Архивная публикация 2005 года: "Попотеть ради благого дела"
Велопробеги и не только делают рекордные сборы на благотворительностиДвадцать лет назад некий хирург из Такомы (штат Вашингтон) выступил с благородной идеей 24-часового марафона по стадиону, чтобы собрать средства для фонда борьбы с раком. Собрав $27000, он понял, что пожертвований будет больше, если организовать эстафету. Так скромно начиналась «Эстафета ради жизни» Американского общества борьбы с раком. В этом году в 4400 «эстафетах ради жизни» от Майами до Юрики (штат Калифорния) примут участие более 3 млн. американцев, которые соберут около $300 млн.
С того самого первого забега медицинские благотворительные организации активно взялись за проведение пеших, велосипедных и прочих марафонов, собирая средства и заодно информируя население о разных заболеваниях, от СПИДа до лейкемии. Подобные мероприятия дают до трети $1-миллиардного годового бюджета Общества борьбы с раком. Финансирование Общества борьбы с лейкемией и лимфомой больше чем наполовину зависит от двух весьма успешных регулярных марафонов, благодаря которым бюджет Общества вырос с $35 млн. в 1995 году до $215 млн. сегодня.
Всего, по данным экспертов, пешие марафоны и другие благотворительные спортивные мероприятия ежегодно привлекают до 10 млн. человек, собирая $1 млрд. «Однако на самом деле их результаты куда более значительны», — считает исполнительный вице-президент Общества борьбы с раком Гэрри Джонс (Harry Johns). Повысился уровень информированности о болезнях, и за последние годы удалось убедить конгресс удвоить бюджет Национального института рака и Национального института здоровья. В значительной степени взрывной рост благотворительного марафонского движения связан с тем, что к нему подключились крупные компании и сегодня они — главные участники большинства мероприятий такого рода. В этом году в 1100 пеших марафонах «Иди, Америка» Фонда помощи детям с врожденными дефектами примут участие 1 млн. спортсменов и будет собрано $100 млн. Примерно 80% участников соревнований входят в одну из 22 000 команд, многие из которых организованы Kmart, Cigna, FedEx и другими компаниями. В этом году в марафонах «Иди, Америка» участвовали более 12 000 сотрудников FedEx, собравших $1,6 млн. Исполнительный вице-президент Кен Мэй (Ken May), управляющий Kinkos FedEx, считает, что в выигрыше оказываются все: «Благодаря этому создается совершенно уникальный командный дух».
Некоторые компании активно включаются в спонсорство. Скажем, Ford Motor Co. 11 лет поддерживает забеги серии «Бег ради исцеления», которые организует Фонд борьбы с раком груди Сьюзан Дж. Комен (Susan G. Comen): в 100 забегах на 5 км участвуют до 1,5 млн. человек, в том числе дилеры и сотрудники компании Ford. С 2000 года Ford устраивает для этого фонда благотворительные распродажи дизайнерских шарфов.
Слишком быстро
Мероприятия подразделяются на элитарные и для всех. Участникам элитарных состязаний приходится выкладываться, и они должны собрать достаточно серьезные средства, то есть число участников здесь меньше.
Одно из лучших подобных мероприятий, ежегодный веломарафон Pan-Massachusetts
Challenge (PMC), проводится в августе: чтобы проехать по рассчитанному на два дня
маршруту от Стербриджа до Провинстауна, велосипедисты должны собрать не менее $3000. В прошлом году всего 3800 гонщиков собрали $20 млн. PMC передает средства антираковому фонду «Джимми»; в 1999 году это было $9 млн.
Общие пешие марафоны — соревнования попроще, и минимальная сумма сборов в них если и задается, то редко. В каждом из четырех крупнейших — «Эстафета для жизни», «Иди, Америка», «Бег ради исцеления» и «Поход за здоровое сердце», организуемый Американской кардиологической ассоциацией, — участвуют не менее 1 млн. человек. Некоторые эксперты опасаются, что общество может устать от слишком большого количества марафонов. Хотя майский пеший марафон против СПИДа «Нью-Йорк в пути» позволил собрать рекордные $5,8 млн., на подобных мероприятиях в Бостоне и Чикаго отмечен отток желающих участвовать, а питтсбургский пеший марафон вообще пришлось отменить, рассказывает Крейг Миллер (Craig R. Miller), президент MZA Events Inc., положившей начало таким «походам» против СПИДа. По его словам, в целом благотворительные сборы на борьбу со СПИДом сократились на 20%. А вот движение против рака груди растет, и в него вливаются все новые участники. Американская легочная ассоциация, в 2001 году запустившая проект «Поход против астмы», в прошлом году привлекла 60 000 участников и собрала $8 млн. против $500 000 в первый год. Совершенно ясно, что миллионы американцев готовы идти, бежать или ехать, чтобы победить болезни.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".