5 ноября 2024
USD 97.55 +0.11 EUR 106.14 +0.3
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2000 года: "Никелированные детали"

Архивная публикация 2000 года: "Никелированные детали"

В этом году Норильскому горно-металлургическому комбинату имени А.П.Завенягина -- 65 лет. Событие отмечает весь город.Путевка из лагеря

Историю не перепишешь. Для Норильского комбината и самого города она началась 23 июня 1935 года. В тот день Совет народных комиссаров Союза ССР принял постановление "О строительстве Норильского никелевого комбината". В нем говорилось, в частности, следующее: "Строительство Норильского никелевого комбината признать ударным и возложить его на Главное управление лагерями Наркомвнудела, обязав организовать для этой цели специальный лагерь". Тогда в Заполярье, на месте нынешнего Норильского промышленного района (НПР), не было ничего, кроме забытой Богом Дудинки.
Так, с Норильского лагеря, расформированного в 1957 году, началась история Норильской горной компании.
Несколько лет спустя уже в свободный Норильск люди потянулись со всей России -- кто за романтикой, кто за большими деньгами, кто по идейным соображениям. Но каждый из вновь прибывших рассчитывал, что через несколько лет работы на Севере сможет заработать себе на достойную жизнь и старость.
Как ведущее предприятие советской промышленности оказалось практически банкротом, известно. Причина -- общероссийский экономический кризис начала 90-х годов. Разрушились многолетние хозяйственные связи, устарело оборудование, не стало денег на закупку новых машин. Комбинат сотрясали забастовки, люди требовали погасить четырехмесячную задержку зарплаты.
Изменилась ситуация только в 1997 году, когда новые собственники НГМК из ОНЭКСИМбанка пригласили на комбинат Джонсона Хагажеева, директора Балхашского металлургического завода (до Балхаша Хагажеев возглавлял медный, а потом Надеждинский металлургический заводы). Новый гендиректор поставил перед комбинатом задачи, которые поначалу многим показались утопией: используя собственные технологии и не прибегая к большим затратам, догнать по производству цветных металлов мировых лидеров в этой области (подробнее см. интервью Джонсона Хагажеева).
Осторожно, идет реконструкция

Сейчас идет работа над реконструкцией комбината (в частности, в собственном научно-техническом центре). Принята сводная программа реализации Концепции технического развития ОАО "Норильская горная компания" на период до 2010 года. План предусматривает развитие горной базы Норильского промышленного района (до 2050 года), модернизацию металлургических заводов, реконструкцию обогатительного передела. На весь комплекс мероприятий руководство компании готово потратить $3 млрд.
В рамках развития комбината планируется сокращение в общем объеме добычи и переработки богатых медно-никелевых руд Талнахского и Октябрьского месторождений, запасы которых ограниченны, с одновременным увеличением переработки менее ценных по цветным металлам (но не менее ценных по драгоценным) руд месторождения Норильск-1.
Уже внедряется так называемая короткая схема извлечения части платиновых металлов -- они выводятся в самостоятельный богатый концентрат уже на стадии обогащения, то есть в самом начале технологической цепочки. Кстати, один из ближайших проектов комбината -- построить новый завод по производству высококачественных концентратов драгоценных металлов, которые будут перерабатываться не только на Красцветмете в Красноярске, но и на других отечественных или зарубежных предприятиях.
С этого года весь объем переработки богатой руды переносится с Норильской на Талнахскую обогатительную фабрику, на которой завершается модернизация.
Петр Баскаев, директор Талнахской обогатительной фабрики: "Мы вводим в строй третий пусковой комплекс с увеличением мощности фабрики более чем на 50%. Уже заканчиваются монтажные работы на флотационных машинах (это наш основной агрегат, который как раз делит руду на медный, никелевый и пирротиновый концентрат). В июле мы их запускаем. К октябрю они будут работать на полную нагрузку. Оборудование приобретено на собственные средства, без привлечения кредитов".
Самым современным металлургическим предприятием в компании является Надеждинский металлургический завод (НМЗ), двадцатилетие пуска которого отмечалось в прошлом году. Именно к его развитию приковано внимание всех инженерно-технических служб и руководства компании, именно он станет становым хребтом РАО "Норильский никель" в третьем тысячелетии. Уже запущена программа реконструкции и увеличения пирометаллургических мощностей НМЗ. Вся переработка никелевого сырья будет переведена туда.
В связи с тем, что НМЗ находится в нескольких километрах от Норильска, бесценным подарком для местных жителей станет сокращение загазованности города.
Другим крупнейшим проектом, реализация которого намечена на 2003 год, является внедрение новейшей технологии серно-кислотного выщелачивания файнштейна (это такой медно-никелевый сплав), разработанной норильскими учеными и получившей одобрение мировых светил в этой области. В результате ее внедрения станут ненужными многие технологические цепочки, связанные с большими потерями ценных металлов и тяжелым физическим трудом.
Планируется не только совершенствование технологических процессов, но и расширение номенклатуры товарной продукции. После реконструкции кобальтового производства появится возможность получать соли кобальта, ультрадисперсные порошки, которые пользуются хорошим спросом (например, сульфат кобальта применяется для подкормки скота). Речь идет также об использовании норильских металлов для выпуска катализаторов, сверхпроводящей керамики, аккумуляторов нового поколения, противоопухолевых препаратов и т.д.
Ключ от квартиры...

Поверьте на слово: заветная мечта каждого норильчанина -- купить квартирку где-нибудь в средней полосе России. За этим на Север и ехали. И как быть, если все сбережения в результате экономических реформ обесценились, а государство, пообещав каждому выплатить по десять среднемесячных зарплат за каждый отработанный на Севере год, своего слова не держит?
Некоторые обязательства государства взяла на себя Норильская горная компания. Сейчас тратятся колоссальные средства (за 1997--1999 года выплачено денежных компенсаций на сумму 311,8 млн. рублей) на переселение людей из Норильска. Это выгодно и городу, и комбинату: трудно содержать несколько десятков тысяч пенсионеров и безработных. Проще помочь им купить квартиры на "материке".
Как рассказал директор по персоналу ОАО НГК Владимир Петров, выплачивая обещанные государством деньги, комбинат от себя добавляет к "казенному пайку" единовременно шесть среднемесячных зарплат каждому работнику.
Владимир Петров: "Например, захотел перебраться на материк заслуженный слесарь 5--6 разряда. Отдаем ему шесть среднемесячных зарплат -- получается где-то 96 тысяч рублей. Плюс платим компенсацию за сданное жилье -- уже 120 тысяч. Как правило, за год-два у него есть неиспользованный отпуск -- это еще 40 тысяч. Чтобы купить квартиру недорого, стараемся заключать договоры там, где уже строится жилье и мы можем чем-то помочь строителям. Таким образом, если стоимость одного кв. м составляет 4 тысячи рублей, то нам оно достается за 1800 рублей. То есть по себестоимости.
Кроме того, мы отправляем вещи работника -- 2--3 контейнера, оплачиваем дорогу. Если это пенсионер (а других мы сейчас не вывозим), он получает в течение двух лет дополнительно по 6 пенсий ежемесячно. Эта программа так и называется -- "Шесть пенсий".
В прошлом году по проекту "Шесть пенсий" из Норильска уехало 4,5 тысячи пенсионеров (в частности, "Профиль" уже писал о переселении норильчан в город Гусь-Хрустальный Владимирской области и поселок Иноземцево Железноводского района Ставропольского края).
Сухой остаток

А что же те, кто остается? На комбинате трудится более 73 тысяч человек. Средняя зарплата -- 16 тысяч рублей в месяц. Кроме того, на пластиковые карточки каждого работника комбинат перечисляет деньги на так называемое профилактическое питание из расчета 60 рублей в день. Путевки в санатории и дома отдыха обходятся приблизительно в 20% от стоимости. Например, отдых в пансионате "Озеро Белое" в Подмосковье простому смертному встанет приблизительно в 8 тысяч рублей, между тем норильчане платят всего 1,5 тысячи.
Уникальна программа под названием "Мамочки": женщина, у которой есть ребенок от 3 до 7 лет, может уволиться с комбината, и при этом ей по-прежнему будут платить зарплату, причем в полном объеме. Захочет вернуться -- пожалуйста. По этой программе дома сидят уже 1700 молодых мам.
Владимир Петров: "Главная наша забота -- обеспечивать заработную плату, которой хватало бы на все необходимое для жизни, а также на отложенный спрос. Это значит, что за 15 лет труда рабочий должен скопить денег на квартиру где-нибудь в средней полосе России. Неплохо, если останется еще и на машину, и на достойный отпуск для всей семьи".
На НГК говорят, что не занимаются благотворительностью. Но стабильность в регионе имеет свою цену. Тем более что социальное спокойствие во многом определяет инвестиционную привлекательность предприятия.

В этом году Норильскому горно-металлургическому комбинату имени А.П.Завенягина -- 65 лет. Событие отмечает весь город.Путевка из лагеря


Историю не перепишешь. Для Норильского комбината и самого города она началась 23 июня 1935 года. В тот день Совет народных комиссаров Союза ССР принял постановление "О строительстве Норильского никелевого комбината". В нем говорилось, в частности, следующее: "Строительство Норильского никелевого комбината признать ударным и возложить его на Главное управление лагерями Наркомвнудела, обязав организовать для этой цели специальный лагерь". Тогда в Заполярье, на месте нынешнего Норильского промышленного района (НПР), не было ничего, кроме забытой Богом Дудинки.

Так, с Норильского лагеря, расформированного в 1957 году, началась история Норильской горной компании.

Несколько лет спустя уже в свободный Норильск люди потянулись со всей России -- кто за романтикой, кто за большими деньгами, кто по идейным соображениям. Но каждый из вновь прибывших рассчитывал, что через несколько лет работы на Севере сможет заработать себе на достойную жизнь и старость.

Как ведущее предприятие советской промышленности оказалось практически банкротом, известно. Причина -- общероссийский экономический кризис начала 90-х годов. Разрушились многолетние хозяйственные связи, устарело оборудование, не стало денег на закупку новых машин. Комбинат сотрясали забастовки, люди требовали погасить четырехмесячную задержку зарплаты.

Изменилась ситуация только в 1997 году, когда новые собственники НГМК из ОНЭКСИМбанка пригласили на комбинат Джонсона Хагажеева, директора Балхашского металлургического завода (до Балхаша Хагажеев возглавлял медный, а потом Надеждинский металлургический заводы). Новый гендиректор поставил перед комбинатом задачи, которые поначалу многим показались утопией: используя собственные технологии и не прибегая к большим затратам, догнать по производству цветных металлов мировых лидеров в этой области (подробнее см. интервью Джонсона Хагажеева).

Осторожно, идет реконструкция


Сейчас идет работа над реконструкцией комбината (в частности, в собственном научно-техническом центре). Принята сводная программа реализации Концепции технического развития ОАО "Норильская горная компания" на период до 2010 года. План предусматривает развитие горной базы Норильского промышленного района (до 2050 года), модернизацию металлургических заводов, реконструкцию обогатительного передела. На весь комплекс мероприятий руководство компании готово потратить $3 млрд.

В рамках развития комбината планируется сокращение в общем объеме добычи и переработки богатых медно-никелевых руд Талнахского и Октябрьского месторождений, запасы которых ограниченны, с одновременным увеличением переработки менее ценных по цветным металлам (но не менее ценных по драгоценным) руд месторождения Норильск-1.

Уже внедряется так называемая короткая схема извлечения части платиновых металлов -- они выводятся в самостоятельный богатый концентрат уже на стадии обогащения, то есть в самом начале технологической цепочки. Кстати, один из ближайших проектов комбината -- построить новый завод по производству высококачественных концентратов драгоценных металлов, которые будут перерабатываться не только на Красцветмете в Красноярске, но и на других отечественных или зарубежных предприятиях.

С этого года весь объем переработки богатой руды переносится с Норильской на Талнахскую обогатительную фабрику, на которой завершается модернизация.

Петр Баскаев, директор Талнахской обогатительной фабрики: "Мы вводим в строй третий пусковой комплекс с увеличением мощности фабрики более чем на 50%. Уже заканчиваются монтажные работы на флотационных машинах (это наш основной агрегат, который как раз делит руду на медный, никелевый и пирротиновый концентрат). В июле мы их запускаем. К октябрю они будут работать на полную нагрузку. Оборудование приобретено на собственные средства, без привлечения кредитов".

Самым современным металлургическим предприятием в компании является Надеждинский металлургический завод (НМЗ), двадцатилетие пуска которого отмечалось в прошлом году. Именно к его развитию приковано внимание всех инженерно-технических служб и руководства компании, именно он станет становым хребтом РАО "Норильский никель" в третьем тысячелетии. Уже запущена программа реконструкции и увеличения пирометаллургических мощностей НМЗ. Вся переработка никелевого сырья будет переведена туда.

В связи с тем, что НМЗ находится в нескольких километрах от Норильска, бесценным подарком для местных жителей станет сокращение загазованности города.

Другим крупнейшим проектом, реализация которого намечена на 2003 год, является внедрение новейшей технологии серно-кислотного выщелачивания файнштейна (это такой медно-никелевый сплав), разработанной норильскими учеными и получившей одобрение мировых светил в этой области. В результате ее внедрения станут ненужными многие технологические цепочки, связанные с большими потерями ценных металлов и тяжелым физическим трудом.

Планируется не только совершенствование технологических процессов, но и расширение номенклатуры товарной продукции. После реконструкции кобальтового производства появится возможность получать соли кобальта, ультрадисперсные порошки, которые пользуются хорошим спросом (например, сульфат кобальта применяется для подкормки скота). Речь идет также об использовании норильских металлов для выпуска катализаторов, сверхпроводящей керамики, аккумуляторов нового поколения, противоопухолевых препаратов и т.д.

Ключ от квартиры...


Поверьте на слово: заветная мечта каждого норильчанина -- купить квартирку где-нибудь в средней полосе России. За этим на Север и ехали. И как быть, если все сбережения в результате экономических реформ обесценились, а государство, пообещав каждому выплатить по десять среднемесячных зарплат за каждый отработанный на Севере год, своего слова не держит?

Некоторые обязательства государства взяла на себя Норильская горная компания. Сейчас тратятся колоссальные средства (за 1997--1999 года выплачено денежных компенсаций на сумму 311,8 млн. рублей) на переселение людей из Норильска. Это выгодно и городу, и комбинату: трудно содержать несколько десятков тысяч пенсионеров и безработных. Проще помочь им купить квартиры на "материке".

Как рассказал директор по персоналу ОАО НГК Владимир Петров, выплачивая обещанные государством деньги, комбинат от себя добавляет к "казенному пайку" единовременно шесть среднемесячных зарплат каждому работнику.

Владимир Петров: "Например, захотел перебраться на материк заслуженный слесарь 5--6 разряда. Отдаем ему шесть среднемесячных зарплат -- получается где-то 96 тысяч рублей. Плюс платим компенсацию за сданное жилье -- уже 120 тысяч. Как правило, за год-два у него есть неиспользованный отпуск -- это еще 40 тысяч. Чтобы купить квартиру недорого, стараемся заключать договоры там, где уже строится жилье и мы можем чем-то помочь строителям. Таким образом, если стоимость одного кв. м составляет 4 тысячи рублей, то нам оно достается за 1800 рублей. То есть по себестоимости.

Кроме того, мы отправляем вещи работника -- 2--3 контейнера, оплачиваем дорогу. Если это пенсионер (а других мы сейчас не вывозим), он получает в течение двух лет дополнительно по 6 пенсий ежемесячно. Эта программа так и называется -- "Шесть пенсий".

В прошлом году по проекту "Шесть пенсий" из Норильска уехало 4,5 тысячи пенсионеров (в частности, "Профиль" уже писал о переселении норильчан в город Гусь-Хрустальный Владимирской области и поселок Иноземцево Железноводского района Ставропольского края).

Сухой остаток


А что же те, кто остается? На комбинате трудится более 73 тысяч человек. Средняя зарплата -- 16 тысяч рублей в месяц. Кроме того, на пластиковые карточки каждого работника комбинат перечисляет деньги на так называемое профилактическое питание из расчета 60 рублей в день. Путевки в санатории и дома отдыха обходятся приблизительно в 20% от стоимости. Например, отдых в пансионате "Озеро Белое" в Подмосковье простому смертному встанет приблизительно в 8 тысяч рублей, между тем норильчане платят всего 1,5 тысячи.

Уникальна программа под названием "Мамочки": женщина, у которой есть ребенок от 3 до 7 лет, может уволиться с комбината, и при этом ей по-прежнему будут платить зарплату, причем в полном объеме. Захочет вернуться -- пожалуйста. По этой программе дома сидят уже 1700 молодых мам.

Владимир Петров: "Главная наша забота -- обеспечивать заработную плату, которой хватало бы на все необходимое для жизни, а также на отложенный спрос. Это значит, что за 15 лет труда рабочий должен скопить денег на квартиру где-нибудь в средней полосе России. Неплохо, если останется еще и на машину, и на достойный отпуск для всей семьи".

На НГК говорят, что не занимаются благотворительностью. Но стабильность в регионе имеет свою цену. Тем более что социальное спокойствие во многом определяет инвестиционную привлекательность предприятия.

НАТАЛЬЯ ШИРЯЕВА

Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль