27 апреля 2024
USD 92.01 -0.12 EUR 98.72 +0.01
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2009 года: "ПОРТРЕТ НА ФОНЕ ДОЛГОВ"

Архивная публикация 2009 года: "ПОРТРЕТ НА ФОНЕ ДОЛГОВ"

Знаменитый фотограф Энни Лейбовиц оказалась на грани банкротства. Она рискует лишиться недвижимости и прав на собственные работы..
Лейбовиц мечтала о жизни столь же красивой, как у героев ее фотографий - звезд с обложек журналов. Но реальность оказалась суровой: свое 60-лет-ие Лейбовиц, которую по праву считают наследницей Ричарда Аведона и Гельмута Ньютона, рискует встретить… банкротом. За четыре десятилетия в фотографии она привыкла к жестким дедлайнам, но с таким, как сейчас, сталкивается впервые. Если Энни не вернет кредиторам до 8 сентября $24 млн, то лишится не только своего роскошного нью-йоркского таунхауса в Гринвич-Виллидж и особняка в Райнбеке, в двух часах езды от Нью-Йорка, но и авторских прав на свои снимки.

Знаменитый фотограф Энни Лейбовиц оказалась на грани банкротства. Она рискует лишиться недвижимости и прав на собственные работы..

Лейбовиц мечтала о жизни столь же красивой, как у героев ее фотографий - звезд с обложек журналов. Но реальность оказалась суровой: свое 60-лет-ие Лейбовиц, которую по праву считают наследницей Ричарда Аведона и Гельмута Ньютона, рискует встретить… банкротом. За четыре десятилетия в фотографии она привыкла к жестким дедлайнам, но с таким, как сейчас, сталкивается впервые. Если Энни не вернет кредиторам до 8 сентября $24 млн, то лишится не только своего роскошного нью-йоркского таунхауса в Гринвич-Виллидж и особняка в Райнбеке, в двух часах езды от Нью-Йорка, но и авторских прав на свои снимки.

ДОМОВЛАДЕЛИЦА
Во всем виноваты, конечно, деньги или, точнее, неумение соизмерять желания
с возможностями. "Во многих сегодняшних проблемах Энни виновата ее страсть к совершенству", - сказала Тина Браун, редактор Vanity Fair, в интервью радиостанции NPR. В Нью-Йорк Энни Лейбовиц приехала в конце 60-х годов прошлого века и поселилась в маленькой квартирке в западной части Манхэттена. Повышенное внимание к деталям и стремление добиться совершенства стали ее визитной карточкой. Достаточно вспомнить фотосессию Кирстин Данц в роли Марии-Антуанетты, проведенную по требованию Лейбовиц в Версале (причем дворец пришлось закрыть для публики). Или знаменитую ванну с молоком, в которой она снимала Вупи Голдберг.
Если бы Лейбовиц с таким размахом тратила только деньги Vanity Fair и клиентов, это было бы еще полбеды. К сожалению, она жила не по средствам и сама. По мере роста популярности росли ее аппетиты, а расходы становились все экстравагантнее.
Со временем Энни начала копировать стиль жизни знаменитостей, которых фотографировала. Кроме агента, адвоката и помощников в ее штате были повар, экономка, инструктор по йоге, садовник и постоянная нянька. Человека, выполнявшего мелкие работы по дому, она возила за свой счет из Вермонта в Нью-Йорк.
В 1994 году Энни Лейбовиц купила пентхаус в нью-йоркском Челси и полностью его переделала. Капитальные ремонты стали ее навязчивой страстью. Через два года она приобрела дом в Райнбеке и тоже устроила капитальный ремонт.
Еще через три года Лейбовиц стала владелицей автомагазина площадью 140 кв. м на Западной 26-й улице в Челси и переделала его в студию. Была еще и роскошная квартира в Париже с окнами на Сену, в которой Энни часто останавливалась со своей подругой, писательницей Сьюзан Зонтаг.
Эту небольшую империю недвижимости Лейбовиц, наверное, могла бы себе позволить. В конце концов, она самый высокооплачиваемый фотограф планеты и получает, по разным данным, $2-3 млн в год в Conde Nast, у владельца Vanity Fair, и от десятков тысяч фотосессий на стороне.
Вся беда Энни Лейбовиц в том, что она не сумела вовремя остановиться. В 2002 году она купила два таунхауса в Гринвич-Виллидж и немедленно начала перестраивать их в один дом общей площадью 850 кв. м. Поначалу Энни хотела уложиться в полмиллиона, но смета росла с каждым днем. "Роковым" оказалось решение углубить полутораметровый подвал под домом, чтобы Лейбовиц, рост которой 185 см, могла бы свободно ходить по нему без страха разбить голову.
Во время проведения земляных работ строители повредили стену, отделявшую ее дом от соседнего. Из-за разрыва газовой трубы возникла угроза взрыва. Хозяева подали на Лейбовиц в суд. Дело удалось уладить, но для этого Энни пришлось купить дом за $1,87 млн.
В поисках денег Энни Лейбовиц взяла в 2004 году краткосрочную ссуду. В конце того же года она продала студию в Челси за $11,4 млн, а в 2005-м и пентхаус. Увы, полученные деньги не решили ее проблем, потому что, продавая недвижимость, Энни брала новые кредиты. Например, перед продажей студии она заняла под нее еще $3,5 млн вдобавок к уже имевшейся закладной на $2,1 млн. Лейбовиц постепенно увеличила сумму кредита, взятого под залог дома в Райнбеке, с первоначальных $1,8 млн до $11 млн. Для покупки домов в Гринвич-Виллидж пришлось занять $1,2 млн, через три года сумма закладной выросла уже до $3,4 млн.
В результате к 2008 году общая сумма всех закладных достигла почти $15 млн. Если предположить, что деньги она брала на 30 лет под фиксированные 5% годовых, то только на обслуживание этих долгов требовалось три четверти миллиона долларов в год.

ТЕ ЖЕ И ART CAPITAL
К концу 2006 года Лейбовиц отчаянно нуждалась в деньгах. Старые кредиторы начали отказывать в займах. Об ухудшении финансового положения Энни говорит и тот факт, что ей отказали в выдаче карты American Express ввиду слишком плохой кредитной истории.
Приходилось искать новый источник денег, и в конце 2006 года Лейбовиц узнала от своих финансовых советников об Art Capital Group (ACG). Основанная в 1999 году Йэном Пеком и Бэйрдом Райаном компания выдавала краткосрочные кредиты (не больше чем на 18 месяцев) под 6-16% годовых. Обеспечением ссуд служили произведения искусства. Art Capital пользуется популярностью у владельцев картинных галерей и торговцев картинами, потому что из-за больших колебаний цен на рынке произведений искусства банки выдают под них кредиты с большой неохотой.
Сумма кредита ACG может достигать 40-50% от стоимости обеспечения. Оценку залога зачастую производят специалисты самой компании, поэтому деньги в "ломбарде искусств", как ее часто называют, можно получить в течение считанных дней, а не недель или месяцев.
Главный офис Art Capital располагается на Мэдисон-авеню в бывшем здании нью-йоркского отделения "Сотбис" и больше напоминает не ломбард, а картинную галерею. Стены увешаны полотнами Рубенса, Сурбарана, Ротко, Уорхола и Пикассо. Здесь же можно полюбоваться черно-белыми фотографиями Эрнста Хааса, раритетными киноафишами, старинными игрушками и инструментами и многим другим. Клиентами ACG являются представители мира искусства, бизнесмены и коллекционеры, которым срочно потребовались деньги под залог имеющихся у них ценностей. Естественно, в случае невозврата денег должник рискует лишиться залога. Однако, по словам Йэна Пека, такое происходит крайне редко.
"Наш бизнес очень сложный и щекотливый, - рассказал он журналисту NewДевять из десяти клиентов вовремя возвращают деньги и вполне довольны сотрудничеством с на-ми, но природа нашего бизнеса вынуждает нас время от времени обращаться в суд".
Полотна Энди Уорхола "Гамбургер" и "Мотоцикл Минеола" раньше принадлежали бизнесмену Эвану Тавилу. Тавил занял под них в 2007 году около $250 тыс. Он своевременно выплачивал проценты, но потом неосторожно попросил разрешения выставить картины на аукцион, чтобы вернуть основную часть кредита, получил отказ и лишился уорхоловских произведений.
Портреты кисти Рубенса в прошлом году заложила Вероника Херст, вдова газетного магната Рэндольфа Херста. Она надеялась сохранить с их помощью 52-комнатный особняк в Маналапане, штат Флорида, но в результате лишилась и картин, и дома.
Еще один пример - Мелани Джилл, унаследовавшая после смерти мужа большую коллекцию старинной мебели. В 2003 году она заняла у Art Capital $1,5 млн на покупку небольшой гостиницы и оздоровительного центра в Новом Орлеане. После первой же просрочки выплаты процентов компания выставила всю ее мебель на аукцион "Кристис" и продала нью-йоркскую квартиру.
Впрочем, это проблема заемщиков, а у самой ACG дела идут отлично. Йэн Пек рассчитывает выдать в 2009 году кредитов на $120 млн, что в полтора раза больше, чем в 2008-м. Кстати, с просьбой о помощи к ним обращался и Майкл Джексон, но получил отказ.
{PAGE}

КАБАЛА
Поначалу компания Art Capital показалась Энни спасением. В 2008 году она взяла у Пека и Райана кредит в общей сложности на $22 млн, а в июне этого года - еще на $2 млн.
Срок возврата - 8 сентября. Судя по всему, вернуть деньги в срок Энни Лейбовиц не сможет. По слухам, она взяла кредит под 12% годовых, то есть возвращать нужно не $24 млн, а почти на $3 млн больше. При этом, как утверждают в ACG, они получили право продать не только работы знаменитого фотографа, но и ее дома в Нью-Йорке и Райнбеке. От вырученных денег в счет возврата долгов им должны достаться 22,5%.
Сейчас Энни утверждает, что думала, будто заключает обычное кредитное соглашение. Она подписала его, не показав ни агенту, ни юристу, как это обычно делается в Америке.
Шансы на то, что мисс Лейбовиц удастся сохранить дома и права на интеллектуальную собственность, по оценкам специалистов, невелики. Последняя надежда - Getty Images, самое крупное в мире фотоагентство, которое много лет мечтало о сотрудничестве с ней.
В январе этого года Art Capital, утверждающая, что обладает правами на фотографии Лейбовиц, уже связывалась с агентством и интересовалась, не хотят ли они купить ее архив, который Пек оценивает в $50 млн. Getty, в принципе, готово купить, но предложило лишь $15 млн. Переговоры закончились безрезультатно.
19 марта Getty объявило о заключении соглашения с Энни Лейбовиц, по которому она получит $1,1 млн за восемь фотосессий. Сразу после этого представители ACG начали звонить Лейбовиц и требовать, чтобы она пустила их оценщиков в таунхаус, но получили категорический отказ.
В апреле Art Capital обратилась в суд. Она обвиняет Getty, в том, что агентство воспользовалось переговорами с ними и заключило сделку с Энни Лейбовиц. Через три месяца, 29 июля, юристы Пека и Райана отнесли в Верховный суд Нью-Йорка иск и к самой Энни. В нем утверждается, что она согласилась передать в качестве обеспечения кредита негативы своих снимков и авторские права на все работы, а также имущество и разрешила все это продать с тем, чтобы вернуть деньги. Истцы утверждают, что соглашение Лейбовиц подписывала, с самого начала не собираясь выполнять его условия. Они требуют, чтобы суд обязал ее пустить их людей для оценки домов и другого имущества. Иск ACG подала за пять недель до истечения срока возврата денег. Очевидно, в компании уверены, что денег они 8 сентября не увидят.
P.S. Чем бы ни закончился этот громкий скандал, жизнь Энни Лейбовиц уже никогда не будет такой же, как раньше. Паула Лейбовиц, ее младшая сестра, считает, что для Энни настало время начать новую жизнь. Паула живет в Калифорнии и мечтает переманить на запад и сестру.

В 1994 году Энни Лейбовиц приобрела пентхаус в нью-йоркском Челси и полностью его перестроила. В 1999 году Лейбовиц стала владелицей автомагазина площадью 140 кв. м на Западной 26-й улице в Челси и переделала его в студию. В 2002 году она купила два таунхауса в Гринвич-Виллидж и немедленно начала объединять их в один дом общей площадью 850 кв. м.

КУРЬЕЗ
Об одной из экстравагантных трат Энни Лейбовиц рассказал Дэн Келлум, работавший в 2002 году у нее помощником. Сразу после появления на свет в 2001 году дочери Сары Лейбовиц решила записывать все подробности ее жизни в дневнике. Когда роскошные блокноты из Швеции закончились, Энни распорядилась срочно доставить ей самолетом еще два. Маленькая прихоть обошлась в $800.

У конкурентов Art Capital дела идут неплохо. Меган Карлтон, партнер Art Finance Partners, утверждает, что в 2009 году число клиентов выросло на 40%.
Рей Гейлорд, владелец ArtLoan, тоже отмечает наплыв желающих получить кредиты под произведения искусства. Их не останавливает даже то, что компания из Сан-Франциско подняла в прошлом году процентную ставку с 18% до 24%.
В ArtLoan предпочитают работать с небольшими произведениями искусства, которые легко складировать и отправить на аукцион или коллекционерам. Весной Гейлорд, к примеру, выдал $115 тыс. под залог бронзовой статуэтки начала ХХ века, персидского ковра ХIХ века и музыкальной шкатулки из Швейцарии.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».