Наверх
12 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2011 года: "Непереносимый номер"

Возможность менять оператора сотовой связи, сохраняя номер, пока недоступна россиянам — сотовики боятся обострения конкуренции и падения своих доходов.   Галина, владелец агентства недвижимости, недовольная качеством связи и тарифами своего сотового оператора, давно мечтает перейти к конкурирующей компании. Но не может: если знакомых и родственников можно уведомить о новом номере SMS, то сотни клиентов ее агентства уже много лет передают контакты хорошего риелтора «из рук в руки». Если номер сменится, она рискует потерять новых потенциальных клиентов. Тут была бы кстати возможность переноса номера при смене оператора (MNP — mobile number portability), разговоры о которой идут еще с 2005 года. Однако каждый раз профильные министры информации и связи — сначала Леонид Рейман, а теперь Игорь Щеголев — озвучивают свое негативное отношение к введению услуги MNP. Эксперты отмечают, что тут наверняка не обошлось без лобби крупнейших сотовых операторов, ведь возможность сохранить свой мобильный номер, сменив компанию связи, спровоцирует новый виток ценовых войн на рынке. Абонентам конкурентная борьба сыграет на руку, а для сотовиков обернется падением прибыльности. Но надежда на изменение этого статус-кво есть: результаты MNP-эксперимента, проведенного в некоторых российских регионах, оказались положительными, и правительство вернется к обсуждению этого вопроса в следующем году.   Осенью 2010 года компания МТТ (ОАО «Межрегиональный ТранзитТелеком», оператор междугородной и международной связи) вышла в Минсвязи с инициативой организовать опытную зону совместно с ульяновским филиалом оператора СМАРТС и санкт-петербургским представительством ЗАО «СкайЛинк». В июле-августе 2011 года опытная зона заработала в полностью автоматическом режиме. Как сообщил «Профилю» руководитель PR-отдела МТТ Денис Борушевский, результатами эксперимента по переносимости номера заинтересовалось правительство РФ, которое уже рассматривает отчет компании. Дата заседания научно-технического совета по вопросу MNP назначена на следующий год.    Безусловно, что МТТ заинтересована во внедрении переносимости номера, поскольку один из возможных технических сценариев предполагает, что компания может стать маршрутизатором, то есть связующим звеном между оператором, от которого уходит абонент, и оператором, к которому этот абонент подключается со старым номером. Доходы маршрутизатор будет получать или от транзита трафика на перенесенные номера, или от отчислений операторов. В целом внедрение MNP не потребует глобальных инвестиций. По мнению МТТ, есть два варианта: быстрое внедрение MNP, в течение одного года, может потребовать от операторов затрат в пределах нескольких миллионов долларов, но если раздвинуть процесс на несколько лет, дополнительных вложений не потребуется, кроме как на обновление программного обеспечения. Затраты на процедуру переноса одного абонента, по одному из возможных вариантов, — около $20. Одно из предложений МТТ — не ограничивать операторов в технических особенностях реализации переносимости номера (в сроках, деньгах, базах данных). «Главное — внести саму возможность на законодательном уровне», — говорит заместитель генерального директора по развитию и эксплуатации компании Дмитрий Гуркин.   ЛУЧШЕ ЭТОГО НЕ ДЕЛАТЬИнтерес МТТ понятен — компания хочет застолбить за собой новую рыночную нишу. Потребители также получили бы удобный сервис, но почему эта идея так и не реализована до сих пор? Операторы «большой тройки» традиционно не поддерживают внедрение MNP. Есть мнение, что позиция регулятора сформирована в том числе под влиянием операторского лобби. Однако в официальных комментариях представители сотовиков высказываются по поводу MNP не слишком категорично, упирая на то, что, по данным (довольно старого) исследования РОМИР, лишь 1% абонентов недоволен своим оператором и 2% в ближайшем будущем собираются подключаться к другому оператору. А расходы на внедрение MNP составят сотни миллионов долларов, которые лучше потратить на другие цели.    Пресс-секретарь МТС Валерия Кузьменко считает, что «от внедрения переносимости номера выиграют операторы с сильным брендом, максимально широким спектром услуг и сетью сервисного обслуживания и роуминга, т.е. в первую очередь крупные федеральные игроки», отмечая, что «перенос номера не является ключевым вопросом». «Учитывая низкую заинтересованность абонентов в этом сервисе, мы полагаем, что более целесообразно направить инвестиции на развитие востребованных услуг — мобильного Интернета, мобильной коммерции, бесконтактных платежей и другие», — поясняет свою позицию госпожа Кузьменко.    При этом в МТС считают, что инвестиции в MNP «крайне высоки». По оценке сотового оператора, только для «большой тройки» введение переносимости номера может обойтись в $400 млн, что, в свою очередь, может привести «к росту стоимости услуг для конечных потребителей», полагает госпожа Кузьменко. С ней соглашается ее коллега из «Вымпелкома» Анна Айбашева. «Переносимость мобильных номеров повлечет затраты в первую очередь на замену ИТ-платформ, на расширение емкости сигнальной сети, и это действительно может привести к росту стоимости услуг для абонентов, — говорит она. — Проект по MNP, конечно же, имеет право на существование, однако требует детальной проработки с точки зрения организационно-технических параметров внедрения. К примеру, из-за особенностей российского лицензирования возникает проблема в том, что номерной ресурс закрепляется в России за конкретным оператором, за конкретной лицензией и за конкретным субъектом РФ. То есть получается, что идея MNP противоречит сложившейся практике, закрепленной в законодательстве».   Впрочем, некоторые игроки и эксперты рынка связи считают, что причина «нелюбви» крупнейших операторов к теме переносимости номера кроется вовсе не в инвестициях. Они, как уже отмечали представители МТТ, могут быть либо совсем «символическими, либо вообще не потребуются, кроме обычных текущих затрат на содержание ИТ-инфраструктуры». Противодействие операторов «тройки» связано с опасением второй волны конкурентной борьбы за абонентов.    Первая волна случилась в момент бурного роста рынка сотовой связи, когда операторы любыми путями пытались заполучить в свои сети максимальное число абонентов. В последнее время позиции компаний на рынке стали достаточно равновесными: абонентские базы поделены, и нет нужды в тарифных войнах, наступил период фиксации прибыли. Появление повода для новой борьбы (но на этот раз за старых абонентов) было бы сейчас очень некстати. «Мировая практика демонстрирует, что внедрение MNP действительно становится сильным драйвером роста конкуренции на рынке. В том числе, как показывают некоторые исследования, реализация MNP приводит к снижению средних цен для абонентов», — объясняет аналитик УК «Финам Менеджмент» Анна Зайцева.    «Крупнейшим игрокам MNP не на руку», — соглашается представитель одного из игроков отрасли, пожелавший остаться неназванным. Конечно, те 5-7% абонентов, которые хотели бы сменить оператора, но не делают этого из-за боязни потерять номер, — это не критическая масса. Но есть очень много старых абонентов сетей, владеющих номерами по 5-10 лет, которые все еще пользуются архивными тарифами с высокими расценками и демонстрируют высокое ARPU (средний доход с абонента). Они могут проявить интерес к возможности переключиться на более интересные тарифы, сохранив при этом свой прежний номер. «Именно миграции преданных абонентов опасаются операторы, — считает эксперт. — А подписчикам, которых называют «бегунками» и которые меняют номера раз в полгода, услуга MNP вообще неинтересна, так что речь идет именно о старых лояльных абонентах».   ОПЕРАТОРСКИЙ ЖИРОК   Очевидно, что в этом случае необходимость удержать таких абонентов, поддержать их лояльность вновь станет актуальной, как когда-то задача любыми способами набрать абонентскую базу. А это грозит очередным витком тарифных войн, поскольку цены — наиболее весомый аргумент в битве за абонента на развитом рынке, где качество связи, охват сети и перечень услуг у крупнейших игроков практически не отличаются. Снижение тарифов повлечет за собой снижение основных финансовых показателей. Учитывая, что акции двух компаний из «тройки» (МТС и «Вымпелкома») котируются на открытом рынке, вопрос, что на это скажут инвесторы, совсем не праздный.    Однако, несмотря на жалобы операторов на то, что тарифы в России ниже, чем в Европе, и «падать» по ценам больше некуда, это не так. У ведущих российских операторов есть резервы снижения цен. Это видно на примере регионов, где работает больше трех игроков. Так, в Москве, где присутствуют три GSM-провайдера, средний чек абонента почти в два раза выше, чем в Санкт-Петербурге, где работают четыре оператора. А в Нижнем Новгороде, с его пятью GSM-операторами, средний чек еще ниже, чем в Питере.    Кроме того, маржинальности крупнейших российских сотовых операторов можно только позавидовать. Для насыщенных рынков Западной Европы и для США характерна маржа EBITDA на уровне 30-40%. В то время как для России вплоть до III квартала 2010 года маржа по мобильным операциям основных игроков была выше 40%.    Неудивительно, что позиция «малых» операторов по вопросу MNP радикально отличается от взглядов «большой тройки». «Мы выступаем за то, чтобы у абонентов была возможность менять оператора, не меняя свой номер. Это способствовало бы усилению конкуренции, так как абонент перестает быть «крепостным», — говорит представитель оператора Tele2.    За возможность переноса номера выступает и Федеральная антимонопольная служба (ФАС): «MNP — это благое для конкуренции дело, и поэтому ФАС поддерживает ее внедрение. Однако пока наша позиция носит лишь рекомендательный характер, так как закона по MNP нет и формально любые действия или бездействие не являются нарушением», — говорит Дмитрий Ротенберг, начальник управления контроля транспорта и связи ФАС. Так или иначе, говорить о возможности внедрения MNP в России можно будет не раньше 2012 года, после того как пакет документов, представленный МТТ, будет рассмотрен рабочей группой, будут сделаны экспертные заключения, внесены изменения в законодательство и прописаны механизмы взаимодействия операторов.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK