26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2006 года: "О древнем и новом"

Архивная публикация 2006 года: "О древнем и новом"

Грядущие праздники наконец-то предоставят возможность приобщиться к высокому: посетить как старые, так и новые художественные выставки. Чтобы было чем потом в компании козырнуть: мол, пока вы водку с глинтвейном в Куршевелях пили, мы тут арт-объекты вовсю изучали.Из ближайших премьер — масштабная выставка Александра Иванова, приуроченная к 200-летию художника, которая откроется в Третьяковской галерее на Крымском Валу 26 декабря. Посетители увидят работы художника из коллекций самой галереи (Павел Третьяков покупал этюды художника всю свою жизнь), Русского музея, зарубежных частных собраний разных лет, а также рукописи и письма Иванова из фондов Российской государственной библиотеки. Центром выставки станет самое знаменитое полотно живописца, над которым он работал почти четверть века, — «Явление Христа народу». Каждый эскиз к нему (а их были сотни) — сам по себе произведение искусства, один из них — «Голова раба» — был в этом году продан на аукционе в шведском городе Упсала за 1,4 млн. евро.

Художественный дар Иванова проявился рано: в 12 лет его уже приняли в Академию художеств. На фоне ее «нищих художников» Александр, который был выходцем из зажиточной семьи художника Андрея Иванова, смотрелся чуть ли не Крезом, сокурсники ему завидовали: у него было больше карандашей, чем у других. В свободное от учебы время Иванов приходил к отцу, который расписывал церковь Воздвижения Креста Господня, расположенную во флигеле Таврического дворца — резиденции Екатерины II. Постепенно, сам того не замечая, увлекся этой работой. Именно тогда Иванов решил, что тематика его произведений будет религиозной.

В 1827 году он написал картину «Иосиф, толкующий сны в темнице виночерпию и хлебодару». Профессора не поверили, что такое произведение мог создать совсем молодой художник. Вознаграждением стала поездка в Италию: римские катакомбы, собор Святого Петра, где покоились мощи Иоанна Златоуста, Марии Магдалины, поразили Иванова. Это путешествие изменило всю жизнь художника: он поселился в Риме.

Здесь он писал «Явление Христа народу». Иванов просил петербургских чиновников выделить ему средства для поездки в Палестину, виды которой нужно было изобразить на полотне, но тщетно. Художник все больше уединялся в мастерской, его настольной книгой была Библия. В Петербург Иванов приехал только в 1858 году, за полтора месяца до кончины, чтобы показать на родине главную картину своей жизни. Но критики встретили работу холодно...

А в основном здании Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке покажут эскизы образа «Воскресение» для храма Христа Спасителя (с 28 декабря) и акварели художника.

Еще одна новая выставка откроется в Историческом музее: с 27 декабря там будет экспозиция «Любовь и эрос в античной культуре», посвященная античной мифологии и культу человеческого тела в ней. Посетители смогут посмотреть множество терракотовых статуэток, скульптур и ваз.

Тематику давнего прошлого продолжит выставка «Древние культуры Востока. Скульптуры из частных коллекций» (до 15 января). Московские коллекционеры выставили на обозрение буддийские изваяния, фигуры из Древнего Китая, Индии, позднесредневековой Юго-Восточной Азии, доказав, что искусство Востока интересно не только историкам.

Не стоит забывать и о драгоценностях Эрмитажа в Успенском соборе (их можно увидеть до конца февраля). Начиная с Петра I, эти сокровища собирали российские императоры. Такие коллекции были у самодержцев Германии, Австрии и Франции, но коллекция Эрмитажа явно их превзошла. Только на копиях императорских регалий (это уменьшенные в десять раз две императорские короны, скипетр и держава), выполненных Карлом Фаберже, около 6 тыс. бриллиантов.

Тем, кто не успел познакомиться с работами одного из самых известных отечественных фотографов Александра Родченко, Московский Дом фотографии еще раз предоставляет такую возможность на выставке «Фотография — искусство» (с 26 декабря). Родченко был настоящим новатором, применившим ракурсную съемку под резким углом.

Театралам будут рады на выставке «Техника сцены» (до 1 февраля) в Политехническом музее. Здесь расскажут, как в театрах два века назад создавали эффекты грома, ветра, волн и дождя без современных приспособлений. Сценические механизмы воссозданы по чертежам XVII—XVIII веков, многие из них покажут в работе.

В галерее Гари Татинцяна продлена до 20 января выставка японского фотографа и художника Ясумаса Моримуры «Театр одного актера». Для своих картин вначале он придумывает глиняные декорации, потом сам перевоплощается в Лайзу Минелли, Брижит Бардо, Мэрилин Монро, а затем делает фотографию этой композиции.

В ГМИИ им. Пушкина, конечно же, надо посмотреть на работы Павла Филонова. «Очевидец незримого» (до начала февраля) — самая большая выставка его работ за последние 18 лет.

В Московском музее современного искусства можно увидеть необычную выставку «Разговор руками» (до 15 января) — фотоснимки с изображением рук из коллекции американца Генри Буля, в которой их насчитывается около тысячи (начиная с дагерротипов XIX века). В Москву привезли 171 работу, в том числе фотографии Эль Лисицкого, Родченко, Энди Уорхола, Сэм Тэйлор-Вуд. Есть мнение, что искусство вообще началось с отпечатка ладони в первобытной пещере.

Грядущие праздники наконец-то предоставят возможность приобщиться к высокому: посетить как старые, так и новые художественные выставки. Чтобы было чем потом в компании козырнуть: мол, пока вы водку с глинтвейном в Куршевелях пили, мы тут арт-объекты вовсю изучали.Из ближайших премьер — масштабная выставка Александра Иванова, приуроченная к 200-летию художника, которая откроется в Третьяковской галерее на Крымском Валу 26 декабря. Посетители увидят работы художника из коллекций самой галереи (Павел Третьяков покупал этюды художника всю свою жизнь), Русского музея, зарубежных частных собраний разных лет, а также рукописи и письма Иванова из фондов Российской государственной библиотеки. Центром выставки станет самое знаменитое полотно живописца, над которым он работал почти четверть века, — «Явление Христа народу». Каждый эскиз к нему (а их были сотни) — сам по себе произведение искусства, один из них — «Голова раба» — был в этом году продан на аукционе в шведском городе Упсала за 1,4 млн. евро.

Художественный дар Иванова проявился рано: в 12 лет его уже приняли в Академию художеств. На фоне ее «нищих художников» Александр, который был выходцем из зажиточной семьи художника Андрея Иванова, смотрелся чуть ли не Крезом, сокурсники ему завидовали: у него было больше карандашей, чем у других. В свободное от учебы время Иванов приходил к отцу, который расписывал церковь Воздвижения Креста Господня, расположенную во флигеле Таврического дворца — резиденции Екатерины II. Постепенно, сам того не замечая, увлекся этой работой. Именно тогда Иванов решил, что тематика его произведений будет религиозной.

В 1827 году он написал картину «Иосиф, толкующий сны в темнице виночерпию и хлебодару». Профессора не поверили, что такое произведение мог создать совсем молодой художник. Вознаграждением стала поездка в Италию: римские катакомбы, собор Святого Петра, где покоились мощи Иоанна Златоуста, Марии Магдалины, поразили Иванова. Это путешествие изменило всю жизнь художника: он поселился в Риме.

Здесь он писал «Явление Христа народу». Иванов просил петербургских чиновников выделить ему средства для поездки в Палестину, виды которой нужно было изобразить на полотне, но тщетно. Художник все больше уединялся в мастерской, его настольной книгой была Библия. В Петербург Иванов приехал только в 1858 году, за полтора месяца до кончины, чтобы показать на родине главную картину своей жизни. Но критики встретили работу холодно...

А в основном здании Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке покажут эскизы образа «Воскресение» для храма Христа Спасителя (с 28 декабря) и акварели художника.

Еще одна новая выставка откроется в Историческом музее: с 27 декабря там будет экспозиция «Любовь и эрос в античной культуре», посвященная античной мифологии и культу человеческого тела в ней. Посетители смогут посмотреть множество терракотовых статуэток, скульптур и ваз.

Тематику давнего прошлого продолжит выставка «Древние культуры Востока. Скульптуры из частных коллекций» (до 15 января). Московские коллекционеры выставили на обозрение буддийские изваяния, фигуры из Древнего Китая, Индии, позднесредневековой Юго-Восточной Азии, доказав, что искусство Востока интересно не только историкам.

Не стоит забывать и о драгоценностях Эрмитажа в Успенском соборе (их можно увидеть до конца февраля). Начиная с Петра I, эти сокровища собирали российские императоры. Такие коллекции были у самодержцев Германии, Австрии и Франции, но коллекция Эрмитажа явно их превзошла. Только на копиях императорских регалий (это уменьшенные в десять раз две императорские короны, скипетр и держава), выполненных Карлом Фаберже, около 6 тыс. бриллиантов.

Тем, кто не успел познакомиться с работами одного из самых известных отечественных фотографов Александра Родченко, Московский Дом фотографии еще раз предоставляет такую возможность на выставке «Фотография — искусство» (с 26 декабря). Родченко был настоящим новатором, применившим ракурсную съемку под резким углом.

Театралам будут рады на выставке «Техника сцены» (до 1 февраля) в Политехническом музее. Здесь расскажут, как в театрах два века назад создавали эффекты грома, ветра, волн и дождя без современных приспособлений. Сценические механизмы воссозданы по чертежам XVII—XVIII веков, многие из них покажут в работе.

В галерее Гари Татинцяна продлена до 20 января выставка японского фотографа и художника Ясумаса Моримуры «Театр одного актера». Для своих картин вначале он придумывает глиняные декорации, потом сам перевоплощается в Лайзу Минелли, Брижит Бардо, Мэрилин Монро, а затем делает фотографию этой композиции.

В ГМИИ им. Пушкина, конечно же, надо посмотреть на работы Павла Филонова. «Очевидец незримого» (до начала февраля) — самая большая выставка его работ за последние 18 лет.

В Московском музее современного искусства можно увидеть необычную выставку «Разговор руками» (до 15 января) — фотоснимки с изображением рук из коллекции американца Генри Буля, в которой их насчитывается около тысячи (начиная с дагерротипов XIX века). В Москву привезли 171 работу, в том числе фотографии Эль Лисицкого, Родченко, Энди Уорхола, Сэм Тэйлор-Вуд. Есть мнение, что искусство вообще началось с отпечатка ладони в первобытной пещере.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».