25 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2003 года: "Недостатки внешности"

Архивная публикация 2003 года: "Недостатки внешности"

Нынешний рост внешних инвестиций в Россию носит преимущественно спекулятивный характер. Всерьез и надолго иностранцы к нам идут пока в виде исключения.В первом квартале 2003 года внешние инвестиции в Россию выросли на 9,5% по сравнению с таким же периодом прошлого года, опередив в 1,5 раза темпы роста промышленного производства (6%). Однако никаких оснований для обоснованного оптимизма эта цифра, к сожалению, не дает -- она основывается только на благоприятной конъюнктуре, а не на повышении нашей инвестиционной привлекательности.
Нынешнего же уровня последней хватает пока в основном на привлечение спекулятивных портфельных инвестиций, а также кредитов и займов, объем которых достиг в первом квартале, по оценке Центра развития, $37 млрд. Это в 1,5 раза больше, чем год назад. О низкой инвестиционной привлекательности России говорит тот факт, что на фоне ускоренного роста ссуд наиболее важные -- прямые -- инвестиции, которые являются носителями передовых технологий и управленческих решений, практически топчутся на месте.
Кто выиграет следующий раунд борьбы за иностранные инвестиции -- правительство и бизнес России или зарубежные конкуренты? Что необходимо сделать для привлечения инвестиций в российскую экономику?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо вспомнить, что инвестиционная привлекательность экономики -- это в конечном счете выгодность конкретных инвестиционных проектов. Традиционно считается, что инвестиционная привлекательность проекта зависит, грубо говоря, от соотношения двух величин: суммы вложений инвестора и приведенной к сегодняшнему моменту стоимости денежных потоков от проекта.
Соответственно, правительство России в многочисленных программах по улучшению инвестиционного климата делает упор на такие стандартные меры, как развитие институтов рыночной экономики и улучшение инфраструктуры, страхование вложений, долевое участие государства и т.д.
Однако нужной отдачи пока нет. Россия по размеру иностранных инвестиций на душу населения заметно (на один-два порядка) отстает от своих коллег по бывшему соцлагерю. Более того, по данным Минэкономразвития, Россия -- единственная из стран с переходной экономикой, которая инвестирует за границу примерно столько же, сколько вкладывают в нее нерезиденты. При этом, несмотря на резкое увеличение притока капитала в Россию за последний год, анонсируемого в прессе превращения российских нефинансовых предприятий из чистых экспортеров капитала в чистых заемщиков пока не произошло (в первом квартале нынешнего года отток капитала по-прежнему превышал приток примерно на $200 млн.).
Может быть, в связи с этим стоит вспомнить старую истину, что нет ничего практичнее хорошей теории, и модернизировать сначала саму инвестиционную стратегию государства? В частности, весьма плодотворно рассматривать переходную экономику России по аналогии с финансовым опционом, то есть как перспективную, но рискованную сферу вложений, как инвестиционный проект с отложенной отдачей.
При этом нужно пытаться сохранить емкий внутренний рынок и не гнаться за снижением издержек на оплату труда, пытаясь конкурировать в данной сфере с Китаем и Индией. Необходимо вернуться к вопросу о концессиях.
Эти, на первый взгляд, неожиданные меры вполне могут придать импульс внешним вложениям в Россию, все никак не дотягивающим до прорывного уровня.

Нынешний рост внешних инвестиций в Россию носит преимущественно спекулятивный характер. Всерьез и надолго иностранцы к нам идут пока в виде исключения.В первом квартале 2003 года внешние инвестиции в Россию выросли на 9,5% по сравнению с таким же периодом прошлого года, опередив в 1,5 раза темпы роста промышленного производства (6%). Однако никаких оснований для обоснованного оптимизма эта цифра, к сожалению, не дает -- она основывается только на благоприятной конъюнктуре, а не на повышении нашей инвестиционной привлекательности.

Нынешнего же уровня последней хватает пока в основном на привлечение спекулятивных портфельных инвестиций, а также кредитов и займов, объем которых достиг в первом квартале, по оценке Центра развития, $37 млрд. Это в 1,5 раза больше, чем год назад. О низкой инвестиционной привлекательности России говорит тот факт, что на фоне ускоренного роста ссуд наиболее важные -- прямые -- инвестиции, которые являются носителями передовых технологий и управленческих решений, практически топчутся на месте.

Кто выиграет следующий раунд борьбы за иностранные инвестиции -- правительство и бизнес России или зарубежные конкуренты? Что необходимо сделать для привлечения инвестиций в российскую экономику?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо вспомнить, что инвестиционная привлекательность экономики -- это в конечном счете выгодность конкретных инвестиционных проектов. Традиционно считается, что инвестиционная привлекательность проекта зависит, грубо говоря, от соотношения двух величин: суммы вложений инвестора и приведенной к сегодняшнему моменту стоимости денежных потоков от проекта.

Соответственно, правительство России в многочисленных программах по улучшению инвестиционного климата делает упор на такие стандартные меры, как развитие институтов рыночной экономики и улучшение инфраструктуры, страхование вложений, долевое участие государства и т.д.

Однако нужной отдачи пока нет. Россия по размеру иностранных инвестиций на душу населения заметно (на один-два порядка) отстает от своих коллег по бывшему соцлагерю. Более того, по данным Минэкономразвития, Россия -- единственная из стран с переходной экономикой, которая инвестирует за границу примерно столько же, сколько вкладывают в нее нерезиденты. При этом, несмотря на резкое увеличение притока капитала в Россию за последний год, анонсируемого в прессе превращения российских нефинансовых предприятий из чистых экспортеров капитала в чистых заемщиков пока не произошло (в первом квартале нынешнего года отток капитала по-прежнему превышал приток примерно на $200 млн.).

Может быть, в связи с этим стоит вспомнить старую истину, что нет ничего практичнее хорошей теории, и модернизировать сначала саму инвестиционную стратегию государства? В частности, весьма плодотворно рассматривать переходную экономику России по аналогии с финансовым опционом, то есть как перспективную, но рискованную сферу вложений, как инвестиционный проект с отложенной отдачей.

При этом нужно пытаться сохранить емкий внутренний рынок и не гнаться за снижением издержек на оплату труда, пытаясь конкурировать в данной сфере с Китаем и Индией. Необходимо вернуться к вопросу о концессиях.

Эти, на первый взгляд, неожиданные меры вполне могут придать импульс внешним вложениям в Россию, все никак не дотягивающим до прорывного уровня.

ВАЛЕРИЙ МИРОНОВ, ФОНД ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ WWW@DCENTER.RU

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».