29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2010 года: "ПИР ИСКУССТВА"

Архивная публикация 2010 года: "ПИР ИСКУССТВА"

Арт-рынок работает по тем же законам, что и фондовый: наибольшие доходы приносят вложения в недооцененные активы - в малоизвестных и нераскрученных художников. В июне на "Русских торгах" аукционного дома Сhristie's было установлено сразу несколько рекордов. Работа художника Кузьмы Петрова-Водкина "Вася" была куплена более чем за $2,6 млн при сравнительно низком эстимейте в 350 тыс. фунтов стерлингов. За такую цену Петрова-Водкина на аукционах еще не покупали. Полотно "Вася" хранилось в частной американской коллекции и не появлялось на публике с 1932 года.
Второе достижение - картину Константина Коровина "Натюрморт с розами и яблоками" купили за $1,35 млн. Конечная стоимость пре-высила эстимейт в девять раз! Впрочем, эта сумма не является рекордной для Коровина - по крайней мере, две его картины продавались на аукционах еще дороже.
Третьим в списке топ-лотов Christie's стало полотно "Скотный двор на берегу реки" Михаила Клодта. Оно ушло с торгов за $1,1 млн, правда, в этом случае конечная цена практически совпала с эстимейтом - $1-1,3 млн.
В ходе торгов было установлено еще два мировых ценовых рекорда на работы двух русских художников. Произведение Михаила Зичи, посвященное празднованию серебряного юбилея свадьбы императора Александра II и Марии Александровны", ушло с молотка за $690 тыс. Другая картина - произведение на тему греческой мифологии Николая Калмакова "Афродита с Эросом и Антеросом" - была продана за $454 839.
Общая сумма от продажи русских художников составила $11,7 млн. Секция русской живописи распродана на 92%.

Арт-рынок работает по тем же законам, что и фондовый: наибольшие доходы приносят вложения в недооцененные активы - в малоизвестных и нераскрученных художников. В июне на "Русских торгах" аукционного дома Сhristie's было установлено сразу несколько рекордов. Работа художника Кузьмы Петрова-Водкина "Вася" была куплена более чем за $2,6 млн при сравнительно низком эстимейте в 350 тыс. фунтов стерлингов. За такую цену Петрова-Водкина на аукционах еще не покупали. Полотно "Вася" хранилось в частной американской коллекции и не появлялось на публике с 1932 года.
Второе достижение - картину Константина Коровина "Натюрморт с розами и яблоками" купили за $1,35 млн. Конечная стоимость пре-высила эстимейт в девять раз! Впрочем, эта сумма не является рекордной для Коровина - по крайней мере, две его картины продавались на аукционах еще дороже.
Третьим в списке топ-лотов Christie's стало полотно "Скотный двор на берегу реки" Михаила Клодта. Оно ушло с торгов за $1,1 млн, правда, в этом случае конечная цена практически совпала с эстимейтом - $1-1,3 млн.
В ходе торгов было установлено еще два мировых ценовых рекорда на работы двух русских художников. Произведение Михаила Зичи, посвященное празднованию серебряного юбилея свадьбы императора Александра II и Марии Александровны", ушло с молотка за $690 тыс. Другая картина - произведение на тему греческой мифологии Николая Калмакова "Афродита с Эросом и Антеросом" - была продана за $454 839.
Общая сумма от продажи русских художников составила $11,7 млн. Секция русской живописи распродана на 92%.

НА ВКУС И ЦВЕТ
Мы уже привыкли к тому, что многие русские художники - Иван Шишкин, Иван Айвазовский, Константин Со-мов - фавориты крупных международных аукционов. Между тем лет сорок назад такое трудно было представить. На Западе даже существовала точка зрения, что в России вообще нет самостоятельного изобразительного искусства, что русские художники - не более чем эпигоны своих знаменитых западных собратьев. И вот теперь ситуация полностью переменилась. Более того, за российскими художниками "первого эшелона" выдвигаются все новые имена, в том числе и такие, которые в России-то не слишком широко известны. Что происходит?
Нельзя сбрасывать со счетов такие факторы, как изменение вкусов и стремление коллекционеров от-крыть для себя что-то новое. Каждое поколение ув-лекается разными эпохами и собирает разное искусство, и поэтому художники, которые не были популярны двадцать лет назад, сегодня обратили на себя внимание. Многие галеристы вообще считают, что изменения приоритетов покупателей ста-новятся заметны на больших временных отрезках. "В течение двадцати лет вкус стабилен, - полагает галерист Емельян Захаров. - Думаю, реальную оценку вкусам можно давать только в отрезке в сто лет". Об изменениях вкусов публики говорит и Алексей Тизенгаузен, международный директор департамента русского искусства Christie's: "В 1892 году на торгах Christie's в Лондоне было предложено полотно Эдгара Дега "Любительница абсента", на котором была изображена женщина в баре, сидящая за столом с бокалом абсента. Во время выставки и позже, во время продажи работы, публика отвергла ее, потому как на ней была изображена женщина низшего сословия, да и к тому же пьющая абсент, столь любимый художниками за галлюциногенные эффекты. Сегодня же эта работа выставляется в Музее Орсе и считается одной из самых важных и сильных работ Дега".
Если сравнить нынешние торги с торгами двадцатилетней давности, то также становится очевидным изменение восприятия русских художников игроками арт-рынка. В 80-е и в начале 90-х годов за-падные коллекционеры предпочитали работы начала XX века - Бориса Кустодиева, Константина Сомова, Константина Коровина. В то же время художники парижской школы - мастера, эмигрировавшие во Францию между Первой и Второй мировыми войнами, к примеру Павел Челищев, и художники, оформлявшие балеты дягилевских "Русских сезонов" (Леон Бакст и Александр Бенуа), были относительно дешевы: из их картин можно было довольно быстро собрать хорошую коллекцию. В очень небольших количествах появлялись на аукционах и советские художники-нонконформисты, к примеру Оскар Рабин. Затем круг русских и советских художников, чьи работы продавались на крупнейших мировых аукционах, стал расширяться.
"Как только распался СССР и появилась возможность участия в аукционах, люди стали покупать передвижников, пейзажи, натюрморты, - Ивана Шишкина, Ивана Айвазовского, Льва Лагорио", - рассказывает искусствовед Надежда Смирнова.
Пришла очередь и советского авангарда. Авангард долгое время был не понятен покупателям. "Левый фронт искусств" (художники Варвара Степанова, Любовь Попова, Владимир Татлин) не был хорошо изучен даже на родине, не говоря уж о Европе и Америке, поэтому не так хорошо продавался. То же можно сказать и о советских художни-ках-шестидесятниках, кото-рые долгое время были под запретом. Теперь и они вовлечены в арт-рыночный оборот.

КУПИТЬ ДЕШЕВО - ПРОДАТЬ ДОРОГО
Конечно, вкусы покупателей - это важный фактор, но далеко не единственный. Арт-рынок функционирует по тем же законам, что и фондовый. Чтобы не впасть в застой, ему необходима экспансия - вовлечение в оборот все новых и новых активов. В данном случае произведений искусства. Здесь все, как с акциями. Существуют свои "голубые фишки" - художники XIX века и импрессионисты. Они хорошо изучены и являются надежным инструментом для инвестиций. Но их эстимейты высоки, и разрыв между продажной ценой на аукционе и эстимейтом не так велик.
Поэтому в оборот вовлекаются все новые и новые художники, в том числе "второго эшелона". Поначалу эс-тимейты новых художников сравнительно невелики, но именно благодаря этому появляется потенциальная возможность хорошо заработать на их перепродаже в кратко- и среднесрочной перспективе. Именно так происходит с акциями молодых компаний, выходящих на фондовый рынок. Конечно, как и на фондовом, на арт-рынке можно не угадать...
Разумеется, продажа новых художников, как всякого нового товара, требует соответствующей рекламы. Эту роль на арт-рынке выполняют статьи искусствоведов и всякого рода экспертные оценки. В определенный момент специалисты вдруг "открывают" художника и начинают втолковывать потенциальным покупателям, что именно этот мастер имеет хорошие рыночные перспективы. Закон един для всех: чтобы хорошо продаваться, автор должен быть хорошо известен искусствоведам, экспертам и покупателям. "Сейчас вы можете заплатить больше за хорошую работу Александра Яковлева, чем за работу малоизученной Александры Экстер, - рассказывает глава Русского отдела Sotheby's Джоанна Виккери. - Это неудивительно, большим спросом пользуются работы, которые проще оценивать и изучать. Многие наши клиенты из купленных на аукционах Sotheby's работ пытаются создать коллекцию, которую они затем выставят на публике. Поэтому они и покупают работы, о которых много написано, которые хорошо исследованы". Иными словами, хорошо отрекламированы.
{PAGE}
Конечно, не надо представлять дело так, что средствами пиара и рекламы можно выдать за шедевр любую мазню. Но схема продвижения на рынке художника существует и хорошо отлажена. Галеристы и арт-дилеры находят автора с хорошими перспективами на рынке. Определить такого художника можно по нескольким критериям. Первый и важный фактор - художественные произведения должны быть "свежими" для рынка, в хорошем состоянии, с хорошим провенансом. Второй критерий - уровень мастерства, новизна художественного языка. К примеру, залог успеха Казимира Малевича во многом в его новаторстве. Имеет значение и такой фактор, как контекст, - творческие и человеческие связи художника. Если, скажем, настоящий Рембрандт "закончился", то вслед за ним хорошо пойдут художники "круга Рембрандта". Но при этом хорошо, если художник имеет и свой узнаваемый стиль, например как у Коровина - он один из успешно продающихся русских художников. Спутать Коровина с другим автором практически невозможно. Когда объект раскрутки найден, игроки арт-рынка организуют публикации об авторе, скупают его работы, формируют коллекцию, печатают каталог, а затем выставляют вещи на аукцион. Механизм запущен: у покупателей разгорается интерес. Как только автор доходит до известного аукциона, его работы хотят иметь все.
Таким образом, инвесторы, как правило, стоят перед выбором: купить дорогие вещи давно проверенных и надежных мастеров или относительно дешевые картины недавно вышедших на рынок художников. В первом случае вложения надежнее, но перепродать картины можно будет почти за столько же, за сколько они были куплены. Цены на произведения менее известных художников могут вырасти вдвое и втрое. Так, дорогие Айвазовский, Сомов и Лагорио вряд ли в скором времени будут продаваться по цене, в несколько раз превышающей нынешнюю. А вот работы авторов, недавно пришедших на рынок, могут быть куплены, как показали торги, за суммы, во много раз превышающие их сегодняшний эстимейт. Поэтому если у Айвазовского, Сомова или Лагорио на аукционе эстимейт слишком завышен, то интерес к ним снижается.
Лишним доказательством этого являются июньские "Русские торги" Sotheby's. Как и у Сhristie's, русское искусство продавалось там хорошо. Общая стоимость проданных на торгах Sotheby's картин составила 12,66 млн евро. В первый же день пейзаж не самого известного русского импрессиониста, Дмитрия Виноградова, "Вид на Ай-Петри" был продан за 623 650 фунтов стерлингов, что превысило эстимейт почти в пять раз. Более чем за 2,5 млн фунтов стерлингов было продано полотно Александра Яковлева "Тити и Нарангхе, дочери вождя Екибондо" (эстимейт - 900 тыс. фунтов стерлингов). Александр Яковлев - представитель неоклассического течения внутри модерна, в 1920-х часто выставлялся в Европе и Америке. Это примеры продажи работ художников, которые постепен-но завоевывают звание фа-воритов.
А вот ситуация с раскрученными именами несколько иная. Картина "Чернолесье" знаменитого Ивана Шишкина имела эстимейт 1-1,5 млн фунтов стерлингов и была продана за "свои" деньги - 1 217 250 фунтов стерлингов. Марины же Ивана Айвазовского вообще не были проданы. Хотя на одну из них, "Закат над Искьей" (1857), Sotheby's делал большие ставки. Картина происходила из частной американской коллекции и была предварительно оценена в 600-800 тыс. фунтов стерлингов. На картину Константина Сомова "Свидание в парке" покупателя также не нашлось.
Итак, дело за малым. Надо угадать, кто из русских или советских художников "выстрелит" следующим. Где-то в московских мастерских лежат сегодня картины, которые через десяток лет будут, возможно, стоить сотни тысяч долларов. Осталось только их отыскать...

САМЫЕ ДОРОГИЕ АУКЦИОННЫЕ ПОКУПКИ:
1.Пабло Пикассо. "Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев" ($106 482 500).
2.Густав Климт. "Портрет Адели Блох-Бауэр II" ($87 936 000).
3.Винсент Ван Гог. "Портрет доктора Гаше" ($82 500 000).
4.Клод Моне. "Пруд с кувшинками" ($80 451 178).
5.Энди Уорхол. "Авария зеленой машины" ($71 720 000).

КСТАТИ
Из русских художников с хорошими рыночны-ми перспективами эксперты сейчас выделяют Моисея Фей-гина, скончавшегося два года назад (его выс-тавка последний раз про-ходила в ЦДХ в 2007 году), и Сергея Лобанова - участников объединения "Бубновый валет". Вероятно, скоро и они появятся в списках лотов крупных аукцинов.

ИТОГИ ТОРГОВ ИМПРЕССИОНИЗМА И МОДЕРНИЗМА:
Восемь работ на торгах импрессионизма и модернизма Christie's было продано более чем за 5 млн фунтов стерлингов. Общий результат торгов - $226,5 млн. "Портрет Анхеля Фернандеса де Сото" кисти Пабло Пикассо ушел с молотка за $51,6 млн - вторая цена за работу, когда-либо проданную на торгах Christie's в Лондоне. Он и стал лидером аукциона. У Sotheby's общий объем продаж превысил отметку в $165 млн. Самым дорогим лотом стала картина Эдуара Мане "Автопортрет с палитрой", купленная за $29,5 млн.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама