Наверх
24 января 2020
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "План двух пятилеток"

— Десять лет работы на российском банковском рынке — серьезная дата. Подводя итоги 10-летней деятельности, как вы оцениваете темпы развития МДМ-Банка?

— За эти годы сделано и достигнуто очень многое. Ведь 10 лет назад МДМ был создан как небольшая финансовая компания, специализирующаяся на конверсионных операциях с иностранной валютой. А сейчас мы входим в десятку крупнейших российских банков и при этом продолжаем показывать одни из самых высоких темпов развития. Приятный для нас символический итог первого десятилетия — то, что летом этого года банк был признан журналом Euromoney "Лучшим банком в России", а такое авторитетное издание, как The Banker, уже второй год подряд называет МДМ "банком года в России". Конечно, банковскому бизнесу пришлось пережить немало трудностей, но наш банк не только выдержал все испытания, но даже вышел из них более сильным. И, как и прежде, мы ставим перед собой много амбициозных планов.

В каких направлениях ваш банк преуспел в большей степени, а в каких результаты могли бы быть лучше?

У банка сейчас три основных направлений бизнеса. Пока главное для нас — это обслуживание корпоративной клиентуры. Наиболее активно мы начали развивать его с конца 1998 года. На сегодняшний день мы обслуживаем более 50 из 100 крупнейших российских компаний. Вместе с тем мы хорошо понимаем, что рынок обслуживания крупнейших корпораций уже становится чрезвычайно высококонкурентным, и поэтому в последнее время очень активно развиваем работу с клиентами среднего сектора с примерным объемом продаж $100—200 млн. в год. Нам хотелось бы больше, чем сейчас, работать с некрупными клиентами, тем более что сеть и технологии нашего банка это позволяют. Но на сегодняшний день, к сожалению, бизнес небольших компаний непрозрачен, многие из них не готовы к работе с крупными банками, поскольку ведут "серую" бухгалтерию и не готовы предоставлять нам открыто информацию о владельцах бизнеса, структуре собственности, правах на имущество и т.д. Второе направление (и то, с чего исторически банк начал свое развитие) — работа на финансовых рынках. К сегодняшнему дню уровень операций, которые мы проводим, и качество услуг на финансовых рынках — одно из самых серьезных наших конкурентных преимуществ. Мы работаем практически со всеми финансовыми инструментами, причем в таких секторах рынка, как валютный, МБК, банкнот, драгметаллов, брокерское обслуживание, занимаем ведущие позиции. В последние несколько лет это направление вышло на качественно новый уровень. Стержнем становится комплексное сопровождение операций клиентов с разнообразными финансовыми инструментами, предоставление им различным образом структурированных инвестиционных продуктов. Поэтому на первый план выходит организация эмиссий облигаций, сделок слияний и поглощений и т.д. Третье направление, которое мы стали развивать позже других, — это розница, роль которой очень быстро растет. Например, уже много лет все крупные банки выпускают пластиковые карты. Но еще недавно с маркетинговой и экономической точек зрения это был очень примитивный продукт: на него начислялась лишь заработная плата. А сейчас "пластик" становится крайне интересным, поскольку позволяет продать целый пакет услуг. Похожая ситуация с розничным кредитованием. Еще совсем недавно заниматься им не имело особого смысла, потому что было очень мало клиентов, которые хотели и могли позволить себе взять банковскую ссуду. Но сейчас на глазах меняется и качество жизни людей, и ее философия. С одной стороны, рост доходов позволяет им обслуживать кредиты, с другой — им это нравится. Люди больше не хотят отказывать себе в чем-то и откладывать деньги в течение нескольких лет.

Они предпочитают получать удовольствие от жизни и приобретать, что им хочется, сразу. Кстати, это очень похоже на то, что происходило в Соединенных Штатах в 50-е годы. Тогда потребительский бум кардинально изменил и страну, и, кстати, ее банковскую систему. Еще одно направление нашей деятельности находится сейчас в стадии становления — это управление активами частных клиентов. Оно у нас существует в различных формах, в частности, мы предлагаем нашим клиентам такую услугу, как управление пенсионными накоплениями. Сегодня мы принимаем активное участие в пенсионной реформе, в частности МДМ-Банк является одним из трансферагентов, имеющих право заверять подписи граждан, решивших отдать свои пенсионные накопления частным компаниям. У нас есть своя управляющая компания "Петровский фондовый дом", которая имеет право привлекать и управлять пенсионными накоплениями граждан. Мы прекрасно понимаем, что в первый год работы пенсионной реформы 98% пенсионных накоплений останутся у государства, и только со временем население постепенно начнет доверять свои деньги частным управляющим компаниям. Но для того, чтобы получить в будущем долю дохода на этом рынке, надо быть его активным участником уже сейчас.

Какова структура кредитного портфеля вашего банка?

Основную часть кредитного портфеля МДМ-Банка составляют юридические лица (97%), на долю частных клиентов приходится 3%. При этом доля корпоративных клиентов в кредитном портфеле на сегодняшний день равна $2 млрд., а частных лиц — $60 млн. Но я думаю, что в следующем году, если экономическая ситуация в стране кардинально не изменится, доля физических лиц в клиентском портфеле нашего банка может увеличиться до 10%.

Какие из продуктов для частных клиентов являются для вашего банка ключевыми и наиболее перспективными?

Вообще, ориентируясь на западную практику, мы стремимся внедрить весь классический спектр розничных услуг. И сейчас наиболее актуальным является продвижение традиционных кредитных продуктов. Так, например, с прошлого года банк начал предоставлять клиентам кредиты на покупку автомашин. И это, безусловно, самый востребованный кредитный продукт. Причем в кредит приобретают и очень дорогие машины, и автомобили эконом-класса. Начав выдавать автомобильные займы в Москве, мы быстро переместились в регионы, где спрос тоже оказался высоким. В настоящее время МДМ-Банк предоставляет кредиты на покупку автомобиля более чем в 30 регионах России. Еще один базовый продукт — вклады населения. Благодаря широкой филиальной сети, привлекательным процентным ставкам и в целом хорошим позициям на розничном рынке темпы прироста частных вкладов в МДМ-Банке выше, чем в среднем по банковской системе. На сегодняшний день объем остатков на рублевых и валютных вкладах населения составляет $210 млн. Помимо этого приоритетным для нас направлением является выпуск и обслуживание пластиковых карт, и в этом секторе мы занимаем лидирующее положение. Пользуется спросом наша ко-брендинговая карта, разработанная совместно с платежной системой VISA и сетью магазинов "Седьмой Континент". Использование такой карты позволяет клиенту получать скидку при покупке продуктов. С момента запуска программы в 1998 году нами выпущено 75 тыс. карт. С октября этого года мы запустили программу ипотечного кредитования. Вообще, уже довольно многие крупные банки работают с ипотекой. Но есть целый ряд серьзных пробелов в законодательстве, из-за которых, увы, ипотека пока не может стать столь массовой, какой она, по идее, должна быть. Кроме того, нет и действенных схем рефинансирования ипотечных кредитов. Также мы развиваем такое направление работы, как private banking, — в данном случае речь идет о работе с клиентами с высоким уровнем достатка. Именно эти клиенты хотят индивидуального подхода и индивидуальных продуктов. Предлагая те или иные услуги по управлению средствами такого клиента, мы разрабатываем индивидуальную инвестиционную схему работы. Она включает финансовый консалтинг по вопросам владения, распоряжения и пользования сбережениями семьи, продуманную юридическую концепцию семейных фондов и трастов, помощь в организации банковского обслуживания за рубежом, организацию экспертной оценки и помощь в оформлении коллекций живописи, антиквариата и многое другое. Важную роль в развитии розничного бизнеса играет тот фактор, что наш банк насчитывает 108 филиалов, дополнительных офисов и операционных касс.

Какой продукт из предлагаемых МДМ-Банком частным лицам пользуется наибольшим спросом?

Если брать по всему спектру предлагаемых нами продуктов, то это, в первую очередь, депозиты и совместные с "Седьмым Континентом" пластиковые карты. Число клиентов, открывших в МДМ-Банке и банке "МДМ-Банк Санкт-Петербург" депозитные счета, достигло 2 млн., а число карточек, выданных только в отделениях в Москве и Санкт-Петербурге, составляет почти 500 тыс.

На сегодняшний день на рынке банковских услуг серьезная конкуренция. Что сейчас определяет успех?

Во-первых, это сильная профессиональная банковская команда. Во-вторых — выстроенность внутренних бизнес-процессов, четкая система мотивации персонала, а также сформулированная и детализованная стратегия банка. И, как и прежде, — амбициозность и желание быть лучшими.

Какой сектор банковской деятельности, на ваш взгляд, является наиболее перспективным?

Стоит отметить рынок различных альтернативных кредитованию форм корпоративного финансирования, прежде всего — выпуск облигаций. Российские компании стали активно прибегать к такому виду заимствования всего лишь три года назад, а уже сегодня это один из самых развитых секторов рынка. Публичный выпуск можно рассматривать еще и как вид профессиональной рекламы компании, и это хороший способ формирования кредитной истории эмитента. Мы на этом рынке выступаем профессиональным организатором и андеррайтером, по объему и числу размещенных эмиссий мы постоянно занимаем первое или второе место. Безусловно, интересным рынком со временем станет также первичное размещение акций на фондовом рынке как один из способов привлечения капитала.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK