1 июля 2025
USD 78.47 +0.26 EUR 92.28 +0.62
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2007 года: "Постглянец"

Архивная публикация 2007 года: "Постглянец"

Вернулся из отпуска, а в Москве опять обсуждают глянец, на этот раз фильм Андрея Кончаловского с таким названием. Я его посмотрел. Удивился. Автор сценария Авдотья Смирнова, как мне всегда казалось, человек бесконечно далекий от мира дорогих вещей. Причем концептуально.Отсюда копеечные колечки на руках и даже, показалось, нитяные фенечки вместо золотых браслетов и бриллиантов на запястьях. Кончаловский также не замечен в демонстративном потреблении, в дорогих вещах не красуется. Зато бегает по 12 километров даже в день рождения.

Это я к тому, что авторы фильма, на мой взгляд, на повседневном, бытовом уровне слишком удалены от мира гламура и глянца, чтобы иметь достоверную возможность художественного осмысления этого явления. Оно дано им в гротескном, пародийном виде, в стиле анекдотов про новых русских. Именно отдаленность от мира глянца, искусственная конструкция образов, попытка описать внутреннюю мотивацию персонажей по шаблону обусловливают оглушительную неудачу фильма.

Они создали фильм о стереотипах середины 90-х. Как будто так сейчас. А сейчас все уже не так, по-иному. На дворе уже другая эпоха — эпоха постглянца. Ее отличительная черта в том, что иконы гламура — самые трудолюбивые люди в стране. Чтобы попасть на гребень гламура и особенно удержаться на нем, нужно пахать и пахать. И при этом быть в образцовой физической форме.

Глянец — это попса нашей жизни. А попса, как это ни покажется странным, не демократична. Это в джазе или блюзе ты можешь не следить за собой, иметь лишний вес, пить. А попса — это шесть кубиков пресса! Но сами эти кубики даже у худых людей из ниоткуда не берутся. Мы наблюдаем голливудизацию нашего шоу-бизнеса. В основе процесса восхищение, уважение и на этой основе легитимизация в глазах общества героев гламура. Если глянец 90-х — это взгляд на нарядных людей тусовки, которым просто как-то повезло в жизни украсть много денег, то постглянец — это люди, попавшие в него по трудовому признаку. Любимый мной Андрей Малахов, не любимые мной Ксения Собчак и Федор Бондарчук — люди невероятной трудоспособности и самоотверженности. Это надо признать, даже при стойкой нелюбви к тому, что они делают.

Ругать глянец за апологию бездуховности нечестно. Ругают в основном люди, не имеющие ни опыта, ни навыков жизни в мире дорогих вещей. Подчеркиваю: дорогих, потому что миру вещей дешевых глянец не нужен.

Я как-то назвал глянцевые журналы путеводителями по миру дорогих вещей. В основе бизнес-модели такого журнала — реклама товара, даже не услуги. Товара, который с рациональной и функциональной точки зрения, скорее всего, вообще не нужен. Реклама стиля одежды на предстоящий сезон, стиля потребления и даже стиля жизни в более широком смысле. Материальное богатство в условиях переходной экономики приходит неравномерно и в основном к молодым, культура трат которых еще не оформилась. А поскольку товаров много, людей много, то и журналов много, и они жестко конкурируют между собой. Конкуренция путеводителей.

Капитализм порождает у наиболее активных и зарабатывающих стрессы, снимаемые покупками дорогих и ненужных вещей. Шопоголизм — это и диагноз, и средство лечения.

Чтобы не было тоскливо от путеводителя, глянцевые журналы подтягивают интересных колумнистов, культовых писателей, которые рады сотрудничать с глянцем в том числе и потому, что это гарантированный доступ к состоятельному читателю каждый месяц. А вся элита у нас — состоятельные граждане. Так что можно донести до нее свои мысли быстро и без посредников.

Стандарты потребления, задаваемые глянцем, являются стимулом для конкурентоспособных и раздражают материальных неудачников. Ценности и идеалы производятся до глянца, в семье и школе. Глянец получает готовых адептов.

Говорят, что Оскар Уайльд, впервые попробовав мороженое, сказал: «Жаль, что это не грех». Постглянец тоже.

Вернулся из отпуска, а в Москве опять обсуждают глянец, на этот раз фильм Андрея Кончаловского с таким названием. Я его посмотрел. Удивился. Автор сценария Авдотья Смирнова, как мне всегда казалось, человек бесконечно далекий от мира дорогих вещей. Причем концептуально.Отсюда копеечные колечки на руках и даже, показалось, нитяные фенечки вместо золотых браслетов и бриллиантов на запястьях. Кончаловский также не замечен в демонстративном потреблении, в дорогих вещах не красуется. Зато бегает по 12 километров даже в день рождения.

Это я к тому, что авторы фильма, на мой взгляд, на повседневном, бытовом уровне слишком удалены от мира гламура и глянца, чтобы иметь достоверную возможность художественного осмысления этого явления. Оно дано им в гротескном, пародийном виде, в стиле анекдотов про новых русских. Именно отдаленность от мира глянца, искусственная конструкция образов, попытка описать внутреннюю мотивацию персонажей по шаблону обусловливают оглушительную неудачу фильма.

Они создали фильм о стереотипах середины 90-х. Как будто так сейчас. А сейчас все уже не так, по-иному. На дворе уже другая эпоха — эпоха постглянца. Ее отличительная черта в том, что иконы гламура — самые трудолюбивые люди в стране. Чтобы попасть на гребень гламура и особенно удержаться на нем, нужно пахать и пахать. И при этом быть в образцовой физической форме.

Глянец — это попса нашей жизни. А попса, как это ни покажется странным, не демократична. Это в джазе или блюзе ты можешь не следить за собой, иметь лишний вес, пить. А попса — это шесть кубиков пресса! Но сами эти кубики даже у худых людей из ниоткуда не берутся. Мы наблюдаем голливудизацию нашего шоу-бизнеса. В основе процесса восхищение, уважение и на этой основе легитимизация в глазах общества героев гламура. Если глянец 90-х — это взгляд на нарядных людей тусовки, которым просто как-то повезло в жизни украсть много денег, то постглянец — это люди, попавшие в него по трудовому признаку. Любимый мной Андрей Малахов, не любимые мной Ксения Собчак и Федор Бондарчук — люди невероятной трудоспособности и самоотверженности. Это надо признать, даже при стойкой нелюбви к тому, что они делают.

Ругать глянец за апологию бездуховности нечестно. Ругают в основном люди, не имеющие ни опыта, ни навыков жизни в мире дорогих вещей. Подчеркиваю: дорогих, потому что миру вещей дешевых глянец не нужен.

Я как-то назвал глянцевые журналы путеводителями по миру дорогих вещей. В основе бизнес-модели такого журнала — реклама товара, даже не услуги. Товара, который с рациональной и функциональной точки зрения, скорее всего, вообще не нужен. Реклама стиля одежды на предстоящий сезон, стиля потребления и даже стиля жизни в более широком смысле. Материальное богатство в условиях переходной экономики приходит неравномерно и в основном к молодым, культура трат которых еще не оформилась. А поскольку товаров много, людей много, то и журналов много, и они жестко конкурируют между собой. Конкуренция путеводителей.

Капитализм порождает у наиболее активных и зарабатывающих стрессы, снимаемые покупками дорогих и ненужных вещей. Шопоголизм — это и диагноз, и средство лечения.

Чтобы не было тоскливо от путеводителя, глянцевые журналы подтягивают интересных колумнистов, культовых писателей, которые рады сотрудничать с глянцем в том числе и потому, что это гарантированный доступ к состоятельному читателю каждый месяц. А вся элита у нас — состоятельные граждане. Так что можно донести до нее свои мысли быстро и без посредников.

Стандарты потребления, задаваемые глянцем, являются стимулом для конкурентоспособных и раздражают материальных неудачников. Ценности и идеалы производятся до глянца, в семье и школе. Глянец получает готовых адептов.

Говорят, что Оскар Уайльд, впервые попробовав мороженое, сказал: «Жаль, что это не грех». Постглянец тоже.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".