26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2007 года: "План за планом"

Архивная публикация 2007 года: "План за планом"

Утвержденная правительством генеральная схема размещения энергообъектов до 2020 года масштабнее, чем предыдущие планы РАО ЕЭС. Но и реализовать ее будет еще сложнее.Грандиозные программы развития российской электроэнергетики множатся. Не успело руководство энергохолдинга утвердить, а потом еще и увеличить собственную инвестиционную программу до 2011 года (в окончательном варианте ее объем составил примерно 3,1 трлн. рублей), как российское правительство приняло за основу генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2020 года. Перед этим проектом меркнут даже огромные инвестиционные планы менеджмента РАО ЕЭС во главе с Анатолием Чубайсом.

Сама схема существует в двух вариантах. Первый предполагает, что энергопотребление в России будет увеличиваться примерно на 4,1% в год. В этом случае общая установленная мощность российских станций вырастет с нынешних 220 тыс. МВт до 349,1 тыс. МВт в 2020 году. Второй, максимальный вариант предусматривает ежегодный рост энергопотребления на уровне 5,2%. В этом случае количество мощностей должно вообще чуть ли не удвоиться и к 2020 году составить 400,4 тыс. МВт. И в том и в другом варианте инвестиции для реализации этих планов требуются просто колоссальные. Даже в случае с первым, «базовым» вариантом речь будет идти о 12 трлн. рублей. Это почти в четыре раза больше, чем текущая инвестпрограмма РАО ЕЭС. В случае, если рост энергопотребления будет выше, инвестиций потребуется еще больше — около 16 трлн. рублей. С поиском таких колоссальных денег могут возникнуть проблемы.

Зачем так много?

Некоторые эксперты из числа скептиков полагают, что такого количества новых электроэнергетических мощностей российской экономике даже с учетом нынешнего дефицита не нужно. Расчеты Минпромэнерго предполагают, что вплоть до 2020 года энергопотребление в России будет увеличиваться нынешними темпами. По данным РАО ЕЭС, в 2006 году оно выросло в России на 4,2%. Значит ли это, что оно и впредь будет увеличиваться так же? По мере роста цен на электроэнергию (а в том, что ее стоимость в ближайшие годы будет только увеличиваться, не сомневается сегодня никто) компании, полагают скептики, будут стараться потреблять меньше тока. С другой стороны, вырастут возможности для экспорта электроэнергии: покупатели нашлись бы и сейчас, только экспортировать пока оосбо нечего, самим не хватает.

Кроме того, все больше промпредприятий станут задумываться о том, чтобы строить собственные станции, а не зависеть от сторонних поставщиков. Этот процесс уже начался. «С экономической точки зрения уже сегодня более выгодно строить собственные электростанции, так как стоимость подключения к сетям давно превысила психологический барьер в $1000 за 1 кВт установленной мощности (в некоторых местах это показатель достигает $1500 за 1 кВт), с учетом того, что строительство собственной генерации обойдется в $800—1200 за 1 кВт», — рассказывает руководитель отдела исследований электроэнергетики Института проблем естественных монополий Наталья Порохова. Мало кто сомневается, что в дальнейшем этот процесс будет только нарастать.

Источники инвестиций

Найти деньги для строительства такого количества новых станций будет непросто. Сейчас один из главных финансовых источников инвестпрограммы РАО ЕЭС — средства от допэмиссий акций генерирующих компаний, которые активно раскупаются инвесторами. Энергохолдингу уже удалось осенью 2006 года продать на фондовом рынке около 14,4% бумаг ОГК-5 за $459 млн. В марте этого года «Норильский никель» выкупил 37,9% акций ОГК-3 за $3,1 млрд., заплатив за бумаги даже больше их тогдашней рыночной капитализации. Председатель правления РАО ЕЭС Анатолий Чубайс заявлял о том, что энергохолдинг намерен до конца года за счет продажи пакетов акций 15 генерирующих компаний привлечь до $15 млрд. На эти деньги будут строить новые станции. Впоследствии планируется продать оставшиеся госпакеты акций в ТГК и ОГК, а вырученные средства инвестировать в модернизацию российской сетевой инфраструктуры.

До 2020 года денег этих, понятно, не хватит. За счет каких средств в этом случае предлагается впоследствии строить станции и модернизировать сети? По словам директора департамента структурной и тарифной политики в естественных монополиях Минпромэнерго Вячеслава Кравченко, развитие сетевой инфраструктуры в дальнейшем будет финансироваться за счет тарифов на электроэнергию и платы за подключение к сетям новых абонентов. В случае же с генерацией компании должны будут развиваться за счет частных инвестиций. «Генерирующие компании смогут, учитывая, что их баланс сейчас не перегружен долговыми обязательствами, выйти на рынок долгового капитала, который значительно дешевле акционерного», — полагает начальник отдела анализа рынка акций инвестиционного банка «КИТ Финанс» Алла Петрова.

Кроме того, Вячеслав Кравченко не исключает, что в случае с госкомпаниями (после завершения реформирования отрасли под контролем государства останутся «Росэнергоатом» и «ГидроОГК») речь может также идти и о привлечении денег из бюджета. А для стимулирования частных инвесторов власти могут снова задействовать механизм гарантирования инвестиций.

В случае полномасштабного использования кредитов компаниям так или иначе придется закладывать выплаты по ним в стоимость тока. Собственно, цена на электроэнергию и так будет дорожать в любом случае. Согласно официальным подсчетам Минпромэнерго, до 2020 года стоимость электроэнергии в среднем по России должна будет увеличиться примерно в два раза. Надо учитывать и то, что параллельно с ростом стоимости тока будет увеличиваться и цена главного сырья для российских электростанций — природного газа.

Впрочем, в Минпромэнерго рассчитывают, что рост цен существенно сдержит конкуренция между генераторами (уже к 2011 году рынок электроэнергии в России должен быть полностью либерализован). Внести свой вклад в увеличение конкуренции на рынке смогут и те предприятия, которые станут строить собственные электорстанции. С другой стороны, против этой тенденци на рост конкуренции будет работать то, что один из крупнейших производителей угля в стране, СУЭК, и российский газовый монополист «Газпром» сейчас создают СП. Это предприятие, скорее всего, продолжит скупать генерирующие активы, в результате может вырасти в главного игрока на рынке и тем самым сможет фактически контролировать ценообразование.

Как контролировать?

С сетями проблем возникнуть не должно. Государство останется главным акционером Федеральной сетевой компании и сможет управлять ею по своему усмотрению. Кроме того, инвестиционную активность сетевых компаний можно будет регулировать и с помощью тарифов на передачу электроэнергии (они по-прежнему будут определяться государством). Можно будет оказывать влияние и на политику остающихся под контролем властей «ГидроОГК» и «Росэнергоатома».

Но каким образом можно будет повлиять на ОГК и ТГК, которые вскоре станут частными, пока не ясно. «Во-первых, через год РАО «ЕЭС России» прекратит свое существование, и к кому перейдут контрольные функции этого органа, до сих пор непонятно, — говорит Наталья Порохова. — Во-вторых, практика введения меморандумов для стратегических инвесторов показала первые признаки несостоятельности, как, например, в случае с ОАО «ОГК-3». Ведь новый владелец компании фактически может скорректировать инвестпрограмму по своему усмотрению, а меморандум не ограничивает его в принятии таких решений». Между тем именно частным инвесторам предстоит сыграть значительную роль в претворении генеральной схемы в жизнь. Ведь до 2020 года общая установленная мощность угольных станций должна вырасти с нынешних 60,2 тыс. до 100,2 тыс. МВт, а газовых — с 90,2 тыс. до 127,4 тыс. МВт. Получается, что все будет зависеть от того, какой механизм контроля за выполнением генсхемы будет выработан.

Таблица 1 На каких электростанциях будут вырабатывать энергию в 2020 году (млрд. кВт/ч)



Утвержденная правительством генеральная схема размещения энергообъектов до 2020 года масштабнее, чем предыдущие планы РАО ЕЭС. Но и реализовать ее будет еще сложнее.Грандиозные программы развития российской электроэнергетики множатся. Не успело руководство энергохолдинга утвердить, а потом еще и увеличить собственную инвестиционную программу до 2011 года (в окончательном варианте ее объем составил примерно 3,1 трлн. рублей), как российское правительство приняло за основу генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2020 года. Перед этим проектом меркнут даже огромные инвестиционные планы менеджмента РАО ЕЭС во главе с Анатолием Чубайсом.

Сама схема существует в двух вариантах. Первый предполагает, что энергопотребление в России будет увеличиваться примерно на 4,1% в год. В этом случае общая установленная мощность российских станций вырастет с нынешних 220 тыс. МВт до 349,1 тыс. МВт в 2020 году. Второй, максимальный вариант предусматривает ежегодный рост энергопотребления на уровне 5,2%. В этом случае количество мощностей должно вообще чуть ли не удвоиться и к 2020 году составить 400,4 тыс. МВт. И в том и в другом варианте инвестиции для реализации этих планов требуются просто колоссальные. Даже в случае с первым, «базовым» вариантом речь будет идти о 12 трлн. рублей. Это почти в четыре раза больше, чем текущая инвестпрограмма РАО ЕЭС. В случае, если рост энергопотребления будет выше, инвестиций потребуется еще больше — около 16 трлн. рублей. С поиском таких колоссальных денег могут возникнуть проблемы.

Зачем так много?

Некоторые эксперты из числа скептиков полагают, что такого количества новых электроэнергетических мощностей российской экономике даже с учетом нынешнего дефицита не нужно. Расчеты Минпромэнерго предполагают, что вплоть до 2020 года энергопотребление в России будет увеличиваться нынешними темпами. По данным РАО ЕЭС, в 2006 году оно выросло в России на 4,2%. Значит ли это, что оно и впредь будет увеличиваться так же? По мере роста цен на электроэнергию (а в том, что ее стоимость в ближайшие годы будет только увеличиваться, не сомневается сегодня никто) компании, полагают скептики, будут стараться потреблять меньше тока. С другой стороны, вырастут возможности для экспорта электроэнергии: покупатели нашлись бы и сейчас, только экспортировать пока оосбо нечего, самим не хватает.

Кроме того, все больше промпредприятий станут задумываться о том, чтобы строить собственные станции, а не зависеть от сторонних поставщиков. Этот процесс уже начался. «С экономической точки зрения уже сегодня более выгодно строить собственные электростанции, так как стоимость подключения к сетям давно превысила психологический барьер в $1000 за 1 кВт установленной мощности (в некоторых местах это показатель достигает $1500 за 1 кВт), с учетом того, что строительство собственной генерации обойдется в $800—1200 за 1 кВт», — рассказывает руководитель отдела исследований электроэнергетики Института проблем естественных монополий Наталья Порохова. Мало кто сомневается, что в дальнейшем этот процесс будет только нарастать.

Источники инвестиций

Найти деньги для строительства такого количества новых станций будет непросто. Сейчас один из главных финансовых источников инвестпрограммы РАО ЕЭС — средства от допэмиссий акций генерирующих компаний, которые активно раскупаются инвесторами. Энергохолдингу уже удалось осенью 2006 года продать на фондовом рынке около 14,4% бумаг ОГК-5 за $459 млн. В марте этого года «Норильский никель» выкупил 37,9% акций ОГК-3 за $3,1 млрд., заплатив за бумаги даже больше их тогдашней рыночной капитализации. Председатель правления РАО ЕЭС Анатолий Чубайс заявлял о том, что энергохолдинг намерен до конца года за счет продажи пакетов акций 15 генерирующих компаний привлечь до $15 млрд. На эти деньги будут строить новые станции. Впоследствии планируется продать оставшиеся госпакеты акций в ТГК и ОГК, а вырученные средства инвестировать в модернизацию российской сетевой инфраструктуры.

До 2020 года денег этих, понятно, не хватит. За счет каких средств в этом случае предлагается впоследствии строить станции и модернизировать сети? По словам директора департамента структурной и тарифной политики в естественных монополиях Минпромэнерго Вячеслава Кравченко, развитие сетевой инфраструктуры в дальнейшем будет финансироваться за счет тарифов на электроэнергию и платы за подключение к сетям новых абонентов. В случае же с генерацией компании должны будут развиваться за счет частных инвестиций. «Генерирующие компании смогут, учитывая, что их баланс сейчас не перегружен долговыми обязательствами, выйти на рынок долгового капитала, который значительно дешевле акционерного», — полагает начальник отдела анализа рынка акций инвестиционного банка «КИТ Финанс» Алла Петрова.

Кроме того, Вячеслав Кравченко не исключает, что в случае с госкомпаниями (после завершения реформирования отрасли под контролем государства останутся «Росэнергоатом» и «ГидроОГК») речь может также идти и о привлечении денег из бюджета. А для стимулирования частных инвесторов власти могут снова задействовать механизм гарантирования инвестиций.

В случае полномасштабного использования кредитов компаниям так или иначе придется закладывать выплаты по ним в стоимость тока. Собственно, цена на электроэнергию и так будет дорожать в любом случае. Согласно официальным подсчетам Минпромэнерго, до 2020 года стоимость электроэнергии в среднем по России должна будет увеличиться примерно в два раза. Надо учитывать и то, что параллельно с ростом стоимости тока будет увеличиваться и цена главного сырья для российских электростанций — природного газа.

Впрочем, в Минпромэнерго рассчитывают, что рост цен существенно сдержит конкуренция между генераторами (уже к 2011 году рынок электроэнергии в России должен быть полностью либерализован). Внести свой вклад в увеличение конкуренции на рынке смогут и те предприятия, которые станут строить собственные электорстанции. С другой стороны, против этой тенденци на рост конкуренции будет работать то, что один из крупнейших производителей угля в стране, СУЭК, и российский газовый монополист «Газпром» сейчас создают СП. Это предприятие, скорее всего, продолжит скупать генерирующие активы, в результате может вырасти в главного игрока на рынке и тем самым сможет фактически контролировать ценообразование.

Как контролировать?

С сетями проблем возникнуть не должно. Государство останется главным акционером Федеральной сетевой компании и сможет управлять ею по своему усмотрению. Кроме того, инвестиционную активность сетевых компаний можно будет регулировать и с помощью тарифов на передачу электроэнергии (они по-прежнему будут определяться государством). Можно будет оказывать влияние и на политику остающихся под контролем властей «ГидроОГК» и «Росэнергоатома».

Но каким образом можно будет повлиять на ОГК и ТГК, которые вскоре станут частными, пока не ясно. «Во-первых, через год РАО «ЕЭС России» прекратит свое существование, и к кому перейдут контрольные функции этого органа, до сих пор непонятно, — говорит Наталья Порохова. — Во-вторых, практика введения меморандумов для стратегических инвесторов показала первые признаки несостоятельности, как, например, в случае с ОАО «ОГК-3». Ведь новый владелец компании фактически может скорректировать инвестпрограмму по своему усмотрению, а меморандум не ограничивает его в принятии таких решений». Между тем именно частным инвесторам предстоит сыграть значительную роль в претворении генеральной схемы в жизнь. Ведь до 2020 года общая установленная мощность угольных станций должна вырасти с нынешних 60,2 тыс. до 100,2 тыс. МВт, а газовых — с 90,2 тыс. до 127,4 тыс. МВт. Получается, что все будет зависеть от того, какой механизм контроля за выполнением генсхемы будет выработан.

Таблица 1 На каких электростанциях будут вырабатывать энергию в 2020 году (млрд. кВт/ч)





























2006Базовый вариант 2020Максимальный вариант 2020
АЭС155362394
ГЭС + ГАЭС178251272
Угольные ТЭС228556784
Газовые ТЭС437624633
Источник: Минпромэнерго России.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».