13 июня 2025
USD 79 +0.4 EUR 90.01 +0.22
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2004 года: "О чем "Крик" Церетели"

Архивная публикация 2004 года: "О чем "Крик" Церетели"

В подмосковной бухте Радости прошел третий Международный фестиваль современного искусства на открытом воздухе "AРТKлязьма". Выяснилось, что нынешняя жизнь видится современному художнику как сплошная торговля и пьянство. И сам он погружен в эту жизнь с головой. На пляже Клязьминского водохранилища стоит фургончик. Рядом суетится публика. В песок воткнута табличка: "Мария Белова, Алексей Политов. "Искусство будущего в розлив и на вынос". Доносится крик: "В очередь, сукины дети, в очередь!" Публика подчиняется. Разрумяненная дама в переднике нетрезво спрашивает из-за стойки фургончика: "Вам чего?" "Мне Олега Кулика", - отвечает покупатель. "10 рублей за 50 грамм, - говорит женщина. - Килька, хлеб и огурцы бесплатно". "Да что ж вы все Кулика пьете? - крик из очереди. - Выпейте Дубосарского лучше!" Дубосарского, а точнее, водку его имени тоже начинают пить. Это считается перформансом, представлением, то есть видом искусства. Тема фестиваля в этом году - "Новая российская реальность". В соответствии с темой спиртное и торговля стали краеугольным камнем вернисажа. Комиссар "АРТКлязьмы" Владимир Дубосарский поясняет: "Искусство навынос - это игра в ларек. Проект связан с деньгами механически. Никто не стремился заработать". Хотя все-таки немного заработали - 4 тыс. рублей.

©
В подмосковной бухте Радости прошел третий Международный фестиваль современного искусства на открытом воздухе "AРТKлязьма". Выяснилось, что нынешняя жизнь видится современному художнику как сплошная торговля и пьянство. И сам он погружен в эту жизнь с головой.
©
На пляже Клязьминского водохранилища стоит фургончик. Рядом суетится публика. В песок воткнута табличка: "Мария Белова, Алексей Политов. "Искусство будущего в розлив и на вынос". Доносится крик: "В очередь, сукины дети, в очередь!" Публика подчиняется. Разрумяненная дама в переднике нетрезво спрашивает из-за стойки фургончика: "Вам чего?" "Мне Олега Кулика", - отвечает покупатель. "10 рублей за 50 грамм, - говорит женщина. - Килька, хлеб и огурцы бесплатно". "Да что ж вы все Кулика пьете? - крик из очереди. - Выпейте Дубосарского лучше!" Дубосарского, а точнее, водку его имени тоже начинают пить. Это считается перформансом, представлением, то есть видом искусства. Тема фестиваля в этом году - "Новая российская реальность". В соответствии с темой спиртное и торговля стали краеугольным камнем вернисажа. Комиссар "АРТКлязьмы" Владимир Дубосарский поясняет: "Искусство навынос - это игра в ларек. Проект связан с деньгами механически. Никто не стремился заработать". Хотя все-таки немного заработали - 4 тыс. рублей.

Художники так глубоко "погрузились" в объект своего искусства - торговлю, что подчас трудно найти различия между жизнью и произведением искусства. Например, проект природного монументалиста Николая Полисского "Арт-базар", или "Анти-Троекуров". На берегу построили псевдодеревню, в которой кипит настоящая жизнь. Стоимость проекта - $5 тыс. Крестьяне под руководством художника могут заработать около 200 тыс. рублей за три дня, продавая в трактире еду, квас и самогон собственного производства. Цены демократичные. 100 грамм настоящего самогона - 50 рублей, шашлыка - 100 рублей. "Искусство в кризисе, - пояснил Николай Полисский. - Самая большая опасность для искусства - нет зрителя. Как видите, мое искусство употребляют и изощренные искусствоведы, и простые зрители. Мы начали с того, что превратили пищу в искусство. Перед вами - игра в ресторан. Правда, многие люди, которые приходят сюда поесть, забывают, что деревня - это арт-проект, а пища, которую здесь готовят, во многом духовная".

Художник Алексей Сосна из Центра современного искусства имени Анатолия Зверева провел аукцион "Приобретение авторских". Продавались вещи весьма сомнительные. Гвоздь из сгоревшей дачи Маяковского ушел за 400 рублей, засвеченная пленка Хельмута Ньютона - за 50 рублей. Шарф Венедикта Ерофеева за $300 никто не купил. Аукцион принес Алексею Сосне 10 800 рублей. Неподалеку любители современного искусства могли вдоволь пострелять в СорТИРЕ Дианы Мачулиной - самом дорогом из проектов "АРТКлязьмы" этого года (стоимость $3 тыс.). За один выстрел по фанерной шахидке или бумажным корабликам брали 5 рублей (для сравнения: на ВВЦ в обычном тире за 10 выстрелов просят 30 рублей).

Продолжая алкогольную тему, Василий Флоренский выстроил из водочных бутылок пирамиду под названием "Народный парламент". А Виктор Оборотистов назвал "Крепостью" расставленные им в виде карты России бутылки водки с пробками цвета российского флага. Инсталляцию три дня бдительно охраняли трое охранников.

На выставку также пригласили маститого Зураба Церетели с монументом "Крик России". Комиссар выставки Владимир Дубосарский объясняет это концептуальными соображениями: "Когда рядом стоят работы президента Академии художеств и трэш какого-нибудь молодого автора - это ломает рамки выставки". Работа академика осталась практически без внимания. Зато люди активно фотографировались рядом с огромной скульптурой леденцового петушка Дмитрия Цветкова "Всем сосать!". Также зрители тыкали пальцами в сторону дрейфующего в десяти метрах от берега плота с искусственной пальмой и кроватью под ней. На плоту все три дня отдыхал автор проекта "Последний герой" Валерий Корчагин.

Несмотря на выраженную коммерческую составляющую, фестиваль - дело убыточное. Большую часть расходов на организацию вернисажа берет на себя совладелец пансионата "Клязьминское водохранилище" Александр Ежков. Художники Ежкова по имени никогда не называют, с трепетом произнося: "Меценат". В этом году на "АРТКлязьму" было потрачено около $50 тыс. (Для сравнения: в 2002 году только один проект "Леса в лесах" группы "Обледенение архитекторов" обошелся Меценату в $50 тыс., но при этом остался на берегу водохранилища навсегда.) Затраты не окупились - выставку за три дня посетили 7 тыс. человек, из них 4 тыс. по билетам за 100 рублей. Таким образом, организаторы выручили всего $13,5 тыс. Из 200 художников некоторые представили проекты за свой счет, а кто-то - на деньги организаторов. Но комиссар выставки Владимир Дубосарский доволен. "Как ни парадоксально, но самые коммерческие проекты - это некоммерческие", - замечает он.

Никас Сафронов, художник: "Это наглые люди со свободным мышлением"

"Профиль": Как вы относитесь к искусству, выходящему за традиционные рамки?

Никас Сафронов: Я не могу рассматривать серьезно, к примеру, абстракцию, если не вижу, что делал художник раньше и насколько осознанно он подходит к искусству. Если человек умеет работать как профессиональный художник и он заставил о себе говорить, то его акция будет иметь смысл, а его инсталляцию можно рассматривать как произведение искусства. Если же работа сделана дилетантом и он считает, что ее можно выдать за творческую, то он обманывает других.

"П.": Что вы думаете об "акционистах"?

Н.С.: Акционисты - это наглые люди со свободным мышлением, заставляющие людей удивляться. Они бегают по Красной площади, режут себя ножом, прибивают на крест гвоздями или рубят топором иконы. Любой идиот, сумасшедший, который не обозначает себя художником, может это сделать. Разница лишь в том, что художник берет и обозначает себя телевидением, журналами, газетами, собирает вокруг людей, садится в клетку, начинает кусать кого-то. И вызывает интерес, завязанный на прессе. Таких людей нельзя назвать художниками, а акции - искусством. Это импульсивный процесс, но не творческий.

"П.": Деревня, устроенная Николаем Полисским на "АРТКлязьме", - искусство?

Н.С.: Тоже нет. Вот у меня есть приятель-бизнесмен, не имеющий к этому художнику никакого отношения, он хочет сделать три деревни. Взять 50-60 гектаров земли. Пригласить богатых людей, которые выросли в деревне и мечтают вернуться в свое детство. Для них это будет чем-то вроде гостиницы. Они приедут, поживут, поносят зимой валенки, а летом - лапти. Смогут съездить на телеге в соседнюю деревню, подоить корову, попариться в баньке. Получится некий Диснейленд - бизнес-проект. Еще один пример: у закрывшегося банка люди сняли штаны - это импульсивный процесс, его нельзя назвать творчеством. Или - в Англии маг 40 дней провел в куполе, чуть не помер. Это достижение возможностей человека, но никак не искусство.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".