Наверх
11 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2007 года: "Невероятные приключения iPhone в России"

iРhone, второй фирменный гаджет компании Apple, выпущенный на волне успеха iPod, пока не спешит оправдывать ожидания. Продажи телефона в США далеки от запланированных, а выход iPhone на европейский рынок откладывается.Дебют iPhone на рынке США оказался не столь ошеломительным, как этого можно было ожидать. Уже через два месяца Apple объявила о значительном снижении цены на 8-гигабайтный аппарат, а 4-гигабайтный телефон был и вовсе снят с продажи. «Если смотреть на продажи iPhone, то они далеки от оглушительных, и PR, созданный вокруг продукта, намного сильнее, чем его реальные характеристики, — говорит Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobile Research. — Компания Apple была вынуждена снизить цены на 40%, так как продажи оказались низкими». Стив Джобс, впрочем, объяснил снижение цены тем, что компании удалось сократить затраты на производство.

Руководство Apple по-прежнему исполнено оптимизма. К концу 2008 года компания намерена довести количество проданных устройств iPhone до 10 млн. C такими объемами продаж Apple, никогда ранее не присутствовавшая на рынке мобильных телефонов, претендует примерно на 1% глобального рынка.

При этом к российскому рынку, одному из наиболее быстрорастущих, компания Apple относится пока откровенно равнодушно. Официальные продажи iPhone в России наверняка стартуют одними из последних в Европе. Apple пока даже не приступила к разработке соответствующих контрактов с российскими операторами связи. Более того, при регистрации торговой марки iPhone Apple не включила Россию в число стран, на территории которых компания обладает исключительными правами на данную торговую марку.

Отечественные любители техники, впрочем, в долгу не остались. Сначала по российским СМИ и в блогосфере прокатилась волна материалов с резкой критикой в адрес iPhone. Однако вскоре характер реакции начал меняться. Яростная критика и чуть ли не призывы к бойкоту сменились первыми робкими сообщениями о том, что iPhone удалось «разлочить» (взломать программную защиту аппарата. — «Профиль») под российские стандарты. Дальше — больше. Возникла целая плеяда сайтов-клонов — iPhoner, iPhonio и т.п., — призванных облегчить жизнь российским обладателям iPhone. Одни сайты приводят на своих страницах подробную иллюстрированную инструкцию по «разлочке» чуда техники, другие предлагают приобрести у них волнующее творение Стива Джобса, заточенное под российские стандарты.

Видишь суслика? И я не вижу. А он есть

Алексей — серьезный юноша, финансовый аналитик в крупной консалтинговой компании. Он кандидат экономических наук, в совершенстве владеет английским. Ему доверяют важнейшие проекты. А еще Алексей одним из первых стал ввозить в Россию iPhone.

«Через четыре дня после начала продаж iPhone в США первая партия телефонов уже пришла в Россию», — рассказывает Алексей. По его словам, за клиентом далеко ходить не надо — телефоны отрывают буквально с руками. «Это известный феномен: любой новый продукт компании Apple автоматически становится популярным. Например, мы заказываем партию iPhone — 10 штук. Размещаем объявление в Интернете. И через час у нас, натурально, выстраивается очередь из страждущих», — отмечает предприимчивый юноша. Впрочем, оно и понятно: телефоны Алексей продает по 30 тыс., тогда как большинство сайтов предлагают чудо-фоны начиная с 40 тыс. «Разлочку» iPhone Алексей не делает — говорит, что может посоветовать своим клиентам компании, которые этим занимаются. «Большинство покупателей предпочитают справляться с «разлочкой» своими силами», — отмечает Алексей. Однако обзаводиться собственным чудом техники Алексей не торопится. Говорит, что не нравится ему iPhone, да и ни к чему он.

Евгения Бутмана, генерального директора Apple IMC Russia — компании, представляющей интересы Apple на российском рынке, не пугают такие местечковые конкуренты. «Контрафактный ввоз iPhone в Россию нас не беспокоит, — отмечает Евгений, — такой продукт без должного сервиса и поддержки — удел небольшого сообщества. iPhone же рассчитан на широчайшую аудиторию, которая хочет купить полностью готовый продукт и пользоваться им без всяких проблем. Как только он появится на российском рынке, его продажи составят сотни тысяч штук в первый же год».

Алексей собирается и дальше заниматься прибыльным бизнесом, навар с которого сейчас еще больше, чем раньше. «Когда продажи iPhone стартовали в США, мы закупали телефоны по $650. Сейчас мы покупаем их за $450, а сбываем по $1200. И продавать iPhone мы будем до тех пор, пока они будут продаваться».

Конкурирующие клоны

Опасность для гаджет-бизнеса Apple кроется не только в контрабандном ввозе, но и в подделке и копировании продукции, как это было с iPod. Не успел mp3-плеер появиться на рынке, как по соседству с ним возникли малазийские и китайские псевдо-iPod’ы и очень убедительные копии производства вполне солидных фирм.

Перспектива столкнуться в ближайшем будущем с iPhonе-клонами, опять же, не пугает Бутмана. «Сегодня целый ряд поставщиков, в том числе уважаемых, стали создавать продукты, подражающие iPhone. То же самое мы видели и с iPod, — говорит Евгений, — но тогда результатом усилий конкурентов стало лишь то, что iPod занял доминирующие позиции на мировом рынке mp3-плееров. Полагаю, с iPhone ситуация будет развиваться аналогичным образом».

Эльдар Муртазин также полагает, что iPhone не следует бояться клонов, но по другим причинам. «Подделывают популярные продукты, например телефоны от Nokia. Делать подделку того, что и так недорого и не пользуется большим спросом на российском рынке, не очень интересно», — заявляет аналитик. По словам Муртазина, сама концепция подобного телефона не нова, и такие продукты от неизвестных компаний появляться будут. «Но говорить о том, что это клоны или что-то подобное, нельзя, скорее, тогда Apple iPhone клон Samsung i200, который был сделан в 2003 году и отличается сходным дизайном», — резюмирует Эльдар.

Конкуренция со стороны других производителей смартфонов и мобильных телефонов также не тревожит Евгения Бутмана. По его словам, основные производители сейчас начнут воспроизводить технологии, применяемые в iPhone. «Это только увеличит нашу потенциальную долю рынка: все же знают, какой телефон был оригиналом», — гордо заявляет Евгений.

Муртазин тоже отмечает, что гаджет производства Apple не является прямым конкурентом большинству устройств на этом рынке. «Это имиджевое предложение для тех, кто уже пользуется продукцией от Apple и любит ее, — отмечает Эльдар. — В сегменте имиджевых телефонов iPhone будет конкурировать с корейскими производителями, например с LG Prada или Samsung Armani».

Ну когда же?

iPhone в России ждут — и никак не дождутся. Ходили слухи, что чудо-гаджет должен появиться на отечественном рынке уже осенью этого года. «Точно известно лишь то, что iPhone официально не будет в России до середины 2008 года», — отмечал Эльдар Муртазин в одном из интервью.

Евгений Бутман считает неуместными любые разговоры относительно сроков и деталей выхода iPhone на российский рынок. «По этому поводу существует масса слухов, целый снежный ком, — сетует Евгений, — их распространяют уважаемые интернет-пользователи и менее уважаемые эксперты рынка. Но они хвастаются знаниями, которых у них нет. Я говорил неоднократно и повторю: ни у одного человека на российском рынке нет информации по поводу iPhone — просто потому, что Apple никогда не распространяет такую информацию».

Прежде чем вожделенный телефон появится в России, его производителю придется уладить как минимум две проблемы. Первая состоит в том, что для существования iPhone необходимо наличие национального сайта iTunes в стране его присутствия. «На сегодня iTunes Store существует более чем в 20 странах, — рассказывает Бутман. — Механизм активации телефона происходит через iTunes Store, где вы должны зарегистрироваться. При этом вы можете активировать телефон только лишь в iTunes, относящемся к вашей стране».

В России сегодня нет национального сайта iTunes. Без него iPhone не сможет работать, если только его не взломает для вас группа умельцев. «Поэтому любые разговоры о появлении его этой осенью в принципе бессмысленны, — отмечает Евгений, — мое частное мнение — он появится не ранее второй половины следующего года».

Другая проблема состоит в том, что во всех странах, где есть iTunes, реализуется контрактная система работы с операторами. Покупатель приобретает контракт с оператором связи и лишь затем мобильный телефон, привязанный к конкретному оператору. В случае с iPhone телефон привязан к американской сети AT&T Wireless. «В России, наоборот, — говорит Евгений, — люди покупают телефон и могут подключить к нему какое угодно число операторов. Такая модель тоже препятствует раннему появлению iPhone в России».

По рынку ходят слухи, будто Apple уже готовится к сотрудничеству с российскими операторами связи. Говорили даже, что контракты на работу с iPhone были направлены на рассмотрение в МТС и «ВымпелКом». Однако Евгений Бутман отказывается комментировать такую информацию. «Это все равно что спросить: где вы планируете в 2010 году провести отпуск? Еще раз подчеркну: все до одного слухи, распространяемые по поводу iPhone в России, ни на чем не основаны, кроме фантазии их авторов».

iPhone не идеален

Об iPhone говорят либо восторженно, либо иронично-настороженно, причем примерно в одинаковой пропорции. Пожалуй, не вызывает нареканий лишь дизайн телефона, здесь мнения едины: красиво. Дальше — сплошные потемки. Говорят, сенсорный экранчик гаджета «заляпывается» в одно мгновение. Что он абсолютно неудобен при написании SMS. Что iPhone плохо переносит российские погодные условия — жару, холод, дождь. Что сенсорный экран слишком мал, чтобы попасть пальцем в буковки виртуальной клавиатуры, а управлять им с помощью тонкого стила невозможно. По словам Эльдара Муртазина, iPhone технически отстает от рынка мобильных телефонов в целом лет на 7—8. «Он не имеет большинства стандартных функций обычных телефонов стоимостью от $30, — заявляет аналитик, — например, отчета о доставке SMS-сообщения». В своем «Живом Журнале» аналитик и вовсе отмечал, что iPhone — это «космический корабль на педальной тяге».

«Это фантастическое устройство, — протестует Евгений Бутман, — те know-how, которые в нем использованы, к примеру пролистывание текста пальцем или технология multi-touch, уникальны». По словам Бутмана, российские эксперты действуют по принципу, озвученному еще Жванецким: «Давайте спорить о вкусе устриц — до слез, до хрипоты — с теми, кто их ел». Евгений отмечает: iPhone — это абсолютно пользовательский, потребительский продукт, а «когда его оценивают не потребители, а эксперты, в особенности бескомпромиссные сторонники других платформ, то вводят общественность в заблуждение».

Революционные продукты вроде iPhone или iPod вызывают такие жаркие дискуссии еще и потому, что единичные «выстрелы» Apple на растущем рынке гаджетов резко выбиваются из сложившейся маркетинговой схемы этого рынка. Большинство компаний, традиционно работающих на нем, в частности производители мобильных телефонов или смартфонов, обновляют свои продуктовые линейки минимум раз в год, иногда по нескольку раз в год. Apple, выведя на рынок iPod и iPhone, от этой «гонки вооружений», по сути, отказалась. У плеера iPod за шесть лет его существования появились лишь три дополнительные разновидности — iPod Shuffle, iPod Nano и iPod Touch. При этом все три «отпрыска» отличались от оригинала лишь в деталях, за счет акцентирования или прибавления дополнительных функций к базовой комбинации свойств.

Так, в новом iPod Nano появилась функция просмотра видео, а в iPod Touch программа для просмотра интернет-сайтов. Гаджеты Apple становятся все более многофункциональными, в то время как последний тренд общества потребления — это стремление к простоте. С точки зрения гуру маркетинга Джека Траута, устройство, которое умеет делать все, — плохая идея. По его мнению, технологические рынки ждет разворот в сторону простоты. Людям перестают нравиться сложные в использовании гаджеты. «Я думаю, священный Грааль для высокотехнологичной индустрии — это когда берется технология и делается настолько простой, чтобы пользоваться ею могли абсолютно все, — говорит он. — И в этой простоте скрыт секрет, как завоевать сознание все большего числа потребителей».


График 1 iPhone vs iPod (нарастающим итогом, млн штук)




















iPhoneiPod
I квартал 2007 года0,27*0,13
II квартал 2007 года10,18
II квартал 2008 года**100,67
%%** Прогноз.
Источник: Apple Inc.

График 2 Продажи смартфонов и коммуникаторов (динамика роста, %)




















В миреВ России
2005100100
2006158,9142,9
2007*215,3228,6
* Прогноз.
Источник: журнал SmartMoney со ссылкой на mobile research group и canalys.
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK