Наверх
8 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "Под грузом полиса"

Рынок страхования грузов оказался отброшенным на два года назад: снова в ходу серые схемы и откровенный демпинг.   

Рынок страхования грузов оказался отброшенным на два года назад: снова в ходу серые схемы и откровенный демпинг.   

Страхование всегда являлось своеоб-разным индикато-ром деловой активности. Снижение объемов внутреннего производства, уменьшение импорта и экспорта повлекло за собой в прошлом году уменьшение объемов перевозок и, соответственно, сборов по страхованию грузов. Падение до-стигло 30% по отношению к 2008 году. По данным Федеральной службы страхового надзора, совокупная премия по страхованию грузов в 2009 году в целом по стране составила около 15,5 млрд рублей, из них в первом полугодии — 7 млрд рублей.
   В этом году на рынке наме-тилось оживление. За пер-вые шесть месяцев 2010 года совокупный размер страховой премии немного увеличился и составил примерно 7,5 млрд рублей. Зато, по пре-дварительной оценке, рост страховых премий по итогам трех кварталов может составить уже 20%, а объем рынка страхования грузов превысит 13 млрд рублей против 11 млрд за девять месяцев 2009 года. Что, правда, все ра-вно не позволит закончить год с докризисными результатами.
   
К ЧЕМУ ПРИВЕЛ ДЕМПИНГ
   Как считает директор департамента страхования судов и грузов "КИТ Финанс Страхования" Сергей Семенков, невысокий прирост страхо-вых премий обусловлен общей тенденцией к снижению страховых тарифов и стремлением страховщиков удержать клиентов, даже если это ведет к снижению прибыльности страховых операций. Если до кризиса, по словам Семенкова, тарифы в среднем уменьшались на 10% в год, то в период кризиса падение было более стремительным.
   "В нестабильные времена особую актуальность для гру-зовладельцев приобрел вопрос оптимизации расходов на страхование, в связи с чем многие из них, не отказыва-ясь от приобретения полиса, шли на существенное суже-ние условий, введение фран-шиз и т.д., — добавляет начальник управления страхования грузов ОСАО "Ингосстрах" Андрей Ерофеев. — Однако чаще всего страхователь старается заставить страховщика пойти на значительное снижение тарифа без изменения страхового покрытия, мотивируя это на-личием более выгодных пре-дложений от конкурентов".
   О том, что возросла конкурентная борьба за крупных клиентов и, соответственно, существенно снизились тарифы, говорит и начальник департамента страхования грузов СК "ПАРИ" Сергей Лапашин. "Те страховщики, кто сумел в нынешних условиях увеличить свою долю рынка, сделали это не за счет качества услуг", — предупреждает эксперт.
   Согласен с коллегой и Ан-дрей Ерофеев: "Неоправданный демпинг одновременно является и ключевой тенденцией, и серьезнейшей проблемой рынка на сегодня, он обуславливается запредельной конкуренцией среди страховщиков и нивелирует такие важней-шие критерии и принципы, как надежность, финансо-вая устойчивость, а также ка-чество оказываемых услуг".
   Вместе с тем заместитель председателя правления СОАО "Национальная страховая группа" Павел Швец считает, что сейчас ситуация с демпингом стабилизировалась. "Прежних темпов падения тарифов уже не наблюдается, хотя рынок и так много потерял в этой ценовой войне", — говорит специалист. Отмечает он и появившиеся случаи перехода клиентов из одной компании в другую на более высокие тарифы. Объясняется это тем, что, выбив снижение тари-фов у страховщика, пыта-ющегося любой ценой удер-жать рентабельный бизнес в условиях кризиса, клиенты пострадали при урегулировании убытков. "Понимание, что цена и качество страховой услуги взаимосвязаны, приходит к клиентам, к сожалению, только на их горьком опыте", — подчеркивает Павел Швец.
   "Из-за ценового демпин-га в 2009 году у большинства страховщиков увели-чился уровень выплат по страхованию грузов, — про-должает тему Сергей Семенков. — Анализ показателей прошедшего года показывает, что увеличилась частота страховых случа-ев". В основном это происходит за счет увеличения количества обращений с незначительными по величине убытками. Возросло количество заявляемых мелких краж и повреждений.
   Еще одним фактором, сдерживающим развитие рынка, начальник управ-ления страхования грузо-вых и морских рисков Стра-ховой группы "Уралсиб" Илья Григорьев считает низкую страховую культу-ру. По его словам, как пра-вило, страхуются экспорт-но-импортные перевозки, а также перевозки доро-гостоящих грузов. Осталь-ные же перевозки страхуются исключительно при наличии такого желания у владельца груза.
   "Психологическая неготовность клиентов к страхованию — традиционная для нашей страны надежда на авось, — вторит коллеге Павел Швец. — Краткосрочность страхования грузов и относительная редкость убытков приводит к тому, что понимание необходимости страхования грузов очень медленно проникает в сознание людей. Формирование стра-ховой культуры — это дли-тельный процесс, который в России еще далек от завершения".
   В подтверждение этих слов заместитель генеральногодиректора САО "ГЕФЕСТ"Константин Барковский приводит следующие данные: "В России страхуется не более 30-35% всего грузооборота. У грузовладельцев и перевозчиков есть привычка строить отношения на личных контактах.
   Как ни странно, охранник с ружьем для грузовладельцев видится более действенной мерой обеспечения сохранности гру-зов, чем страхование". Длясравнения, европейский ры-нок страхования грузов охвачен на 85-90%. Наиболее цивилизованная си-туация с точки зрения стра-хования складывается, по его мнению, лишь в сфере перевозок экспортно-импортных грузов.
   Международные условия "Инкотермс" не позволяют транспортировку без страхового договора.
   Мешает развитию рынка и непрозрачность право-вых отношений в сфере осу-ществления перевозок. "Не-брежность и халатность при оформлении транспортных документов, практика найма перевозчиков на рейс посредством Интернета, с обменом документами исключительно по факсу или электронной почте, незнание или пренебрежение своими правами и обязан-ностями, связанными с осу-ществлением перевозки, — все это существенно сдерживает рынок, давая дополнительные возможнос-ти лицам, желающим необоснованно воспользовать-ся доверием или уйти от от-ветственности", — считает начальник отдела страхования грузов РОСНО Дарья Туркина.
   В числе факторов, ограничивающих доступ большого числа потенциальных клиентов к услугам стра-хования, Сергей Семенков также отметил неразвитость информационных техноло-гий страховщиков и разли-чие в условиях страхования ведущих отечественных стра-ховщиков. По его мнению, "наличие единообразных ус-ловий страхования сущест-венно облегчило бы взаимодействие между страховыми компаниями и их клиентами".
   Негативно сказывается на рынке и отсутствие законодательной базы, регулирующей отношения грузовладельцев с экспедиторами и перевозчиками. Как поясняет Константин Барковский, очень часто экспедиторы выполняют функцию агентов-посредников между грузовладельцем и перевозчиком, не участвуя при этом в документообороте.
   В итоге возникает ситуация, в которой экспедиторы не несут ответственности за груз, и такое положение очень часто приводит к мошенничеству. "Это особенно актуально для железнодорожных перевозок, где с точки зрения нашего законодательства присутствует только один перевозчик — РЖД, — говорит представитель САО "ГЕФЕСТ". — Все остальные компании, осуществляющие работу с железнодорожными грузами, исполняют роль экспедиторов или посредников, несмотря на то, что многие из них владеют собственным подвижным составом".
   О недостатках законодательства говорит и Дарья Туркина: "Многие нормы, регулирующие, к примеру, автоперевозки, были разработаны еще в советское время. Нормативы естественной убыли при перевозках, стандарты упаковки, размещения и крепления грузов, принятые в те времена, не со-ответствуют изменившейся ситуации, расширенной но-менклатуре грузов и техническим характеристикам ис-пользуемых в настоящее вре-мя упаковочных материалов и транспортных средств". На самом деле это проблема не только российского рынка.
   Во многих европейских стра-нах активно обсуждается во-прос введения единых стандартов упаковки, размещения и крепления грузов. Это позволит добиться единооб-разного подхода и сократить количество спорных моментов между перевозчиками и грузовладельцами, а также существенно облегчить жизнь страховщикам.
   
В ПОГОНЕ ЗА ДЕШЕВИЗНОЙ
   Задерживает развитие рынка и предубеждение о дороговизне страхования грузов. "Это вопрос уровня финансовой грамотности и развития культуры страхования, — уверена исполнительный вице-президент "Группы Ре-нессанс Страхование" Наталья Карпова. — Да, страхование ответственности пе-ревозчика, в отличие от стра-хования самого груза, не так дорого и, как правило, яв-ляется ключевым требованием владельца груза к пе-ревозчику.
   Однако до содержания поли-са доходит редко, и в резуль-тате, когда речь идет о возмещении убытка, выясняет-ся, что перевозчик был застрахован от других (не соответствующих специфике груза) рисков и на суммы значительно меньшие, чем стоимость перевозимых активов". Желание сэкономить и ошибочное мнение, что полис страхования ответственности грузоперевозчика и эк-спедитора может защитить владельца груза от всех возможных убытков, — вот ос-новная проблема. Но перевоз-чик отвечает за сохранность груза далеко не во всех случаях. Так, он освобождается от ответственности, если доказано (часто в судебном порядке), что убытки возникли не по его вине или в результате непреодолимых обстоятельств (не ДТП, например, а стихийные бедствия или грабеж). Кроме того, застрахован-ные лимиты ответственности перевозчика зачастую не позволяют компенсировать сто-имость ущерба в полном объеме. По словам Натальи Карповой, ответственность страхуют обычно на 1-1,5 млн рублей, а целая фура с грузом может стоить и 3 млн, и 15 млн рублей (в зависимости от груза). Между тем застраховать, например, фуру с бытовой техникой на сумму 10 млн рублей по маршруту Москва — Санкт-Петербург стоит около 10-13 тыс. рублей. Так что затраты на страхование априори не сопоставимы с риском возможного убытка.
 

 

   КАКИЕ ПРОГРАММЫ СТРАХОВАНИЯ ГРУЗОВ ВЫ ПРЕДЛАГАЕТЕ?
   Наталья КАРПОВА,
   ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ "ГРУППЫ РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ":
   "Мы страхуем все виды грузов от порчи и утраты при перевозке в любую точку земного шара воздушным, водным или наземным транспортом на международных условиях "с ответственностью за все риски", "риски частной аварии" или "риски крушения". При этом мы помогаем нашим клиентам оптимизировать расходы и снизить риски, предлагая фактически кредитную систему взаимодействия в рамках генерального полиса, а также применяем упрощенную схему для оперативного урегулирования убытков. Это означает, что при частых отправках грузов (от трех в неделю) заключается генполис, по которому можно письменно извещать нашу компанию об отгрузках с последующей оплатой страховой премии за уже истекший календарный месяц. Мы также оплачиваем услуги сюрвейера независимо от признания события страховым случаем, включаем в страховую сумму транспортные расходы и таможен-ные сборы и возмещаем расходы клиента, направленные на спа-сение застрахованного груза и уменьшение убытка. "Ренессанс Страхование" предоставляет защиту клиентам-нерезидентам РФ с соответствующей выплатой возмещения по страховому случаю в валюте, указанной в полисе, а при наступлении страхового случая — в любой стране мира каждый наш клиент может воспользоваться услугами сюрвейерских компаний и получить заключение независимого эксперта о размере и причинах ущерба".
   
   Дарья ТУРКИНА,
   начальник отдела страхования грузов РОСНО:
   "РОСНО придерживается универсального подхода к страхованию грузов, как разовых перевозок на основе отдельных полисов страхования, так и систематических перевозок в рамках генеральных договоров. Страховое покрытие подбирается, исходя из потребностей страхователя, специфики груза, особенностей перевозки, и соответствует принятым международным стандартам страхования. Сейчас многие грузовладельцы, привлекая перевозчика или экспедитора для организации перевозок, делегируют ему право страхования груза. Этот подход дает возможность грузовладельцу оптимизировать процесс перевозки, а также затраты на страхование. Страхование через транспортных операторов может быть дешевле для грузовладельца, поскольку аккумуляция большого грузопотока нередко позволяет получить более низкий страховой тариф. Кроме того, такой подход позволяет сократить трудовые и временные затраты грузовладельца: транспортная компания располагает всей информацией о перевозке, номерах транспортных документов, может обеспечить необходимыми сведениями о каждом этапе пути. Все эти данные могут быть переданы страховщику без участия грузовладельца, а значит, не понадобится выделение сотрудников для сбора данных по перевозке и извещения страховщика, формирования пакета документов при страховом случае".
   
   Сергей ЛАПАШИН,
   начальник департамента страхования грузов СК "ПАРИ":
   "По моему мнению, в области страхования грузов не должно быть "коробочных" продуктов. Есть масса нюансов и особенностей, связанных с организацией перевозки и т.д. В ходе любой перевозки бывают различные ситуации, которые невозможно предусмотреть в "коробочном" продукте. Мы предлагаем два вида программ: для грузовладельцев и для перевозчиков. Если это грузовладельцы, то, как правило, программа в рамках одного договора предусматривает целую систему изменения тарифов в зависимости от характеристики перевозок. Если речь идет о транспортных компаниях, то здесь программа подразумевает заключение нескольких договоров страхования: страхования грузов, страхования ответственности и страхования товаров на складе. При этом все эти договоры взаимосвязаны друг с другом".
   
   Сергей СЕМЕНКОВ,
   директор департамента страхования судов и грузов ОАО "КИТ Финанс Страхование":
   "В качестве главного приоритета наша компания выбрала развитие высокотехнологичных решений, позволяющих минимизировать операционные издержки и тем самым повысить рентабельность страховых операций. На мой взгляд, будущее страхования грузов — в интеграции страховщиков с различными транспортными порталами, что невозможно без развитых информационных технологий. Например, мы сотрудничаем с транспортным электронным порталом "РОЛИС", где всем участникам перевозки открывается доступ к оформлению перевозочных, таможенных и страховых документов. Безусловно, наибольший интерес для страховщиков представляют сегменты грузов и маршруты, минимально подверженные опасностям перевозки. За такие сегменты рынка идет наиболее жесткая ценовая конкурентная борьба, и рентабельность страховых операций по таким договорам приближается к средней по портфелю. Если сегментировать потенциальных клиентов по объему бизнеса, то сре-ди наиболее привлекательных можно выделить средний бизнес, который, с одной стороны, уже имеет отработанные бизнес-процес-сы, документооборот и понимание транспортной логистики, а с дру-гой — прислушивается к предложениям страховщиков в части финансирования мероприятий по снижению рисков перевозки".
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK