27 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2010 года: "ПЕРЕПЛАТА"

Архивная публикация 2010 года: "ПЕРЕПЛАТА"

Реальная зарплата в России вернулась на докризисный уровень. Если так пойдет и дальше, конкурентоспособность российских товаров снизится еще больше. Жизнь быстротечна и изменчива. В первом квартале 2010 года самой острой российской проблемой был рост безработицы. Во втором же квартале оказалось, что уровень российских зарплат превысил докризисный пик, притом что безработица никуда не делась. В результате возникают не только новые социальные проблемы, но и без того невысокая конкурентоспособность российской продукции еще больше снижается. В чем причины столь резких скачков и что ждет рынок труда в ближайшем будущем?

Реальная зарплата в России вернулась на докризисный уровень. Если так пойдет и дальше, конкурентоспособность российских товаров снизится еще больше. Жизнь быстротечна и изменчива. В первом квартале 2010 года самой острой российской проблемой был рост безработицы. Во втором же квартале оказалось, что уровень российских зарплат превысил докризисный пик, притом что безработица никуда не делась. В результате возникают не только новые социальные проблемы, но и без того невысокая конкурентоспособность российской продукции еще больше снижается. В чем причины столь резких скачков и что ждет рынок труда в ближайшем будущем?

ГДЕ ГУСТО, А ГДЕ ПУСТО
Мы уже привыкли к тому, что в России постоянно растет разрыв между самыми богатыми и самыми бедными. Но начавшийся выход из кризиса принес с собой новую социальную проблему. Растет социальная дифференциация между теми, кто потерял работу, и теми, кто ее сохранил.
С одной стороны, количество безработных снижается незначительно. Вот последние данные Росстата: в мае 2010 года уровень безработицы, то есть отношение числа безработных (по ме-тодике МОТ, включая не зарегистрированных на биржах труда) к экономически активному населению составило 7,3% (5,6 млн человек). Для сравнения: в январе 2010 года уровень безработицы был самым высоким и со-ставлял 9,2%. Однако надо учитывать, что среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в мае составил 16,3%. При этом нарисованную картину "улучшает" значительная часть молодежи школьного возраста, входящая в эту группу. Учащиеся искусственно приравниваются к уже вышедшим на рынок труда, поэтому на самом деле ситуация еще острее.
Но параллельно на рынке труда разворачиваются и совсем другие процессы. В конце июня появились оценки, по которым падение уровня зарплат сменилось их ростом в реальном выражении. Речь идет о подсчетах директора аналитического департамента Банка Москвы Кирилла Тремасова, которые в принципе совпадают с выводами, сделанными в Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), считающемся структурным подразделением Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. Кирилл Тремасов полагает, что уровень российских зарплат по их покупательной способности впервые превысил докризисный. Зарплаты мая на 1,5% выше исторического максимума от сентября 2008 года, а их средний уровень за январь-май выше, чем в аналогичный докризисный период, на 3%. Эксперт ЦМАКПа Игорь Поляков уточняет: с учетом поправок не только на инфляцию, но и на особенности цикличности работ и выплат премий уровень доходов в мае превысил пик сентября 2008 года на 0,7%: "Цифра в пределах погрешности. Можно сказать, что докризисный максимум достигнут, но не превышен".
Что же получается: безработица, пусть нехотя, но отступает, реальные доходы занятых растут, оставляя кризис позади. Вперед - к торжеству социальной справедливости?

ЧУДЕСА НЕДОЛГОВЕЧНЫ
Хорошо бы, конечно, чтобы вектор развития был именно таким, но знак вопроса поставлен неспроста. Шаг к большей социальной справедливости сделан, но бессознательно. Задачи вывести зарплаты на докризисный уровень, когда уровень ВВП остается ниже рекордного результата второго квартала 2008 года на 7,3%, а уровень промышленного производства и того ниже (-9,4%), правительство не ставило. Предполагать, что российские предприниматели внезапно испытали настолько нестерпимые угрызения совести, что стали делиться доходами с наемным персоналом, не приходится. Объяснение не в христианской морали, а в макроэкономике.
Слагаемых социального чуда два. Номинальный рост зарплат в 2010 году тот же, что и год назад. Росстат свидетельствует: 11,4% за январь-май 2010 года против 11% за тот же период 2009 года. Но с учетом инфляции ситуация принципиально иная: в 2009 году за январь-май реальные зарплаты сократились на 2%, а в 2010 году увеличились на 4,4%. Если ограничиться одним апрелем, получается еще чудеснее: по данным Росстата, за год номинальная апрельская зарплата выросла на 12,4%, составив в среднем по России чуть более 20,3 тыс. рублей. При этом уровень инфляции в стране - 6%, то есть реальная зарплата выросла на 6,4%.
Самое время поинтересоваться: как долго удастся пожить в эту пору чудесную? Ответ опять будем искать в макроэкономике.
Аудиторско-консал-тинговая компания ФБК на своем сайте выложила расчеты, согласно которым доля зарплат в российском ВВП уже в 2009 году превысила 40%. По этому показателю Россия обошла Евросоюз, где зарплаты составляют 39,3%. Напомним, в марте 2008 года Минэкономразвития приводило данные, по которым производительность труда в России в 30 раз ниже, чем в Евросоюзе. Уровень кризисного падения ВВП в России превысил европейский, значит, сейчас производительность труда еще ниже. И если доля зарплат в ВВП России и ЕС практически одинакова при совершенно неравной производитель-ности труда, то российское экономическое отставание будет только нарастать. Ситуация становится еще бо-лее контрастной, если вспомнить, что значительный вклад в российский ВВП вносят растущие цены на нефть, которые повышают и средний показатель производительности труда, хотя рост цен на нефть никак не отражает реальную производительность.
Макроэкономический вывод однозначен: рост доходов должен быть ограничен, иначе на конкурентоспособности российской продукции будет поставлен крест.
Подтверждается ли такой вывод прогнозами правительства? Конечно, прямым текстом так задачу никто не формулирует - социальные волнения никому не нужны, следует соблюдать политкорректность. Но вот цифры из последней, июньской, версии прогноза Минэкономразвития на 2010-2013 годы. Реальная зарплата за январь-апрель 2010 года в годовом исчислении выросла на 3,8%, а за год в целом показатель должен составить всего 3,6%. И это притом, что в 2009 году все показатели, включая реальную зарплату, последовательно ухудшались. Значит, Минэкономразвития уже прогнозирует замедление темпов роста реальных зарплат. Ни для кого не секрет, что торможение может оказаться и более резким, если инфляция превысит задание Минэкономразвития, а оно составляет 6-7% (декабрь 2010 года к декабрю 2009-го). И тогда уже никаких чудес.

1,5% - НАСТОЛЬКО РЕАЛЬНАЯ ЗАРПЛАТА В МАЕ 2010 ГОДА ПРЕВЫСИЛА РЕКОРДНЫЙ УРОВЕНЬ СЕНТЯБРЯ 2008 ГОДА.

Замедление роста зарплат
Доля зарплат в российском ВВП уже в 2009 году превысила 40%. По этому показателю Россия обошла Евросоюз. И если доля зарплат в ВВП России и ЕС практически одинакова при совершенно неравной производительности труда, то российское экономическое отставание будет толь-ко нарастать. Макроэкономический вывод однозначен: рост доходов должен быть ограничен, иначе на конкурентоспособности российской продукции будет поставлен крест.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».