Архивная публикация 2003 года: "ПОЧЕМУ ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫГЛЯДЯТ ВСЕ ЛУЧШЕ"
БОЛЬШЕ СИЛ:увеличение военных расходов, более безопасный мир и экономические стимулы -- все это должно стать факторами роста экономики СШАПоказатели роста экономики во II квартале -- 2,4% в годовом исчислении -- превзошли ожидания многих. И заглядывая вперед, я одобряю согласованный прогноз такого же и даже более интенсивного роста до конца года и в начале 2004-го. Улучшению экономического климата способствует ряд факторов.
Первый -- это рост военных расходов. Из-за операций в Афганистане и Ираке военный бюджет 2003 года оказался на $76 млрд. больше, чем был бы, не будь 11 сентября. По сравнению с 2001 годом он вырос на 25%. Прошлый опыт США показывает, что каждый реальный доллар, вложенный в оборону, увеличивает ВВП на 75 центов. То есть ВВП 2003 года увеличивается, таким образом, на $57 млрд., или на 0,6%. Говоря на принятом среди экономистов языке, коэффициент увеличения в данном случае равен 0,75. Я вывел эту цифру, проанализировав большие войны с участием США и конкретно -- воздействие военных расходов на экономику. Это было сравнительно просто. В разгар Второй мировой войны в 1943--1944 годах военные расходы выросли до весомых $540 млрд., что привело к увеличению ВВП на $430 млрд. Каждый вложенный в войну доллар дал прирост ВВП в 80 центов -- коэффициент 0,8. Примерно так же дело обстояло во время войны в Корее, а вот в Первую мировую коэффициент был меньше. Так и получаются среднеарифметические 75 центов на доллар.
Некоторые войны из-за недостатка надежных данных мне было трудно оценить однозначно, например вьетнамскую, первую в Персидском заливе и испано-американскую. (Для войн, в ходе которых уничтожается производственный потенциал, как это было в Европе во Вторую мировую или в США в Гражданскую войну, цифры будут другими.)
Еще один фактор повышения темпов экономического роста -- укрепление международной безопасности благодаря успеху операций в Афганистане и особенно в Ираке. Положительный в основном исход войны в Ираке отчасти обусловил значительный рост американского фондового рынка в последние несколько месяцев. А высокая доходность на фондовом рынке -- это ясное указание на скорый подъем экономики.
Конечно, положительно сказывается и на фондовом рынке, и на экономике недавно принятый пакет налоговых реформ. В отличие от снижения налогов в 2001 году на сей раз реформы стали серьезным стимулом для роста инвестиций, производительности и занятости. Возможно, рост частных инвестиций в основной капитал, отраженный в расчетах ВВП за II квартал, уже является следствием изменений в налоговой политике.
Свою положительную роль сыграет и в высшей степени стимулирующая кредитно-денежная политика, которая сохраняется с краткосрочными номинальными ставками чуть выше нуля. Для экономики, однако, важнее ставки по "длинным" деньгам. И здесь следует разделить ставки реальные и номинальные. К счастью, благодаря TIPS (Treasury Inflation-Protected Securities (гособлигации, защищенные от инфляции. -- "Профиль") сделать это просто.
Доходность TIPS рассчитывается с учетом инфляции. Это позволяет понять, какая инфляция прогнозируется рынком. Например, в конце июля 10-летние американские гособлигации приносили 4,4%. Это номинальная ставка. А 10-летние TIPS давали 2,4%. Это и указывает реальную ставку. Оглянувшись назад, увидим, что реальные ставки достигли максимума в 4,3% в конце 1999 года, практически следуя за максимальными темпами роста экономики, а потом резко пошли вниз, до минимума в 1,5% в середине июня 2003 года. Главное, что нам следует понять из этого: инвестиционные перспективы были столь слабы, что реальная ставка по 10-летней облигации составила всего 1,5%. С этой же точки зрения, 4,3% в конце 1999 года были указанием на очень хорошие перспективы для инвестиций и роста, достаточные для обеспечения высокого процента.
Поэтому рост реальных процентных ставок с 1,5% в середине июня 2003 года до 2,4% в конце июля -- это весьма положительная динамика. Это признак улучшения инвестиционных перспектив. Несомненно, если начнется бурный рост инвестиций и экономики, реальные ставки будут повышаться и дальше, и расстраивать это никого не должно.
Кроме того, по процентным ставкам можно судить о предполагаемом уровне инфляции, рассчитываемом по разнице между ставками номинальными и реальными. При такой методике подсчета все время после выпуска в начале 1997 года 10-летних индексируемых облигаций ожидаемый уровень инфляции оставался в районе 2%. Предполагаемый уровень инфляции действительно вырос в конце июля с 1,7% в середине июня. Но этот небольшой рост не должен серьезно отразиться на экономике. И вообще, небольшое увеличение инфляционных прогнозов лучше серьезных опасений дефляции.
В конечном счете, дело ФРС сделать так, чтобы ожидаемая инфляция не была намного выше 2%. Разумная кредитно-денежная политика в сочетании с большими военными расходами и значительным снижением налогов должна обеспечить возобновление высоких темпов роста экономики США.
БОЛЬШЕ СИЛ:увеличение военных расходов, более безопасный мир и экономические стимулы -- все это должно стать факторами роста экономики СШАПоказатели роста экономики во II квартале -- 2,4% в годовом исчислении -- превзошли ожидания многих. И заглядывая вперед, я одобряю согласованный прогноз такого же и даже более интенсивного роста до конца года и в начале 2004-го. Улучшению экономического климата способствует ряд факторов.
Первый -- это рост военных расходов. Из-за операций в Афганистане и Ираке военный бюджет 2003 года оказался на $76 млрд. больше, чем был бы, не будь 11 сентября. По сравнению с 2001 годом он вырос на 25%. Прошлый опыт США показывает, что каждый реальный доллар, вложенный в оборону, увеличивает ВВП на 75 центов. То есть ВВП 2003 года увеличивается, таким образом, на $57 млрд., или на 0,6%. Говоря на принятом среди экономистов языке, коэффициент увеличения в данном случае равен 0,75. Я вывел эту цифру, проанализировав большие войны с участием США и конкретно -- воздействие военных расходов на экономику. Это было сравнительно просто. В разгар Второй мировой войны в 1943--1944 годах военные расходы выросли до весомых $540 млрд., что привело к увеличению ВВП на $430 млрд. Каждый вложенный в войну доллар дал прирост ВВП в 80 центов -- коэффициент 0,8. Примерно так же дело обстояло во время войны в Корее, а вот в Первую мировую коэффициент был меньше. Так и получаются среднеарифметические 75 центов на доллар.
Некоторые войны из-за недостатка надежных данных мне было трудно оценить однозначно, например вьетнамскую, первую в Персидском заливе и испано-американскую. (Для войн, в ходе которых уничтожается производственный потенциал, как это было в Европе во Вторую мировую или в США в Гражданскую войну, цифры будут другими.)
Еще один фактор повышения темпов экономического роста -- укрепление международной безопасности благодаря успеху операций в Афганистане и особенно в Ираке. Положительный в основном исход войны в Ираке отчасти обусловил значительный рост американского фондового рынка в последние несколько месяцев. А высокая доходность на фондовом рынке -- это ясное указание на скорый подъем экономики.
Конечно, положительно сказывается и на фондовом рынке, и на экономике недавно принятый пакет налоговых реформ. В отличие от снижения налогов в 2001 году на сей раз реформы стали серьезным стимулом для роста инвестиций, производительности и занятости. Возможно, рост частных инвестиций в основной капитал, отраженный в расчетах ВВП за II квартал, уже является следствием изменений в налоговой политике.
Свою положительную роль сыграет и в высшей степени стимулирующая кредитно-денежная политика, которая сохраняется с краткосрочными номинальными ставками чуть выше нуля. Для экономики, однако, важнее ставки по "длинным" деньгам. И здесь следует разделить ставки реальные и номинальные. К счастью, благодаря TIPS (Treasury Inflation-Protected Securities (гособлигации, защищенные от инфляции. -- "Профиль") сделать это просто.
Доходность TIPS рассчитывается с учетом инфляции. Это позволяет понять, какая инфляция прогнозируется рынком. Например, в конце июля 10-летние американские гособлигации приносили 4,4%. Это номинальная ставка. А 10-летние TIPS давали 2,4%. Это и указывает реальную ставку. Оглянувшись назад, увидим, что реальные ставки достигли максимума в 4,3% в конце 1999 года, практически следуя за максимальными темпами роста экономики, а потом резко пошли вниз, до минимума в 1,5% в середине июня 2003 года. Главное, что нам следует понять из этого: инвестиционные перспективы были столь слабы, что реальная ставка по 10-летней облигации составила всего 1,5%. С этой же точки зрения, 4,3% в конце 1999 года были указанием на очень хорошие перспективы для инвестиций и роста, достаточные для обеспечения высокого процента.
Поэтому рост реальных процентных ставок с 1,5% в середине июня 2003 года до 2,4% в конце июля -- это весьма положительная динамика. Это признак улучшения инвестиционных перспектив. Несомненно, если начнется бурный рост инвестиций и экономики, реальные ставки будут повышаться и дальше, и расстраивать это никого не должно.
Кроме того, по процентным ставкам можно судить о предполагаемом уровне инфляции, рассчитываемом по разнице между ставками номинальными и реальными. При такой методике подсчета все время после выпуска в начале 1997 года 10-летних индексируемых облигаций ожидаемый уровень инфляции оставался в районе 2%. Предполагаемый уровень инфляции действительно вырос в конце июля с 1,7% в середине июня. Но этот небольшой рост не должен серьезно отразиться на экономике. И вообще, небольшое увеличение инфляционных прогнозов лучше серьезных опасений дефляции.
В конечном счете, дело ФРС сделать так, чтобы ожидаемая инфляция не была намного выше 2%. Разумная кредитно-денежная политика в сочетании с большими военными расходами и значительным снижением налогов должна обеспечить возобновление высоких темпов роста экономики США.
РОБЕРТ БЭРРО (ROBERT J. BARRO)
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".