2 мая 2024
USD 91.78 -0.23 EUR 98.03 -0.69
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2002 года: "Предъявите "единый"!"

Архивная публикация 2002 года: "Предъявите "единый"!"

Единый госэкзамен -- необходимая часть масштабной реформы всей системы высшего образования.В этом году единый госэкзамен проводится в 16 регионах. При этом для нас важно апробировать не столько содержание, сколько технологию проведения ЕГЭ. Нужно понять, какими должны быть экзаменационные процедуры, чтобы им доверяли ученики, педагоги, родители и вузы. Следует отметить, что на сегодняшний день у региональных властей уже появляется понимание того, что альтернативы -- другого, более объективного способа проверки знаний -- нет. Из регионов, пока не участвующих в эксперименте, к нам поступают заявки на проведение и у них единого госэкзамена. Поэтому мы не исключаем, что в следующем году к эксперименту могут подключиться уже около 40 субъектов РФ.
Единый экзамен иногда обвиняют в том, что он не позволяет отбирать способных детей, поскольку предъявляет ко всем унифицированные требования. Однако для творческих вузов -- культуры, искусства, спорта -- мы обязательно сохраним возможность проведения еще одного, дополнительного испытания. Кроме того, ЕГЭ -- это ведь не тесты в чистом виде, как это обычно представляют. Это контрольно-измерительные материалы, которые составлены таким образом, что, по нашим прогнозам, максимальные 100 баллов может получить всего один человек из 10 тысяч сдающих. При этом я гарантирую, что ни один академик РАН не наберет 100 баллов из 100. Думаю, за абитуриента, набравшего такое количество баллов, будут бороться практически все вузы страны.
Мы намерены развивать опыт проведения школьных олимпиад. К весне следующего года введем в масштабах каждого райцентра, каждого субъекта федерации региональные олимпиады по разным предметам и определим, какие льготы будут даны их победителям. Не исключено, что мы дадим возможность вузам оставить квоту -- например, 10% -- на прием таких одаренных детей.
Кроме того, планируется осуществить эксперимент по переходу к государственным именным финансовым обязательствам (ГИФО). В этом году эксперимент с введением ГИФО проходит в пяти вузах, и, думаю, для того, чтобы оценить его эффективность, потребуется еще несколько лет. Суть идеи в том, что по итогам единого экзамена выпускник получит ГИФО, размер которого напрямую зависит от количества полученных баллов. Таким образом, сам ребенок будет понимать, что от того, как он учится в школе, и от того, как он сдаст экзамен, будет зависеть и стоимость его обучения в вузе.
Помимо прочего это попытка ухода от "ныне дикого" платного образования, когда вуз определяет стоимость обучения и при этом не учитывает, сколько баллов -- один или пять -- недобрал ребенок по конкурсу. При этом вуз не интересуют ни материальное положение семьи студента, ни оценки в его аттестате. На мой взгляд, такая система платного образования необъективна с академической и несправедлива с социальной точки зрения. Использование ГИФО позволит увеличить число семей, которые наряду с государством смогут софинансировать образование. Ведь они получат возможность оплачивать не полную стоимость обучения, а лишь его часть. Другую же часть будет финансировать государство. При этом, как и раньше, на 50% вузы станут получать финансирование по действующим нормативам -- на оплату услуг ЖКХ и пр. Из тех средств, которые через ГИФО придут в вуз, будут выплачиваться лишь студенческие стипендии и зарплаты преподавателям.
Также мы пытаемся решить проблему направления выпускников в те сферы народного хозяйства, где существует нехватка квалифицированных кадров -- в сельские школы, больницы, другие бюджетные организации. Мы предлагаем создать систему своеобразного образовательного кредита. Это будут государственные возвратные субсидии. Со студентом, который не прошел конкурс на бесплатное получение образования, заключат контракт, по которому государство станет оплачивать его учебу. При этом он сможет погасить этот кредит либо деньгами -- в течение десяти--пятнадцати лет после окончания вуза, -- либо отработав по специальности в той сфере, где существует нехватка кадров. Эту идею мы намерены внедрять уже со следующего лета, причем в массовом порядке, в вузах медицинского, педагогического, сельскохозяйственного профиля.

Единый госэкзамен -- необходимая часть масштабной реформы всей системы высшего образования.В этом году единый госэкзамен проводится в 16 регионах. При этом для нас важно апробировать не столько содержание, сколько технологию проведения ЕГЭ. Нужно понять, какими должны быть экзаменационные процедуры, чтобы им доверяли ученики, педагоги, родители и вузы. Следует отметить, что на сегодняшний день у региональных властей уже появляется понимание того, что альтернативы -- другого, более объективного способа проверки знаний -- нет. Из регионов, пока не участвующих в эксперименте, к нам поступают заявки на проведение и у них единого госэкзамена. Поэтому мы не исключаем, что в следующем году к эксперименту могут подключиться уже около 40 субъектов РФ.

Единый экзамен иногда обвиняют в том, что он не позволяет отбирать способных детей, поскольку предъявляет ко всем унифицированные требования. Однако для творческих вузов -- культуры, искусства, спорта -- мы обязательно сохраним возможность проведения еще одного, дополнительного испытания. Кроме того, ЕГЭ -- это ведь не тесты в чистом виде, как это обычно представляют. Это контрольно-измерительные материалы, которые составлены таким образом, что, по нашим прогнозам, максимальные 100 баллов может получить всего один человек из 10 тысяч сдающих. При этом я гарантирую, что ни один академик РАН не наберет 100 баллов из 100. Думаю, за абитуриента, набравшего такое количество баллов, будут бороться практически все вузы страны.

Мы намерены развивать опыт проведения школьных олимпиад. К весне следующего года введем в масштабах каждого райцентра, каждого субъекта федерации региональные олимпиады по разным предметам и определим, какие льготы будут даны их победителям. Не исключено, что мы дадим возможность вузам оставить квоту -- например, 10% -- на прием таких одаренных детей.

Кроме того, планируется осуществить эксперимент по переходу к государственным именным финансовым обязательствам (ГИФО). В этом году эксперимент с введением ГИФО проходит в пяти вузах, и, думаю, для того, чтобы оценить его эффективность, потребуется еще несколько лет. Суть идеи в том, что по итогам единого экзамена выпускник получит ГИФО, размер которого напрямую зависит от количества полученных баллов. Таким образом, сам ребенок будет понимать, что от того, как он учится в школе, и от того, как он сдаст экзамен, будет зависеть и стоимость его обучения в вузе.

Помимо прочего это попытка ухода от "ныне дикого" платного образования, когда вуз определяет стоимость обучения и при этом не учитывает, сколько баллов -- один или пять -- недобрал ребенок по конкурсу. При этом вуз не интересуют ни материальное положение семьи студента, ни оценки в его аттестате. На мой взгляд, такая система платного образования необъективна с академической и несправедлива с социальной точки зрения. Использование ГИФО позволит увеличить число семей, которые наряду с государством смогут софинансировать образование. Ведь они получат возможность оплачивать не полную стоимость обучения, а лишь его часть. Другую же часть будет финансировать государство. При этом, как и раньше, на 50% вузы станут получать финансирование по действующим нормативам -- на оплату услуг ЖКХ и пр. Из тех средств, которые через ГИФО придут в вуз, будут выплачиваться лишь студенческие стипендии и зарплаты преподавателям.

Также мы пытаемся решить проблему направления выпускников в те сферы народного хозяйства, где существует нехватка квалифицированных кадров -- в сельские школы, больницы, другие бюджетные организации. Мы предлагаем создать систему своеобразного образовательного кредита. Это будут государственные возвратные субсидии. Со студентом, который не прошел конкурс на бесплатное получение образования, заключат контракт, по которому государство станет оплачивать его учебу. При этом он сможет погасить этот кредит либо деньгами -- в течение десяти--пятнадцати лет после окончания вуза, -- либо отработав по специальности в той сфере, где существует нехватка кадров. Эту идею мы намерены внедрять уже со следующего лета, причем в массовом порядке, в вузах медицинского, педагогического, сельскохозяйственного профиля.

ВЛАДИМИР ФИЛИППОВ, министр образования РФ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».