26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2008 года: "Невзирая на идеологию"

Архивная публикация 2008 года: "Невзирая на идеологию"

Государственный музей-заповедник «Царицыно» в Москве становится — при помощи Русского музея — настоящим средоточием высокого искусства: в прошлом номере «Профиль» рассказал о выставке «Время собирать...», а сейчас — об экспозиции «ХХ век в Русском музее».Невзирая на идеологию
Государственный музей-заповедник «Царицыно» в Москве становится — при помощи Русский музей представляет свою коллекцию русского искусства ХХ века, которая является наиболее полной как в России, так и в мире, а также произведения из «Музея Людвига в Русском музее». На выставке демонстрируются 186 произведений живописи и скульптуры, дающие полное представление о собрании отечественного искусства в контексте мирового.
Начало этого «портрета» — Серебряный век, укладывающийся в исторический отрезок немногим более двух десятилетий. Художники этого времени отличались в первую очередь стремлением к положительному идеалу, интенсивными поисками новых средств выразительности, попытками реформировать традиционный изобразительный язык. Русскую живопись в этот период особенно питали мифология, история. Старт ХХ века — это период высших достижений Серова, Врубеля, Бенуа, Бакста, Сомова, Головина, работы которых представлены на выставке.
Увлечение искусством русской провинции, расписными вывесками и подносами, цветастыми шалями и раскрашенными игрушками ярко проявилось в работах таких художников, как Кончаловский, Машков, Лентулов, которые оригинально, по-своему претворили в творчестве идеи Ван Гога и Сезанна. В эти же годы формировалась индивидуальность Малевича с его кубофутуристическими работами и чистотой красок на супрематических холстах.
Так же интенсивно развивалось в начале ХХ века и неоклассическое направление. В сфере живописи неоклассицизма была создана выразительнейшая галерея портретов современников, серия картин о русской деревне и провинции, изображения обнаженной натуры и пейзажи, эскизы монументальных росписей. Их авторы — талантливая плеяда живописцев: Григорьев, Кустодиев, Петров-Водкин, Серебряков, Шухаев, Яковлев. Многим художникам той поры, и прежде всего Петрову-Водкину, Кустодиеву, Кончаловскому, Машкову, Малевичу и Филонову, было суждено стать зачинателями искусства советского времени.
Особняком стоит в общей истории искусство военного времени. Все, созданное художниками в этот период, создавалось с предельной самоотдачей и искренним патриотизмом. Война представлена на выставке работами Дейнеки, Герасимова, Кукрыниксов.
Искусство последующих десятилетий показано в экспозиции тематическими картинами — жанром, который получил яркую интерпретацию в работах художников, разных по своему творческому почерку: Коржева, Попкова, Мыльникова, Назаренко, Жилинского и др.
Конечно же, как само искусство, так и деятельность музеев в области комплектования в период 1920—1950-х годов находились в прямой зависимости от идеологии. И тем не менее это не помешало формированию уникальной коллекции, значительная часть которой была собрана в конце 1920-х и в 1930-е годы. Она изобилует шедеврами работ художников русского авангарда и ленинградской «школы» 1930-х. Главное, что отличает нынешнюю выставку: работы отечественных художников показаны в контексте мирового искусства. Это смогло осуществиться благодаря совершенно удивительному «Музею Людвига в Русском музее», который существует уже 15 лет, представляя собрание современного искусства вне границ, в различных школах и направлениях.

Государственный музей-заповедник «Царицыно» в Москве становится — при помощи Русского музея — настоящим средоточием высокого искусства: в прошлом номере «Профиль» рассказал о выставке «Время собирать...», а сейчас — об экспозиции «ХХ век в Русском музее».Невзирая на идеологию

Государственный музей-заповедник «Царицыно» в Москве становится — при помощи Русский музей представляет свою коллекцию русского искусства ХХ века, которая является наиболее полной как в России, так и в мире, а также произведения из «Музея Людвига в Русском музее». На выставке демонстрируются 186 произведений живописи и скульптуры, дающие полное представление о собрании отечественного искусства в контексте мирового.
Начало этого «портрета» — Серебряный век, укладывающийся в исторический отрезок немногим более двух десятилетий. Художники этого времени отличались в первую очередь стремлением к положительному идеалу, интенсивными поисками новых средств выразительности, попытками реформировать традиционный изобразительный язык. Русскую живопись в этот период особенно питали мифология, история. Старт ХХ века — это период высших достижений Серова, Врубеля, Бенуа, Бакста, Сомова, Головина, работы которых представлены на выставке.
Увлечение искусством русской провинции, расписными вывесками и подносами, цветастыми шалями и раскрашенными игрушками ярко проявилось в работах таких художников, как Кончаловский, Машков, Лентулов, которые оригинально, по-своему претворили в творчестве идеи Ван Гога и Сезанна. В эти же годы формировалась индивидуальность Малевича с его кубофутуристическими работами и чистотой красок на супрематических холстах.
Так же интенсивно развивалось в начале ХХ века и неоклассическое направление. В сфере живописи неоклассицизма была создана выразительнейшая галерея портретов современников, серия картин о русской деревне и провинции, изображения обнаженной натуры и пейзажи, эскизы монументальных росписей. Их авторы — талантливая плеяда живописцев: Григорьев, Кустодиев, Петров-Водкин, Серебряков, Шухаев, Яковлев. Многим художникам той поры, и прежде всего Петрову-Водкину, Кустодиеву, Кончаловскому, Машкову, Малевичу и Филонову, было суждено стать зачинателями искусства советского времени.
Особняком стоит в общей истории искусство военного времени. Все, созданное художниками в этот период, создавалось с предельной самоотдачей и искренним патриотизмом. Война представлена на выставке работами Дейнеки, Герасимова, Кукрыниксов.
Искусство последующих десятилетий показано в экспозиции тематическими картинами — жанром, который получил яркую интерпретацию в работах художников, разных по своему творческому почерку: Коржева, Попкова, Мыльникова, Назаренко, Жилинского и др.
Конечно же, как само искусство, так и деятельность музеев в области комплектования в период 1920—1950-х годов находились в прямой зависимости от идеологии. И тем не менее это не помешало формированию уникальной коллекции, значительная часть которой была собрана в конце 1920-х и в 1930-е годы. Она изобилует шедеврами работ художников русского авангарда и ленинградской «школы» 1930-х. Главное, что отличает нынешнюю выставку: работы отечественных художников показаны в контексте мирового искусства. Это смогло осуществиться благодаря совершенно удивительному «Музею Людвига в Русском музее», который существует уже 15 лет, представляя собрание современного искусства вне границ, в различных школах и направлениях.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».