26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2008 года: ""Ощущение исключительности""

Архивная публикация 2008 года: ""Ощущение исключительности""

2 октября Сенат США вслед за палатой представителей ратифицировал ядерное соглашение с Индией.

2 октября Сенат США вслед за палатой представителей ратифицировал ядерное соглашение с Индией.

Джордж Буш пока не поставил подпись под документом, однако он вряд ли откажется от проекта, который стоил таких усилий его администрации.

Сторонники ядерной сделки надеялись праздновать победу уже через день после ратификации, когда Кондолиза Райс отправилась с визитом в Нью-Дели. Но, по словам госсекретаря, Конгрессу необходимо соблюсти ряд формальностей, прежде чем отправить документ в Белый дом. Стоит отметить, что соглашение разработано еще летом 2005 года, однако, чтобы оно было представлено на суд американских законодателей, его сторонникам пришлось преодолеть сопротивление оппозиции в индийском парламенте и заручиться поддержкой международной Группы ядерных поставщиков, которая в начале этого сентября сняла мораторий на ядерную торговлю с Индией.
Согласно условиям сделки, Соединенные Штаты обещают поставлять Индии ядерное топливо и компоненты атомных реакторов. Фактически это означает, что Нью-Дели становится членом клуба, в который до настоящего момента входили лишь пять признанных ядерных держав: США, Россия, Великобритания, Франция и Китай. По словам британского журнала The Economist, «учитывая тот факт, что в ядерный клуб входят пять постоянных членов Совета безопасности ООН, признание ядерного статуса Индии — это настоящий дипломатический переворот».
Традиционные альянсы времен «холодной войны» исключали возможность сближения Нью-Дели и Вашингтона. Америка настойчиво поддерживала двух крупнейших врагов Индии — Пакистан и Китай. Индия же была инициатором и лидером Движения неприсоединения. Мало что изменилось и в 1990-е годы, когда администрация президента Клинтона призывала «нейтрализовать ядерный потенциал Нью-Дели». В 1998 году Индия провела пять подземных испытаний ядерного оружия и объявила себя ядерной державой, что вызвало санкции со стороны США.
Но уже в начале XXI века Соединенные Штаты пересмотрели свое отношение к Нью-Дели. Во многом это произошло под влиянием американских неоконов, которые увидели в демократической Индии естественного союзника США. К тому же основные цели администрации президента Буша — демократизация Большого Ближнего Востока, борьба с международным исламским экстремизмом и поддержка умеренных мусульманских государств — оказались созвучны интересам индийской элиты. Идея стратегического альянса с Нью-Дели приписывается советнику Кондолизы Райс Филиппу Зеликову.
Американские сторонники ядерного соглашения с Индией сравнивают его ратификацию с «открытием» Китая Ричардом Никсоном в 1971 году. Тогда Соединенным Штатам удалось разыграть китайскую карту против Советского Союза, сейчас они надеются использовать стратегический альянс с Индией в качестве противовеса набирающему влияние Китаю. Однако как считает американский военный аналитик Харлан Уллман, «многовекторность индийской внешней политики исключает построение «эксклюзивных» двусторонних альянсов, и попытки манипулировать Индией, противопоставляя ее Китаю, вряд ли принесут успех». Тем более что с каждым годом между двумя азиатскими гигантами растет товарооборот. За последние 10 лет он увеличился в 100 раз — с $200 млн до $20 млрд. По словам индийского эксперта Аджая Шуклы, «концепция неприсоединения уступает место новому направлению в индийской внешней политике, которое условно можно назвать сверхприсоединением». Данная стратегия основана на тесных связях со всеми мировыми и региональными державами.
Правда, некоторые политологи убеждены, что рано или поздно Нью-Дели придется сделать выбор и, скорее всего, чаша весов склонится в сторону Америки. «Премьер-министр Манмохан Сингх действительно верит в век США, в то, что судьба Индии неразрывно связана с этой страной, — пишет Д. Малхотра, редактор дипломатического отдела индийской газеты The Telegraph. — Отказ от идеи неприсоединения отражает неспособность и нежелание жонглировать несколькими шарами одновременно».
Тем не менее полностью избавиться от подозрительного отношения к Америке политикам в Нью-Дели пока не удается. И как ни пытается проамериканский премьер убедить их, что ядерная сделка с США выгодна Индии, они продолжают обвинять его в «предательстве национальных интересов» и «полной капитуляции». Как правая, так и левая оппозиция утверждает, что режим международных инспекций угрожает суверенитету Индии. И хотя правительство обещало допустить инспекторов МАГАТЭ лишь на гражданские объекты, оставив военные реакторы под контролем индийских вооруженных сил, в ядерном соглашении видят отказ от независимой внешней политики. К тому же индусы отмечают, что американские законы позволяют США прекратить поставки и отозвать обратно проданное топливо и оборудование, если Индия решится отменить добровольный мораторий на ядерные испытания. Таким образом, по мнению оппозиции, сделка с Америкой вынудит Нью-Дели отказаться от развития военной программы и укрепления собственной безопасности.
В Соединенных Штатах администрацию Буша также критикуют за излишнюю уступчивость. Противники сделки отмечают, что Индия сможет закупать топливо для гражданских ядерных объектов за рубежом, а собственные запасы использовать для производства ядерных бомб. Причем, в отличие от держав, подписавших договор о нераспространении, она не давала обязательств сохранять размеры своего ядерного арсенала на прежнем уровне и не проводить новых испытаний. По мнению американских критиков сделки, заключить ее можно было только в том случае, если бы индийская сторона взяла на себя эти обязательства. «Различные интерпретации договора, — отмечает бывший президент США Джимми Картер в статье, опубликованной в начале сентября в The International Herald Tribune, — могут привести к серьезным противоречиям. В Нью-Дели ядерную сделку рассматривают несколько иначе, чем в Вашингтоне. И это таит в себе огромную опасность для всего мира».
Опасения вызывает и признание ядерного статуса Индии. Некоторые эксперты сравнивают этот шаг с открытием ящика Пандоры, утверждая, что он может спровоцировать гонку вооружений и расширить ядерную карту мира до неконтролируемых размеров. Как только начались разговоры об американо-индийском соглашении, Пакистан, который также является непризнанной ядерной державой, предъявил Вашингтону вполне обоснованные претензии. «Как и Индия, Пакистан имеет право на соглашение о сотрудничестве с США в области мирного атома, — заявил в 2006 году пакистанский премьер-министр Шаукат Азис. — Дискриминационная политика США приведет к серьезным последствиям для региональной безопасности». По словам американского сенатора-демократа Байрона Доргана, «заключая подобное соглашение, США дают понять остальным странам, что они могут действовать, как Индия: секретно разрабатывать оружие массового поражения, игнорируя резолюции ООН, создавать ядерный арсенал и в итоге рассчитывать на поддержку Соединенных Штатов».
Администрация Буша не согласна с такими утверждениями. «Мы считаем ядерную сделку с Индией исключением из правил. Она ни в коем случае не может быть прецедентом для любой другой страны, — заявил недавно представитель Госдепартамента США Том Кейси. Эта позиция в очередной раз заставляет говорить о политике двойных стандартов, особенно в связи с крестовым походом неоконов против иранской ядерной программы. Для Тегерана американо-индийское ядерное соглашение может стать хорошим аргументом в идеологическом противостоянии с США. «Эта сделка является откровенным нарушением Договора о нераспространении ядерного оружия», — утверждает заместитель главы Организации по атомной энергии Ирана Мохаммед Саиди.
Однако, по словам главы МАГАТЭ Мохаммеда Барадеи, «американо-индийское соглашение — это прагматичный способ включить Индию в сообщество стран, которые придерживаются принципов нераспространения». Как пишет обозреватель TheГидеон Рахман, «на самом деле сделка с Индией — это признание свершившегося факта. Нью-Дели уже обладает ядерным арсеналом и не собирается от него отказываться, а Соединенным Штатам не имеет смысла сохранять санкции в отношении одной из великих держав XXI века. Что же касается договора о нераспространении, то Китай, который его подписал, передал ядерные технологии Пакистану, а Индия и Израиль, которые отказались его подписывать, всегда соблюдали принципы нераспространения».
Ключевую роль в ратификации ядерного соглашения Конгрессом США сыграли американские бизнесмены, заинтересованные в развитии торговли с Индией, и мощное индийское лобби. Интересы Индии в Соединенных Штатах отстаивали такие влиятельные политики, как Генри Киссинджер, а кампанию в поддержку ядерного соглашения вела известная лоббистская фирма «Барбур, Грифит и Роджерс», связанная с Республиканской партией США. В кампании участвовали и этнические индийские организации, такие как основанный в 2002 году Американо-индийский комитет за политические действия. В результате ядерное соглашение было ратифицировано подавляющим большинством голосов. В комитете по международным отношениям палаты представителей даже не проводились публичные слушания, а в сенатском комитете прошло одно слушание, на котором выступали лишь сторонники сделки с Индией. «Это просто поразительно, — говорит конгрессмен Джим Лич, — как профессионально была организована кампания по лоббированию индийских интересов».
Огромное влияние на решение Конгресса оказали представители ядерного лобби, которые желают закрепиться на индийском рынке. Ожидается, что Нью-Дели потратит на атомные реакторы около $150 млрд. Деньги немалые, так что игра, судя по всему, стоит свеч. Конечно, компании США столкнутся с конкуренцией со стороны России и Европы и им еще придется убеждать индийских ядерщиков в преимуществах американских стандартных реакторов в сравнении с реакторами-размножителями, которые предпочитают индийцы.
Во многом позиции американских компаний будут зависеть от политики новой администрации США, которая придет в Белый дом в начале следующего года. Как утверждает Харлан Уллман, «чтобы эффективно вовлечь Индию в решение своих задач, США должны сделать акцент на индийское «ощущение исключительности». Собственное американское «ощущение исключительности» может в руках мудрой администрации помочь, а в руках безыскусной администрации помешать этой цели».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».