29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2005 года: "Не одобрили, но приняли"

Архивная публикация 2005 года: "Не одобрили, но приняли"

Бюджет Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального бюджета на 2006 год. В этом году впервые за несколько лет депутаты «Единой России» высказали недовольство непрозрачностью и неточностью некоторых ключевых показателей законопроекта. Например, по мнению председателя бюджетного комитета Думы Юрия Васильева, в 2006 году крайне высока вероятность превышения заложенного в бюджете уровня инфляции. Кроме этого депутата взволновал троекратный рост профицита по сравнению с 2005 годом и непрозрачная структура расходов. Несмотря на замечания, проект бюджета-2006 приняли в первом чтении. С большой долей вероятности Дума поддержит законопроект, в который вряд ли будут внесены какие-либо существенные изменения, и в дальнейшем. Бюджет должен быть принят до конца года в четырех чтениях.

Главный финансовый документ спланирован исходя из роста ВВП на 5,8%, инфляции 7—8,5%, цены на нефть марки Urals в 40$ за баррель. Доходы бюджета составят 5,46 трлн. рублей, в том числе налоговые доходы — 3,16 трлн. рублей. Расходы бюджета составят 4,27 трлн. рублей. Профицит планируется на уровне 776 млрд. рублей. Размер Стабфонда на конец года прогнозируется на уровне 2,24 трлн. рублей. В составе бюджета впервые предусмотрен инвестиционный фонд в размере 69,7 млрд. рублей.

Бюджет Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального бюджета на 2006 год. В этом году впервые за несколько лет депутаты «Единой России» высказали недовольство непрозрачностью и неточностью некоторых ключевых показателей законопроекта. Например, по мнению председателя бюджетного комитета Думы Юрия Васильева, в 2006 году крайне высока вероятность превышения заложенного в бюджете уровня инфляции. Кроме этого депутата взволновал троекратный рост профицита по сравнению с 2005 годом и непрозрачная структура расходов. Несмотря на замечания, проект бюджета-2006 приняли в первом чтении. С большой долей вероятности Дума поддержит законопроект, в который вряд ли будут внесены какие-либо существенные изменения, и в дальнейшем. Бюджет должен быть принят до конца года в четырех чтениях.

Главный финансовый документ спланирован исходя из роста ВВП на 5,8%, инфляции 7—8,5%, цены на нефть марки Urals в 40$ за баррель. Доходы бюджета составят 5,46 трлн. рублей, в том числе налоговые доходы — 3,16 трлн. рублей. Расходы бюджета составят 4,27 трлн. рублей. Профицит планируется на уровне 776 млрд. рублей. Размер Стабфонда на конец года прогнозируется на уровне 2,24 трлн. рублей. В составе бюджета впервые предусмотрен инвестиционный фонд в размере 69,7 млрд. рублей.

Электромашины

Машиностроение

ОАО «Силовые машины» (СМ), вокруг покупки пакета акций которого было сломано столько копий, кажется, скоро обретет своего нового владельца. РАО ЕЭС объявило о своих планах по покупке 22,43% акций ведущего российского производителя энергооборудования у их нынешнего владельца — компании «Интеррос». Сумму сделки стороны не называют, однако, по оценке аналитика «Атона» Дмитрия Скрябина, пакет СМ может стоить от $100 до $150 млн.

Если учесть, что «Ленэнерго» — «дочка» энергохолдинга — владеет еще 2,57% СМ, компания Анатолия Чубайса сконцентрирует в своих руках блокпакет «Силовых машин». При этом договор предусматривает передачу в управление РАО ЕЭС, заказы которого формируют около 70% внутреннего рынка энергомашиностроения, еще 30% акций СМ, остающихся в собственности «Интерроса». Хотя сделку еще должен рассмотреть совет директоров энергохолдинга, эксперты почти не сомневаются, что в итоге она будет одобрена.

Напомним, что изначально «Интеррос» хотел продать контрольный пакет СМ немецкому концерну Siemens, однако ФАС блокировала эту сделку. Позднее о своем интересе к «Силовым машинам» объявил «Базовый элемент», желавший создать на базе компании большую энергомашиностроительную корпорацию с годовым оборотом $1,5—$3 млрд. Тем не менее, по слухам, предложение главы «Базэла» Олега Дерипаски в «Интерросе» рассматривали только в качестве «запасного варианта». По мнению гендиректора Центра политинформации Алексея Мухина, это объясняется в том числе и сложными личными отношениями между Олегом Дерипаской и главой «Интерроса» Владимиром Потаниным. Олигархам, отмечает эксперт, приходилось периодически конфликтовать друг с другом. Особенно ухудшились отношения после выборов губернатора Красноярского края в 2002 году, победу в которых одержал Александр Хлопонин, долгое время проработавший в потанинском «Норильском никеле». При этом Анатолий Чубайс ранее заявлял о своем интересе к СМ. В середине марта этого года в интервью «Профилю» глава энергохолдинга отметил, что если власти запретят покупку пакета Siemens, то «у нас есть предложение».

В РАО ЕЭС участие в акционерном капитале СМ связывают со стратегией холдинга по повышению надежности работы энергетических предприятий. «РАО ЕЭС считает «Силовые машины» профильным активом, — отметила в беседе с «Профилем» замначальника департамента по взаимодействию со СМИ энергохолдинга Татьяна Миляева. — Мы как потребители большей части продукции «Силовых машин» заинтересованы в том, чтобы компания производила и поставляла на наши предприятия оборудование более высокого технологического уровня». Также в РАО ЕЭС не исключают, что в дальнейшем в акционерный капитал СМ войдет крупный зарубежный стратегический инвестор.

«Для РАО было бы интереснее выбирать поставщика оборудования в конкурентной среде, а не приобретать его у собственного производителя», — вносит долю сомнений Дмитрий Скрябин. Впрочем, не стоит забывать, что ситуация вокруг СМ — не совсем «рыночная». Ведь сделка с Siemens была заблокирована влиятельными политическими силами по причинам отнюдь не рыночным, а дабы иностранцы не получили контроль над стратегически важным, в том числе для обороны страны, производством СМ. Кстати, государственное РАО ЕЭС смогло бы выступить и в роли «смотрящего», если в будущем у СМ все же появится стратегический иностранный инвестор.

Бытовые проблемы

Потребительские рынки

На российском рынке бытовой техники и электроники разгорается крупный скандал. Ведущие российские продавцы в ультимативной форме выдвигают ряд требований иностранным производителям.

В минувший четверг крупнейшие продавцы бытовой техники («М.видео», «Эльдорадо», «Мир», «Техносила» и пр.) встречались с иностранными производителями (Philips, Samsung, LG, Sharp, Candy). На встрече участникам зачитали письмо президента Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой электроники (РАТЭК) Александра Пляцевского, в котором содержится ряд требований к иностранным производителям. Прежде всего, до 1 октября представить прайс-листы с оптовыми ценами. Во-вторых, расторгнуть контракты с нероссийскими юридическими лицами и впредь заключать подобные контракты только с резидентами. Кроме того, в письме содержится требование разработать совместно с РАТЭК план-график перехода на прямые импортные поставки.

Подобные шаги стали следствием действий Федеральной таможенной службы (ФТС), которая наконец стала решительно бороться с «серым» импортом, настоятельно рекомендовав иностранцам многое из того, что как раз и зачитывал позже г-н Пляцевский. «Участникам рынка недвусмысленно намекнули, что теперь на рынке будет два цвета — белый и черный. Если вы будете ввозить товар по-белому, то у вас будет все хорошо, а если по-черному, то у вас будут большие проблемы, — комментирует ситуацию Антон Гуськов, пресс-секретарь РАТЭК. — И сейчас решительных действий таможенников, которые могут вылиться в массовый арест и выемку поставляемого товара, боятся все — как производители, так и продавцы. Ведь в настоящее время схема бизнеса на этом рынке связана с так называемыми товарными кредитами, когда производитель получает деньги за поставляемый товар только после его реализации. Поэтому если он будет арестован на таможне, то пострадают все — и производители, и продавцы».

Между тем в зарубежных компаниях полагают, что отечественные компании несколько драматизируют ситуацию. «К этому вопросу российские продавцы подошли несколько эмоционально, — сказал «Профилю» гендиректор Philips Consumer Electronic Дмитрий Страшнов. — Незачем было затевать здесь такую большую шумиху».

По его словам, ведущие мировые производители сами глубоко заинтересованы в искоренении каналов «серого» импорта в Россию. Большинство иностранных производителей (такие, как Philips, Sony, Candy) заявили о своей готовности в любой момент предоставлять всем заинтересованным лицам информацию о ценах на свою продукцию. Сложнее обстоят дела с требованиями расторгнуть контракты с уже существующими поставщиками. «Это невозможно сделать в одночасье, так как разрыв контракта повлечет за собой юридическую ответственность одной из сторон, — отметил Дмитрий Страшнов. — Мы готовы решать этот вопрос, но не в авральном режиме, а постепенно и не хотим, чтобы нас подгоняли».

Между тем аналитики отмечают, что сложившаяся ситуация может серьезно повлиять на рынок бытовой электроники. Так, вполне вероятно, что усиление контроля ФТС приведет к росту конечных цен (например, в первую очередь ожидается повышение цен на фотоаппараты и плазменные телевизоры: эти виды товаров больше других ввозятся «по-серому»). Кроме того, в прессу просочилась информация о том, что сети «М.видео» и «Эльдорадо» ведут переговоры об объединении своих закупочных систем. Пока официально о результатах этих переговоров не объявлялось.

Стандартный чиновник

Государство

Российский бюрократический аппарат готовится к очередному этапу административной реформы. На прошлой неделе Минэкономразвития внесло в правительство соответствующую концепцию на 2006—2008 годы. И хотя к ней прилагается еще и план мероприятий, призванный конкретизировать намерения реформаторов, очертания админреформы все равно остаются размытыми. Как, впрочем, и отличия второго этапа от предыдущего.

Целями административной реформы на последующие два года разработчики концепции обозначили «повышение качества и доступности государственных услуг, снижение издержек бизнеса, возникающих в связи с государственным регулированием экономики, повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти». Для чего предполагается внедрение принципов и механизмов управления по результатам деятельности органов власти, разработка стандартов госуслуг и административных регламентов, оптимизация функций и самое интересное — «введение особых механизмов регулирования в коррупционно опасных сферах деятельности» чиновников. В общем, ничего, по большому счету, нового в Министерстве экономики не родилось. Как и прежде, будет продолжаться работа над исключением избыточных функций и разграничением полномочий федеральных органов и регионов, хотя ее планировалось завершить на первом этапе.

Собственно, это признают и разработчики новой концепции: «по ряду приоритетных направлений административной реформы работы не начаты», написано в документе. А то, что все-таки сделано, коснулось только федеральных чиновников, на уровне регионов ничего не изменилось. В результате в 2006—2007 годах чиновники собираются сделать наконец то, чего до сих пор не успели: разработать стандарты оказания госуслуг, придумать, как побороть коррупцию. Плюс к этому прописать процедуры управления по результатам, систему досудебного обжалования гражданами и организациями решений органов власти и должностных лиц, а также модернизировать систему информационного обеспечения ведомств. Впрочем, к 2008 году механизмы вряд ли заработают. В основном речь в концепции идет о пилотных проектах. Причем как они будут выглядеть на практике, никто пока четко не знает. Оценивать результаты «пилотов» планируется по нескольким показателям. В качестве индикаторов Минэкономразвития обозначило оценку гражданами оказания услуг органами власти, уровень издержек бизнеса на преодоление административных барьеров, связанных с госрегулированием экономики, и место России в международных рейтингах по качеству госуправления. Собственно, каждый из пунктов весьма субъективен.

Что в имени тебе моем?

Ритейл

«Пятерочка» объявила о готовности купить права на товарный знак «Копейка» у компании «Молтех».

В распространенном на прошлой неделе пресс-релизе компании «Молтех» говорится, что ей принадлежат права на товарный знак «Копейка», под которым работает столичный ритейлер, и что компания уже инициировала разбирательство в палате по патентным спорам Роспатента. «Молтех» утверждает, что является правообладателем товарного знака «Копейка», так как зарегистрировал его 10 октября 1997 года, тогда как ООО «Копейка Девелопмент», входящее в ООО «Торговый дом «Копейка» (управляет одноименной сетью магазинов), — 6 декабря 2000 года В «Копейке» парируют, что авторы заявления «сознательно опустили тот факт, что изначально товарный знак «Копейка универсам» был зарегистрирован 7 сентября 1995 года.

Перед тем как идти в Роспатент, «Молтех» предлагал «Копейке» не создавать себе проблем и выкупить право быть «Копейкой». Но, как рассказал президент ООО «Торговый дом «Копейка» Александр Самонов, «Молтех» запросил несколько миллионов долларов, а потому «о переговорах не может даже быть и речи». Тогда «Молтех» начал переговоры о продаже бренда основному конкуренту «Копейки» – сети «Пятерочка». В одном из комментариев управляющий «Пятерочки» Олег Высоцкий заявил: «Нас всегда поражало, что «Копейка» продает франшизу, не владея правами на эту марку».

Пресс-секретарь «Копейки» Мария Маркова прокомментировала скандал так: «Мы сожалеем, что авторское право используется как инструмент корпоративного шантажа, вымогательства или другого жульничества. В разное время с этим сталкивались такие монстры бизнеса, как Forbes и Starbucks и многие другие – и мы где-то даже польщены честью оказаться в такой компании, но считаем подобные выпады мелким заигрыванием с законом в целях недобросовестной конкуренции».

Многие игроки рынка и аналитики подозревают, что за патентным спором может стоять «Пятерочка». Однако, как сообщил «Профилю» управляющий сетью «Пятерочка» Олег Высоцкий, «вся эта шумиха на руку только «Молтеху», который хочет продать принадлежащий им торговый знак «Копейка» по неадекватной цене. Если бы цена была разумной, возможно, мы бы приобрели их свидетельство для усиления юридической защиты наших знаков, полученных после приобретения сети «Копейка» в Санкт-Петербурге».

Но эксперты и участники рынка почему-то продолжают строить версии. Одни предполагают, что «Пятерочка» заинтересована в отторжении от «Копейки» ее товарного знака потому, что летом купила сеть «Народная копейка всегда».

Немало сторонников и у версии, что дальней целью этой комбинации является срыв франчайзинговой программы «Копейки». «Пятерочка» – крупнейший ритейлер, работающий по франчайзингу (250 магазинов). И «Копейка», анонсировавшая масштабную программу развития франчайзинга, может создать «Пятерочке» серьезные проблемы. Тем более, франчайзинговая программа «Пятерочки» стоит в среднем $750 тыс., «Копейки» — $200—300 тыс. К тому же, используя собственные кредитные ресурсы, «Копейка» решила предоставлять лизинг на покупку оборудования на срок до 5 лет под 10,5%. В общем, не исключено, что, руководствуясь принципом «лучшая защита — нападение», «Пятерочка» решила создать проблемы «Копейке». Как говорят эксперты, вряд ли региональные бизнесмены станут покупать марку, владелец которой не ясен.

Александр Борисов, генеральный директор Московской Международной Бизнес Ассоциации, поддерживает «франчайзинговую» версию: «Скорее всего, этот конфликт можно связать с началом развития франчайзинговой системы, и то, что сомнительные претензии на имя динамично развивающейся компании-франчайзера появились одновременно на первых полосах ведущих газет — однозначно говорит мне, что кого-то их перспективы сильно пугают. А это значит, что рынок уже распробовал силу такого инструмента, как франчайзинг».

Алексей Кривошапко, аналитик ОФГ, не согласен с подобной трактовкой событий: «Версия про франчайзи представляется мне очень уж надуманной. Это к франчайзи вообще не имеет никакого отношения. Акционеры «Пятерочки» не раз заявляли, что им интересна «Копейка» как потенциальный объект для приобретения. Ни для кого не секрет, что они сделали предложение акционерам «Копейки» и что та от него отказалась. Как мне кажется, это один из рычагов воздействия, который акционеры «Пятерочки» пытаются использовать в переговорном процессе с «Копейкой»».

Надо отметить, что, следуя предложенной Алексеем Кривошапко логике, «Пятерочка» уже дважды пыталась надавить на строптивого конкурента. Сначала, когда в марте этого года запустила в прессу информацию о своем намерении купить «Копейку», затем — в июне, когда приобрела питерскую сеть «Народная копейка всегда» и получила права на эту торговую марку. Ничем иным такое упорное стремление заполучить конкурирующую торговую марку объяснить нельзя. «Я бы не сказал, что на данный момент есть какая-то колоссальная стоимость у брендов «Копейка» или «Пятерочка». Стоимость ритейлера в большей степени определяется стоимостью его магазинов. И стоимость брендов «Копейка» и «Пятерочка» – не критичный показатель для бизнеса», — полагает Алексей Кривошапко.

Нефтяные объятия

ТЭК

За помпезной шумихой юбилейного саммита ООН и переговоров между Владимиром Путиным и Джорджем Бушем, прошедших недавно в Америке, не очень заметной осталась встреча российского президента с тремя «капитанами» энергетического бизнеса США, состоявшаяся в гостинце «Мэдисон» в Вашингтоне.

Когда о сроках визита Владимира Путина в Вашингтон стало доподлинно известно в американских деловых кругах, то сразу несколько ведущих компаний (как нефтяных, так и тех, кто занимается поставками природного газа в Америку) США выразили желание встретиться с российским президентом и обсудить с ним вопрос о возможных американских инвестициях в энергетический комплекс РФ. Интересно, что отбор Кремлем потенциальных инвесторов из Соединенных Штатов на встречу с президентом проводился несколько месяцев, и только самые «надежные», а также наименее критиковавшие в свое время Россию за «дело ЮКОСа» американские компании были допущены в «Мэдисон».

В итоге Владимир Путин, которого сопровождал глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, встретился с первыми лицами трех крупнейших американских нефтяных компаний — Exxon, Chevron и Conoco-Phillips (последняя, кстати, является акционером ЛУКОЙЛа). Причем, эти переговоры проходили в два этапа: сначала встреча была общей, а затем глава России побеседовал с каждым из представителей компаний по отдельности. Речь во время этих встреч шла о возможных проектах (в первую очередь, разработке Штокмановского месторождения на шельфе Баренцева моря), которые российские нефтегазовые компании могли бы реализовать в партнерстве с американскими коллегами. Кстати, после встречи с Владимиром Путиным глава Exxon Дэвид О'Рейли заявил, что до конца этого года планирует посетить Россию для того, чтобы на месте разобраться с тем, какие совместные проекты с россиянами могут стать наиболее интересными для компании. А представители Conoco-Phillips намерены отправиться в Москву уже в следующем месяце.

По словам источников, близких к администрации Белого дома, еще в начале нынешнего лета президент США и его главные политические и экономические советники приняли решение активизировать контакты с теми странами, которые в перспективе могут смягчить для Америки последствия повышения мировых цен на энергоносители. В этих планах России и бывшим республикам СССР администрацией Буша отводится особое место. Например, не случайно в Вашингтоне неожиданно «позабыли» о знаменитом «Казахгейте». Напротив, теперь Казахстан стал чуть ли не лучшим другом Америки, а в начале сентября Астана провела в калифорнийском городе Сан-Диего беспрецедентную для стран СНГ бизнес-конференцию, в ходе которой казахские министры призывали американские компании инвестировать в «стабильный и процветающий Казахстан».

Тем же «верным нефтяным курсом» решили пойти в Белом Доме и в отношении России. По некоторым данным, американские нефтяные компании получили от высших должностных лиц США фактически негласный карт-бланш на активизацию связей с РФ. Россия и ее нефть для американцев теперь «запахли деньгами». И, судя по всему, в Кремле сигнал о готовности инвестировать услышан и принят к сведению. В октябре в Вашингтон прибудет министр энергетики Виктор Христенко, который привезет с собой «в нефтяном обозе» представителей российского энергетического комплекса.




Что им стоит?

Аппетиты владельца «Базового элемента» Олега Дерипаски в строительном бизнесе растут день ото дня: в августе «Базэл» начал сделку по покупке контрольного пакета «Главмосстроя». Между тем недавно появилась информация о том, что «Базэл» заинтересовался Домостроительным комбинатом №3, который сейчас принадлежит компании «Интеко», контролирующейся женой Юрия Лужкова Еленой Батуриной.

Писк моды

Интерес к машиностроительным активам со стороны госкомпаний превращается в определенную моду. Не успело РАО ЕЭС объявить о своих планах по покупке 22,47% акций «Силовых машин», как стало известно, что Газпромбанк ведет переговоры о покупке крупного пакета акций Объединенных машиностроительных заводов. По некоторым данным, интерес к этому активу также проявили «Базэл» и «Северсталь-транс».

Идем на Восток

Российские производители минеральных удобрений начинают всерьез подумывать о международной экспансии. Холдинг «Акрон» рассматривает возможность покупки новых химических активов в Китае. Позднее купленные предприятия планируется присоединить к принадлежащему холдингу китайскому ОАО «Хунжи Акрон», которое уже занимается производством минеральных удобрений в Поднебесной.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама