26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2006 года: "Пообещать и забыть"

Архивная публикация 2006 года: "Пообещать и забыть"

Российские нефтяники обещают строить новые нефтеперерабатывающие заводы. И это при том, что им заниматься этим совершенно невыгодно. Гораздо дешевле модернизировать действующие НПЗ. Представители крупных нефтяных компаний в последнее время будто сговорились: чуть ли не каждую неделю следуют заявления о строительстве в России новых НПЗ. Самый амбициозный план в начале сентября озвучил президент «Роснефти» Сергей Богданчиков — сооружение завода мощностью 20 млн. тонн нефти в год в Приморье, возле конечной точки нефтепровода Восточная Сибирь—Тихий океан (хотя пока не слишком ясны перспективы даже с заполнением ВСТО нефтью, не говоря уж о загрузке НПЗ. — «Профиль»). К этому проекту может присоединиться и «Сургутнефтегаз» — заместитель генерального директора компании Сергей Федоров заявил недавно о такой возможности. Правда, в пресс-службе «Сургутнефтегаза» «Профилю» заявили, что участие компании в проекте пока только обсуждается — еще неясно, отдадут ли потребители Азиатско-Тихоокеанского региона предпочтение российским нефтепродуктам вместо нефти.

Вице-президент «ЛУКОЙЛа» Леонид Федун также утверждает, что компания изучает возможные площадки под строительство новых НПЗ. Их даже две — в Тверской области для завода, ориентированного на внутренний рынок, и в Калининградской — для «экспортного» НПЗ. Впрочем, господин Федун оговаривается, что окончательное решение о строительстве еще не принято. Не отстает от конкурентов и «Татнефть». Мало того, что компания уже строит в Нижнекамске новый НПЗ мощностью 7 млн. тонн нефти в год, так вдобавок, по словам гендиректора ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» Рафината Яруллина, существует проект строительства в Татарстане еще одного НПЗ для переработки тяжелой нефти и битумов мощностью 5 млн. тонн.

Отсутствуют планы по строительству новых НПЗ, пожалуй, только у ТНК-ВР и «Газпромнефти». «Я бы вообще не стал мерять, кто больше вкладывает в переработку, — замечает исполнительный вице-президент ТНК-ВР по переработке и сбыту Энтони Консидайн. — Гораздо важнее вложить меньше, а получить от этого больше».

«Газпромнефти» же вообще пока нет никакого смысла увеличивать свои нефтеперерабатывающие мощности — принадлежащий ей Омский НПЗ (кстати, на минувшей неделе на этом заводе произошел пожар, которому была присвоена пятая категория сложности) в настоящее время и без того недозагружен, а добыча нефти компанией продолжает падать.

Реальная необходимость в строительстве нового НПЗ существует только у «Татнефти». Она обусловлена не только экономическими (у компании нет собственного НПЗ), но и политическими причинами. В частности, желанием президента РФ и правительства улучшить качество экспортируемого Россией сорта нефти Urals — а значит, исключить из смеси добываемых в России сортов нефти «тяжелые» татарские и башкирские сорта, целиком направив их на переработку. Поэтому на строительство НПЗ в Нижнекамске правительство согласилось выделить деньги из Инвестфонда, а «Татнефть» стала единственной компанией, которая действительно строит новый нефтеперерабатывающий завод.

Остальным компаниям вкладывать деньги в строительство совсем новых заводов нет смысла. Да, в России уже сейчас наблюдается дефицит качественных светлых нефтепродуктов, и если ситуация в нефтепереработке останется прежней, через несколько лет это приведет к необходимости импорта бензина. Однако этот дефицит обусловлен не нехваткой перерабатывающих мощностей (в России 28 действующих НПЗ), а невысокой глубиной переработки нефти. По подсчетам экспертов UBS, российские мощности по первичной переработке, которые в совокупности составляют 271 млн. тонн нефти в год, в 2005 году были загружены лишь на 77%. При этом из всех производимых в России нефтепродуктов 35% приходится на мазут, и всего 20% — на бензин. Для сравнения: доля мазута в производимых в США нефтепродуктах составляет 6%, бензина — 46%.

Если компании начнут просто наращивать перерабатывающие мощности, не модернизируя заводы, у них образуется переизбыток мазута, спрос на который практически не растет. С другой стороны, в ближайшей перспективе эта ситуация может измениться: «Газпром» уже дает понять, что будет добиваться снижения доли газа в энергетическом балансе страны. Замещать голубое топливо можно либо мазутом, либо углями. При этом мазут выглядит явно предпочтительнее с точки зрения экономической эффективности и экологичности.

Что же касается бензинов, то покрыть дефицит светлых нефтепродуктов нефтяные компании смогут не скоро: по подсчетам экспертов, на строительство нового НПЗ уходит минимум пять лет. Стоимость строительства, если исходить из примера Нижнекамского НПЗ, составляет примерно $3 млрд. И это еще одна причина, по которой строить новые заводы нет смысла. Модернизация среднего российского НПЗ, по мнению Дугласа Рольфса из инвесткомпании FIM Securities, обходится около $500—600 млн. и занимает в среднем около трех лет. Даже увеличение мощности имеющихся заводов стоит вдвое дешевле, чем строительство нового НПЗ. «Это объясняется использованием уже существующей площадки, наличием вспомогательных объектов, меньшим временем, которое требуется для получения разрешений и согласований, а также ограниченными фиксированными операционными издержками», — считают эксперты UBS. Правда, при текущей ценовой конъюнктуре на мировых рынках энергоносителей может быть оправданным строительство экспортно-ориентированного НПЗ, но при условии, что цена Urals не будет опускаться ниже $50 за баррель, а экспортная пошлина на нефтепродукты по-прежнему будет ниже пошлины на нефть. Но предсказать налоговую политику российских властей, а также мировые цены на черное золото, понятно, не берется никто. Поэтому вложения в новые заводы как минимум слишком рискованны.

Нефтяники это понимают. Кроме размытых планов по строительству новых НПЗ, почти все компании имеют совершенно конкретные планы модернизации и расширения уже имеющихся. Так, «ЛУКОЙЛ» собирается увеличить мощность Нижегородского НПЗ с 12 млн. до 20 млн. тонн нефти в год, «Роснефть» — нарастить мощность Туапсинского НПЗ с 4,5 млн. до 12 млн. тонн, а Комсомольского — с 5 млн. до 7 млн. тонн нефти, «Сургутнефтегаз» строит на Киришском НПЗ в Ленинградской области установку по переработке мазута мощностью 5 млн. тонн нефти в год. А все заявления о строительстве новых заводов делаются в основном в привязке к желанию приобрести один из НПЗ ЮКОСа. Если только «Роснефть» — основной кредитор и, естественно, претендент на активы опальной компании — поделится с коллегами, они спокойно займутся модернизацией своих действующих НПЗ, а строительство новых заводов, скорее всего, отложат.

Российские нефтяники обещают строить новые нефтеперерабатывающие заводы. И это при том, что им заниматься этим совершенно невыгодно. Гораздо дешевле модернизировать действующие НПЗ. Представители крупных нефтяных компаний в последнее время будто сговорились: чуть ли не каждую неделю следуют заявления о строительстве в России новых НПЗ. Самый амбициозный план в начале сентября озвучил президент «Роснефти» Сергей Богданчиков — сооружение завода мощностью 20 млн. тонн нефти в год в Приморье, возле конечной точки нефтепровода Восточная Сибирь—Тихий океан (хотя пока не слишком ясны перспективы даже с заполнением ВСТО нефтью, не говоря уж о загрузке НПЗ. — «Профиль»). К этому проекту может присоединиться и «Сургутнефтегаз» — заместитель генерального директора компании Сергей Федоров заявил недавно о такой возможности. Правда, в пресс-службе «Сургутнефтегаза» «Профилю» заявили, что участие компании в проекте пока только обсуждается — еще неясно, отдадут ли потребители Азиатско-Тихоокеанского региона предпочтение российским нефтепродуктам вместо нефти.

Вице-президент «ЛУКОЙЛа» Леонид Федун также утверждает, что компания изучает возможные площадки под строительство новых НПЗ. Их даже две — в Тверской области для завода, ориентированного на внутренний рынок, и в Калининградской — для «экспортного» НПЗ. Впрочем, господин Федун оговаривается, что окончательное решение о строительстве еще не принято. Не отстает от конкурентов и «Татнефть». Мало того, что компания уже строит в Нижнекамске новый НПЗ мощностью 7 млн. тонн нефти в год, так вдобавок, по словам гендиректора ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» Рафината Яруллина, существует проект строительства в Татарстане еще одного НПЗ для переработки тяжелой нефти и битумов мощностью 5 млн. тонн.

Отсутствуют планы по строительству новых НПЗ, пожалуй, только у ТНК-ВР и «Газпромнефти». «Я бы вообще не стал мерять, кто больше вкладывает в переработку, — замечает исполнительный вице-президент ТНК-ВР по переработке и сбыту Энтони Консидайн. — Гораздо важнее вложить меньше, а получить от этого больше».

«Газпромнефти» же вообще пока нет никакого смысла увеличивать свои нефтеперерабатывающие мощности — принадлежащий ей Омский НПЗ (кстати, на минувшей неделе на этом заводе произошел пожар, которому была присвоена пятая категория сложности) в настоящее время и без того недозагружен, а добыча нефти компанией продолжает падать.

Реальная необходимость в строительстве нового НПЗ существует только у «Татнефти». Она обусловлена не только экономическими (у компании нет собственного НПЗ), но и политическими причинами. В частности, желанием президента РФ и правительства улучшить качество экспортируемого Россией сорта нефти Urals — а значит, исключить из смеси добываемых в России сортов нефти «тяжелые» татарские и башкирские сорта, целиком направив их на переработку. Поэтому на строительство НПЗ в Нижнекамске правительство согласилось выделить деньги из Инвестфонда, а «Татнефть» стала единственной компанией, которая действительно строит новый нефтеперерабатывающий завод.

Остальным компаниям вкладывать деньги в строительство совсем новых заводов нет смысла. Да, в России уже сейчас наблюдается дефицит качественных светлых нефтепродуктов, и если ситуация в нефтепереработке останется прежней, через несколько лет это приведет к необходимости импорта бензина. Однако этот дефицит обусловлен не нехваткой перерабатывающих мощностей (в России 28 действующих НПЗ), а невысокой глубиной переработки нефти. По подсчетам экспертов UBS, российские мощности по первичной переработке, которые в совокупности составляют 271 млн. тонн нефти в год, в 2005 году были загружены лишь на 77%. При этом из всех производимых в России нефтепродуктов 35% приходится на мазут, и всего 20% — на бензин. Для сравнения: доля мазута в производимых в США нефтепродуктах составляет 6%, бензина — 46%.

Если компании начнут просто наращивать перерабатывающие мощности, не модернизируя заводы, у них образуется переизбыток мазута, спрос на который практически не растет. С другой стороны, в ближайшей перспективе эта ситуация может измениться: «Газпром» уже дает понять, что будет добиваться снижения доли газа в энергетическом балансе страны. Замещать голубое топливо можно либо мазутом, либо углями. При этом мазут выглядит явно предпочтительнее с точки зрения экономической эффективности и экологичности.

Что же касается бензинов, то покрыть дефицит светлых нефтепродуктов нефтяные компании смогут не скоро: по подсчетам экспертов, на строительство нового НПЗ уходит минимум пять лет. Стоимость строительства, если исходить из примера Нижнекамского НПЗ, составляет примерно $3 млрд. И это еще одна причина, по которой строить новые заводы нет смысла. Модернизация среднего российского НПЗ, по мнению Дугласа Рольфса из инвесткомпании FIM Securities, обходится около $500—600 млн. и занимает в среднем около трех лет. Даже увеличение мощности имеющихся заводов стоит вдвое дешевле, чем строительство нового НПЗ. «Это объясняется использованием уже существующей площадки, наличием вспомогательных объектов, меньшим временем, которое требуется для получения разрешений и согласований, а также ограниченными фиксированными операционными издержками», — считают эксперты UBS. Правда, при текущей ценовой конъюнктуре на мировых рынках энергоносителей может быть оправданным строительство экспортно-ориентированного НПЗ, но при условии, что цена Urals не будет опускаться ниже $50 за баррель, а экспортная пошлина на нефтепродукты по-прежнему будет ниже пошлины на нефть. Но предсказать налоговую политику российских властей, а также мировые цены на черное золото, понятно, не берется никто. Поэтому вложения в новые заводы как минимум слишком рискованны.

Нефтяники это понимают. Кроме размытых планов по строительству новых НПЗ, почти все компании имеют совершенно конкретные планы модернизации и расширения уже имеющихся. Так, «ЛУКОЙЛ» собирается увеличить мощность Нижегородского НПЗ с 12 млн. до 20 млн. тонн нефти в год, «Роснефть» — нарастить мощность Туапсинского НПЗ с 4,5 млн. до 12 млн. тонн, а Комсомольского — с 5 млн. до 7 млн. тонн нефти, «Сургутнефтегаз» строит на Киришском НПЗ в Ленинградской области установку по переработке мазута мощностью 5 млн. тонн нефти в год. А все заявления о строительстве новых заводов делаются в основном в привязке к желанию приобрести один из НПЗ ЮКОСа. Если только «Роснефть» — основной кредитор и, естественно, претендент на активы опальной компании — поделится с коллегами, они спокойно займутся модернизацией своих действующих НПЗ, а строительство новых заводов, скорее всего, отложат.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».