления нештатной ситуации. Но даже если не случится ледяного дождя или мокрого снега, пассажирам не стоит расслабляться. Транспортный коллапс может произойти совсем по другой причине. "Меня лично беспокоит другой фактор, который может создать хоть и не такой масштабный, но все-таки коллапс. Это вопрос обеспеченности авиационным керосином. Пока о дефиците керосина не трубят, его хватает, но ведь сейчас еще низкий сезон. А вот хватит ли его, когда в конце декабря - начале января будет взрыв объемов перевозок, это уже вопрос", - беспокоится главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
Кстати, эпопея с дефицитом авиатоплива тянется с сентября этого года. Именно тогда заговорили, что на новогоднюю летную программу запасов керосина может не хватить, а его цена на открытом рынке начала довольно быстро расти. По данным группы компаний "Аэрофьюэлз", максимальная цена тонны керосина для перевозчиков (включает в себя в том числе услугу заправки и НДС) выросла с декабря 2010 года с 25-28 тыс. рублей и сейчас составляет 37-40 тыс. рублей.
По словам экспертов, дефицит авиатоплива в России вызван рядом факторов: закрытием нескольких НПЗ на профилактический ремонт, решением правительства сделать резерв дизельного топлива, на производство которого идет в том числе керосин, выполнением предприятиями крупного заказа Минобороны по поставке керосина, а также продажами на внешнем рынке. Все эти факторы сложились практически в одно время, что вызвало дефицит. В начале октября замминистра транспорта Валерий Окулов даже посоветовал распечатать запасы керосина в Росрезерве.
Поставщики авиатоплива и Росавиация пока уверяют, что коллапса случиться не должно. "Никакого топливного коллапса в новогодний пик не будет, - уверяет советник руководителя Росавиации Андрей Прянишников. - Мы ведем ежедневный мониторинг наличия топлива в московском авиаузле, и отрицательных прогнозов нет. В крайнем случае, если запаса керосина останется меньше чем на трое суток, Минтранс будет принимать меры на уровне правительства РФ, и тогда уже возможно распечатывание Росрезерва".
Не склонны драматизировать ситуацию и поставщики топлива: директор по связям с общественностью группы компаний "Аэрофьюэлз" Анастасия Матюшина и директор по продажам и логистике "ТЗК "Шереметьево" Виктор Туровцев уверяют, что внезапного дефицита керосина не случится. "Никаких оснований для этого нет - топливо есть и на бирже, и у поставщиков. Кроме того, не стоит преувеличивать активность новогоднего периода: частота рейсов увеличивается незначительно, просто самолеты летят с большей загрузкой, ну и добавляются чартерные перевозчики", - успокаивает Виктор Туровцев. По его словам, уже с 15 декабря ТЗК даже снижает цены на топливо.
Еще одна "новогодняя засада" может поджидать туристов, которые решили отправиться на каникулы в Европу. Росавиация "зарезала" чартерную программу в Европу (Болгарию, Испанию, Францию и Эстонию) компаниям "ВИМ-Авиа", "Татарстан" и "Якутия". "Трансаэро" лишилось Рима, Венеции и Милана, где назначенным перевозчиком является "Аэрофлот".
Ряд отмененных направлений частично удалось закрыть мощностями других перевозчиков. Так, в направлении Болгарии добавился один перевозчик - "дочка" "Аэрофлота" "Донавиа". Разрешение на полеты из Москвы в Барселону и на Тенерифе получил Nord Wind. Также в Барселону полетят самолеты "Уральских авиалиний". А на Тенерифе вместо "запрещенной" "ВИМ-Авиа" полетит дочерняя компания этого перевозчика - "Башкортостан".
В "Трансаэро", которой Росавиация сначала дала добро на чартерные рейсы в Италию, а потом вдруг пересмотрела свое решение ("Профиль" писал об этом ранее), все еще рассчитывают на положительный для себя итог переговоров, заявил начальник отдела по работе со СМИ "Трансаэро" Константин Тюркин. Но в Росавиации "Профилю" заявили, что решение по "Трансаэро" остается без изменений.
Ледяные дожди, отмены рейсов, запреты на полеты чартерников, нехватка топлива - все это бьет не только по авиационному бизнесу, но и непосредственно по нам, пассажирам. Ведь можно рапортовать о 100-процентной готовности к любым коллапсам и катаклизмам, но в реальности никто и никогда не может полностью гарантировать пассажиров от форс-мажора. Пассажир довольно неплохо защищен законами о защите прав потребителей, Воздушным кодексом РФ и другими законами и директивами. Но свои права надо знать и уметь их отстаивать.
Итак, если рейс задержан на два часа и более, то авиакомпания должна раздать безалкогольные прохладительные напитки всем пассажирам, пассажиров с детьми до 7 лет сотрудники авиакомпании должны проводить в комнату матери и ребенка. Всем пассажирам должно быть предоставлено право совершить два телефонных звонка в любую точку мира/послать два факса/отправить два электронных сообщения. Расходы на связь оплачиваются либо постфактум (при предъявлении посадочного талона в офисе авиакомпании), либо сразу предоставляется бесплатная телефонная линия и компьютер с Интернетом. Каждый пассажир может сдать билет и вернуть 100% его стоимости. Правда, для специальных скидочных тарифов это может не работать, так что проверяйте условия своего тарифа, прежде чем сдавать билет на задержанный рейс.
Если вылет задержан на четыре часа и более, то представители авиакомпании должны обеспечить всех пассажиров горячим питанием. При задержке рейса на восемь часов перевозчик предоставляет пассажирам гостиницу и организует трансфер.
Главное - не забыть получить официальное подтверждение того, что рейс был задержан: на случай, если предстоит судебное разбирательство. Для этого достаточно поставить специальный штамп в офисе представительства компании в аэропорту вылета. Хотя очень, конечно, хочется обойтись без таких ситуаций. Особенно в канун долгожданных новогодних каникул и отпусков.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».