26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2006 года: "Подложить свинью на борт"

Архивная публикация 2006 года: "Подложить свинью на борт"

Одним из самых неразрешимых противоречий современной технологической цивилизации является то, что консервная банка, если ее выбросить, будет валяться в кустах в целости до пришествия археологов, но автомобиль за $10 тыс. даже при постоянном уходе через пять лет пора отправлять на свалку.Впрочем, некоторые авто можно отправлять в утиль сразу после того, как они сходят с конвейера. Днями в дождь я остановился на перекрестке, и сзади в меня врезалась «четверка», которую, в свою очередь, толкнула «десятка», обе производства АвтоВАЗа. Пылая негодованием, я осмотрел свою иномарку — особых повреждений не обнаружилось. Зато вазовская продукция рассыпалась на части: двери не открывались, капот взлетел и не закрывался, фары, как грыжа, повылезли.

Речь, впрочем, не об автопроме. О нем уже все сказано. Этим летом как никогда часто разбиваются российские самолеты. Да и иностранные лайнеры, которые обслуживаются в России, тоже терпят аварии. То пилоты ошибутся, то техника неисправна. Может, мы раздружились с техникой и современная цивилизация враждебна русскому человеку? Раньше мы на первых ролях участвовали в мировом научно-техническом процессе, но уже давно прогресс интересует нас исключительно в потребительском смысле. Нет больше той блохи, которую мы могли подковать. Сдохла блоха.

Символично в отношении авиации, когда-то вдохновлявшей наших художников, что последним отечественным произведением на эту тему стал фильм-катастрофа «Экипаж». Американцы же снимают героический блокбастер «Авиатор» с россыпью кинозвезд. И делают «боинги», хотя когда-то СССР контролировал более 25% мирового рынка гражданской авиации (сейчас мы производим менее 1% самолетов в этом секторе). Когда-то Сталин спросил Ильюшина: «Вы гарантируете, что в случае аварии самолет сядет на воду?» Ильюшин ответил: «Я гарантирую, что самолет сядет в Америке». С каждым годом у пассажира все меньше уверенности в благополучном исходе путешествия. А фирма Ильюшина самолетов практически больше не делает.

Миром правят деньги. Поскольку в России денег куры не клюют, золотовалютных резервов больше, чем у всех европейцев, и даже больше, чем у США, то возникает резонный вопрос: нет ли таких экономических механизмов, чтобы сделать нашу авиацию более безопасной? Если руки у нас не из того места растут и умеют только карман государства обшаривать, то, может быть, государство придумает такой способ, чтобы ручки эти не столь шаловливыми были? Способ есть — это подтвердит всякий автомобилист. Как бы мы ни ругали обязательное автомобильное страхование, у которого недостатков тьма, оно улучшило ситуацию на дорогах. Ответственность водителей увеличилась, от расправы со стороны страховых компаний виновнику не скрыться. Аварии на дорогах не только опасны — они материально обременительны.

Но в гражданской авиации — не страхование, а смех и грех. Согласно давнему указу президента РФ еще начала 1990-х годов каждый пассажир страхуется на 12 тыс. рублей. Сумма страховки в билете не указывается, страховой сбор включен в стоимость билета. Легко подсчитать, что для авиакомпании человека возить в два раза менее рискованно, чем свинину. Свинья размером с человека потянула бы на 24 тыс. рублей. То есть особой материальной ответственности за гибель пассажиров авиакомпании не несут. Мало того, авиакомпании не несут убытков и из-за утраты авиатехники. Ту-154 б.у., которые составляют основу российского авиапарка, имеют рыночную стоимость не выше $1,5 млн., но страхуются на $2 млн. Получается, что уронить самолет даже выгоднее, чем продать. Если бы падение самолета и гибель пассажиров приводили к разорению авиакомпании, эксплуатация техники и подготовка экипажей находились бы совсем на другом уровне. А пока — отношение к людям свинское.

Но это вопрос социальной инфраструктуры страны. По всем показателям видно, что современной России нет резона заботиться о людях. Работников надо ровно столько, чтобы продолжать добывать нефть и охранять территории, на которых добывается нефть. Все остальное народонаселение в тягость. Но если ему так хочется, может даже летать на самолетах и трястись от страха. Те, кто имеет отношение к нефти и к охране нефтяных богатств, летают на других самолетах. И возят их другие авиакомпании.

Одним из самых неразрешимых противоречий современной технологической цивилизации является то, что консервная банка, если ее выбросить, будет валяться в кустах в целости до пришествия археологов, но автомобиль за $10 тыс. даже при постоянном уходе через пять лет пора отправлять на свалку.Впрочем, некоторые авто можно отправлять в утиль сразу после того, как они сходят с конвейера. Днями в дождь я остановился на перекрестке, и сзади в меня врезалась «четверка», которую, в свою очередь, толкнула «десятка», обе производства АвтоВАЗа. Пылая негодованием, я осмотрел свою иномарку — особых повреждений не обнаружилось. Зато вазовская продукция рассыпалась на части: двери не открывались, капот взлетел и не закрывался, фары, как грыжа, повылезли.

Речь, впрочем, не об автопроме. О нем уже все сказано. Этим летом как никогда часто разбиваются российские самолеты. Да и иностранные лайнеры, которые обслуживаются в России, тоже терпят аварии. То пилоты ошибутся, то техника неисправна. Может, мы раздружились с техникой и современная цивилизация враждебна русскому человеку? Раньше мы на первых ролях участвовали в мировом научно-техническом процессе, но уже давно прогресс интересует нас исключительно в потребительском смысле. Нет больше той блохи, которую мы могли подковать. Сдохла блоха.

Символично в отношении авиации, когда-то вдохновлявшей наших художников, что последним отечественным произведением на эту тему стал фильм-катастрофа «Экипаж». Американцы же снимают героический блокбастер «Авиатор» с россыпью кинозвезд. И делают «боинги», хотя когда-то СССР контролировал более 25% мирового рынка гражданской авиации (сейчас мы производим менее 1% самолетов в этом секторе). Когда-то Сталин спросил Ильюшина: «Вы гарантируете, что в случае аварии самолет сядет на воду?» Ильюшин ответил: «Я гарантирую, что самолет сядет в Америке». С каждым годом у пассажира все меньше уверенности в благополучном исходе путешествия. А фирма Ильюшина самолетов практически больше не делает.

Миром правят деньги. Поскольку в России денег куры не клюют, золотовалютных резервов больше, чем у всех европейцев, и даже больше, чем у США, то возникает резонный вопрос: нет ли таких экономических механизмов, чтобы сделать нашу авиацию более безопасной? Если руки у нас не из того места растут и умеют только карман государства обшаривать, то, может быть, государство придумает такой способ, чтобы ручки эти не столь шаловливыми были? Способ есть — это подтвердит всякий автомобилист. Как бы мы ни ругали обязательное автомобильное страхование, у которого недостатков тьма, оно улучшило ситуацию на дорогах. Ответственность водителей увеличилась, от расправы со стороны страховых компаний виновнику не скрыться. Аварии на дорогах не только опасны — они материально обременительны.

Но в гражданской авиации — не страхование, а смех и грех. Согласно давнему указу президента РФ еще начала 1990-х годов каждый пассажир страхуется на 12 тыс. рублей. Сумма страховки в билете не указывается, страховой сбор включен в стоимость билета. Легко подсчитать, что для авиакомпании человека возить в два раза менее рискованно, чем свинину. Свинья размером с человека потянула бы на 24 тыс. рублей. То есть особой материальной ответственности за гибель пассажиров авиакомпании не несут. Мало того, авиакомпании не несут убытков и из-за утраты авиатехники. Ту-154 б.у., которые составляют основу российского авиапарка, имеют рыночную стоимость не выше $1,5 млн., но страхуются на $2 млн. Получается, что уронить самолет даже выгоднее, чем продать. Если бы падение самолета и гибель пассажиров приводили к разорению авиакомпании, эксплуатация техники и подготовка экипажей находились бы совсем на другом уровне. А пока — отношение к людям свинское.

Но это вопрос социальной инфраструктуры страны. По всем показателям видно, что современной России нет резона заботиться о людях. Работников надо ровно столько, чтобы продолжать добывать нефть и охранять территории, на которых добывается нефть. Все остальное народонаселение в тягость. Но если ему так хочется, может даже летать на самолетах и трястись от страха. Те, кто имеет отношение к нефти и к охране нефтяных богатств, летают на других самолетах. И возят их другие авиакомпании.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».