26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2010 года: "ПОСЛЕДНИЙ ТРАНСФЕРТ НАСТУПАЕТ"

Архивная публикация 2010 года: "ПОСЛЕДНИЙ ТРАНСФЕРТ НАСТУПАЕТ"

Манипулирование ценами внутри корпораций, в результате которого казна недополучает миллионы рублей, будет запрещено законом. Когда-то это должно было случиться. После множества попыток пресечь так называемое трансфертное ценообразование государство наконец решило изменить Налоговый кодекс. Сегодня ничто не мешает производственной или добывающей компании в рамках холдинга продавать свою продукцию сбытовой компании по внутренним ценам. Цены эти не имеют ничего общего с рыночными, они гораздо ниже. А вот конечным потребителям сбытовики продают товар уже по рыночной стоимости. В результате финансовые ресурсы концентрируются в едином центре прибыли (сбытовой компании), их потом можно перераспределять в зависимости от потребностей корпорации. Не секрет, что такая система особенно актуальна для вертикально интегрированных компаний в нефтегазовой и отчасти в металлургической отрасли. Манипулирование ценами происходит при передаче сырья в переработку, а затем в оптовую торговлю и в розницу. Смысл в том, что можно аккумулировать прибыль в одном звене, показывать убытки в другом и таким образом перераспределять прибыль из регионов с высокой налоговой нагрузкой туда, где ставки налога на прибыль ниже. Это наносит серьезный ущерб государственному бюджету. Но еще хуже то, что таким образом прибыль выводится из страны. Так происходит, если сделка заключается с офшорной компанией, которой продаются товары по заниженной цене, а та, в свою очередь, за границей реализует их по реальной стоимости.
Не мудрено, что перспектива лишиться таких возможностей вызывает сопротивление участников рынка. Предпринимались даже попытки доказать, что нормативно-правовое закрепление запрета трансфертных цен в НК противоречит Конституции. Однако напомню, с момента вступления в силу части первой Налогового кодекса прошло уже более 11 лет. И совершенно очевидно, что нормы, регламентирующие механизм контроля над ценами, устарели, они требуют корректировки.
Не так давно Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект "О внесении изменений в Налоговый кодекс в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения". Он существенно затрагивает не только фискальные интересы государства, но и интересы бизнеса, и мы исходим из необходимости в максимально возможной степени учесть все конструктивные мнения. Для того чтобы все тщательно обсудить и доработать, у нас будет время. Второе чтение состоится в конце весенней сессии, и если новый закон одобрят Госдума, Совет Федерации и президент страны, он вступит в силу не ранее 1 января следующего года.
Предлагается принять целый раздел в Налоговом кодексе из шести глав. В частности, уточняется понятие взаимной зависимости (взаимозависимыми признаются сестринские компании или участники договора - траста), дается определение характеристик сделок, которые подлежат контролю (за счет введения понятия "контролируемые сделки"). При этом из перечня исключены бартерные операции. Сделки между взаимозависимыми лицами будут контролироваться в том случае, если сумма доходов и расходов превысит 1 млрд рублей за год и если один из участников сделки применяет единый налог на вмененный доход. Под контроль попадут также внешнеторговые сделки с такими биржевыми товарами, как нефть, черные, цветные и драгоценные металлы. Кроме того, подконтрольными будут считаться сделки, в которых одна из сторон зарегистрирована на территории государства, законы которого позволяют отказывать в информации нашим налоговикам.
Предусмотрены и санкции. В соответствии с законопроектом о трансфертном ценообразовании налоговая ответственность наступает за неуплату налогов, если сделка совершена по цене, не соответствующей рыночной. Интервал рыночных цен, который должен соблюдать тот или иной налогоплательщик, будет установлен. Нарушитель, во-первых, доплатит налоги, во-вторых, заплатит штраф в размере 40% от недоплаченной суммы.
Не преувеличу, если скажу, что от решения проблемы контроля за правильностью определения цен в интересах налогообложения в значительной степени будет зависеть состояние налоговой дисциплины в стране.

Манипулирование ценами внутри корпораций, в результате которого казна недополучает миллионы рублей, будет запрещено законом. Когда-то это должно было случиться. После множества попыток пресечь так называемое трансфертное ценообразование государство наконец решило изменить Налоговый кодекс. Сегодня ничто не мешает производственной или добывающей компании в рамках холдинга продавать свою продукцию сбытовой компании по внутренним ценам. Цены эти не имеют ничего общего с рыночными, они гораздо ниже. А вот конечным потребителям сбытовики продают товар уже по рыночной стоимости. В результате финансовые ресурсы концентрируются в едином центре прибыли (сбытовой компании), их потом можно перераспределять в зависимости от потребностей корпорации. Не секрет, что такая система особенно актуальна для вертикально интегрированных компаний в нефтегазовой и отчасти в металлургической отрасли. Манипулирование ценами происходит при передаче сырья в переработку, а затем в оптовую торговлю и в розницу. Смысл в том, что можно аккумулировать прибыль в одном звене, показывать убытки в другом и таким образом перераспределять прибыль из регионов с высокой налоговой нагрузкой туда, где ставки налога на прибыль ниже. Это наносит серьезный ущерб государственному бюджету. Но еще хуже то, что таким образом прибыль выводится из страны. Так происходит, если сделка заключается с офшорной компанией, которой продаются товары по заниженной цене, а та, в свою очередь, за границей реализует их по реальной стоимости.
Не мудрено, что перспектива лишиться таких возможностей вызывает сопротивление участников рынка. Предпринимались даже попытки доказать, что нормативно-правовое закрепление запрета трансфертных цен в НК противоречит Конституции. Однако напомню, с момента вступления в силу части первой Налогового кодекса прошло уже более 11 лет. И совершенно очевидно, что нормы, регламентирующие механизм контроля над ценами, устарели, они требуют корректировки.
Не так давно Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект "О внесении изменений в Налоговый кодекс в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения". Он существенно затрагивает не только фискальные интересы государства, но и интересы бизнеса, и мы исходим из необходимости в максимально возможной степени учесть все конструктивные мнения. Для того чтобы все тщательно обсудить и доработать, у нас будет время. Второе чтение состоится в конце весенней сессии, и если новый закон одобрят Госдума, Совет Федерации и президент страны, он вступит в силу не ранее 1 января следующего года.
Предлагается принять целый раздел в Налоговом кодексе из шести глав. В частности, уточняется понятие взаимной зависимости (взаимозависимыми признаются сестринские компании или участники договора - траста), дается определение характеристик сделок, которые подлежат контролю (за счет введения понятия "контролируемые сделки"). При этом из перечня исключены бартерные операции. Сделки между взаимозависимыми лицами будут контролироваться в том случае, если сумма доходов и расходов превысит 1 млрд рублей за год и если один из участников сделки применяет единый налог на вмененный доход. Под контроль попадут также внешнеторговые сделки с такими биржевыми товарами, как нефть, черные, цветные и драгоценные металлы. Кроме того, подконтрольными будут считаться сделки, в которых одна из сторон зарегистрирована на территории государства, законы которого позволяют отказывать в информации нашим налоговикам.
Предусмотрены и санкции. В соответствии с законопроектом о трансфертном ценообразовании налоговая ответственность наступает за неуплату налогов, если сделка совершена по цене, не соответствующей рыночной. Интервал рыночных цен, который должен соблюдать тот или иной налогоплательщик, будет установлен. Нарушитель, во-первых, доплатит налоги, во-вторых, заплатит штраф в размере 40% от недоплаченной суммы.
Не преувеличу, если скажу, что от решения проблемы контроля за правильностью определения цен в интересах налогообложения в значительной степени будет зависеть состояние налоговой дисциплины в стране.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».